«Искусство – это время и пространство, в котором живёт красота человеческой души.
Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу»
В.А. Сухомлинский
Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.
Необходимо использовать технологии, несущие особые коррекционные и развивающие возможности детей. Такой технологией, на мой взгляд, является арт-терапия. Арт-терапия или, буквально, «терапия искусством». Термин этот был введён в далёком 1938 г. А. Хиллом. Современные исследователи (В.Н. Коропулина, М.Н. Смирнова, Н.О.Гордеева и др.) определяют арт-терапию как способ и технологию реабилитации лиц с ОВЗ средствами искусства и художественной деятельности.
Главная цель арт-терапии — гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния. Поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно социализировать. Чтобы занятие по арт-терапии не превратилось в урок по изобразительной деятельности, нужно соблюдать некоторые условия.
Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как:
· освобождает от негативных состояний;
· снимает нервно – психическое напряжение;
· формирует адекватное межличностное поведение, самооценку.
Арт-терапия — безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности. Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей воспитанника, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Обучающийся имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий, и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности. Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений. Основные цели арт-терапевтического занятия — психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. Искусство — лишь средство, которое помогает лучше понять ребенка и его внутренний мир.
Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.
При пассивной форме воспитанники «потребляют» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривают картины, читают книги, прослушивают музыкальные произведения.
При активной форме арт-терапии дети сами создают продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д
Практически каждый ребёнок с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством его настроений и мыслей, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.
В практике изо-терапии можно применять следующие типы заданий и упражнений.
Предметно-тематический тип — рисование на свободную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Для данного типа рисования характерны наивно-реалистический и визуально-реалистический типы изображения. Символизация в рисунке осуществляется в форме моделирования реальных или воображаемых жизненных ситуаций с помощью наличных изобразительных средств. Примером таких заданий могут быть рисунки «Моя семья», «Я в школе», «Я дома», «Я, какой я сейчас», «Я в будущем» («Кем я стану»), «Мое любимое занятие», «Что я люблю», «Мой самый хороший поступок», «Нарисуй свой мир» («Волшебный мир») и т.д.
Образно-символический тип — изображение ребенком в рисунке абстрактных понятий в виде созданных его воображением образов, таких как понятия «добро», «зло», «счастье», изображение эмоциональных состояний и чувств: «радость», «гнев», «удивление», «счастье» и пр.[Слайд 7]. Этот тип заданий требует от детей более высокой степени символизации, чем предшествующий, т.к. изображаемое понятие не обладает физической «вещной» оболочкой и тем самым в основу символизации не может быть положен какой-либо внешний признак изображаемого явления. Это заставляет воспитанников при выполнении задания обращаться к анализу психологического и нравственного содержания тех событий и явлений, которые становятся предметом изображения при выполнении задания.
Для организации арт-терапевтической работы используются различные способы действия с художественными материалами:
· манипуляции с целью исследования физических свойств материалов;
· деструктивные действия, в результате, которых ребенок может рвать бумагу, портить карандаши, разливать воду, краску и др.;
· стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков, действий;
· создание художественных образов, отвечающих потребности ребенка в самовыражении и коммуникации с окружающими.
Так, смешивание и разбрызгивание красок, размазывание по поверхности пластилина используется при работе с детьми, пережившими какие-либо травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности. Пластические материалы подходят при работе с обучающимися, имеющими выраженную агрессию, фобии. Агрессивность – феномен накопительный. Часто не только окружающие люди, но и сами дети страдают от собственной агрессивности. Она, не находя выхода, накапливается, стабилизируется, становится чертой характера, эмоционально окрашивая все стороны жизни человека. И если не научить ребёнка приемлемым способам разрядки, он будет беззащитным перед собственной агрессивностью. Так, некоторые воспитанники обращают проявления агрессии на самих себя (бьют, кусают, царапают)
С гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуют использовать материалы, которые стимулируют ненаправленную активность ребенка, способную перерасти в агрессивное поведение. В работе с ними рекомендуется использовать клеевую технику, рисование по стеклу, которые в большей мере способствуют «алгоритмизации» их художественной деятельности.
