Статья. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПЕРЕХОДНАЯ ФОРМА В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ.
Оценка 4.9

Статья. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПЕРЕХОДНАЯ ФОРМА В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ.

Оценка 4.9
Научные работы
docx
воспитательная работа
10 кл—11 кл +1
05.05.2024
Статья. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПЕРЕХОДНАЯ ФОРМА В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ.
В последнее увеличивается число детей с трудностями в обучении, в некоторых случаях это связано с наличием у них задержки психического развития, в других-с неправильным подходом на раннем этапе обучения. Детям сложно сразу же подстроиться под правила общеобразовательной школы. Данная статья посвящена проблеме исследования дидактических игр как переходной формы между дошкольным и школьным возрастом.
ст11ДИДАКТИЧЕСКАЯ_ИГРА_КАК_ПЕРЕХОДНАЯ_ФОРМА_К_ШКОЛЬНОМУ_ОБУЧЕНИЮ.docx

 

 

 

 

 

ПОРТФОЛИО

ПО НАПРАВЛЕНИЮ: «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

 

 

 

Студентки 4-го курса

ФГБОУ ВО ЧГПУ ИППиД

Направления подготовки: Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: «Дошкольная дефектология»

Алгериевой Тамилы Нуридовны

 

 

 

 

 

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПЕРЕХОДНАЯ ФОРМА В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ.

Ганиева Фатима Солт-Ахмедовна,

старший преподаватель кафедры специальной психологии

и дошкольной дефектологии

Чеченский государственный педагогический университет

Грозный, Российская Федерация

ganieva.fatema@yandex.ru

 

Алгериева Тамила Нуридовна

студентка 4-го курса

Институт педагогики, психологии и дефектологии

Чеченский государственный педагогический университет

Грозный, Российская Федерация

algeriyeva.tamila@bk.ru

Аннотация. В последнее увеличивается число детей с трудностями в обучении, в некоторых случаях это связано с наличием у них задержки психического развития, в других-с неправильным подходом на раннем этапе обучения. Детям сложно сразу же подстроиться под правила общеобразовательной школы. У них еще недостаточно сформированы высшие психические функции, чтобы в полной мере осваивать школьную программу. Нужно создавать дополнительные условия и использовать методы, интересные детям. В этих целях отлично подойдет дидактическая игра, ведь у младших школьников все еще игровая деятельность в приоритете. Данная статья посвящена проблеме исследования дидактических игр как переходной формы между дошкольным и школьным возрастом. Эту тему освещали в своих работах такие ученые, как Фребель, Н.Г.Неткачев, Н.А.Власова и др.

Ключевые слова: дидактические игры, адаптация, младшие школьники, дошкольники, развитие, обучение.

 

 

 

FEATURES OF MANIFESTATION AND CORRECTION OF STUTTERING AT DIFFERENT AGE STAGES

 

Ganieva Fatima Solt-Akhmedovna,

 Senior lecturer at the Department of Special Psychology

and preschool defectology

Chechen State Pedagogical University

Grozny, Russian Federation

ganieva.fatema@yandex.ru

 

Algerieva Tamila Nuridovna

4rd year student

Institute of Pedagogy, Psychology and Defectology

Chechen State Pedagogical University

Grozny, Russian Federation

algeriyeva.tamila@bk.ru

 

Annotation. Recently, the number of children with learning difficulties has been increasing, in some cases this is due to the presence of mental retardation in them, in others - with the wrong approach at an early stage of learning. It is difficult for children to immediately adapt to the rules of a comprehensive school. Their higher mental functions are not yet sufficiently formed to fully master the school curriculum. It is necessary to create additional conditions and use methods that are interesting for children. For these purposes, a didactic game is perfect, because younger students still have gaming activities in priority. This article is devoted to the problem of studying didactic games as a transitional form between preschool and school age. This topic was covered in their works by such scientists as Frebel, N.G.Netkachev, N.A.Vlasova and others.

Key words: didactic games, adaptation, primary schoolchildren, preschoolers, development, learning.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»- говорил А.В. Сухомлинский. Игра – это один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

В игре ребенок учится планировать и регулировать свои действия, а также действия тех, с кем играет. Сначала с помощью игры формируются и осмысливаются действия с предметами, а потом – отношения между людьми, собственное место ребенка в этих отношениях. Существует множество разновидностей игр: сюжетно–ролевые, подвижные, дидактические и т.д.  Каждый вид при правильно организованной работе благоприятно отражается на психоречевом становлении ребенка.

            У многих детей при поступлении в школу начинаются трудности. Им сложно адаптироваться к новым правилам и требованиям: сидеть долгое время на одном месте, слушаться учителя, делать задания, читать, писать. Это связано с тем, что они только только вышли из дошкольной среды, где все было иначе. У детей младшего школьного возраста лучше развито наглядно-действенное мышление и материал они усваивают, когда его предоставляют наглядно. Деятельность в направлении коррекции мыслительных операций младших школьников  необходимо организовывать с использованием  ярких стимулов, продумывать предметное оснащение и наполнение. Надо учитывать, что эти дети быстро устают, их внимание может резко упасть. Именно поэтому наилучшим образом работа будет строиться на основе игровых форм и методов работы.

