Становление профессионально-педагогического образования в России с 1917г. по XXI век.
Оценка 4.7
Научные работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
23.01.2018
Статья на тему: "Становление профессионально-педагогического образования в России с 1917г. по XXI век." Знания по истории развития профессионально-педагогического обучения имеют большое мировоззренческое и профессионально-воспитательное значение в общей системе обучения профессионально-педагогических кадров, они необходимы для решения современных проблем обучения, поскольку обеспечивают исторический подход к изучению связей методической мысли с педагогикой, дидактикой и другими учебными дисциплинами. Данная статья распространена как на педагогических работников, так на студентов вузов и педагогических лицеев.Статья на тему: "Становление профессионально-педагогического образования в России с 1917г. по XXI век." Знания по истории развития профессионально-педагогического обучения имеют большое мировоззренческое и профессионально-воспитательное значение в общей системе обучения профессионально-педагогических кадров, они необходимы для решения современных проблем обучения, поскольку обеспечивают исторический подход к изучению связей методической мысли с педагогикой, дидактикой и другими учебными дисциплинами. Данная статья распространена как на педагогических работников, так на студентов вузов и педагогических лицеев.
Становление профессионально-педагогического образования в России с 1917г. по XXI век..docx
Становление профессиональнопедагогического образования в России с 1917г.
по XXI век.
После Октября 1917 г. наступает новый период в развитии профессионального
образования (1917 – 1990 гг.), отличающийся от предшествующих этапов, прежде всего новой
государственной идеологией (государственность,
всеобщая трудовая подготовка,
доступность, преемственность, бесплатность, светскость, коммунистическая идейность и др.)
в области профессионального образования. Развитие профессионального образования в
период 1917 – 1990 гг. можно охарактеризовать как динамичный противоречивый процесс, в
котором проявляется как отрицание предшествующего опыта и достижений, так и
возвращение к ним1.
На первом этапе (1917 – конец 1930 гг.) данного периода происходит ликвидация или
трансформация ранее созданных курсов, школ, училищ, открытие новых типов учебных
заведений профессионального образования (школы ФЗУ, техникумы). Ведущими идеями
этого этапа, распространившимися на область начального профессионального образования,
выступают политехнизм, единство школы, равноправие мужчин и женщин, взаимосвязь
общего и специального образования, созидающий творческий характер учебного процесса.
Либерализация педагогического творчества на этом этапе выражается в отмене
дореволюционных программ, планов, методик подготовки и предоставлении свободы в их
разработке непосредственным участникам образовательного процесса. Часть прогрессивных
педагогических идей предшествующего этапа (педология, инженерная психология,
психотехника) находит свое использование во вновь разрабатываемых методиках начального
профессионального образования (А.К. Гастев, Л.В. Моисеев, М.Я. Бескин и др.). Создаются
новые научные центры – Центральный институт труда, НИИ промышленных кадров,
отраслевые НИИ, изучающие различные аспекты начальной профессиональной подготовки.
Теоретические дискуссии, столкновение различных точек зрения, плюрализм и свобода
педагогического творчества делают данный этап временем инновационных методических
находок (система свободного коллективного продвижения бригад, лабораторный и проектный
метод, соединение обучения с производственным трудом и др.). Однако в середине 1930х гг.
наступает перелом в развитии профессионального образования, связанный с общими
тенденциями развития нашей страны2.
На новом этапе его развития (конец 1930 – 1958 гг.) на смену плюрализму и свободе
1 Дудников, С.М. Создание педагогических условий для развития профессионального
учреждения / С.М. Дудников, Е.Е. Деев // Первые шаги молодых ученых: сб. науч. статей.– М.: Изд-
во ИПК и ПРНО МО, 1999. С. 104-107.
1 приходит единообразие и жесткая централизация. Закрываются научные центры, журналы,
часть научных областей (педология, психотехника, психология труда) прекращает свое
существование, что негативно отражается на содержании и методике профессионального
образования. Это время характеризуется существенным обеднением методик, слабым
развитием методической службы учреждений начального профессионального образования,
нарушением их взаимосвязи с производственными и сельскохозяйственными предприятиями.
Наряду с этим усиливается значение теоретической подготовки, качества уроков как
основной формы профессионального образования. Централизация и функционирование
начального профессионального образования в условиях системы Государственных трудовых
резервов (1940 – 1950 гг.) обеспечивает стабильность, преемственность, плановость
Однако директивный характер теоретикометодического и
подготовки кадров.
организационного сопровождения профессионального образования, отказ от прогрессивного
наследия прошлого приводят к негативным последствиям. Возможность оценить и преодолеть
недостатки появляется в конце 1950х гг., когда отставание профессиональной подготовки от
потребностей развития промышленности становится все более очевидным. Для анализа
профессионального образования этого времени создаются специальные правительственные и
ведомственные комиссии. Среди главных недостатков ими были названы отставание
педагогической теории от нужд подготовки кадров и низкий уровень методического
обеспечения учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования3 .
