Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по изучению истории
Великой Отечественной войны через историю своей семьи
Вопрос патриотического воспитания в последнее время приобрел для государства особую актуальность, ведь воспитание молодого поколения является одним из приоритетных направлений развития современного общества. И перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом молодом человеке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для дальнейшего развития личности. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому прошлому и культуре своего народа, гордость за родную страну. Прошло 80 лет со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, родились и выросли несколько поколений россиян. Обучающиеся школы и их молодые родители мало знают об этой войне и иной раз, не задумываются, какой след оставила война в их семьях. В данной статье мне хочется поделиться опытом работы по организации проектно-исследовательской деятельность младших школьников через историю своей семьи.
В нашей школе в проектно-исследовательскую деятельность активно включены дети, начиная с первого класса. В сентябре на первом родительском собрании мы проводили анкетирование среди родителей и обучающихся. Результат анкетирования показал практически полное отсутствие патриотического воспитания в семье. Это связано с тем, что родители этих детей росли в период нестабильности и пренебрежения к патриотическим ценностям нашей страны и сами нуждаются в помощи в этом вопросе. Ответы детей позволили выявить пробелы в знаниях, зафиксировать самые проблемные вопросы, что стало основой для определения задач патриотической работы в данных классах. Но вопрос воспитания патриотизма и гражданственности интересен родителям, а вот традиционные формы и методы воспитания несовершенны. Поэтому мы ищем новые подходы в осуществлении гражданско-патриотического воспитания младших школьников, которые отвечали бы интересам родителей и учеников. Так зародилась идея реализовать долгосрочный проект. Это форма организации учебно-воспитательной работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Постановка проблемы была обозначена во время одной из экскурсий к Вечному огню на площади Славы нашего города Мичуринска. Дети сами, без помощи взрослых, смогли сформулировать проблему: «Мы родились и выросли в послевоенное время и правду о тех временах можем узнать сейчас только из книг, фильмов и учебников. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 90 лет, их становится с каждым днём всё меньше. Мы ничего не знаем о своих родных, которые жили во время Великой Отечественной войны». Актуальность проекта обозначилась в существующей угрозе утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины.
Огромное значение имело создание мотивации обучающихся к исследовательской деятельности, которая была обусловлена интересом к предмету исследования. Никто из ребят не остался равнодушен после памятного мероприятия, поэтому тему исследования дети назвали самостоятельно: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Реализация проекта позволила прикоснуться к «живым» документам истории семьи, пробудить мысль ребенка, вызвать сильные эмоции, заставила сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. После беседы со своими бабушками и дедушками, а также родителями, дети узнали много нового и сделали вывод о том, что в наше время нет ни одной семьи, у которой война не забрала или же не искалечила пулями, осколками или просто своими отголосками близкого человека.
Работа по проекту предполагает использование таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой, конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы, интервьюирование, анкетирование, работа с архивными документами, анализ собранной информации.
В каждой семье наших обучающихся, к сожаленью, сейчас в живых не осталось никого из поколения победителей. В интернете на крупнейшем портале «Память народа» ребятам удалось найти исторические документы, связанные с именами их родственников. На сайте Государственного архива Министерства обороны РФ выложены копии документов «Запись из военкомата» и «Донесение о потерях», где числились имена прапрадедов обучающихся. В Книге памяти Тамбовской области также нашлись записи с именами прапрадедов. Проведя данное исследование, дети нашли ценную информацию о своих родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
Софья С. вот что узнала о своих прапрадедах. Никто из них не был военным, все были обыкновенными мирными жителями. Первый прапрадед - Панюшкин Михаил Иванович, 1906 г.р. Когда началась война, работал кузнецом в колхозе, в январе 1942 году был призван в ряды Красной Армии, служил в 44 стрелковом полку 42 стрелковой дивизии. На портале «Память народа» Софья С. нашла боевой путь прапрадеда. В августе 1942 года во время ожесточённого боя вблизи города Калуги был тяжело ранен снайпером в ногу разрывной пулей. Его отправили на лечение в эвакуационный госпиталь №2805 города Горького (ныне Нижний Новгород), а после госпиталя комиссовали, так как ногу пришлось ампутировать. Вернулся в родное село, много лет добросовестно трудился в колхозе. Из воспоминаний родственников узнала, что о войне рассказывал крайне мало и неохотно. Умер в 1980 году.
