Классный час.
Тема: «15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества».
Цели мероприятия:
1) воспитывать у учащихся чувство гордости за лучших сынов Отчизны и желание быть похожими на них;
2) содействовать формированию у учащихся чувства ответственности за происходящие события.
3) формировать у учащихся гражданское мировоззрение
Звучит песня № 1 «Помяни нас, Россия»
Сегодняшнюю встречу я бы хотела начать такими словами… .
Получают мальчишки повестки
И уходят мальчишки служить.
Есть обязанность у них такая,
От врага Отчизну защитить!
Учитель: Ребята, наш классный час посвящен памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Сегодня мы с вами узнаем и поймем, почему такой дружелюбный и отзывчивый народ как россияне, вынуждены отправлять своих военнослужащих за пределы Родины для участия в военных операциях.
1 ученик. 15 февраля мы отмечаем День памяти – воинов – интернационалистов. Почему именно 15 февраля? Потому, что в этот день в 1989 году Советский Союз начал вывод советских войск из Афганистана. Об Афганистане и поныне ходит множество слухов и домыслов, одни рождаются от нехватки информации, другие преднамеренно, чтобы подорвать доверие к избранному правительству России.
2 ученик. Но на историю и политику нужно смотреть шире и внимательнее. Как? Ну, примерно так. Давайте заглянем в историю. В последние годы мы с вами много говорили о победе в Великой Отечественной Войне, которая отгремела почти 80 лет тому назад. Когда над миром нависла угроза фашизма, Советский Союз неоднократно ставил вопрос перед Западными державами о создании антифашистской коалиции, чтобы сохранить мир, чтобы коричневая чума не распространилась. Но Западные державы не поддержали этой инициативы. Почему? Потому, что в мире шло соперничество двух противоборствующих систем - капиталистической и социалистической.
3 ученик. Правительство Западных держав очень надеялось, что эта угроза обойдёт их страны, надеялись, что им удастся руками фашистской Германии уничтожить Советский Союз, который уже мужал, вставал из руин революции и Гражданской войны. Но просчитались, заигрывая с Гитлером.
Гитлер помнил предупреждения Железного канцлера Германии Отто фон Бисмарка, о том, что с Россией воевать опасно, что слишком велика Россия, слишком богата ресурсами, что народ России не совсем такой, как в Европе. Он не решился сразу напасть. Поэтому Германия вначале подписывает с Советским Союзом договора о дружбе и ненападении, затем проводит свои «молниеносные войны» по захвату государств Европы. Подмяв под фашистский сапог их территории, заставив экономику порабощённых западных стран работать на обеспечение нужд военной машины Германии.
Звук бомбежки.
4 ученик. И только потом, создав такую гигантскую базу, 22 июня 1941 года вероломно нарушил все договора и напал на Советский Союз.
1 ученик. Но тут Германия просчиталась, не учла силу духа, патриотизм, преданности Родине советских воинов, силу единства и сплочённости народов нашей многонациональной страны. Народы всех национальностей встали на защиту Отечества, и ценой невероятных усилий на фронтах и в тылу выстояли и не только выстояли, но гнали фашистов до самого его логова – Берлина, при этом освободив захваченные фашистами страны Европы. Проявив дух интернационализма за пределами нашей Родины.
Учитель: Ребята, как вы думаете, можно считать советских солдат, освобождавших страны Западной Европы от фашистских захватчиков, интернационалистами? А зачем они освободили Европу и не остановились у своих границ, освободив свою Родину?
2 ученик. Пожалуй, на Земле не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращается с древнейших времён. Война – явление страшное и жестокое. Но пока существует на Земле злоба, ненависть жадность, стремление провозгласить свою нацию вышей в мире и стремление к господству - будут существовать и войны истребляющие людей, и наносящие выжившим глубокие раны.
1 ученик. Со времён окончания Второй мировой войны около полутора миллионов россиян приняли участие в боевых действиях за рубежом. Как отметил первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по обороне В.М. Заварзин: «Мы в большом долгу перед теми, кто с достоинством и честью, порой ценой своей жизни выполнял приказ Родины за пределами её территории. Мы гордимся тем, что на страже Российского государства стоят настоящие патриоты своего Отечества, готовые представлять интересы страны там, где потребуют обстоятельства, - в боевом строю или на гражданском поприще…».
3 ученик. Мы должны, знать и понимать, подвиги наших солдат и офицеров, воевавших за пределами наших границ. Начиная с 2011 года в нашей стране, ежегодно, 15 февраля отмечается День памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества, мы вспоминаем не только ветеранов войны в Афганистане, но и соотечественников, принимавших
участие в более чем 30 вооружённых конфликтах пределами страны.
25 тысяч россиян отдали свои жизни во время исполнения служебного долга.
