ФОС по русскому языку 7 кл.
Оценка 4.8

ФОС по русскому языку 7 кл.

Оценка 4.8
docx
02.06.2021
ФОС по русскому языку 7 кл.
фос РЯ 7 кл.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. ГРОЗНОГО

 

 

 

 

Рассмотрено

 Согласовано

Утверждаю

на заседании МО   «ГЦ»

Руководитель МО  «ГЦ»

 Зам. директора по УВР

 И.о. директор МБОУ«СОШ№6»

г. Грозного

_______М.А.Баскаева

  _______П. М. Цакаева

  ________________З.А.Баталова

Протокол № 1от «__»__ 2020 г.

 «___»_________  2020 г.

«_____»_______________2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

Фонд оценочных средств

по  русскому язвку

7 класс

2020/2021 учебный год

 

 

 

 

 

Составила: Мадаева Хадишат Кюраевна,

                   учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                2020

 

                                                                                            Паспорт

фонда оценочных средств по русскому языку в 7 классе.

 

п/п

Тема урока

 

Кол-во

час.

 

Дата

по плану

Факт

1

Диагностическая работа  по теме «Повторение»

1ч.

16.09

 

 

2

Р/Р. Сочинение- описание по картине С.А.Григорьева «Вратарь»

1ч.

3.10

 

3

Контрольный диктант по теме «Обособление причастного  оборота»

1ч.

21.10

 

4

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тем «Верному другу цены нет».       

1ч.

7.11

 

5

Контрольная работа  по теме «Причастие».

1ч.

18.11

 

6

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

1ч.

6.12

 

7

Диагностическая работа за 1 полугодие

1ч.

24.12

 

8

Р/Р. Сжатое изложение по тексту К.Г. Паустовского «Обыкновенная земля»

1ч.

23.01

 

9

Контрольная работа по теме «Наречие»

1ч.

11.02

 

10

Р/Р. Изложение с творческим заданием.

1ч.

21.02

 

11

Р/Р. Сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

1ч.

9.03

 

12

Р/Р. Сочинение (упр.384) «Книга – наш друг и советчик».

1ч.

14.04

 

13

Контрольная работа по теме «Служебные части речи.»

1ч.

7.05

 

14

Итоговая контрольная работа.

1ч.

22.05

 

 

7 класс.

       1.     Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием

                   по теме «Повторение в начале года».

                                               Осень на воде.

   Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет спуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замёрзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. На гладкой поверхности тёплой воды иногда выскакивают пузыри. Это голодные рыбёшки ждут, не упадёт ли кузнечик или муха.

   Ветер шевелит жёлтыми листочками. Вот какой-нибудь окажется в воде. Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду, но скоро он вынырнет обратно.

   А бросьте в воду горсточку крошек. Какая поднимется возня! Толкаются, кружатся, борются за пищу рыбки. Посмотришь через минуту и ничего не увидишь. Спокойна тёмная вода.

                                  Грамматические задания.

1. Выписать из текста 3 глагола с орфограммой в корне.

2. Разобрать по составу глаголы:  1 вариант: вытаскивают, борются, бросьте;

 2 вариант: посмотришь, окажется, вынырнет.

3. Сделать синтаксический разбор: 1 вариант – 4 предложение (Вода не замёрзла, но жизнь в ней замирает)

 2 вариант – последнее предложение второго абзаца (Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду, но скоро он вынырнет обратно).

 

2. Р/Р. Сочинение- описание по картине С.А.Григорьева «Вратарь»

Задачи: развивать навыки устной речи, подготовить учащихся к описанию действий людей, 

 изображенных на картине;

- собрать материал для написания сочинения по картине;

- дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла  художника;

- совершенствовать  орфографические и пунктуационные навыки.

1. Рассказ о художнике.

-Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника. Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвященным детям. Среди них известны картины: “Обсуждение двойки”, “Морской волк”, “Первые слова”, “Юные натуралисты”. Заслуженную славу принесла художнику картина “Вратарь”. Автору была присуждена Государственная премия.

2. Беседа по картине.

- Какое время года и суток изображено на картине? Как вы эта определили?
(Осень. Листья пожелтели и опадают с деревьев. Они разбросаны по земле. Художник изобразил погожий осенний день, вероятно полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце.)