Если детям неинтересно изучать учебный материал, значит нужно каким-то образом привлечь их внимание. Самым эффективным способом для этого является игра. В основе игры содержатся воспитательные и обучающие методы. А дети же воспринимают поставленную перед ними задачу именно как игровую, что позволяет поддерживать интерес к ней и добиваться нужного результата. [2]

  Хоть игра является ведущей деятельностью дошкольников, но и в младшем школьном возрасте не теряет свою актуальность. Однако, содержание и направленность игры меняется. Одной из первой проблемой, с которой сталкиваются ученики – это резкий переход от игры к учебе. Так как эти два вида деятельности представляют собой комплекс совершенно разных и своеобразных структур, то при смене этих деятельностей нужны некие «переходные формы». Для детей младшего школьного возраста большое значение имеют игры с правилами и дидактические игры. Эти формы игровой деятельности формирует у ребенка способности к контролированию своего поведения в соответствии с установленными правилами.

Дидактические игры представляют собой задания в игровой форме, в основе которых лежит подчинение некоторым правилам. Они позволяют педагогам решать многие вопросы обучения и воспитания детей.

Важность использования дидактических игр обусловлена рядом причин. В первую очередь, детям трудно сразу перестроить свою деятельность и заняться «скучным» учебным процессом. В усвоении материала для школьников большое значение имеет произвольное внимание и память, именно дидактические игры направлены на развитие этих сторон психики детей.  У младших школьников  возникают различные трудности в адаптации к школе, так как мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей. [4]

 Игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы – все это разновидность дидактических игр . с их помощью мы способствуем развитию коммуникативных навыков, высших психических функций, таких как память, внимание, воображение, представление. В процессе занятий с использованием дидактических игр активизируется мыслительная и эмоциональная деятельность.

Главный секрет и плюс дидактических игр состоит в том, что здесь обучающая функция скрыта от детей. Ребенок поглащен игрой, поэтому задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки.

Будучи участниками одной игры, дети и учитель находятся на одном уровне, что положительно сказывается на их взаимоотношениях. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых методов обучения - облегчить переход к учебным заданиям, сделать его постепенным. 

В таких играх совершенствуется мышление ребенка в плане понимания себя и своего места в мире природы и людей, обогащается сенсорно-эмоциональный опыт за счет овладения детьми системными знаниями, развивается общая культура ребенка, в том числе культура речи. и культура общения в разных условиях

Дидактическая игра является не просто хаотичной игровой деятельностью детей, она имеет определенную структуру. Урок с использованием дидактических игр проходит в 3 этапа:

·         подготовка к проведению игры – отбор соответствующей теме занятия игры, определение времени для отобранной игры, выбор места игры, подготовка необходимого материала, подготовка к игре как педагога, так и детей и отбор методов руководства игрой;

·         проведение игры – ознакомление детей с содержанием игры, объяснение правил и хода игры, определение роли педагога в игре и показ игровых действий;

·         подведение итогов игры – анализ результатов игры, рефлексия [5]

Независимо от этапа реализации игра должна быть интересной, доступной, включать в себя разные виды деятельности детей. Он также используется на всех типах уроков. Дидактическая игра включена в целостный педагогический процесс, сочетающийся и взаимосвязанный с другими формами обучения и воспитания. Также нужно следить за тем, чтобы не перегружать детей. В дидактических играх содержатся задачи с выполнением логических операций и действий, это способствует развитию аналитико-синтетической деятельности младших школьников. Например, лабиринты, головоломки, ребусы, логические игры и т.д. В процессе использования различных видов несложных дидактических игр и упражнений у детей младшего школьного возраста  можно формировать последовательность умственных действий, умение анализировать, сравнивать.  Игровая деятельность развивает не только мыслительные процессы, но так же положительно сказывается на общем эмоциональном состоянии детей. поэтому важно использовать дидактические игры в повседневной жизни.

Таким образом, в игре уточняются различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, знания детей об окружающей действительности. Игра является средством познания ребенком действительности. Игровая деятельность является самым оптимальным решением вопроса развития мышления младших школьников. Дидактические игры развивают активность, самостоятельность мышления младших школьников, дети учатся владеть своими знаниями, развивается их связная речь.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Блонский П.П. Развитие мышления школьников // Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч. Т. 2 / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. С. 5- 117.

2. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев И.А. Младший школьник. Помоги ему учиться - СПб., 2000. - 108с.

3.Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов / Под ред. А.В. Петровского - М., 1979. - 398с.

4. Яковлева С.Г. Развитие у младших школьников логических суждений в процессе освоения учебного материала. Автореферат дисс., канд. пед. наук. - М., 2002.

5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/29/kollektsiya-didakticheskih-igr-dlya-razvitiya-myshleniya-u

6. https://moluch.ru/th/2/archive/8/215/


 

Скачано с www.znanio.ru

ПОРТФОЛИО ПО НАПРАВЛЕНИЮ: «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ПОРТФОЛИО ПО НАПРАВЛЕНИЮ: «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПЕРЕХОДНАЯ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПЕРЕХОДНАЯ

Ganieva Fatima Solt-Akhmedovna ,

Ganieva Fatima Solt-Akhmedovna ,

Каждый вид при правильно организованной работе благоприятно отражается на психоречевом становлении ребенка

Каждый вид при правильно организованной работе благоприятно отражается на психоречевом становлении ребенка

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей

Дидактическая игра включена в целостный педагогический процесс, сочетающийся и взаимосвязанный с другими формами обучения и воспитания

Дидактическая игра включена в целостный педагогический процесс, сочетающийся и взаимосвязанный с другими формами обучения и воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2024