ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Оценка 4.9
Домашнее обучение +2
doc
физика
7 кл—11 кл
16.05.2017
В течении нескольких лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но они обучаются в общеобразовательных классах .Развитие способностей у детей с ОВЗ является одним из необходимых условий для успешной их социализации в обществе. Вот те конкретные задачи, которые я ставлю перед собой:
• Развивать речь.
• Развивать сообразительность.
• Включать детей в разнообразную деятельность.
• Активизировать умственную деятельность.
Поэтому при составлении плана урока продумываю формы и методы работы с такими детьми, опираясь на метапредметные технологии:
• Учу читать параграф и находить ключевые моменты, составлять план ответа по прочитанному материалу, отвечать на вопросы параграфа.
• Для повышения самооценки детей даю опережающие задания . Особенно когда материал легкий: прочитать параграф, составить план ответа, можно сделать рисунки и все это использовать в своем рассказе. Обычно ребята рисуют газету по материалу параграф: здесь и рисунок и ключевые моменты. Выходя к доске, достаточно хорошо рассказывают подготовленный материал, что повышает самооценку.
• Готовлю индивидуальные карточки «сделай по образцу». Учащийся получает карточку, где одна задача полностью решена с объяснением, а самостоятельно нужно решить задачу подобного типа, только цифры другие. Успех при подобном решении очевиден и это вновь повышает самооценку ребенка.
• Для коррекции внимания предлагаю учащимся с ОВЗ
bd833fc8b6ce02ca8bfebb233c6a151b.doc
«ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С
ДЕТЬМИ С ОВЗ»
В течении нескольких лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ), но они обучаются в общеобразовательных классах .Развитие способностей у детей с ОВЗ
является одним из необходимых условий для успешной их социализации в обществе. Вот те
конкретные задачи, которые я ставлю перед собой:
Развивать речь.
Развивать сообразительность.
Включать детей в разнообразную деятельность.
Активизировать умственную деятельность.
Поэтому при составлении плана урока продумываю формы и методы работы с такими
детьми, опираясь на метапредметные технологии:
Учу читать параграф и находить ключевые моменты, составлять план ответа по
прочитанному материалу, отвечать на вопросы параграфа.
Для повышения самооценки детей даю опережающие задания . Особенно когда материал
легкий: прочитать параграф, составить план ответа, можно сделать рисунки и все это
использовать в своем рассказе. Обычно ребята рисуют газету по материалу параграф: здесь
и рисунок и ключевые моменты. Выходя к доске, достаточно хорошо рассказывают
подготовленный материал, что повышает самооценку.
Готовлю индивидуальные карточки «сделай по образцу». Учащийся получает карточку, где
одна задача полностью решена с объяснением, а самостоятельно нужно решить задачу
подобного типа, только цифры другие. Успех при подобном решении очевиден и это вновь
повышает самооценку ребенка.
Для коррекции внимания предлагаю учащимся с ОВЗ карточки с определением физических
величин, где одно из ключевых слов пропущено. Задание: вставить из предложенных слов
нужное.
Обязательно такие дети вовлекаются в групповую работу. В группе они должны получить
посильное задание, с которым явно справятся.
Все задания предлагаемые детям с ОВЗ должны быть направлены на то, чтобы ребенок
поверил в себя, повысил свою самооценку.
К доске такие ребята не любят выходить, но если я сама чувствую, что ребенок обязательно
справится с задачей, вызываю. Задача решена! Успех очевиден.
При изучении физики большое внимание отводится проведению эксперимента и
лабораторных работ. При проведении лабораторной работы подумываю задание посильного
характера – ведь, работая в группе, ребенок с ОВЗ должен чувствовать себя комфортно. В каждой
группе назначается консультант – ученик позитивный, доброжелательный, который в любой момент
поможет члену своей группы. Интересными для детей с ОВЗ бывают задания проблемноисследовательского характера,
где они наблюдают явления и делают свои выводы, умозаключения. Например: задание на
молекулярное взаимодействие (7 кл.) Ученик получает 2 кусочка пластилина и 2 кусочка
парафина. Прижимая, друг к другу, кусочки пластилина наблюдает их соединение, а прижимая
друг к другу кусочки парафина – наблюдает другую картину. Предлагаю нагреть края кусочков
парафина над свечой и вновь соединить. После выполнения такого рода задания ребенок
обязательно высказывает свое умозаключение.
