Формы работы на уроках литературного чтения
Оценка 4.9

Формы работы на уроках литературного чтения

Оценка 4.9
docx
28.12.2023
Формы работы на уроках литературного чтения
Формы работы на уроках литературного чтения.docx

Формы работы на уроках литературного чтения

 

В современном информационном пространстве содержание, в основном, строится на изображении ярких образов, интригующих заголовок, короткометражных видео и лаконичных фрагментов текста. Данные трансформации спровоцировали появление нового типа восприятия действительности – клиповое мышление. Для психики младшего школьника такой тип мышления опасен тем, что функциональные возможности мозга упрощаются, то есть дети «разучиваются думать» самостоятельно. Избыток готовой информации, поступающей извне, плохо сказывается на естественной любознательности детей. Тот факт, что мыслительная деятельность ребёнка сужается до простейших кратковременных операций с информацией, заставляет педагогов задуматься о включении таких видов работы, которые могут дать толчок «спящей» мозговой активности [17, c. 85].

Отметим, что специалисты не дают четкой классификации видов исследовательской деятельности на уроках литературного чтения. Существует множество форм организации уроков литературного чтения, методов и приемов исследования текста, но четкой классификации исследовательской работы в системе литературного образования не представлено.

Мы предлагаем систематизацию некоторых видов исследовательской деятельности в процессе урочной и внеурочной работы по литературному чтению:

1. Прямые виды исследовательской деятельности, связанные с литературоведческим анализом текста:

а) смысловое чтение;

б) автор произведения, история создания;

в) содержание произведения (работа над темой, проблематикой, идеей, пафосом);

г) форма произведения (работа над жанром, композицией, стилем);

д) художественная речь (работа с лексическими средствами, тропами, стилистическими фигурами);

2. Косвенные (эвристические) виды исследовательской деятельности:

а) ведение читательского дневника;

б) игра-исследование;

в) творческая мастерская;

г) учебная дискуссия;

д) компьютерный слайд-фильм;

е) интерактивные (групповые) формы;

ж) индивидуальная домашняя работа. Этот перечень можно продолжить.

Прямые виды (формы) исследовательской деятельности представлены совокупностью операций, входящий в процедуру литературоведческого анализа текста.

Такие виды, связанные с поиском и осознанием фактического и подтекстового материала, исследованием творческой истории произведения, формальных и содержательных компонентов, приближают детей к тайне авторского замысла. Дети выстраивают «диалог» с автором, задавая ему множество концептуальных вопросов и сами же отвечают на них благодаря данным видам деятельности [19, c. 87].

Косвенные виды (формы) исследовательской деятельности направлены на детальное рассмотрение отдельных вопросов, волнующих учеников. Долговременный эффект впечатления от такого урока может остаться в памяти младших школьников, если учитель сам с интересом относится к проблеме. Ведь организовать игру, мастерскую, дискуссию и слайд-фильм стоит больших вложений времени и сил. В этом и выражается мастерство педагога – в инициативности и умении целесообразно сопоставить все ключевые элементы.

Ведение читательского дневника представляет собой первый тип индивидуальной исследовательской работы. Записи, которые обучающиеся делают в дневниках, содержат краткую характеристику произведения, показывают отношение читателя к прочитанному, объясняют оригинальный взгляд на интерпретацию авторской идеи, демонстрируют вопросы, волнующие умы школьников. Словом, это личные наблюдения, зафиксированные на бумаге [8, c. 85].

Игра-исследование позволяет в незаурядном формате донести до младших школьников механику учебного исследования. Она включает в себя этапы определения темы, методов и средств познания с помощью карточек с надписями и изображениями.

Содержание урока первоначально определяется детьми на основе выбора, дальнейшее развитие событий зависит от их размышлений. Поэтому Савенков А.И. рекомендует выбрать в помощь классу двух ведущих, наиболее инициативных и активных из всех. По ходу рассуждений ученикам важно фиксировать в тетрадях новую информацию в виде символов, знаков, схем. На следующей встрече эти записи помогут им восстановить в памяти прошедшее занятие. Заметим, что такой вид исследовательской деятельности носит пропедевтический характер и отлично подходит для уроков-знакомств с процедурой учебного исследования на уроках литературного чтения.

Творческая мастерская – это оригинальный способ организации исследовательской деятельности обучающихся под руководством учителя, мобилизующего поисковую и творческую активность детей. В литературоведческой мастерской ученики перевоплощаются в писателей и создают тексты по картинам, описываю видимые явления, составляют отзывы на произведения, как настоящие литературные критики [14, c. 25].

