"Формы самоконтроля обучающихся с применением рабочих карт на уроках истории"
Оценка 4.8

"Формы самоконтроля обучающихся с применением рабочих карт на уроках истории"

Оценка 4.8
Контроль знаний +1
docx
история
28.11.2022
"Формы самоконтроля обучающихся с применением рабочих карт на уроках истории"
В статье показан способ самооценки знаний на уроке истории с применением рабочих карт урока. Приведены положительные и отрицательные стороны урока, с использованием рабочих карт.
Формы самоконтроля на уроках истории с применением рабочих карт.docx

ФОРМЫ САМОКОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ РАБОЧИХ КАРТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Учебную деятельность как целостный цикл трудно представить без мотивации, планирования, организации и самоконтроля. Без текущего и итогового контроля невозможно объективно оценить реальную эффективность учебного труда. Не проверив степени усвоения материала, точности решения задачи, не выработав привычку всегда проверять свои действия, невозможно гарантировать их правильность.

Не все ученики правильно оценивают результат. Поэтому надо обращать внимание на подобные ошибки, на то, как вырабатывается стремление всегда проверять результат с точки зрения его  жизненности. Если научить школьников сравнивать свои знания с «эталоном», который даёт учитель или учебник, то можно получить информацию об усвоении знаний от самих учащихся. Она оперативна, процесс её получения исключает отрицательные эмоции, её можно иметь к каждому уроку.

Эти бесспорные достоинства противостоят, по существу, одному недостатку: ученик может или ошибаться, или умышленно завысить себе оценку. Но честность воспитывается. Учитель регулярно проверяет достоверность самооценки, и возможный обман становится известным. Рассмотрим один из способов самооценки знаний с применением рабочих карт урока.

 

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Урок

Класс

Дата

Тема:

Ф.И. учащегося

Проверка д/з с/о

Проверка д/з  в/о

Изучение нового материала с/о

Закрепление в/о

Итоговая отметка в/о

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

Примечание. Условные  обозначения: с/о – самооценка; в/о – взаимооценка; д/з – домашнее задание.

Каковы цели такого урока? Применение рабочих карт побуждает учащегося к активной мыслительной деятельности в течение всего урока, обеспечивает его эмоциональную сопричастность к собственной деятельности и к деятельности товарища, рефлексии и самоконтролю учащегося в процессе деятельности в течение всего урока.

Как заполняется карта? Учитель в начале урока объясняет порядок заполнения. После слов «урок» нужно записать «история», после слова «класс» 8 и литеру. После слова «дата» - дату урока.

Далее сообщается тема урока, которую нужно записать в рабочей карте и в тетрадях. Затем в графе записываются фамилии учеников (одна рабочая карта на 2 человека). Если обучающиеся считают, что они могут ответить на все вопросы домашнего задания, то в графе «Проверка д/з с/о» - они ставят себе «5», если могут ответить с недочётами – «4», если ответят на половину вопросов – «3», если не могут, то прочерк. После этого учитель раздаёт листочки  для письменной работы. Учащиеся должны кратко ответить на 10 вопросов учителя.

Например, по теме «Экономическое развитие России в XVII в.»

Письменный опрос:

1.      Какой город стал главным центром освободительного движения в стране с осени 1611 г.? (Нижний Новгород.)

2.      Назовите имя и фамилию старосты, купца, одного из создателей 2-го ополчения. (Кузьма Минин.)

3.      Кто был выбран полководцем собравшегося войска 2-го ополчения? (Дмитрий Пожарский.)

4.      Как назывался выборный орган, созданный в ополчении? (Совет всея Земли.)

5.      Когда 2-е ополчение подступило к Москве? (Август 1612 г.)

6.      С каким известным польским военачальником, гетманом, пришлось сражаться осаждавшим Москву войскам? (С. Ходкевичем.)

7.      Что помогло русским войскам освободить Москву? (Голод.)

8.      В каком году состоялся собор по избранию русского царя? (В 1613 г.)

9.      Назовите фамилию, имя, отчество нового царя. (Михаил Фёдорович Романов.)

10.  Как звали сельского старосту, совершившего патриотический подвиг зимой 1613 г. (завёл отряд поляков на болота). (Иван Сусанин.)

 

Затем ребята меняются листочками. Учитель диктует ответы, а ученики исправляют ошибки в листочках товарищей. Выставляют отметки:

«5» - если не более двух исправлений;

«4» - если не более трёх исправлений;

«3» - если не более пяти исправлений;

Прочерк – если ошибок больше половины.

Результат заносится в рабочую карту.

Далее изучается новый материал. На доске (или экране) – краткий план, конспект и вопросы, на которые нужно ответить учащимся после объяснения новой темы.

На доске запись:

1.      Как восстанавливалось сельское хозяйство?

2.      Что изменилось в положении крестьян в XVII в.?

3.      Почему барщинное хозяйство не способствовало подъёму сельского хозяйства?

 

Учитель объясняет новую тему, учащиеся слушают, записывают конспект в тетрадь.

Далее учитель просит учеников поставить себе отметку в графу «Изучение нового материала» - с/о. Тот, кто считает, что может повторить рассказ учителя и ответить на все вопросы, ставит себе «5», ответит  с небольшими неточностями – «4»; на половину вопросов – «3»; кто не сможет ответить – прочерк.

Наконец, ученики должны ответить на вопросы, поставленные учителем. Даётся 10   минут. Учитель поднимает любого ученика и просит его ответить. Выставляются отметки в рабочую карту.

Далее учащиеся складывают все отметки, делят на 4 и результат записывают в пятую колонку рабочей карты. Учитель обобщает новый материал, даёт домашнее задание.

Данный урок имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные итоги состоят в том, что в работе участвует весь класс, все ребята получают отметки. В процессе урока происходит обучение самоконтролю, сначала ученики оценивают выполнение домашнего задания, а затем сравнивают с отметкой, полученной на уроке. Но что особенно важно: новый материал выслушивается ребятами очень внимательно, ведь они знают, что нужно будет повторить его в конце урока. 

Отрицательная сторона может проявиться в том, что ученик умышленно завысит себе отметку. Но и это легко предотвратить, если на каждом таком уроке учитель произвольно выбирает 3-4 учеников и проверяет достоверность самооценки.


 

ФОРМЫ САМОКОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ФОРМЫ САМОКОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Назовите имя и фамилию старосты, купца, одного из создателей 2-го ополчения

Назовите имя и фамилию старосты, купца, одного из создателей 2-го ополчения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2022