Изучая тему «Сила Архимеда» ученик с ОВЗ получает задание: Определить зависит ли сила
Архимеда от объема тела. Выдается сосуд с водой, тела разного объема из пластилина,
динамометр, нить. Ребенок сам планирует эксперимент, проводит его, делает выводы. Такая работа
развивает его сообразительность, активизирует умственную деятельность. Наблюдая за его
работой, использую поощрения в виде похвалы, подбадривание, чтобы не утратил веру в свои
способности. Ребята с ОВЗ любят такие задания, а в физике их достаточно.
Развивать творческие способности у детей с ОВЗ необходимо для дальнейшей успешной
его деятельности. Я на своих уроках организую разные формы работы, способствующие решению
именно этой задачи:
Провожу урокисеминары в 9 11 классах. Обычно это уроки изучения нового материала
или обобщающие занятия. Например: «Тепловые двигатели», «Движение искусственных спутников
Земли», «Электромагнитные волны». За неделю до проведения урокасеминара сообщаю учащимся
тему, дату, список литературы. Класс делится на группы для решения определенных вопросов.
Ребенок с ОВЗ получает от меня задание, с которым он имеет возможность справиться хорошо, что
должно повысить его самооценку. Задание должно быть точно сформулировано и невелико по
объему. А вот подход ребенка к выполнению задания самостоятельный, творческий. Он может
воспользоваться энциклопедией, справочником, интернет ресурсами и др. В назначенный день
каждый приносит весь «накопанный» материал и на уроке оформляют групповой отчет в виде
газеты и защищают свою тему. Ребенок с ОВЗ защищает, делает свои выводы в той части проекта,
которую готовил он.
На таких уроках создаются все условия для самоутверждения ребенка с ОВЗ и веры в свои
силы, совершенствуется умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Немаловажную роль при работе с детьми с ОВЗ играют здоровье сберегающие технологии.
Эти ученики не могут выполнять одну работу длительное время. Смена деятельности им просто
необходима, и это нельзя забывать. Вижу, что у ребенка пропал интерес к работе, стал
отвлекаться: даю ему работу на другой вид деятельности – это карточки «сделай по образцу»,
почитай часть параграфа и ответь на ряд вопросов, посмотри презентацию по изучаемой теме,
проделай эксперимент и сделай выводы, поработай в паре над задачей . А так же при изучении
определенных тем предлагаю задачи, которые заставляют задуматься о вреде курения, об
экологии: Например: задачи для 10 класса: :
Во время проведения декады физики ребята с ОВЗ составляют кроссворды, ребусы. Получают
индивидуальные задания: подготовить сообщение о выдающихся ученых – физиках, написать
реферат по определенной теме, по возможности, с помощью родителей, выпустить газету.
Считаю, что каждый урок это, прежде всего коррекция развития ребенка, его способностей и
поэтому стараюсь включать детей с ОВЗ в разнообразную деятельность. И готовясь к урокам,
считаю своей важнейшей задачей: формирование у детей с ОВЗ совокупности универсальных
учебных действий, обеспечивающих компетенцию: научиться учиться, а не только освоить
ребенком конкретные предметные знания. Список использованной литературы
1. Боброва С.В. Физика. VII X классы: нестандартные уроки
2.
Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике /
составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.
3.
Использованные материалы и Интернетресурсы
1. http://pedkopilka.ru/blogs/vinogradovasvetlana/obucheniedeteioovz.html
2. http://infourok.ru/statya_o_rabote_s_detmi_s_ovz165889.htm
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.