Формы и методы проведения уроков с умственно отсталыми детьми
Оценка 4.7

Формы и методы проведения уроков с умственно отсталыми детьми

Оценка 4.7
docx
22.10.2021
Формы и методы проведения уроков с умственно отсталыми детьми
Формы и методы проведения уроков с умственно отсталыми детьми.docx

 

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

 

 

 

 

 

 

 

Тема доклада: «Формы и методы проведения уроков с умственно отсталыми детьми»



 

 

 

 

 

                                                                                

 

 

 

                                                                  Подготовил учитель-дефектолог:   

                                                                                         Эфанова Т.С.                                                                    

 

 

 

«Формы и методы проведения уроков с умственно отсталыми детьми»

       В соответствии с концепцией модернизации Российского образования в нашей стране происходит реформирование системы специального образования.

       В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и формах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, с той категорией детей, на которых ранее стояла печать «необучаемые».

      Образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса – воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно.

      Цели и задачи обучения и воспитания умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.

      Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для  умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.

       Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

        Применение адекватных программ и методов, форм обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

       Среди многообразия современных образовательных форм и методов работы с детьми мы выбрали те, которые, на наш взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала, и наиболее полно решают задачи развития детей с умственной отсталостью.

 

      Существует выражение «Ум ребёнка – находится на кончиках пальцев» эти слова принадлежат известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

      Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

      Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах.

       Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.

       Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Поэтому от развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с умственной отсталостью. 

       Вот некоторые  методы и формы, которые наиболее часто используем в работе с умственно отсталыми детьми.

 

I Игры с крупой и манкой

1.Аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания

       Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. 
        При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Все эти действия способствуют умственному развитию ребенка.
       Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.

 

Итак, аппликация:

- Развивает познавательную сферу

- Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

-Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

-Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.

-Помогает выучить цвета и формы.

-Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

 

2.Упражнение попадание зерна в узкое отверстие

это упражнение помогает развить:

 -Гибкость и подвижность пальчиков, точность и координацию

 

3. Упражнение сортировка различных зерен

Такое упражнение развивает у ребенка:

- Внимание, усидчивость

 

4. Упражнение «сухой бассейн»

      Среди огромного разнообразия игр на развитие моторики отдельного внимания заслуживает сухой бассейн. Что же это такое и чем он может быть полезен? Сухой бассейн представляет собой своеобразную емкость, которая наполняется различным природным материалом (например, фасоль, каштан, бобы и т.д. В качестве емкости может выступать обычный пищевой контейнер. В контейнер помещаются вместе с природным материалом различные предметы (мелкие игрушки, монеты, крупные и мелкие пуговицы, бусины и т. д.)

      Задача ребенка, достать предметы, которые помещены, вместе с природным материалом, в этот же бассейн. Такие упражнения дают отличный массажный эффект.

      Кроме всего, сухие бассейны положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Ко всему прочему, дети развивают мелкую моторику, улучшают координацию движений, учатся запоминать и разделять предметы различной формы и размеров.

 

Упражнение рисование песком (манкой)

      Игры с манкой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Манка приятна на ощупь. Несколько незатейливых движений по манке – и могут получиться замечательные манные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. Рисование манкой даёт отличный результат релаксации. 

 

Существуют 3 вида упражнений:

1. Рисование щепоткой

Суть: напрягаем – расслабляем пальчики. Упражнение хорошо срабатывает для детей, у которых процесс расслабления и приведения в тонус очень плохой.

 

2. Рисование кулачком

3. Рисование пальцем

 

Упражнения, которые способствуют сенсорному развитию,

технология Марии Монтессори

Украшение рисунков пуговицами, монетами

Развивает внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук.

Упражнения, которые готовят руку к письму и способствуют речевому развитию ребенка

«Шнуровка»

Суть: Ребенку надо показать, что шнуровка бывает разная.

Обратить внимание, что для каждого цвета есть своя зона.

Игры с прищепками

Такие упражнения способствуют повышению мышечного тонуса, умением манипулировать своими пальчиками.

Игры со шнурками.

Развитие внимания, усидчивости и концентрации и пространственных представлений.

Упражнения с макаронами

- развиваем память и произвольное внимание

- гибкость и подвижность пальчиков

- точность и координацию 

Пальчиковая асинхронная гимнастика

Готовит руку ребенка к письму, развивает координацию, тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие речи.
Гармонизация работы правого и левого полушария

Упражнения на развитие познавательной сферы

Это упражнения с тактильными предметами, которые развивают память, внимание, мышление, логика, синтез, классификация

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность влияет на эстетическое воспитание, развивается мелкая моторика, творческие способности. Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, оттиск смятой бумаги, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, обрывание, скатывание бумаги.

Используя на занятиях в своей деятельности нетрадиционные способы, приемы и методы обучения детей с умственной отсталостью,  можно сделать следующие выводы:

эти методы и приемы помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка, положительно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления, это помогает в усвоении учебного материала.



 

 

 

 

 


 

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с

Формы и методы проведения уроков с умственно отсталыми детьми»

Формы и методы проведения уроков с умственно отсталыми детьми»

Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного…

Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного…

Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др

Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др

В качестве емкости может выступать обычный пищевой контейнер

В качестве емкости может выступать обычный пищевой контейнер

Шнуровка» Суть: Ребенку надо показать, что шнуровка бывает разная

Шнуровка» Суть: Ребенку надо показать, что шнуровка бывает разная

Формы и методы проведения уроков с умственно отсталыми детьми

Формы и методы проведения уроков с умственно отсталыми детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2021