Комитет по делам образования города Челябинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
«Центр развития образования города Челябинска»
Современные образовательные технологии как инструмент совершенствования
профессиональной компетентности
педагога
Выпуск 5
Том 2
Челябинск
2022
1
УДК 37.06
ББК 74.00
Печатается по решению Методического совета МБУ ДПО ЦРО. Протокол № 4 от 15 марта 2022 года.
Современные образовательные технологии как инструмент совершенствования профессиональной компетентности педагога : сборник научно-практических материалов V Международной научно-практической конференции. Вып. 5. Т. 2 / сост. и ред. В. Р. Абрамовских, Л. Н. Чипышева, Е. В. Ульянова, Н. А. Жернокова, С. В. Мачинская – Челябинск : МБУ ДПО ЦРО, 2022. – 328 с.
В сборник включены статьи педагогических работников образовательной системы города Челябинска, регионов Российской Федерации, Республики Казахстан, обобщающие практические разработки по применению в деятельности современных образовательных технологий, которые способствуют совершенствованию качества общего образования.
Сборник адресован руководителям, заместителям руководителей, педагогическим работникам образовательных организаций, руководителям методических объединений учителей-предметников.
© МБУ ДПО «Центр развития образования города Челябинска», 2022
2
Дядык Д. Б.
Приемы формирования читательской грамотности как компонента
функциональной грамотности…………………………………………………55
Есюнина О. В.
Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации……..60
Ефимова О. В.
Использование технологии развивающей игры VAY TOY в работе с детьми с нарушением зрения………………………………………………….63
Зайцева Г. В., Айчувакова Е. Р.
Формы и методы организации обучения финансовой грамотности
в технологическом лицее……………………………………………………….67
Захарова А. С.
Применение информационных технологий на уроках географии в классах специального (коррекционного) образования……………………...71
Исаева О. М., Гамова Е. М.
Образовательный интенсив для профориентационного волонтерского актива……………………………………………………………………………..74
Казанцева Е. С.
Педагогические условия формирования языковой компетенции………78 Кейлер Ю. В.
Информационно-консультативный журнал как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации………………………………………………………………………81
Кондратьев В. В.
Роль современных образовательных технологий в повышении качества
образования и формировании функциональной грамотности обучающихся……………………………………………………………………85
Коптева М. В., Бесчастнова Т. А.
Роль современных образовательных технологий в формировании функциональной грамотности обучающихся………………………………….89
Кукаркина А. Ю.
Сингапурские технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников………………………………..93
Кулагина Е. А.
Развитие читательской грамотности через тексты английских анекдотов
на уроках английского языка…………………………………………………...96
Макаров А. О., Щукина В. В.
«Игра в футбол 3х3» как эффективная методика технико-тактической подготовки обучающихся при игре в футбол………………………………...100
4
2. Дружинина, Л. А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДО / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. – Челябинск : «Букватор», 2006. – 113 с. – Текст : непосредственный.
Г. В. Зайцева,
Е. Р. Айчувакова
МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска», г. Челябинск, Россия Формы и методы организации обучения финансовой грамотности
в технологическом лицее
Аннотация: В статье описан проблемно-проектный педагогический подход к обучению финансовой грамотности в условиях технологического лицея. Ключевые слова: финансовая грамотность, проблемное обучение.
G. V. Zaitseva, E. R. Aichuvakova
MBEE "Lyceum No. 120 of Chelyabinsk"
Chelyabinsk, Russia Forms and methods of organization of financial literacy training
at the technological lyceum
Abstract: The article describes a problem-project pedagogical approach to teaching financial literacy in a technological lyceum.
Keywords: financial literacy, problem-based learning.
Современная жизнь весьма насыщенна и сложна, а в некоторых аспектах является непостижимой по причине отсутствия знаний и компетенций. Человек может быть хорошим профессионалом в области своей деятельности, но в некоторых, казалось бы, житейских вопросах, он допускает серьезные ошибки, часто приводящие к существенному снижению уровня жизни. Причиной тому – длительный период отсутствия финансового воспитания в новых условиях жизни, которые наметились в конце 80-х годов ХХ века. Однако, именно в финансовом воспитании, как молодежи, так и взрослого населения, намечены серьезные перемены. Развитие финансовой грамотности начинается в школе.
Принятая к обязательному изучению финансовая грамотность имеет своей целью воспитание финансово-грамотного гражданина, способного обеспечить личную финансовую устойчивость в рациональном распоряжении своими доходами, сбережениями с учетом расчета собственных финансовых рисков.