Результатом работы по совершенствованию начального профессионального
образования, проводимой на следующем этапе его развития (1958 – конец 1980 гг.), стало
создание постоянно действующей методической службы. Она была построена по единому
образцу и функционировала на основах плановости, централизации, иерархии. Организация,
содержание и формы методической работы в учреждениях профессионального образования
на этом этапе становятся главным звеном его совершенствования и развития. В результате к
1970 – 1980 гг. была достигнута определенная стабилизация методической работы, внедрение
единых для всех учреждений форм ее организации. Однако полностью преодолеть
существующие противоречия между теорией и практикой, новыми требованиями к
подготовке кадров и традиционными способами ее реализации в учреждениях
2 Деев, Е.Е. Организация методической работы в профессиональном образовательном учреждении / Е.Е. Деев // Учебно
воспитательный процесс в условиях модернизации образования: сб. науч. статей.– М.: АПСН, 2004. С.6771.
3 «Педагогика профессионального образования» под редакцией В. А. Сластёнина, Москва, 2012. С. 79.
2 профессионального образования не удалось.
В 1990 г. начинается качественно новый период в развитии профессионального
образования, связанный с коренными преобразованиями его системы. Стихийная
реорганизация ранее созданных учебных заведений, появление новых типов (лицеи, колледжи,
высшие профессиональные училища), интегрирующих начальную и среднюю подготовку, к
началу XXI в. сменяется разработкой нормативных документов, устанавливающих несколько
основных типов учебных заведений профессионального образования и стандартизирующих
содержание профессионального образования (Закон РФ «Об образовании», Типовое
положение об учреждении начального профессионального образования, Закон г. Москвы «О
начальном и среднем профессиональном образовании» и др.). Вместе с тем потребности
общества в качественно новом уровне профессионального образования (формирование
ключевых компетентностей, способности к профессиональному саморазвитию, креативности,
конкуренции на рынке труда и др.) вступают в противоречие с традиционными формами и
методами подготовки квалифицированных кадров, созданными в период стабильности.
Проблема определения путей развития начального профессионального образования,
обновления его концептуальных и технологических основ в настоящее время до конца не
решена. Обращение к историческому опыту прошлого позволяет увидеть некоторые
перспективные его элементы как в области общепедагогических идей, так и в организации
методического их сопровождения4 .
Такими приоритетами выступают идеи субъектности, личностноориентированного
(развивающего) подхода, фундаментализации подготовки, адаптивности организационных
форм и технологий профессионального образования, инновационных форм организации
методической работы (А.М. Новиков, В.А. Сластенин, И.П. Смирнов Ю.А. Якуба и др.).
Происходящее обогащение теории начального профессионального образования требует отказа
от архаичного построения методической службы, не позволяющего эффективно
функционировать в качестве опосредующего звена между современными педагогическими
концепциями и практикой их реализации в системе профессионального образования (В.А.
Скакун, Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова и др.). Перспективным направлением развития
методической службы учреждений профессионального образования является переход от ее
традиционной организации по предметному принципу к структурнофункциональной модели.
Радикальные изменения в целях, структуре, содержании и технологии педагогического
4 Деев, Е.Е. Организация методической работы в профессиональном образовательном учреждении / Е.Е. Деев // Учебно
воспитательный процесс в условиях модернизации образования: сб. науч. статей.– М.: АПСН, 2004. С.7176.
3 образования стали вновь необходимы после Всесоюзного съезда работников народного
образования, состоявшегося в декабре. 1988 года. Реформа педагогического образования
особенно активно развернулась с 1990 на фоне деполитизации образования, децентрализации
и регионализации управления им, демократизации жизни школы. Исключительно важным
является тот факт, характеризующий становление нового этапа в развитии российского
образования, в том числе педагогического, что управление им перестает постепенно носить
политизированный характер, а становится объектом законодательного регулирования, что и
должно быть в правовом государстве. Первым таким законом стал, как известно, Закон
Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году и действующий сегодня в
редакции Федерального закона от 13 января 1996 года.
Предстояло также решить ряд стратегических задач, отражавших достижения
современной педагогической науки, ожидания учительской общественности и социально
экономических и политикокультурных преобразования в стране. Разработка новых подходов
к педагогическому образованию осуществлялась в русле общих тенденций преобразования
высшего образования России, к которым относились философская, методологическая и
теоретическая фундаментализация содержания подготовки педагогов, обеспечение
целостности образовательных программ, ориентация обучения и воспитания на
общечеловеческие ценности, личностное и профессиональное развитие студентовпедагогов и
др.
В основу обновления современного российского педагогического образования
положена личностноориентированная концепция, которая опирается на культурно
исторические и деятельностный подходы, глубоко разработанные в трудах таких
отечественных ученыхпедагогов и психологов, как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б.