4 ученик. Основными военными конфликтами, в которых принимали участие советские и российские военные были войны в Корее и во Вьетнаме, Сирии и Египте, в Мозамбике и Анголе, в Югославии и Чехословакии, на Кубе и в Никарагуа. Советские военнослужащие «тушили «горячие точки» в республиках бывшего Советского Союза – Абхазии, Приднестровье, Южной Осетии.
3 ученик. А если говорить об Афганистане, то наши солдаты и офицеры проявили себя там с самой лучшей стороны. Более 200 тысяч военнослужащих награждены орденами и медалями, а 72 из них удостоены высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза. Командующий 40-й армии генерал-полковник Борис Громов говорил: «Боевые задачи 40-й армии не превышали 40%, остальное являлось миротворческой миссией экономической помощи афганскому народу. Мы уничтожали террористические группировки, тонны наркотиков и укрепляли мосты, строили дороги. Советские войска фактически приняли на себя удар тех сил, которые выплеснулись сейчас за пределы Афганистана».
4 ученик. Что мы делали в Афганистане? Почему мы вынуждены были направить небольшую часть нашего воинского контингента в эту дружественную нам, но очень бедную аграрную страну, экономика и быт которой застыла в раннем Средневековье.
3 ученик. Мы выполняли наши обязательства по мирному договору с дружественным нам правительством афганского народа. Мы защищали южные границы Советского Союза от посягательств движения Талибан – выращенное в Пакистане и Аль-Кайды, выращенной США.
Звучит песня № 2 «Мы уходим».
4 ученик. Да мы ушли из Афганистана, потому, что там началась своя гражданская война между кланами и национальными группировками.
Ушли потому, что Демократической республики Афганистан, перед который у нас были обязательства, уже не было.
Ушли, потому что, уже было понятно, что страны НАТО во главе с США пытаются превратить территорию Афганистана в огромный полигон боевых действий для уничтожения свободолюбивого народа Афганистана, одновременно, стремясь все больше втягивать в эту войну советские войска. Советский Союз просто вывел свои войска из ловушки.
Ушла в историю Афганская война. Ни кем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длине, чем Великая отечественная Война.
3 ученик. Каждый из шестисот тысяч наших солдат, прошедших через эту войну за 9 лет и 2 месяца, а точнее, с 25 декабря 1979 года по 14 февраля 1989 года, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью воевавшего там солдата. Кто – то называл Афганистан школой мужества.
4 ученик. Так как же это было? Как началась Афганская война? Почему Советский Союз ввёл свои войска?
Учащиеся 9-Б класса нашей школы, Терновская София и Ивашов Макар, изучали этот вопрос, готовясь к встрече с ветеранами Афганской войны. И вот, что они выяснили.
Ученик. Афганистан – государство в Азии на Среднем Востоке. Территория – 655 тыс. квадратных километров. Население 19,5 миллионов человек.
9,5 млн. - это афганцы, остальные - это таджики, узбеки, хазарейцы, туркмены и другие народы Среднеазиатского региона. Столица Кабул. Государственных языка два – пушту и дари. Основная часть населения мусульмане.
Ученик. Как единое государство Афганистан сформировался только в середине XVIII века. До 1973 года это была монархия, во главе государства стоял шах. В мае 1919 года афганский народ изгнал из своей страны английских интервентов и окончательно отстоял свою независимость. В 1921году Афганистан установил с Россией дипломатические отношения. Был подписан договор о дружбе. В 1931 году был заключён советско – афганский договор о нейтралитете и взаимном ненападении.
Ученик. В 1973 году пала монархия и в стране был установлен республиканский режим. Советский Союз был первым государством признавшим Республику Афганистан. Афганистан был аграрной страной с очень слабо развитой промышленностью, подавляющая часть населения неграмотна. Население занималось выращиванием зерновых культур, хлопка, овощей, а так же разведением крупного и мелкого рогатого скота, овцеводством.
Ученик. В апреле 1978 года в Кабуле, произошел военный переворот. К власти пришла группа офицеров во главе с Нуром Мухаммадом Тараки. Он был лидером Народно - демократической партии Афганистана. Эта партия ориентировалась на Советский Союз и стремилась построить в своей стране социализм. В условиях холодной войны, Советскому Союзу было выгодно иметь у своих южных границ единомышленников и дружественное государство. Поэтому Тараки получил экономическую и финансовую помощь от СССР.
Ученик. Но правительству не удалось создать себе опору и поддержку среди населения, так как оно было глубоко религиозно, а власть запрещала совершать утренние молитвы и посещать мечети. Ни кто не хотел с этим согласиться. И мусульманам - священникам легко удалось поднять народ против власти.
В результате в 1979 году началось восстание против нового режима, и Тараки был убит. Эти события изменили отношение руководства Советского Союза к Афганистану. Правительство СССР, 12 декабря 1979 года отдало распоряжение об оказании Афганистану военной помощи «путём ввода на его территорию контингента советских войск».
Ученик. 24 декабря 1979 г. в Афганистан был введён «ограниченный контингент» советских войск, до 100 тыс. человек. Но ввод войск, хотя и обезопасил советскую Среднюю Азию, но не привёл к нормализации ситуации в Афганистане.
