Формы работы воспитателя логопедической группы по преодолению нарушений речевого развития детей.

  • docx
  • 14.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формы работы воспитателя логопедической группы по преодолению нарушений речевого развития детей.docx

Формы работы воспитателя логопедической группы по преодолению нарушений речевого развития детей.

 

 Профессиональная коррекция нарушений в группах  комбинированной  направленности – это планируемый и особым образом организуемый процесс, основу которого составляют принципиальные положения:

 

-коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОО;

 

-содержание коррекционной работы – это система оптимальной комплексной (педагогической, психологической, медицинской) поддержки, направленной на преодоление и ослабление недостатков психического и физического  развития дошкольников с ОВЗ.

 

          В логопедической группе кроме занятий, предусмотренных общеразвивающей программой вводятся  коррекционные занятия логопеда и занятия воспитателя по закреплению изученного на занятиях с логопедом,  тем самым увеличивается нагрузка на ребенка.

 

Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности зависит от слаженности в работе учителя – логопеда, воспитателей, музыкальных руководителей  и МОП.

 

В группе комбинированной направленности для детей с ТНР  коррекционное направление работы является приоритетным, так как его целью является  выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем – логопедом. Коррекционная работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями.

 

            Как и в массовом детском саду, воспитатели решают общеобразовательные задачи. Формирует у детей необходимые, доступные их пониманию объём знаний по той или иной теме во время наблюдения, на прогулках.

        Наряду с этим воспитатель детского сада для детей с ТНР решает коррекционные задачи. Формирует положительные навыки общего и речевого поведения.  Развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной активной  и самостоятельной речью. Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы,  желания, отвечать на вопросы в доступной форме, он совершенствует у детей навыки общения друг с другом.

Методы  реализации  Программы в группах  коррекционной направленности

 

Педагоги  используют весь комплекс методов реализации Программы: наглядные, практические, словесные методы и  их комбинации.

-включение в занятие разнообразных игровых и дидактических упражнений;

 

-использование приемов, обеспечивающих индивидуальный подход к детям;

 

-при отборе программного материала учет зоны ближайшего развития каждого ребенка, его потенциальных возможностей;

 

-постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

 

-регулярное повторение усвоенного речевого материала и подключение к этому всех участвующих в занятии специалистов;

 

-привлечение каждого ребенка к участию в диалогах.

 

   В первую половину дня рекомендуем проводить 2-3 логопедические пятиминутки. Первую целесообразно проводить с 8:00 до завтрака.

 

Начинать следует с артикуляционной гимнастики.  Артикуляционную гимнастику проводят ежедневно  несколько раз в день (используют упражнения по заданию логопеда).

 

          Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет улучшить подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, губ и щек, улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию. Научить ребёнка удерживать определенную артикуляционную позу. Увеличить амплитуду движений, уменьшить спастичность, напряжённость артикуляционных органов, подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

 

         Артикуляционную гимнастику необходимо разучивать перед зеркалом ребёнок должен копировать ваше движение,  а в дальнейшем,  когда порядок действий будет усвоен артикуляционную гимнастику можно выполнять без зеркала.

 

Артикуляционную гимнастику можно использовать для снятия возбуждения, для переключения с одного вида деятельности на другой, для активизации внимания  детей на занятиях.

 

        Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить как на занятиях, так и во время свободное от ООД. В процессе таких упражнений у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата движения языка и губ становится более точными.

 

Также логопедические пятиминутки можно наполнить:

 

 - беседой по лексической теме (беседу по лексической теме проводят для актуализации знаний по теме. В ходе  предварительной работы  к занятиям);

 

- разучиванием физминутки, пальчиковой гимнастики (особенно это актуально в понедельник, так как пальчиковая гимнастика и физминутка должны быть знакомы детям до начала занятия)

 

-лексико – грамматическими играми;

 

- также на логопедических пятиминутках проводят актуализацию уже изученных пальчиковых игр, обобщающих слов.

 

- самомассажем;

 

- дыхательными упражнениями (умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями,  речью. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Сознательный контроль дыхания позволяет снять эмоциональное напряжение,  уменьшает чувство тревоги,  помогает общей релаксации).

Регулярное проведение с детьми логопедических пятиминуток приучает их к речевым играм. У детей появляется интерес, любимые речевые игры. Дети  начинают сами предлагать игру,  изменять правила или использовать уже отработанный с воспитателем или логопедом. С середины учебного года в  старшей группе рекомендуем выбирать ребенка – ведущего на игру.

    Длительность фронтальной части «Логочаса» 20 – 25 мин., индивидуального – от 5 до 15 мин на каждого ребенка.

 

Формы: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.

Пояснительная записка к проведению логочаса

Логочас – организованная деятельность детей и взрослых, по заданию логопеда. Продолжительность данного вида деятельности согласно п.11.10 САНПИН 2.4.1.3049-13: в старшей группе – 20 минут, в подготовительной группе – 25 минут. Во время логочаса охватываются все дети группы.  В структуру логочаса включается индивидуальная и групповая работа.

Групповая работа (20-25 минут) включает в себя:

 

1.      Артикуляционную гимнастику (дыхательные упражнения, мимическая гимнастика, самомассаж, артикуляционная гимнастика);

2.      Пальчиковую гимнастику;

3.      Развитие фонематического слуха и обучение грамоте;

4.      Физминутка;

5.      Лексико-грамматическое  развитие и развитие связной речи.

6.      Распределение детей на игры.

Индивидуальная работа (5-15 минут на ребенка) включает в себя:

 

1.                     Работа по заданию учителя-логопеда (задания отраженные в журнале взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы). Воспитатель должен поощрять  стремление и желание ребенка заниматься, произносить звук чисто, правильно.

2.                     Развитие психических познавательных процессов, моторики (по плану воспитателя). Развитием психических – познавательных процессов воспитатель должен успеть позаниматься не менее  чем с  7 детьми.