- Где происходит действие, изображенное на картине?
(Ребята играют на пустой площадке за домом, а не на настоящем футбольном поле: ворота они “соорудили”, возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и беретов.)

- Кто является главным действующим лицом картины?
(Мальчик-вратарь)

- Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.
(Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись в напряженной позе, ожидая мяч, сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, он старается им подражать даже в одежде: на нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах спущенные носки, калоши, подвязанные тесемкой. Коленка перевязана, наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый, бесстрашный мальчик.)

- Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.
(За вратарем в невозмутимой позе стоит заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают).

- Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их. (Взгляды всех зрителей устремлены вправо, на поле, туда, где идет напряженная борьба за мяч. Взрослый болельщик, оказавшийся здесь случайно (он одет не для сидения на досках во дворе: в нарядной вышитой рубахе, на отвороте пиджака орденские планки, в руке папка с бумагами, на голове шляпа), всецело захвачен зрелищем игры, того и гляди сам ринется в бой. Сильно увлечен игрой и мальчик в темно-зеленом лыжном костюме с красным галстуком. Он смотрит, вытянув голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышкой на руках и девочка с красным бантом на голове. Другие девочки – с куклой, в красной шапочке, в капюшоне, - более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глаз от игры).
- Кто равнодушно относится к происходящему на поле?
(Малышка, укутанная в теплый платок и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка).

- Почему картина называется «Вратарь»? (Вратарь - главное действующее лицо картины. Художник показал храброго увлеченного вратаря, который вызывает наши симпатии).

- Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?
(Футбол интересен всем.
Футбол - любимый вид спорта.
Бесстрашный вратарь на стаже своих ворот.)

- В отличие от писателя художник изображает на картине какой-то один определенный момент. Любопытно, что С.А. Григорьев не изобразил на своей картине самого футбольного матча: по напряженной позе вратаря, по выражению лиц зрителей мы догадываемся, что на поле сейчас острый момент игры. Для раскрытия своего замысла художник использует такие средства живописи как цвет, освещение, композицию.

   На переднем плане - центральная фигура расположена со смещением влево и развернута слева направо, поэтому для равновесия композиции картины вся передняя часть или первый план остается свободным.

В картине ясно читается воздушная  пространственность. Портфель в углу уравновешивает фигуру мужчины, сидящего на втором плане.

Второй план – это зрители, помощник вратаря и собака. В движении фигур чувствуется атмосфера напряжения.

Задний план – пейзажный. Это архитектурный пейзаж. По мере удаления от зрителя, очертания становятся размытыми, нечеткими.

Самая четко прописанная фигура – главная – вратарь. Он изображен в профиль, а все остальные развернуты на три четверти.

Такая композиция подводит нас к мысли о том, что сейчас произойдет что-то очень важное, возможно, кульминационная развязка матча.

- Попробуем описать главного героя, вратаря?
(Вратарь изображен на переднем плане, почти в центре картины, отдельно от других игроков команды. Он хорошо виден и сразу бросается в глаза, привлекает наше внимание)

- Кто изображен на втором плане картины?
(Дети и молодой мужчина, при этом они расположены так, что все хорошо видны)

- Что вы видите на заднем плане?
(Город, огромные здания, жилые дома)

- Обратим внимание на детали в картине (ворота, сооруженные из портфелей, сумок и шапок, перевязанная коленка и кожаные перчатки вратаря и т.д.), выясним их роль в раскрытии замысла художника.

- Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события? (Теплые цвета и оттенки желтый, светло - коричневый, красный. Земля светло-коричневая, на кустарниках и на поле листья золотистые, оранжевые, доски, на которых сидят болельщики, светло - желтые. Красного цвета костюм на мальчике, который стоит позади вратаря, шапочка на девочке, вышивка на рубахе мужчины, бант у школьницы, галстуки. Эти цвета и оттенки помогают передать напряженность изображенного действия, радуют наш глаз, способствуют бодрому, хорошему настроению.)

- Нравится ли вам эта картина?
(На ней все изображено так, как бывает в жизни. Хочется самому оказаться на этом поле и играть в футбол.)

