Формы и методы профилактики конфликтов в начальной школе
Усикова Л.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №137,
руководитель школьного МО учителей начальных классов
В нашей повседневной жизни отсутствие ссор и личностных противоречий - явление утопическое. Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.
Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.
Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна “окружающая ребенка атмосфера”, необходимо внешнее педагогическое влияние и руководство.
Таким образом, для профилактики конфликтов в начальной школе мы используем различные формы и методы работы:
СОРЕВНОВАНИЕ (экран соревнований)
Для стимулирования классных коллективов к сплоченности и взаимному уважению, внесению каждым ребенком личного вклада в общее дело мы ведем рейтинг участия классов в общешкольных делах.
После каждого мероприятия классам выставляются баллы, и ребята сразу могут увидеть насколько дружно и плодотворно они сработали по сравнению с другими классами.
АКЦИИ
Огромное значение на формирование отношений внутри коллектива имеют патриотические, экологические, социальные и психологические акции, в которых мы принимаем участие. Акция - это один из наиболее эффективных способов взаимодействия педагогов, учеников и родителей. Главная цель которых, формирование в рамках школы благоприятного психологического климата, способствующего воспитанию основ нравственности, решению локальных проблем и улучшению коммуникативных навыков.
Мы активно поддерживаем общероссийские и общегородские акции:
Например, акцию - «Салют Победы», мы посвятили 70 летию победы в В.О.в.
- Акция «Белый журавлик», прошла в день памяти Чернобыльской трагедии.
- «Блокадный хлеб», посвящена снятию блокады Ленинграда.
- «Добрый урожай» (ежегодная общегородская акция Новосибирского Зоопарка, в которой приняло участие 110 семей начальной школы).
- «Сохраним природу вместе» (сбор макулатуры и батареек).
Проводим общешкольные акции:
- Акция «Поможем птицам перезимовать» (конкурс кормушек)
- «Доброе сердце.» или «Дети - детям» (по сбору канцелярии для ребят из детского дома)
Акция «День добра», прошла под девизом: - Поделись улыбкою своей.
ЭКСКУРСИИ
Каждый классный коллектив обязательно в течение года планирует и проводит свои различные праздники, экскурсии, походы в театры, музеи, на выставки. Они имеют огромное значение в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности ребенка. Подобные мероприятия очень сближают учителя, учеников и родителей, дети по-новому раскрываются в данных мероприятиях.
ПРЕДМЕТНЫЕ НЕДЕЛИ
Мотивация - ещё один ключ воздействия на ученический коллектив и хорошая профилактика конфликтов.
Именно предметные недели, которые проходят в начальной школе, помогают мотивировать ребят, воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу, учат применять имеющиеся знания в практических ситуациях. Учителя каждой параллели выступают организаторами определенной предметной недели и разрабатывают свой авторский план для всей начальной школы.
Задания предметной недели подобраны таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свои творческие способности, расширил кругозор, осмыслил систему ценностей, совершенствовал свои интеллектуальные и эмоциональные способности.
На торжественной линейке подводим итоги недели и награждаем победителей.
ОЛИМПИАДЫ И НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
В рамках предметных недель ребята успешно участвуют в различных Международных дистанционных олимпиадах и творческих конкурсах, чтобы почувствовать уверенность в своих силах.
Очень активно принимают участие в школьных научно-практических конференциях «Мое первое открытие».
В этом учебном году, ученица 4а класса стала победителем окружной олимпиады младших школьников по английскому языку, а двое ребят 4г стали призерами этой олимпиады по математике и русскому языку.
Ученица 4г класса – стала призером городской олимпиады по математике.
ВЫСТАВКИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
Традиционными в начальной школе стали выставки творческих работ:
- «Прекрасная пора» (поделки из природного материала)
- «Мастерская Деда Мороза»
- «Весна пришла!»
Совместные работы детей и родителей помогают укрепить эмоциональные контакты между детьми и взрослыми, ближе понять друг друга.
РАБОТА НАД ПРОЕКТАМИ
Очень важной в начальной школе является проектная деятельность. Работая над проектами, ребята учатся работать в группах. А работа в группах - это еще одна из форм профилактики конфликтов, так как ребята учатся узнавать точку зрения другого человека, как соглашаться и не соглашаться друг с другом, как возражать, как просить о помощи, как предлагать помощь, как помогать - не унижая, учатся правильно распределять ведущие роли.
Масштабный проект этого учебного года - «Улицы родного района», мы посвятили 80-летию Железнодорожного района. Каждый класс в течение месяца подробно изучал историю одной из улиц района. А результаты данного проекта показали, насколько сплоченно и дружно работали ребята, учителя и родители каждого класса, представив презентации своих проектов.
ДНИ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
Большое внимание в начальной школе уделяется здоровьесберегающим технологиям.
Дни здоровья проводятся с целью сформировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни, воспитывать культуру поведения и общения, укреплять взаимоотношения в классе.
В день здоровья в школе проходят «Веселые старты», викторины, конкурсы, квесты, классные часы. Ребята выпускают плакаты и газеты.
Все 2 и 3 классы участвуют во Всероссийском проекте «Здоровое питание от А до Я».
3 «Б» класс в 2017 году стал победителем Окружной игры «Мы за здоровый образ жизни».
Ученик 2 «Б» класса стал победителем городского конкурса «Мы за правильное питание!», в номинации «Мультфильм».
В заключение хотелось бы отметить, что для профилактики конфликтов в школе необходима системная, последовательная и сплоченная работа всего педагогического коллектива. Очень важно, чтобы учителя, ученики и родители смотрели в одном направлении.
Мы отметили снижение частоты возникновения конфликтов в своей начальной школе, а так же повышение мотивации и интереса учащихся к занятиям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.