В художественной мастерской ученикам можно заняться словесным рисованием и составить «палитру чувств» по цветовой окраске слов. Театральную мастерскую представляют процессы драматизации и инсценировки. Детям можно предложить сделать постановку по мотивам произведения, театр теней, пантомиму и другое. Учителя, зная ведущую роль сказки в воспитании, придумывают различные способы работы с ней – объяснение, рассказывание, придумывание, переписывание. Творческие мастерские могут подобрать ключик к любому произведению.

Такой вид исследовательской деятельности, как учебная дискуссия, имеет множество форм проведения: круглый стол, дебаты, мозговой штурм, судебное заседание и др. Это отличный метод развития диалогических умений, навыков полемики, критического мышления и метод фиксации личностного роста обучающегося в коммуникативной сфере. В ходе учебной дискуссии младшие школьники дают совершенно новые толкования авторской мысли. Уникального рецепта для точной интерпретации нет даже у учителя, но у него есть механизмы для создания условий нахождения оригинального рецепта [5, c. 96].

Другой организационной формой учебного исследования является компьютерный слайд-фильм. Его можно представить в виде познавательной истории, где главный герой изученного ранее произведения просит учеников о помощи.

Таким образом можно инициировать познавательную активность младших школьников, которые охотно хотят помочь «попавшим в беду» персонажам. Данный прием ещё называют технологией образовательного сторителлинга. Применение такой технологии может быть хорошим подспорьем при создании слайд-фильма для поэтапного анализа литературного произведения.

Интерактивные формы работы построены на принципе активного взаимодействия младших школьников в группах. Существует два способа работы. Первый демонстрирует единовременное сотрудничество членов группы на уроке с целью получения общего результата. Например, учитель делит класс на команды и раздаёт каждой из них индивидуальные планы работы по фрагментам текста; позже представляют результаты всем группам.

В втором способе идет предварительная работа членов группы вне кабинета с целью публичного оглашения результатов. Например, после литературоведческого анализа текста учитель делит класс на творческие группы (языковеды, археологи, мыслители, историки, писатели) и представляет план работы с дополнительными источниками для глубинного осмысления произведения [10, c. 98].

Индивидуальная домашняя работа настолько многогранна в исследовательском исполнении, что трудно подобрать область, в которой бы данный вид работы не использовался. Литературное чтение имеет большую копилку исследовательских тем, которые будут интересны младшим школьникам в реализации. Например, создание басни или сказки, моделирование ребусов и текстов с картинками, придумывание кроссвордов и мудбордов, сюжетное рисование, буктрейлеры, лэпбуки и многое другое. Некоторые виды работ имеют характер проектного исследования. Так или иначе, за этими внешне детскими работами стоят довольно важные направления развития интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника.

Таким образом, резюмируя сущность педагогической работы в области исследовательской деятельности младших школьников, хочется отметить, что комплексный подход к организации учебного исследования по анализу художественного произведения позволит повысить уровень исследовательских умений до высоких показателей в осуществлении эмпирических действий, т.е. реализации исследовательских навыков.

 


 

Формы работы на уроках литературного чтения

Формы работы на уроках литературного чтения

Косвенные (эвристические) виды исследовательской деятельности: а) ведение читательского дневника; б) игра-исследование; в) творческая мастерская; г) учебная дискуссия; д) компьютерный слайд-фильм; е) интерактивные (групповые) формы; ж)…

Косвенные (эвристические) виды исследовательской деятельности: а) ведение читательского дневника; б) игра-исследование; в) творческая мастерская; г) учебная дискуссия; д) компьютерный слайд-фильм; е) интерактивные (групповые) формы; ж)…

Ведь организовать игру, мастерскую, дискуссию и слайд-фильм стоит больших вложений времени и сил

Ведь организовать игру, мастерскую, дискуссию и слайд-фильм стоит больших вложений времени и сил

Творческая мастерская – это оригинальный способ организации исследовательской деятельности обучающихся под руководством учителя, мобилизующего поисковую и творческую активность детей

Творческая мастерская – это оригинальный способ организации исследовательской деятельности обучающихся под руководством учителя, мобилизующего поисковую и творческую активность детей

Таким образом можно инициировать познавательную активность младших школьников, которые охотно хотят помочь «попавшим в беду» персонажам

Таким образом можно инициировать познавательную активность младших школьников, которые охотно хотят помочь «попавшим в беду» персонажам

Некоторые виды работ имеют характер проектного исследования

Некоторые виды работ имеют характер проектного исследования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2023