3.Словарная работа.
В целях предупреждения орфографических ошибок проверяется написание таких слов, как футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер (произносится твердое [т]), капюшон, в легкой дымке, очертания строек.
Увлекательный матч, футбольное состязание, слегка согнуться, начать игру, быстро реагировать, завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать ворота, бесстрашный вратарь, не прикасаясь рукой к мячу, растирая рукой ушибленное колено

 Задание: Назовите деепричастия, которые можно употребить для описания позы и действий играющих в футбол. Запишем  с ними словосочетания.
Завладев мячом, бросив мяч, кидая мяч, забив гол, атакуя ворота, атаковав ворота, закрывая ворота, прикрыв ворота, кинувшись к воротам, слегка согнувшись, отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру, быстро реагируя, мгновенно притормозив.

4.Составление плана описания картины.

1) На пустыре в погожий осенний день.

2) Бесстрашный вратарь и его помощник.

3) Зрители “болеют” по-разному.

4) Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.

5) Мое отношение в картине.

5. Написание черновика сочинения.

 Домашнее задание: продолжить работу на черновике: написать сочинение по картине от лица одного из героев.

 

3. Контрольный диктант по теме «Обособление причастного  оборота»

 

                                               Осенний лес.

   Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут в небе журавли, пролетающие косяком.

   Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идёшь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. Ещё цветут осенние поздние цветы. Готовятся к отлёту певчие птицы. Иногда затрещит в лесу дрозд, застучит дятел, сидящий на сухом дереве. Ещё зелёный стоит на краю леса старый развесистый дуб, роняющий на землю спелые жёлуди.

                                                                                           (По И. Соколову – Микитову).

                           Грамматические задания.

1. Объяснить графически знаки препинания при причастных оборотах.

2.Сделать морфемный разбор одного из причастий.

 

 

4. Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием

                                    по теме «Причастие».

   Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не затянутая чёрной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Через окна, ещё не закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим, чуть влажным воздухом. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся около часа. Окна были не занавешены. Сквозь них постоянно видны были молнии, невиданные по красоте и яркости. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, какая-то сила снесёт наш домик, стоящий на высоком берегу и ничем не защищённый от ветров.

   Когда мой испуг прошёл, я тихо уснул в своей кроватке, не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой.

   Утром ничто не напоминало вчерашнюю непогоду. Ярко сияло солнце, сверкала не просохшая после дождя трава, заливались от избытка чувств птицы. (136 слов)

                                  Грамматические задания.

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные обороты как члены предложения.

2. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: не просохшая;   II вариант: не закрытые.

 

 5.  Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием

                               по разделу «Деепричастие».

                                                 Отлет гусей

С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далёкий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днём в холодноватой чистой синеве неба видны были тёмные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.

И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье оставалась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.  (128 слов)

                     Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: выдерживая;         II вариант: замедлив.

3. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: опускаясь;            II вариант: отдыхая.

 

6. Диагностическая работа за 1 полугодие

Контрольная диагностическая работа по русскому языку для 7 класса проводится в форме деформированного текста и 8 заданий к нему.

Цель работы – выявить пробелы учащихся за курс 1 полугодия 7 класса.

Работа имеет 2 варианта. Верное выполнение первого задания оценивается двумя баллами (1 балл – орфография; 1 балл - пунктуация). Верное выполнение заданий 2 – 8 оценивается по 1 баллу. Для получения положительной оценки необходимо набрать не менее 6 баллов.

Критерии оценивания заданий

1.      Каждое задание оценивается по системе «зачет - незачет». Задание считается зачтенным, если правильно выполнено все задание полностью.

2.      За верно выполненное задание № 1 можно получить максимально 2 балла: 1 балл за орфографическую грамотность и 1 балл за пунктуационную грамотность. Для получения зачета необходимо, чтобы количество орфографических и количество пунктуационных ошибок по раздельности не превышало четырех (с учетом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок). Орфографическая грамотность учитывается по всей работе.

3.      За всю правильно выполненную работу ученик получает 9 зачетов (баллов).