Занимаясь с замкнутыми, эмоционально тревожными обучающимися желательно использовать материалы и художественные техники, позволяющие работать на больших форматах бумаги, доски, асфальте при этом целесообразно применять кисти больших размеров, валики, что задействует максимальное количество различных групп мышц тела.
В своей работе с детьми я использую следующие техники:
· Рисование по точкам. Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.
· Волшебные пятна (кляксы). Назвать изображения и придумать историю.
Игры-упражнения с изобразительным материалом — экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей. Могут быть полезны для детей младшего школьного возраста с целью стимулирования интереса к изобразительной деятельности и для детей более, старшего возраста в случае эмоциональных расстройств. Эффект упражнений — в стимулировании потребности в изобразительной деятельности и интереса к ней, уменьшение эмоциональной напряженности, формирование чувства личностной безопасности, повышение уверенности в себе, формирование интереса к исследовательской деятельности и стимулирование познавательной потребности.
· Пластилинография .Принцип данной технологии – создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, рисовать. А первая половина - «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Во время выполнения практических заданий по пластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе.
· Игра с тестом. Смешать 2 стакана муки, три четверти стакана соли, одну столовую ложку растительного масла, половину или более стакана воды. К смеси можно добавить порошкообразную краску. Создавать из этого состава всевозможные фигурки.
· Рисование крупой. Игры с крупой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Несколько незатейливых движений – и могут получиться замечательные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. Рисование крупой дает отличный результат релаксации. Чтобы дополнить картину, мы используем пластилин, камушки, семечки, орешки. Даже застенчивые дети проявляют себя в творчестве.
· Рисование пальчиками, ладошками. Краска-терапия активно используется сейчас в различных образовательных учреждениях для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире, научить его видеть мир абсолютно разными окружающими красками, научить радоваться жизни, ну и конечно, развивать творческие способности. Вообще работа с красками очень интересна и всегда нравится детям, потому что даже в тот момент, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль, он может рассказать о том, о чем сейчас думает с помощью красок.
· Коллаж. Вырезать из журналов фигуры людей, животных и т.д., а затем оформить их в композицию. Можно подписать, что люди делают или о чем думают.
Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий.
Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника с особенностями развития. Использование средств арт-терапии даёт возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.
При организации изо-терапевтических занятий педагогу следует иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительные материалы к каждому занятию в соответствии с его задачами и индивидуально-психологическими особенностями участников занятий, можно в какой-то мере управлять активностью ребёнка.
При организации рисуночной терапии с гиперактивными и расторможенными детьми, а также детьми, расположенными к проявлению агрессии в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы, как краска, глина, пластилин, т.к. они стимулируют неструктурированную активность ребёнка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким воспитанникам листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля за выполнением действия, и соответствующие задания, например, «Рисование по точкам».
Напротив, детям эмоционально «зажатым», фрустрированным, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих всё тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикреплённые на стенах, глину и пластилин, рисование мелом, игру с бегущей из-под крана водой. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряженности и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна». Таким образом, формируется и укрепляется психологическое здоровье ребёнка и развивается его творческий потенциал.
Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость. Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные. Занятие изобразительным искусством может оказаться и просто интересным хобби, и стать профессией для людей, одарённых в художественной области, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья.
В заключение хочется сказать: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».
Список литературы:
1.Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.
2. Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.
3.Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002.
4.Красный Ю.Е. "Арт - всегда терапия". 2006.
5.Пурнис Н.Е. "Арт-терапия в развитии персонала". СПб.: Речь, 2008.
6.Рыбакова С.Г. "Арт-терапия для детей с задержкой психического развития". СПб.: Речь, 2007.
7."Хрестоматия. Арт-терапия". под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.