Формы введения и заключения к сочинению-рассуждению.
Оценка 4.8

Формы введения и заключения к сочинению-рассуждению.

Оценка 4.8
Работа в классе +1
pdf
русская литература +1
10 кл—11 кл
06.03.2018
Формы введения и заключения к сочинению-рассуждению.
Обучение написанию сочинения – одна из самых важных задач учителя русского языка, работающего в выпускном классе. Структура сочинения по русскому языку (ЕГЭ) начинается со вступления. В нем вы приглашаете читателя к разговору. Форм написания введения несколько, в статье будут рассмотрены не только формы вступления, но также и заключения.
Формы введения и заключения.pdf

Формы введения и заключения к сочинению-рассуждению.

Дмитриенко Вера Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска

 

Введение в сочинении должно подводить к теме, быть кратким, ясным, логичным и понятным с первого же слова. Как известно, едва ли не самое трудное - это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению. Давайте познакомимся с ними поближе.

1.              Историческое введение.

характеристика соответствующей эпохи, анализ её социально-экономических, нравственных, политических, культурных пружин. Само по себе это введение неплохое, иногда оно просто необходимо. Например, выбрали вы тему "Социально-философская проблематика спора "отцов и детей" (по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"). Согласитесь, что в данном случае как нельзя более уместно в начале сочинения прозвучит анализ особенностей России 60-х гг. XIX в. России, бурно спорящей о путях своего дальнейшего, революционного или реформистского, развития. Но беда в том, что историческое введение встречается в 95% школьных сочинений и превратилось в затасканный и почти невыносимый для преподавателей штамп. Поэтому по мере сил и возможностей пытайтесь его избегать.

2.              Аналитическое введение.

Это введение наиболее выигрышное, которое сразу заявляет о вас как о личности, умеющей логически грамотно и критически мыслить. Суть его сводится к анализу центрального понятия темы сочинения. Например, тема "Народность поэмы А. Т. Твардовского "Василий Тёркин". Конечно, самое уместное начать такое сочинение с характеристики понятия "народность", с описания его признаков. Это сразу же поставит сочинение на правильный путь, на рельсы доказательств, что поэма Твардовского обладает всеми названными вами признаками и тем самым являет собой народное произведение.

Причём вовсе не обязательно, чтобы тема сочинения, для которого подходит аналитическое введение, включала в себя литературоведческий термин. Предположим, вам попалась "Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне». Вот и поразмышляйте, почему гуманизм (понятие вроде бы тривиальное — "любовь к людям") может быть истинным и ложным и как содержание этого понятия зависит от конкретной социально-политической ситуации. Ведь одно дело — гуманизм сытого, обеспеченного человека и совсем другое — гуманизм угнетённого, раба.

3.              Биографическое введение.

Бывает, что к раскрытию темы верный ключ дают сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника. Предположим, вы остановились на теме "Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина". Историческое введение здесь выглядит «притянутым за уши», бессмысленным; анализировать понятия любви и дружбы тоже как-то нелепо. А вот вспомнить о "лицейском братстве", о других многочисленных верных друзьях Пушкина, об Анне Петровне Керн, Екатерине Николаевне Ушаковой и тем более о Наталье Николаевне как нельзя более уместно.

4.              Сравнительное введение.

С помощью этого введения вы как бы входите в соответствующий литературный контекст, вспоминаете предшествующие анализируемому вами произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения. Например, досталась вам тема "Нравственные искания героев Л. Н. Толстого". Взять историческое введение? Но о каком периоде рассказывать? 1805—1812 гг. (время действия "Войны и мира")? Или 1850—1860 гг. — время написания романа? Возможностей использовать аналитическое введение практически нет. Биографическое? Но ведь речь должна идти о героях... В начале такого сочинения стоит поразмышлять о том, что испокон веку "поэт в России — больше, чем поэт'', что проповедническая, нравственно страстная нота характерна для всех лучших представителей русской литературы, а уж нравственный авторитет Л. Н. Толстого просто огромен. Тем самым вы и обнаружите свою эрудицию, и прямо подойдёте к предмету вашего анализа.