4.      Вся работа в целом оценивается отметкой по следующей схеме:

 

Баллы

0 - 5

6

7 - 8

9

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

 

 

 

 

Контрольная диагностическая работа по русскому языку

Класс ______ Фамилия и имя ________________________________

Вариант 1

1. В стае в ту зиму х..дила м..лодая в..лчица (не) позабывшая ребячьих своих забав. 2. Днем волки свернувшись в клубки др..мали а она вскакивала кружилась утаптывая снег, и будила стариков. 3. Волки (не)хотя поднимались тыкались в нее х..лодными носами а она шутливо огрызалась кусая их за ноги. 4. Старые в..лчихи свернувшись и (не) поднимая голов поглядывали на м..лодую проказницу.

5. Однажды ночью в..лчица поднялась и поб..жала в поле а за ней высунув языки затряслись старики. 6. В..лчихи оставались л..жать потом и они поб..жали за стаей.

7. Волки б..жали по дор..ге а за ними ск..льзили л..маясь на снегу тени. 8. Снег в лучах луны бл..стел алмазами. 9. От д..ревни послышался звон буб..нцов. 10. Казалось, что зазвенели покатившись по дороге звезды упавшие с неба. 11. Волки завязая по брюхо отошли в поле и легли повернувшись мордами к д..ревне.

 

  1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!

 

  1. Укажите в тексте границы деепричастных оборотов, подчеркните их как члены предложений.

 

  1. Выполните синтаксический разбор предложения: Волки завязая по брюхо отошли в поле и легли повернувшись мордами к д..ревне.

 Ответ: ___________________________________________________________________________

 

  1. Выделите суффиксы в данных словах: (не) позабывшая, свернувшись, упавшие, повернувшись, покатившись.

 

  1. Подберите по одному синониму к следующим словам таким образом, чтобы смысл предложения не      менялся. Вставьте, где необходимо, недостающие буквы.

б..жали (7 предложение) –

послышался (9 предложение) –

 

  1. Укажите (в тексте) вид всех деепричастий.

 

  1. В предложениях 7 – 9 найдите слово с чередующейся гласной в корне. Выпишите это слово.

Ответ: ________________________________________________________________

 

  1. Укажите залог, вид и время причастия упавшие (предложение 10)

Ответ: _________________________________________________________________

 

 

Контрольная диагностическая работа по русскому языку

Класс ______ Фамилия и имя ________________________________

Вариант 2

Зевс Олимпийский — одно из чудес света

1. Величаво во..седал Зевс на своём р..скошном троне. 2. В правой руке он д..ржал маленькую фигурку крылатой б..гини Ники которая, казалось, только что сл..тела с в..ршины Олимпа. 3. Левой рукой он оп..рался на жезл украше(н, нн)ый фигурой священного орла. 4. На голове Зевса сиял з..лотой венец из в..твей масличного дерева. 5. Струящиеся волосы и борода оттеняли его спокойное, пр..красное лицо.       6. Через обнажё(н, нн)ый торс был перекинут з..лотой плащ украше(н, нн)ый изображениями лилий звёзд и животных. 7. Плащ свободными складками спадал на колени. 8. Ноги Зевса одетые в сандалии покоились на скамеечке поддерживаемой по краям зол..тыми львами.            9. Голова торс руки Зевса и фигура Ники были сделаны из сл..новой кости.

10. Всё остальное: венец одежда сандалии Зевса, священный орёл венок Ники — из чистейшего золота.

 

  1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!

 

  1. Укажите в тексте границы причастных оборотов, подчеркните их как члены предложений.

 

  1. Выполните синтаксический разбор предложения: Ноги Зевса одетые в сандалии покоились на скамеечке поддерживаемой по краям зол..тыми львами.

Ответ: ___________________________________________________________________________

 

  1. Выделите суффиксы в данных словах: украше(н, нн)ый, струящиеся, украше(н, нн)ый, одетые.

 

  1. Подберите по одному антониму к следующим словам. Вставьте, где необходимо, недостающие буквы.

правой (2 предложение) –

маленькую (2 предложение) –

 

  1. Укажите (в тексте) вид всех причастий.

 

  1. В предложениях 3 – 5 найдите слово с чередующейся гласной в корне. Выпишите это слово.