Внедрение современных, новых дисциплин является сложным процессом, и в общем образовании требует и подготовки учителей, и выбора педагогических приемов. В условиях технологической образовательной среды, в которой основным направлением является раннее профессиональное самоопределение обучаемых, применяются различные методы обучения от традиционной системы к проблемной, интерактивной, проектной системам.
Традиционная система обучения была сформирована в XVII веке. Ян Амос Коменский дал описание системы, четко определившей границы деятельности тех, кто учит, и тех, кого учат: группа учащихся приблизительно одного возраста работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Основной единицей обучения является занятие, которое, как правило, посвящено одному учебному предмету, одной теме, в которой все обучаемые работают над одним и тем же материалом. Любая деятельность на занятии проходит под руководством преподавателя, который оценивает результаты учебы обучаемого и принимает решение и об уровне подготовки ученика, и о переводе его в следующий класс.
Но Я. А. Коменский, как автор созданной и применяемой по сей день дидактики обучения, призывал к поиску новых путей развития образования.
Дальнейший педагогический поиск увенчался успехом через много лет. В первой половине XX века тот, кого называют отцом американской педагогики, Джон Дьюи, оказал наибольшее влияние на педагогическую теорию и практику своей страны в пределах востребованного заказа общества [3].
Дьюи, почувствовавший веление времени, связанное с подготовкой среднего класса, предлагал обучать на основе мотивации с детства. «Первичное, начальное содержание всякого предмета всегда существует, как результат активного действия, включающего использование возможностей тела и необходимые манипуляции с материалом, учебная дисциплина оказывается отделенной от потребностей и целей ученика и становится чем-то таким, что необходимо лишь запомнить и воспроизвести по требованию» [1, с. 173].
И поскольку каждый человек, даже самый маленький, о чем-то мечтает, определяет для себя какие-то жизненно важные для него цели, это и становится мотивацией для него в обучении. Даже не понимая того, с детства ребенок интуитивно определяет проблемы, которые важно выявить, в том числе для мотивации обучения, и решить в процессе обучения
Например, творческие люди, наделенные абсолютным слухом, с удовольствием занимаются музыкой, хотя это очень тяжелый труд. Их проблема – это труд для развития умения играть на инструменте, они постоянно отвечают на вопрос, как это сделать лучше.
Проблема людей, которым на роду написано продвижение в экономике, маркетинге, менеджменте, предпринимательской деятельности, применении технологий, в том числе новейших, непрерывно находятся в поиске новых знаний и умений. Для людей дела проблема состоит в выявлении некоего неизвестного объекта, о котором необходимо знать, который необходимо совершенствовать поэтому проблема для них – познание нового, полезного.
Размышления и опыт Дьюи привели к методике проблемного обучения, под которой понимается организация учебных занятий, предполагающая создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Проблемное обучение [греч. Problēma – задача, задание] – организованный педагогом
68
способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения. В процессе взаимодействия они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания [2]. Принцип проблемности сближает процессы традиционного обучения и самостоятельного познания, исследования, способствует развитию креативности и творческого мышления, а, значит, служит новаторству, в том числе и в профессиональном направлении, развитии современных технологий.
Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация, которая в отличие от задачи, включает три главных компонента: необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия, неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации, возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Проблема всегда рядом, она требует решения, потому что в этом заинтересован обучаемый, а, значит, он решает проблему различными доступными способами.
В технологическом лицее применение проблемного и проектного обучения весьма оправданно. Если главным в процессе обучения для обучаемого является получение опыта (Дьюи), который в дальнейшем будет применен в жизни, то получение необходимого опыта является и возможностью осознания учеником того, что он может в работе руками с использованием механизмов – современных станков по деревообработке, по обработке металла и швейных машин, а также хочет или не хочет становиться участником именно технологических процессов Однако человек, рано определившийся с профессией, связанной с совершенствованием в технологии производства, должен обладать знаниями в области финансовой грамотности, экономики, юриспруденции
В процесс обучения для определения вкладывается проблемный аспект. В практической деятельности, обучаемый осознает, как он будет делать ту или иную работу; отвечает на вопрос, хочет ли он заниматься таковой технологической работой в течение всей жизни. Ответы на проблемные вопросы будущей деятельности дает работа в проекте, предполагающая наличие ответов на вопросы на конечном этапе. Одновременно с профессиональной деятельностью встает вопрос о заработной плате, о вложениях в потенциальный бизнес, о сохранности финансов.
Традиционный лекционный подход к обучению лишает обучающегося возможности постановки проблемы и исследования путей ее решения, поэтому необходимо найти золотое сочетание лекции и организации деятельности по исследованию интересуемого материала, определить наиболее интересные и эффективные способы взаимодействия.
