Профессиональная коррекция нарушений в группах комбинированной направленности – это планируемый и особым образом организуемый процесс, основу которого составляют принципиальные положения:
-коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОО;
-содержание коррекционной работы – это система оптимальной комплексной (педагогической, психологической, медицинской) поддержки, направленной на преодоление и ослабление недостатков психического и физического развития дошкольников с ОВЗ.
В логопедической группе кроме занятий, предусмотренных общеразвивающей программой вводятся коррекционные занятия логопеда и занятия воспитателя по закреплению изученного на занятиях с логопедом, тем самым увеличивается нагрузка на ребенка.
Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности зависит от слаженности в работе учителя – логопеда, воспитателей, музыкальных руководителей и МОП.
В группе комбинированной направленности для детей с ТНР коррекционное направление работы является приоритетным, так как его целью является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем – логопедом. Коррекционная работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями.
Как и в массовом детском саду, воспитатели решают общеобразовательные задачи. Формирует у детей необходимые, доступные их пониманию объём знаний по той или иной теме во время наблюдения, на прогулках.
Наряду с этим воспитатель детского сада для детей с ТНР решает коррекционные задачи. Формирует положительные навыки общего и речевого поведения. Развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной активной и самостоятельной речью. Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы в доступной форме, он совершенствует у детей навыки общения друг с другом.
Методы реализации Программы в группах коррекционной направленности
Педагоги используют весь комплекс методов реализации Программы: наглядные, практические, словесные методы и их комбинации.
-включение в занятие разнообразных игровых и дидактических упражнений;
-использование приемов, обеспечивающих индивидуальный подход к детям;
-при отборе программного материала учет зоны ближайшего развития каждого ребенка, его потенциальных возможностей;
-постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
-регулярное повторение усвоенного речевого материала и подключение к этому всех участвующих в занятии специалистов;
-привлечение каждого ребенка к участию в диалогах.
В первую половину дня рекомендуем проводить 2-3 логопедические пятиминутки. Первую целесообразно проводить с 8:00 до завтрака.
Начинать следует с артикуляционной гимнастики. Артикуляционную гимнастику проводят ежедневно несколько раз в день (используют упражнения по заданию логопеда).
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет улучшить подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, губ и щек, улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию. Научить ребёнка удерживать определенную артикуляционную позу. Увеличить амплитуду движений, уменьшить спастичность, напряжённость артикуляционных органов, подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Артикуляционную гимнастику необходимо разучивать перед зеркалом ребёнок должен копировать ваше движение, а в дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен артикуляционную гимнастику можно выполнять без зеркала.
Артикуляционную гимнастику можно использовать для снятия возбуждения, для переключения с одного вида деятельности на другой, для активизации внимания детей на занятиях.
Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить как на занятиях, так и во время свободное от ООД. В процессе таких упражнений у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата движения языка и губ становится более точными.
Также логопедические пятиминутки можно наполнить:
- беседой по лексической теме (беседу по лексической теме проводят для актуализации знаний по теме. В ходе предварительной работы к занятиям);
- разучиванием физминутки, пальчиковой гимнастики (особенно это актуально в понедельник, так как пальчиковая гимнастика и физминутка должны быть знакомы детям до начала занятия)
-лексико – грамматическими играми;
- также на логопедических пятиминутках проводят актуализацию уже изученных пальчиковых игр, обобщающих слов.
- самомассажем;
- дыхательными упражнениями (умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Сознательный контроль дыхания позволяет снять эмоциональное напряжение, уменьшает чувство тревоги, помогает общей релаксации).
Регулярное проведение с детьми логопедических пятиминуток приучает их к речевым играм. У детей появляется интерес, любимые речевые игры. Дети начинают сами предлагать игру, изменять правила или использовать уже отработанный с воспитателем или логопедом. С середины учебного года в старшей группе рекомендуем выбирать ребенка – ведущего на игру.
Длительность фронтальной части «Логочаса» 20 – 25 мин., индивидуального – от 5 до 15 мин на каждого ребенка.
Формы: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.
Пояснительная записка к проведению логочаса
Логочас – организованная деятельность детей и взрослых, по заданию логопеда. Продолжительность данного вида деятельности согласно п.11.10 САНПИН 2.4.1.3049-13: в старшей группе – 20 минут, в подготовительной группе – 25 минут. Во время логочаса охватываются все дети группы. В структуру логочаса включается индивидуальная и групповая работа.
Групповая работа (20-25 минут) включает в себя:
1. Артикуляционную гимнастику (дыхательные упражнения, мимическая гимнастика, самомассаж, артикуляционная гимнастика);
2. Пальчиковую гимнастику;
3. Развитие фонематического слуха и обучение грамоте;
4. Физминутка;
5. Лексико-грамматическое развитие и развитие связной речи.
6. Распределение детей на игры.
Индивидуальная работа (5-15 минут на ребенка) включает в себя:
1. Работа по заданию учителя-логопеда (задания отраженные в журнале взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы). Воспитатель должен поощрять стремление и желание ребенка заниматься, произносить звук чисто, правильно.
2. Развитие психических познавательных процессов, моторики (по плану воспитателя). Развитием психических – познавательных процессов воспитатель должен успеть позаниматься не менее чем с 7 детьми.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.