Ответ: ___________________________________________________________________________

 

  1. Укажите залог, вид и время причастия украше(н, нн)ый (предложение 6)

Ответ: _______________

 

 

7..Сжатое изложение с описанием состояния природы

             по тексту К.Г. Паустовского «Обыкновенная земля».

Цель: Формирование навыка сжатия текста с использованием приемов: содержательного и языкового.

1. Подготовка к восприятию текста.

Константин Паустовский - известный русский писатель-публицист. Он принадлежал к беспокойному племени писателей-странников. За свою долгую жизнь он побывал в разных краях нашей великой страны и за рубежом, но самым дорогим местом на земле для него стала мещерская сторона.

Знакомство Паустовского с Мещерой началось с изучения обрывка карты, в который ему в булочной завернули хлеб. Одним из любимых занятий писателя было изучение географических карт и чтение лоций. Забыв о хлебе, Константин Георгиевич погрузился в карту, на которой заманчиво зеленело море лесов: «Я рассматривал карту, пытаясь найти на ней знакомый город или железную дорогу, чтобы определить, где находится этот край... Но ни поездов, ни дорог не было, если не считать едва заметной узкоколейки, тянувшейся по краю лесов. Наконец, я наткнулся на знакомое название «Ока». Значит, этот край лежал где-то здесь рядом, невдалеке от Москвы. Так по карте я открыл для себя мещерский край. Он тянулся от Рязани почти до Владимира».

   Впервые в Мещеру К. Г. Паустовский приехал ранней осенью 1930 года. Он обосновался в поселке Солотча, который был связан узкоколейкой с Рязанью и мещерской глубинкой. Живописная природа Солотчи и ее окрестностей, знаменитый солотчинский воздух совершенно пленили писателя, и поселок стал на долгие годы местом его труда и отдыха. Паустовский по достоинству оценил своеобразную, неповторимую красоту этого края. Он навсегда, всей душой, глубоко и бескорыстно полюбил этот маленький и скромный уголок русской земли, который стал для него впоследствии «второй родиной».

2.Чтение текста «Обыкновенная земля»

3.Беседа по тексту:

- О чем текст? Почему он так называется?

- В чем автор видит привлекательность Мещерского края?

-  Как можно сформулировать основную мысль текста?

- Как понимаете выражение «иней, как соль», «косые удары» дождя?

- Какие средства художественной выразительности использует автор? Зачем?

- В каком стиле написан текст?

4. Составление плана текста.

А) Притягательная сила Мещеры.

Б) Что можно увидеть в Мещерском крае?

- луга, стога сена

- сосновые боры

- лесные озера и косяки журавлей.

В) Что можно услышать?

- крики птиц: перепелов и ястребов;

- вой волков и шорох дождей;

-  пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

Г) Милый сердцу край.

5.Пересказ текста по плану. (Сократить до 4-6 предложений).

6.  Написание изложения.

 

 

 8.   Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Наречие».

                                                       Загадка шаровой молнии.

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё предстоит ответить. (109 слов).    

                           Грамматические задания

1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: издавна;

II вариант: нередко.

2. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: меньше (из 2-го предложения);

II вариант: неясно (из 3-го предложения).

3. Сделать синтаксический разбор предложений.

I вариант: Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара.

II вариант: Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.

 

9. Изложение с творческим заданием

 

1 стадия – Вызов. Слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с текстом, по которому вам нужно будет написать изложение, близкое к тексту, продолжив работу своими размышлениями по данному вопросу. На доске написан синквейн, первое ключевое слово пропущено. Определите его тему, докажите свою точку зрения.

отлитый, медный,

звучит, созывает, наполняет.

Он гремит из синевы неоспоримо.

Святыня.

Высказывания учащихся с обоснованием своих мнений.

Текст, с которым мы будем работать называется также «Колокол», по ключевым словам, написанным на доске, спрогнозируйте сюжетную канву (кратко): ГОРОД - ПЕПЕЛ - КОЛОКОЛ - ТРЕЩИНА - ДОЧЬ - КРОВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ - СЛАДКОЗВУЧНЫЙ ГОЛОС - ЧУЖЕЗЕМЦЫ

Учащиеся работают самостоятельно в течение пяти — семи минут, в это время звучит тихая запись колокольного звона. Затем идет обсуждение работ учащихся.