Второй прапрадед - Коротаев Иван Петрович, 1903 г.р., до войны работал счетоводом, был отцом четырех детей. В сентябре 1941 года был призван в ряды Красной Армии. К сожалению, подробностей его фронтового пути узнать не удалось, так как писем в семью от него не поступило. Лишь в феврале 1942 года матери пришло извещение, о том, что рядовой Коротаев И.П. пропал без вести. В архиве найден документ, подтверждающий этот факт.
Третий прапрадед - Пчелинцев Иван Степанович, 1907 г.р., до войны работал в колхозе, в семье также росли четверо детей. Был призван в ряды Красной Армии 27 июня 1941 года, а 5 сентября 1941 года в семью пришло извещение о его пропаже без вести. Из рассказов очевидцев было известно, что воевать-то ему пришлось совсем мало: эшелон с бойцами, направляющимися после учебы на фронт, подвергся авианалету вражеских самолетов. Изучая данные документы, каждый ученик испытывает особую гордость и чувство благодарности своим отважным прапрадедам!
Софья также узнала историю военного детства своих прабабушки Коротаевой Раисы Ивановны и прадедушки Коротаева Василия Ивановича. В одиннадцатилетнем возрасте им суждено было встретить на своем пути суровое и жестокое лицо войны. И прабабушка, и прадедушка, как и многие из детей войны, не познали заботливой любви отца, они погибли на фронте уже в начале войны. Обучение в школе пришлось закончить, надо было работать. Работать, чтобы прокормить себя, семью, чтобы приблизить долгожданную победу. Непосильный недетский труд, постоянный голод, холод, нужда – и это не все испытания и страдания, выпавшие на долю прабабушки и прадедушки. Сельские дети работали везде: в полях и на фермах, помогали сеять и убирать урожай, возили сено, солому на лошадях, затем сами разгружали возы с телег и складывали корма, вязали для фронта носки или варежки. Голодали, болели, жили в холоде, но для фронта отправляли всё, что могли. Ведь главной для всех была победа над врагом. Дети войны приближали этот день своими крошечными ручонками. Трудности учили их мужеству и воспитывали закалку. Они не становились черствыми, просто они быстро взрослели… Ребятам есть чему поучиться у своих родственников, ведь такой самоотверженный труд - прекрасный пример!
В результате работы над проектом была изготовлена книга Памяти «Я помню, я горжусь!», где были размещены рассказы о родственниках, воевавших в Великой Отечественной войне, был упорядочен семейный архив семьи С..
Выполняя проект, ребята провели настоящую поисковую работу. Они поняли, что война отняла множество жизней, надежд, поломала судьбы людей и принесла лишь горе и слёзы. Поэтому так важно, чтобы учащиеся пристально всматривались в окружающий мир, чтобы в современной жизни они находили те живительные истоки, которые питали героизм людей в годы Великой Отечественной войны. И одна из многих задач, решаемых педагогами нашей школы, - укрепление в сердцах учащихся чувства благодарности Родине, нашему народу за сегодняшний день страны.
Список литературы
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.
3. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 6-11.
4. Золотая энциклопедия мудрости. — М.: РООССА, 2015. — 704 с.
5. Книга Памяти (Текст): в 10 т. Т.6. Никифоровский район, Первомайский район, Петровский район./ Правление Тамбовского областного отделения Российского фонда мира; ред. В.С.Рязанов. – Тамбов: Пролетарский светоч, 1995. – 527 с.: ил., фото, карт. https://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=3203
6. Портал «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.