Эльконин, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, Г.П. Щедровицкий и др.). Главный тезис концепции
связан с переосмыслением роли предметной подготовки. В отличие от предшествовавшей
парадигмы педагогического образования, суть которой в знании учителем (преподавателем)
своего предмета и его ясном изложении, а также в знании четко определенной методики
преподавания данного учебного предмета и неукоснительном следовании ей, личностно
ориентированная концепция предлагает парадигму "Сделай предмет преподавания средством
развития ученика". Тем самым, овладение предметом преподавания становится подчиненным
целям развития, что, однако, совсем не означает снижения качества и объема подготовки
студентов по предмету5.
5 Деев, Е.Е. Создание педагогических условий для развития профессионального учреждения / Е.Е. Деев // Учебно
воспитательный процесс в условиях модернизации образования: сб. науч. статей.– М.: АПСН, 2004. С. 233236.
4 В настоящее время достаточно отчетливо выделяются три образовательные модели
реализации современного педагогического образования: многоуровневая (традиционная),
ориентированная на подготовку специалиста для одного определенного вида
профессиональной деятельности;
позволяющая выпускникам
многоступенчатая,
однопрофильных педагогических училищ (колледжей) продолжать обучение в вузе, начиная
со 2го или 3го курса, по специально разработанной сокращенной программе (так называемые
"сопряженные" учебные планы), и многоуровневаясистема, соответствующая условиям
непрерывного образования, которая в педагогических вузах России фактически начала
реализовываться после принятия Закона РФ «Об образовании» с 1992 года и разработки
первых государственных образовательных стандартов, в которых особое место занимают
требования к подготовке специалиста педагогического профиля. Среди таких требований
выделены требования, относящиеся к четырем блокам дисциплин: общекультурным,
психологопедагогическим, медикобиологическим и предметным.
На темпах реформирования профессиональнопедагогического образования в середине
1990х гг. негативно сказывалось общее тяжелое экономическое положение России.
Преподаватели педагогических, как, в общемто, и всех остальных, вузов испытывали
множество трудностей, особенно связанных с более чем низким уровнем оплаты труда и
задержками выплат. С осени 1993 было практически прекращено финансирование
хозяйственных нужд вузов. Не выделялись средства на приобретение учебной литературы и
технических средств обучения. В этой связи нельзя не вспомнить самый первый Указ
Президента РСФСР Б.Н. Ельцина от 11 июля 1991 г. N 1 "О первоочередных мерах по
развитию образования в РСФСР", в котором предусматривались действительно, как многим
казалось, меры, способные вывести образование, в том числе педагогическое, из тупика, в
котором оно оказалось к концу 1980х годов. В частности, пунктом 2 Указа предполагалось
осуществить с 1 января 1992 года повышение заработной платы работникам системы
образования таким образом, чтобы довести размеры средних ставок и должностных окладов
профессорскопреподавательского состава высших учебных заведений до уровня, в два раза
превышающего уровень средней заработной платы в промышленности РСФСР, а учителей и
других педагогических работников – до уровня не ниже средней заработной платы в
промышленности РСФСР. Но, как известно, этот Указ в данной части так и оказался
невыполненным6.
Говоря о конце XIX начале XXI в., в целом можно сделать вывод, что это был очень
5 сложный и неоднозначный период в развитии отечественной школы, профессионально
педагогического образования и педагогической мысли. Характерной особенностью его было
развертывание мощного общественного движения за реформирование школы и системы
образования, которые уже не могли удовлетворить социальные и экономические потребности
развивающегося общества.
Особенностью и своеобразием развития педагогической мысли в России этого периода
являлся факт бурного развития наук о человеке, что позволило ученымпедагогам не только
поставить в центр внимания изучение личности ребенка как сложной развивающейся системы,
но и учитывать интересы, потребности и склонности самих детей, их природные возможности
и дарование. Такой подход привел педагогов к большему пониманию необходимости
использования в педагогике новых методов, позволяющихся не только выявлять
индивидуальные особенности ребенка, но и активно способствовать их развитию. Поиски
новых путей образования и воспитания ребенка способствовали развитию плюрализма в
подходах к решению этой проблемы и в связи с этим к оформлению ряда более или менее
развитых педагогических концепций, которые сохранили свое влияние на дальнейшее
развитие педагогической науки.
6 История профессионального образования в России / Российская академия образования. Ассоциация" Профессиональное
образование". Центр непрерывного образования. Института истории и теории педагогики РАО; Под науч. ред. С. Я.
Батышева и др. М.: Профессиональное образование, 2003. С. 1.
6
Становление профессионально-педагогического образования в России с 1917г. по XXI век.
Становление профессионально-педагогического образования в России с 1917г. по XXI век.
Становление профессионально-педагогического образования в России с 1917г. по XXI век.
Становление профессионально-педагогического образования в России с 1917г. по XXI век.
Становление профессионально-педагогического образования в России с 1917г. по XXI век.
Становление профессионально-педагогического образования в России с 1917г. по XXI век.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.