2 стадия – Осмысление.

Теперь давайте познакомимся с исходным текстом. У вас у каждого лежит текст, прочитайте первую часть, выделите ключевые слова, озаглавьте данную часть.

Много веков назад китайский император приказал построить новый город

- Я назову его Пекин,- сказал император,- и пусть он будет самым большим и самым прекрасным городом в Азии. Дважды народ возводил великий город, и дважды враги разрушали его, превращая дома в пепел, угоняя жителей в рабство. Тогда император решил отлить большой колокол, чтобы звуки его возвещали о наступлении врагов. Он приказал отыскать самого искусного мастера и поручил ему отлить колокол.

Чем является данная часть в тексте? Что мы узнаем? Какие вы выделили ключевые слова? Почему? На какие микротемы можно разделить эту часть? Как можно озаглавить эту часть? Какие слова нужно поместить в рабочие материалы с точки зрения орфографии?

План

Рабочие материалы

1. Новый город -Пекин

 

Император

«П, - а, - п»

2. Колокол-спасение

 

Возводил - отстраивал

Возвещал - призывал -Искусный мастер Рабство.

- построил - основал предупреждал

Каким образом можно избежать пунктуационных ошибок при прямой речи? (Используя сложноподчиненное предложение). Объясните значение слова «возводил» и «возвещал», подобрав синонимы. Что общего в словах возвещал, возводил? Чем они отличаются от синонимов? (по мере заполнения таблицы работаем над орфографией и пунктуацией)

Самостоятельное чтение до 2 остановки, выделение ключевых слов, заполнение таблицы.

Мастер принялся за работу, но когда, наконец, колокол был готов, все увидели на его поверхности глубокую трещину. Дважды отливал колокол мастер, но трещина все увеличивалась. Тогда разгневанный император сказал:

- Если неудача постигнет тебя в третий раз,- простись со своей головой!

Что было делать бедному мастеру! Он принялся за работу, но не было уже в его глазах радости, а в руках - твердости.

3. Глубокая трещина

Разгневанный, неудача.

Чтение до 3 остановки, заполнение таблицы.

Была у него красивая дочь. Отправилась она к отшельнику и, плача, рассказывала о горе своего отца. Только на минуту задумался мудрец, а потом сказал:

- Голос колокола должен родить победу. Такой колокол нельзя отлить только из серебра, железа и золота. Надо, чтобы с металлом смешалась кровь человека, готового отдать жизнь за свою землю.

Какие слова вам не понятны? (некоторые затрудняются объяснить слово «отшельник», ребята тут же разъясняют, подбирают синонимы). Как вы понимаете фразу «готового отдать жизнь за свою землю»?

4. Совет мудреца

Отшельник - старец - мудрец. Пожертвовать собой, принести в жертву. Сяо Лиин. (Составляют схему предложения с деепричастным оборотом)

Спрогнозируйте дальнейшие события. (Обсуждение) Чтение текста до следующей остановки.

Утром девушка, как всегда, помогала своему отцу. Она стояла у печи, смотрела на расплавленный металл, и грустные мысли заставляли сжимать ее сердце. Сяо Лин знала, что колокол вновь будет с трещиной, если никто не принесет в себя жертву. Значит, снова враги Китая будут уводить в рабство юношей и девушек, убивая стариков и детей, сжигать города и села. Нет! Этого больше не будет! И не успел старый мастер понять, что случилось, как дочь его, прекрасная Сяо Лин, исчезла. Святая кровь ее смешалась с расплавленным серебром, железом и золотом.

Когда колокол был отлит, он оказался самым большим колоколом на земле, и на блестящей поверхности не было ни Единой трещины. По старинному обычаю, старый мастер первый ударил в колокол, и сладко звучный голос его наполнил все сердце радостью и покоем. В этом проникновенном звуке мастер слышал голос любимой дочери, отдавшей свою жизнь за счастье родной земли. А сердца людей, услышавших этот голос, становились мужественными и отважными.

5. Самопожертвование

Сжигать, сжиматься, расплавленный

6. Сладкозвучный голос

Проникновенный звук, ни единой трещины, отдавшая.