Участие советских войск в боевых действиях на территории Афганистана директивой правительства не предусматривалось, не был даже определён порядок применения оружия в целях самообороны. Правда, уже 27 декабря 1979 года появился приказ министра обороны «О подавлении сопротивления мятежников в случаях нападения». Правительство Советского Союза предполагало, что советские войска станут гарнизонами, возьмут под охрану важные промышленные объекты, высвободив тем самым военные части афганской правительственной армии для активных действий против отрядов оппозиции, а так же против возможного вмешательства со стороны других сил. А вмешательства были уже с самого начала войны.
Ученик. Исламские противники кабульского правительства, они называли себя моджахедами или душманы – так их называли сторонники законной власти Демократической Республики Афганистан, получали постоянно помощь Пакистана - на территории которого разместились их базы и учебные лагеря, от Саудовской Аравии - финансировала моджахедов и от США, поставлявших вооружение, боеприпасы, снаряжение, присылавшие военных инструкторов.
В результате гражданская война в Афганистане, в которую оказались вовлечены советские войска, затянулась почти девять долгих кровавых лет.
Советские потери составили 15051 человек. Вывод войск из этой страны для Советского Союза означал окончание Афганской войны.
ПЕСНЯ «Мама», исполняет Савченко Матвей.
Ученик. Сегодня российские военнослужащие находятся за пределами страны, как в составе миротворческих контингентов ООН, так и в Сирии, где находится группировка российских войск, участвующая в боевых действиях против террористов. Официально Россия ввела свои войска в Сирию 30 сентября 2015 года, где они принимают участие в военной антитеррористической операции. Это не только авиация, но и подразделения ПВО, ракетных войск и артиллерии, морской пехоты и военной полиции.
По словам президента Российской Федерации, российские военнослужащие не только помогают в освобождении Сирии от террористов, но и защищают свой родной дом, не допуская боевиков в Россию и соседние с ней республики. Активная фаза военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации в Сирии длилась два с половиной года, с 30 сентября 2015 года по 11 декабря 2017 года. В настоящий момент в Сирии завершены все полномасштабные активные боевые действия. И с помощью воздушно – космических войск России Сирия освобождена от ИГИЛ. Большинство российских военных уже выведены из республики, однако часть группировки остается на территории страны бессрочно для борьбы с террористами. С 2015 года в операции приняли участие свыше 63 тысяч российских военнослужащих.
Ученик. Россияне исполнили свой служебный долг в Сирии.
Исполнили потому, что ИГИЛ нёс угрозу и населению нашей России, и всему миру, и стремились не допустить их проникновения на территорию нашей Родины, что бы одновременно защитить народы России.
Исполнили и есть людские потери.
По данным официальных публикаций Министерства Обороны и представителей российских региональных властей, во время военной операции в Сирии, в результате боевых действий погибли 44 российских военнослужащих.
Слайд (фамилии называем по очереди).
- Александр Александрович Прохоренко,
- Олег Анатольевич Пешков,
- Марат Радикович Ахметшин,
- Ряфагать Махмутович Хабибулин,
- Роман Николаевич Филиппов.
Посмертно были удостоены почетного звания «Герои Российской Федерации».
Слайд
Ученик. Валерий Георгиевич Асипов – генерал – лейтенант, старший группы военных советников, погиб при минометном обстреле командного пункта.
Слайд «Пламя»+ метроном
Ученик. Почтим память погибших воинов - интернационалистов Минутой молчания.
(Минута молчания.)
Ученик. Россия – великая держава, поэтому вряд ли удастся хотя бы непродолжительное время обходиться без присутствия российских военнослужащих за рубежом. Увы, но это один из неотъемлемых компонентов, обеспечивающих стране статус державы мирового уровня. Поэтому люди, защищающие безопасность и интересы страны за рубежом, были и будут всегда. Этот факт требует много понимания и принятия соответствующих мер по финансовой и социальной поддержке современных воинов – интернационалистов.
Ученик. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество. В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защитить ее от врагов, своими делами, служить ее интересам - чувство великое и необходимое, чувство долга. А участие российских солдат в войнах и вооруженных конфликтах - это воинский долг и это не обсуждается.
Ученик. Никто не забыт – ничто не забыто.
Но чтобы не забыть – надо помнить.
А чтобы помнить – надо знать.
Ученик. Самое главное для человечества это память. Те, кто помнят ужасы пережитого, не допустят повторения подобного.
Ученик. История не терпит суесловия,
Трудна ее народная стезя.
Ее страницы, залитые кровью
Их не любить без памяти нельзя.
Учитель: На этом наш классный час закончен. Но я надеюсь, что страницы истории нашей страны, останутся навеки в ваших сердцах, и вы передадите их своим будущим детям.
Пока мы помним о них – наши герои живы, они с нами.
Звучит песня № 3 (Звучит музыка «Помяни нас, Россия»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.