5.              Введение — характеристика произведения

Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем (например, "Образы Чацкого и Молчалива в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"), то начать логичнее с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости. В данном конкретном случае целесообразно сказать несколько слов о традиционной социальной заострённости русского театра, об идейном замысле комедии, о глубине грибоедовского реализма.

6.              "Лирическое" введение. Бывает, что ни одно из перечисленных выше введений вас не устраивает или просто не даётся. Универсальным средством остаётся введение, увязывающее тему сочинения с вашим личным жизненным или духовным опытом. Суть этого введения (опять же в шутку!) можно сформулировать в таком виде: "Ах, как я люблю Пушкина!" или: "Был со мной однажды случай..." Ну, и далее несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на вас поэт, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его творчество. Такое введение очень подойдёт, например, к теме "Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека" (Белинский о Пушкине) ".

7.              Публицистическое (о современности, актуальности рассматриваемой темы, проблемы, образа героя, авторской точки зрения на что-либо).- Можно, наконец, начать сочинение и со своеобразной переклички с современностью ("В наше время, когда особенно большую роль играет..."). Однако к такому введению следует относиться очень осторожно, потому что, вопервых, оно может далеко увести от темы и, во-вторых, такое начало иногда оказывается чрезмерно конъюнктурным.

Заключительная часть сочинения может строиться по тем же принципам — учитывая, однако, в заключении обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения. Но если вы ограничитесь только выводами, концовка будет выглядеть слишком куцей, оборванной. И чтобы выйти на стратегический простор следствий из ваших выводов, в качестве компаса могут оказаться очень полезными разобранные варианты введения. Наиболее часто используются заключения, связывающие выводы сочинения с современностью или с личным опытом автора, а также — более узко — с развитием современной литературы. И это вполне понятно: все мы читаем литературу прошлого, как бы примеряя её к себе и к своему времени. Именно одним из указанных способов уместно закончить сочинение, скажем, на тему "Нравственные искания героев Л. Н. Толстого". Иногда, напротив, целесообразно завершить сочинение теоретическим "аккордом", ещё раз, на новом уровне, вернувшись к заглавному понятию.

Заключение – очень важная часть сочинения, способная «спасти» или «погубить» ваше творение. Кроме того, без заключения сочинение не может быть завершенным.

Прочтите работу еще раз. Запишите свои главные мысли на отдельном черновике. Если сочинение написано на черновике, то главные мысли можно указать на полях карандашом напротив соответствующего абзаца.

Теперь поработайте с записанными мыслями. Прочтите их. Можно их просто переформулировать, используя другие слова и придерживаясь логической последовательности. 

Возможен вариант, когда на основе выделенных основных мыслей сочинения можно построить более обобщенные выводы. Этот вариант сложнее, но более творческий и интересный, а также наиболее выигрышный с точки зрения оценки сочинения.

Помните, что задача заключения – обобщить ваши мысли и заострить внимание на самом важном, а также подвести итог рассуждениям.

В заключении должно быть отражено отношение автора к рассмотренной теме или поставленной проблеме.  

Заключение, как и вступление, не оценивается в балловой шкале, но без него рассуждение будет выглядеть незавершенным, вы можете потерять баллы за логичность построения и цельность работы. Поэтому советую потратить силы на его создание! Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом (и содержательно, и по стилю), быть небольшим по объему.

Приемы, используемые в заключениях

Итог (обобщение основных мыслей – своих или авторских)

Самая типичная и логичная концовка сочинения. Используя ее, следует избегать повтора уже высказанных мыслей, приберегать обобщающую мысль к концу сочинения.

…Можно еще долго говорить об этой волнующей многих проблеме. Ясно одно – никогда человек не станет полным владыкой природы: конечное не может быть сильнее вечного, частное не может командовать общим. И только неоправданное самомнение может считать по-другому.

Призыв, обращение к читателю

Также один из излюбленных приемов в сочинениях выпускников. Помните, что, прибегая к нему, не стоит опускаться до слишком явной назидательности. Ваши призывы не должны быть банальны.