Почему кровь Сяо Лин названа святой? Какова эмоциональное настроение части, которую вы озаглавили «Самопожертвование»? Почему девушка решила пожертвовать собой? Чтение текста до конца, выделение ключевых слов.

7.Сила колокола

Набат, в сердцах, людская память.

3 стадия — Рефлексия

Как бы вы озаглавили этот текст? Почему? (Сила любви. Самопожертвование. Героический поступок).

Учащиеся отмечают, что в данном тексте два главных образа и, на их взгляд, главным является Сяо Лин.

А.Безант сказал: «Самопожертвование состоит в том, что человек умирает для себя, дабы воссиял свет вокруг». Можно ли эти слова отнести к Сяо Лин? А взять в качестве эпиграфа? \

 

Напишите синквейн по данному тексту.

Сяо Лин

Отважная, героическая

Жертвует, спасает, вдохновляет.

Жизнь отдает ради земли родной.

 Героиня.

Колокол

Могучий, звонкий,

ударяет, зовет, воодушевляет.

Наполняет сердца радостью и покоем.

Сердце.

Обсуждение синквейнов.

Каждый ли человек способен на жертву? Назовите людей, которые погибли ради своей земли.

 

 

10. Р/Р. Сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

 

Организационный момент.

.

 

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте настроимся на урок.

Мы – умные,

Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

Мы отлично учимся,

Все у нас получится.

Тема сегодняшнего  урока – подготовка к сочинению. Вам, как настоящим журналистам, предстоит написать репортаж. Лучший репортаж победит в конкурсе, который мы сейчас и объявим. Итак,  стартует конкурс на лучший репортаж о детской спортивной школе.

На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами будем учиться описывать действия, которые производят люди, когда они выполняют определённую работу, занимаются каким-либо видом спорта.

Наша  главная задача   – поработать творчески  и подготовиться к  написанию сочинения в жанре  репортаж.

Эпиграфом к нашему уроку могут стать слова двух замечательных людей: К.Федина и В.Гиляровского.


«Я  убежден, что молодому писателю очень полезна работа в  газете. Это школа,  заменить которую в литературе нельзя». (К.Федин)

«Многие и многие русские писатели отдавали репортажу  много сил, внимания и находчивости». (В. Гиляровский)

 

Словарная работа

(мини исследования учащихся).

 Начинаем наш урок со словарной работы. В учебнике   даны словарные слова, и дома вы должны были подготовить небольшие исследования  (лексическое значение, происхождение,  подбор однокоренных слов).

(Сообщения о словах ГИМНАСТИКА, ОСАНКА, ЧЕМПИОН, ТРЕНЕР, ТРЕНИРОВАТЬ (СЯ).

- Скажите, какая тема объединяет эти слова? (спорт).

 

Проверка домашнего задания.

  – А сейчас проверим домашнее задание, зачитайте свои словарные статьи ( толкование слов : репортаж, репортёр).

   (Сообщение обучающихся).  РЕПОРТАЖ — (франц. reportage от англ. report сообщать), жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент …   Большой Энциклопедический словарь.

Репортаж — информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью и событийностью. В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем, или участником которого был журналист.

А корреспондента, человека, доставляющего в газеты известия о событиях дня, называют РЕПОРТЕРОМ. РЕПОРТЕР — (англ. Reporter собиратель новостей) лицо, присутствующее при заседаниях парламента или суда, сборищах народа и т. п. и доставляющее затем о них отчеты, для напечатания в газетах, а также вообще поставщик для печати сведений, представляющих общий интерес. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона).

Актуализация знаний.

-  К какому стилю относится такой жанр, как репортаж?

 

 (Думаю, что репортаж создается в публицистическом стиле речи.)

 

-  Каково назначение публицистического стиля?

(Публицистический  стиль предполагает воздействие на читателя (если речь идет о журнале, газете) и на слушателя (если речь идет о выступлении на радио, телевидении).

– В чем сила его воздействия?

(В особой эмоциональности  автора, который прямо обращается к читателю,  к его чувствам,  разуму, говорит о том, что его волнует)

 

- Какая еще важная особенность есть у публицистического стиля, а значит, и у репортажа, как жанра публицистического стиля? (Автор должен высказать свое отношение к тому, о чем он пишет, т.е. должна присутствовать четко выраженная авторская позиция).

