Внеурочная деятельность как важное условие ФГОС

  • Научные работы
  • docx
  • 02.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Векурочная деятельность - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Иконка файла материала Доклад на тему Внеурочная деятельность как важное условие ФГОС.docx

 

 

Доклад на тему: «Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС».

 

 

                               Подготовила:

                                       Криволапова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Цель внеурочной деятельности:  создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и  культурных традиций.

Внеурочная деятельность позволяет решить  целый ряд очень важных задач:

- обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам       деятельности;

- создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

- формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

- развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

- создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

- расширять  рамки общения в социуме.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Приоритетом начальной школы при ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель – создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. В систему воспитательной работы школы всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений. Тем не менее, воспитание зачастую сводится  к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе.     

Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Если учесть, что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества. Причем важны не столько  фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.

Принципы организации внеурочной деятельности:

- выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

- учёт возрастных особенностей;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- связь теории с практикой;

- доступность и наглядность;

- включение в активную жизненную позицию;

- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;

При такой организации внеурочной деятельности младших школьников имеются следующие преимущества:

- рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;

- организация совместной деятельности школы, родителей, социума;

- учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;

- программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.

Достижение всех трех уровней  результатов внеурочной деятельности определены в результате диагностических работ (анкетирование, опросы обучающихся и их родителей, отзывы и наблюдения привлеченных педагогов, специалистов). Внеурочная деятельность - это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

Внеурочная деятельность позволяет ребенку раскрываться как личности.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Предполагаемые результаты

- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

- улучшение психологической и социальной комфортности в  едином воспитательном пространстве;

- укрепление здоровья обучающихся;

- развитие творческой активности каждого ребёнка;

  -  укрепление связи между семьёй и школой

Наша школа работает по программе  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Я – гражданин России». Эта программа рассчитана на 4 года.

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.     

Работа по программе «Я – гражданин России» ведётся по пяти основным направлениям:

- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,  труду, жизни;

- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Формы организаций занятий :

-  беседа, рассказ, диалог.

- экскурсия,

-  участие в конкурсах

- индивидуально-групповая, коллективная.

-  обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.

- создание проектов

- предметные олимпиады

- сюжетно-ролевые игры

- трудовые акции

- просмотры фильмов

- ярмарки, выставки

Результаты работы.

      Школьные мероприятия являются компонентами внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в данных проектах позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Начиная с первого месяца учёбы и в течение  всего учебного года наши учащиеся принимают активное участие во всех мероприятиях.

           По результатам работы в рамках программы наблюдается позитивное отношение учащихся и их родителей к воспитательной работе. Повысилась социальная активность школьников, класс принимает активное участие в акциях и конкурсах различного уровня, занимая призовые места. Дети  с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, выставках и викторинах. Ребята стали проявлять способности к оригинальному мышлению и стремление к творчеству.

- повысился уровень сформированности  ученического коллектива, самоконтроля учащихся в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

- учащиеся стали более самостоятельными в самоуправлении классом и приобрели уверенность в своих силах; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца;

- коммуникативные навыки  и позитивная моральная позиция перешли на более высокую ступень своего развития у каждого учащегося; более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.

- у детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера, повысилась познавательная активность учащихся в урочной и внеурочной деятельности;

 

Воспитать человека

Сколько написано в мире статей

И сколько прочитано лекций умных

О том, как воспитывать нам детей,

Пытливых и добрых, смешных и шумных.

 

Советы несутся со всех сторон;

Пишут ученые, и писатели,

И методисты, и воспитатели,

Иные из кожи аж лезут вон.

 

Пишут о строгости и о такте,

Что благо, а что для учебы враг.

Твердят, что воспитывать надо так-то,

А вот по-иному нельзя никак!

 

Тысячи мнений простых и сложных,

Как разные курсы для корабля,

О том, что любить надо осторожно

С первых шагов, ну почти с нуля.

 

Как быть? Да внушать можно то и се,

А средство, по-моему, всем по росту,

Тут все очень сложно и очень просто:

Будьте хорошими. Вот и всё!

 


 

Посмотрите также