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?

Открытый вопрос (носит риторический характер либо требует дальнейшего обдумывания читателем)

Этот прием встречается реже предыдущего. Концовка в виде вопроса звучит выразительно, как бы аккордом. Чтобы аккорд не «размазался», старайтесь вопрос сделать коротким!

…Душа раскрывается в любви и страданиях, другого способа М.Пришвин не находит. Да и есть ли он?

Перспектива

Суть приема – попытка вписать обсуждаемую проблему в контекст более широкой проблемы, наметить перспективу дальнейшего разговора.

…Да, это так: человек не должен быть столь меркантилен по отношению к природе. Необходимо прежде всего ценить ее красоту. И это часть более широкой проблемы: утрата духовности становится знаком сегодняшней цивилизации.

Цитата

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста или цитаты из другого источника, точно отражающие позицию автора исходного текста.

Кто хоть раз в жизни не поражался этой способности собаки верно и преданно любить? Замечательно сказано: «Если бы люди могли любить, как собаки, мир стал бы раем…»

…Обращаясь к загадке рождения души, способности ее к росту, не стоит забывать и о том, что процесс этот бесконечен: «Чем больше заполняется наша душа, тем вместительнее она становится» (М. Монтень).

Умолчание

Один из красивых приемов открытого заключения. Являет собой фразу, заканчивающуюся многоточием и содержащую элемент недосказанности, философичности. Может использоваться в совокупности с другими приемами заключений, например с цитированием.

И только после смерти героя поняли они, что такой же ангельской была и Сашкина душа. «Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший с ними директор школы опустил голову». Но поздно, не услышит….

Фраза, содержащая яркий образ (метафору, каламбур, символ)

Употребляется обычно в качестве последней фразы текста и поэтому используется в сочетании с другими приемами заключений.

Итак, С.Залыгин приводит нас к очень важному пониманию: у каждого времени свои проблемы, которые оно неизбежно должно решить, чтобы не прервалась цепочка жизни. Задача нашего времени – прийти к согласию с природой, и литература должна в этом помочь.

Земля должна быть нашим чистым, светлым и белопарусным кораблем.

 

 

Перед вами заключения различных сочинений

Определите, какой(ие) прием(ы) использован(ы) в них

1. Конечно же, именно искусство формирует прекрасные качества в человеке: доброту, любовь, искренность, – и только эти качества способны убить жестокость, победить зло и коварство. Следуя идеалам добра, человек «не будет слепо подчиняться судьбе и послужит великому делу любовной связи людей между собой».

 

2. Когда я держу в руках Красную книгу, то понимаю, что во многом мы уже опоздали. Очень не хочется, чтобы это издание стало

многотомным. Пусть лучше многотонными будут наши усилия по спасению природы!

 

3. Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

 

4. Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.

 

5. Мне показались очень интересными мысли автора. Его текст – призыв к нам, читателям:

будьте добрее, внимательнее к людям, не оставляйте в беде слабого!

 

6. Только способность испытывать радость от встречи с красотой делает человека культурным.

Как же это важно – не заглушить в себе эту

 

способность, не растратить ее!

 

 

Формы введения и заключения к сочинению-рассуждению

Формы введения и заключения к сочинению-рассуждению

Керн, Екатерине Николаевне Ушаковой и тем более о

Керн, Екатерине Николаевне Ушаковой и тем более о

И чтобы выйти на стратегический простор следствий из ваших выводов, в качестве компаса могут оказаться очень полезными разобранные варианты введения

И чтобы выйти на стратегический простор следствий из ваших выводов, в качестве компаса могут оказаться очень полезными разобранные варианты введения

Также один из излюбленных приемов в сочинениях выпускников

Также один из излюбленных приемов в сочинениях выпускников

Фраза, содержащая яркий образ (метафору, каламбур, символ)

Фраза, содержащая яркий образ (метафору, каламбур, символ)

Мне показались очень интересными мысли автора

Мне показались очень интересными мысли автора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018