Проблемно-проектный педагогический подход, который может быть использован в ситуации подготовки гражданина для современного общества, дает возможность выявления и постановки проблемы и поиска ее решения именно в области, в которой заинтересован обучающийся. Финансовая грамотность – как приобретение финансовой компетенции владения собственными средствами, является не только востребованной обучающимися школы проблемой, но и немаловажным фактором в технологическом образовании в целом. Изучение финансовой грамотности, экономики, предпринимательской деятельности, информационных технологий и различных направлений технологического процесса, дает возможность понимания организации современной полезно-общественной деятельности в целом.
Заложенная в лицее система, дает возможность поэтапного обучения функциональной грамотности, включающей читательскую, естественнонаучную, математическую грамотность, креативного мышления и глобальных компетенций. На фоне приобретаемых профессиональных компетенций, особо проблемной становится такая составляющая функциональной грамотности, как финансовая грамотность, поскольку возникают вопросы финансового обеспечения в течение всей жизни, в том числе в форме различных доходов от заработка или от бизнеса.
В лицее обучаемый проходит путь от малого к большему, что достигается изучением финансовой грамотности в младших классах (начальное общее образование) на уроках математики, технологии, окружающего мира.
В основном общем образовании с 5 по 9 классы для изучения финансовой грамотности разработаны программы кружков, внеурочных занятий, где раскрытие вопросов финансовой грамотности происходит, как в предметном обучении, так и во внеурочном формате, где обучаемые готовят минипроекты. Новые возможности по обучению финансовой грамотности дают уроки технологии, экономики, математики, истории и обществознания, на которых обучаемые выявляют взаимосвязи в разных направлениях функциональности.
Среднее общее образование дает возможность обучающемуся получить не только общее представление о финансовой грамотности, но за счет углубленного изучения на элективных курсах экономики, обществознания, технологии, компьютерной грамотности, предпринимательской деятельности, как составляющих направлений технологии, представить свои знания в подготовленном проекте, который является завершающим аспектом изучения.
В индивидуальном проекте обучающиеся представляют полученные знания, прежде всего, в области финансовой грамотности, объединенные в углубленном изучении в 10-11 классах технологии, экономики, информационных технологий, предпринимательства. Обучающиеся разрабатывают и представляют проект, львиную долю которого включают приобретенные знания и компетенции по финансовой грамотности. Индивидуальный проект является отражением сформированной финансовой грамотности обучающихся технологического лицея.
Литература:
1. Дьюи, Д. Мое педагогическое кредо / Д. Дьюи. – Текст : электронный // Технология альтруизма. – URL : https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/7/9 (дата обращения : 14.09.2021).
70
2. Инновационная деятельность в системе образования : монография / О. М. Корчажкина [и др.]. – Москва : Спутник +, Центр научной мысли, 2010. – 359 c. – Текст : непосредственный.
3. Куркин, Е. Б. Джон Дьюи о социальном опыте и содержании образования. Современное прочтение работы основателя философии образования / Е. Б. Куркин. – Текст : электронный // Народное образование. – 2013. – № 2. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/dzhon-dyui-o-sotsialnom-opyte-isoderzhanii-obrazovaniya-sovremennoe-prochtenie-raboty-osnovatelya-filosofiiobrazovaniya (дата обращения : 14.09.2021).
А. С. Захарова,
МБОУ «СОШ № 115 г. Челябинска» г. Челябинск, Россия
Применение информационных технологий на уроках географии в классах специального (коррекционного) образования
Аннотация: В статье освещается проблема использования информационных технологий в различных типах уроков географии. А также представлена эффективность использования ИКТ в классах С(К)О.
Ключевые слова: информационные технологии, коррекционные классы.
A. S. Zakharova,
MBEE "Secondary school No. 115 of Chelyabinsk"
Chelyabinsk, Russia
The use of information technology in geography lessons in special
(correctional) education classes
Abstract: The article discusses the problem of using information technology in various types of geography lessons. And also the effectiveness of the use of ICT in grades SKO is presented.
Keywords: information technology, correctional classes.
В МБОУ «СОШ № 115 г. Челябинска» наряду с общеобразовательными классами открыты классы специального (коррекционного) образования. Цель организации данных классов – создание в школе целостной системы, которая обеспечит благоприятные психолого-педагогические условия для детей, имеющих трудности в обучении в соответствии с их индивидуальными особенностями, а также состоянием соматического и психического здоровья.
Учащиеся классов С(К)О в силу своего психического развития тяжело усваивают материал урока, поэтому нуждаются в особой организации образовательного процесса: с ними чаще следует выполнять задания, требующие практической деятельности. Теоретический материал рекомендуется объяснять с применением наглядных пособий.
Использование информационных технологий существенно помогает и учителю, и детям данной категории в коррекции познавательной сферы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.