Взаимодействие семьи и школы в формировании гражданской идентичности подростков

  • Научные работы
  • docx
  • 08.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема формирования гражданской идентичности старшеклассника через взаимодействие школы и семьи остается актуальной в современных социально-политических условиях. В наше время произошли изменения в ценностных ориентирах и отношениях в обществе, которые существенно повлияли на процессы воспитания в семье, школе и обществе. Сегодня ученики получают комплекс прав и обязанностей гражданина, применение которых в повседневных ситуациях часто затруднено из-за отсутствия гражданской культуры.
Иконка файла материала ..СТАТЬЯ.docx

Взаимодействие семьи и школы в формировании гражданской

идентичности подростков

 

Булгакова Любовь Михайловна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

                                                                                                               МАОУ «Гимназия №6»

                                          города Губкин                       

                            Белгородской области

 

Проблема формирования гражданской идентичности старшеклассника через взаимодействие школы и семьи остается актуальной в современных социально-политических условиях. В наше время произошли изменения в ценностных ориентирах и отношениях в обществе, которые существенно повлияли на процессы воспитания в семье, школе и обществе. Сегодня ученики получают комплекс прав и обязанностей гражданина, применение которых в повседневных ситуациях часто затруднено из-за отсутствия гражданской культуры.

Высокий приоритет развития социально значимых качеств личности, необходимых для осуществления гражданского статуса, влечет за собой необходимость пересмотра содержания концепции гражданской идентичности и подходов к её формированию у современных старшеклассников [1].

Гражданская идентичность личности означает осознание принадлежности к определенному государству. Важным аспектом формирования этой идентичности у старшеклассников является усвоение базовых знаний о своей стране, развитие позитивного отношения к ней и создание возможностей для проявления социальной активности. Структура гражданской идентичности школьника включает когнитивный аспект (знание и понимание истории, культуры, традиций), а также эмоциональный (чувства гордости, принадлежности) и поведенческий (участие в общественной жизни) компоненты [5].

Важным нюансом обучения и развития общечеловеческих ценностей в семье и школе считается воспитание вместе с учётом опыта этнической педагогики, где особая роль отводится хранению национального наследства и исторических обычаев.

«Культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования, как народов, малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование лишается смысла. Культура по существу поставлена в один ряд с жизнью. И потому право на культуру должно стоять в одном ряду с правом на жизнь, правами человека. Культура – условие продолжения осмысленной жизни, человеческой истории, дальнейшего развития человека». Эти фразы академика нашего времени Д. А. Лихачёва акцентируют внимание на бесспорную целостность культуры и образования в воспитании молодого поколения. Наиболее важную роль отводят образованию, в частности педагогу, как носителю культуры, создателю культуры для дальнейших поколений.

Значимость областной культуры для общевоспитательных целей объясняется тем, что, именно, она дает возможность, основываясь на естественные закономерности области, понять целостность народакоторые имеют общие природно-экологические условия и культурно-исторические корни жизни.

Современный идеал воспитания гражданина в России заключается в формировании личности, обладающей высокими моральными принципами, творческим подходом и компетентностью, которая принимает судьбу страны как свою собственную. Этот гражданин осознает свою ответственность за настоящее и будущее России, укоренённый в духовных и культурных традициях разно национального народа Российской Федерации. Школа, согласно "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", играет ключевую роль в формировании таких качеств у человека.

Однако для полной реализации эффективного воспитания гражданина и патриота, а также раскрытия способностей и талантов молодежи, подготовки их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире необходимо активное взаимодействие и сотрудничество со значимым институтом социализации личности - семьей. Взаимодействие между школой и семьей строится на принципе социального партнерства, которое предполагает согласованные действия родителей и педагогов, а также взаимопонимание между ними.

Семья и образование являются важными ценностями для развития цивилизованного общества. От них зависит успех в личном развитии человека, качество жизни, социальное положение и прогресс общества в целом.  

Основы личной нравственности закладываются в семье. [3] Поскольку это своего рода первичная среда, знакомящая ребенка с опытом конкретного общества, формируются мысли о Родине, родной культуре и формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществе". Социально значимые ценности преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности входит в психологическую структуру личности в виде личностных ценностей" [6]. Образовательное взаимодействие школы и семьи определяет формирование у школьников основных государственных ценностей, одной из которых является идентичность граждан.

Затрагивая вопросы воспитания и развития школьников в диалоге с родителями, систематическими в рамках проведения всеобучей в моем классе стали встречи родительского состава с психологами, социальными педагогами, политическими деятелями региона, представителями органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, управления образования города, высших и средних специальных учебных  заведений, банковских учреждений, бизнес-структур с целью повышения уровня их политической, экономической, правовой культуры для успешного обеспечения их участия в процессе формирования гражданской идентичности старшеклассников.

Распространенной формой взаимодействия школы и семьи является организация родительских собраний. В рамках, установленных образовательным учреждением тем родительского собрания было раскрыто содержание основных структурных элементов гражданской идентичности личности, на формирование которых был сделан акцент учителями класса.

Большинство родителей высказываются за обязательное участие в выборах как способ проявления своей гражданской позиции, в то время как треть подростков рассматривает это как временное явление. Эти данные побудили обратить внимание на необходимость популяризации знаний о избирательном процессе среди школьников. В результате были проведены открытые уроки в 9 классе на тему "Я и выборы" в формате круглого стола.

Старшеклассники начали применять полученные знания и навыки, участвуя в олимпиаде по изучению избирательного права, а также в Дне молодого избирателя - мероприятии на региональном уровне. Участие в этих мероприятиях способствовало повышению осознания собственной гражданской значимости учащимися, что частично обусловлено воспитанием в семье и родительским влиянием, где обсуждаются подобные вопросы.

Таким образом, реализация принципа событийности в процессе формирования гражданского мышления обеспечивается в моей практике единством усилий педагогов, родителей и самих школьников [4].

Такое образовательное взаимодействие способствует формированию гражданской идентичности учащихся старших классов в рамках учебной и внеучебной деятельности. Оно основано на признании государственного образовательного стандарта как механизма осуществления общественного соглашения между учеником, учителем, семьей, обществом и государством.

 

Список использованной литературы

 

1.            Абросимова К.А. Анализ сущности понятия "гражданская идентичность" // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №5. С. 42-45.

2.            Асмолов А.Г., О.А. Карабанова, Т.Д. Марцинковская,  М. С. Гусельцева,  Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, Х.Т. Загладина, Е.С. Терехова, В.В. Глебкин, М.В. Левит. Учебно–методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы. - М., 2018. - 247 с.

3.            Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― 29 с.

4.   Каратаева Т.А. Реализация принципа событийности в формировании гражданской идентичности современных старшеклассников // Педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 21-29.

5.    Каратаева Т.А. Роль социальных институтов в формировании гражданской идентичности современных подростков // Вестник ОГУ. - 2017. - №3. - С. 9-14.

6.     Ольховая Т.А., Каратаева Т.А. Актуальные задачи научно-методического сопровождения процесса формирования гражданской идентичности старшеклассников в современной школе // Вестник ОГУ. - 2017. - №10 (210). - С. 120-126.


 

Скачано с www.znanio.ru