 

- Какова цель репортажа?

   (Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами).   

– Что такое  «эффект присутствия».  Какими средствами он создается?

 (В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства – в этом проявляется авторское «Я»)

- Какие виды репортажа вы знаете?

(Фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный (текстовый)).

Работа над сочинением.

Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему.

Спорт – это жизнь, здоровье. Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими,  мужественными,  красивыми. В наше время  в  России  большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни.  В 2013 в столице Республики Татарстан городе Казань будет проходить летняя  Универсиада, а в 2014 году  в городе Сочи пройдет зимняя Олимпиада.

 

- А мы  с вами попробуем создать репортаж о детской спортивной школе.

 Главное — воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (стать как бы их очевидцем); автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, писать, чтобы вывести читателя на обобщение, вызвать сопереживание. Для придания материалу большей динамичности, экспрессии он часто начинает рассказ о событии с его кульминации — точки наивысшего развития действия. Динамика создается и за счет использования глаголов, употребленных автором в настоящем времени. Часто в репортаже используется прямая речь, которая может являться средством передачи информации, выступать средством характеристики людей, вносить экспрессию в репортаж, что создает у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками.

 

В написании репортажа нам поможет картина художницы Александры Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа». Прежде чем приступить к работе над картиной, давайте познакомимся с творчеством художницы

Слово о художнице.

Художница Александра  Васильевна Сайкина (Народный художник РФ (2009), заслуженный художник РСФСР) родилась в 1925 г. в д. Меленково Ивановской области. Окончила Пензенское художественное училище (1945-1949) и Харьковский государственный художественный институт (1949-1955). Во время войны Александра Васильевна Сайкина, тогда ещё попросту Шура, работала воспитателем в одном из детских садов города Горького. Играла с малышами, учила их петь, рисовать. А после войны, уже будучи взрослой, сама решила всерьез учиться рисованию — поступила в Пензенское художественное училище.

Ей повезло с педагогами: живопись там преподавал талантливый художник, сподвижник и последователь И. Репина, Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов, а графику—ученик В.Фаворского. Михаил Емельянович Валукин. Они сразу же подметили в будущей художнице ярко выраженное лирическое начало, её тяготение к пейзажу и натюрморту, стремление опоэтизировать в своих работах самые обыденные для нас предметы и явления.

С особой теплотой и любовью А.Сайкина писала всегда природу родного нижегородского края, лица простых людей, живущих на этой земле.

За долгие годы работы в искусстве заслуженный художник РСФСР Александра Васильевна Сайкина сумела создать целую галерею прекрасных и обаятельных детских образов: «Девчонки» (1961 г.), «Андрюша» (1965 г.), «Юные мушкетеры» (1974 г.), «Детство» (1977 г.).

Свои картины А. В. Сайкина писала на спортивные темы. Ее работы помещались в таких изданиях, как «Спорт в изобразительном искусстве», «Физкультура и спорт».

Физкультминутка

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"

 

Беседа по картине.

 

  • Перед  вами картина А.В.Сайкиной «Детская спортивная    школа».  Давайте внимательно рассмотрим картину.
  • Что на ней изображено?

(Много девочек. Они в спортивном клacce. Они гимнастки, занимаются спортом).

  • Где происходит событие? (В спортивном зале).
  • Как еще можно назвать это помещение? (Гимнастический зал).
  • Какова композиция картины? Как художница расположила своих героев на полотне? (Художница разместила девочек как бы по кругу, разбила их на несколько групп: на переднем плане в центре мы видим девочку в красном тренировочном костюме, она стоит,  широко расставив ноги и положив кисти рук на бедра:  позади нее, повернувшись к нам спиной, гимнастка держит обруч, а рядом  девочка в темно-серых лосинах поправляет тапочку. Вторая группа, слева, сидит на скамейке, а третья - на заднем плане выполняет упражнение с обручами. Все спортсменки хорошо видны.)
  • Внимательнее рассмотрите гимнасток на заднем плане. Чем они заняты? Опишите их действия. (Они занимаются художественной гимнастикой. На заднем плане картины три девочки в черном трико под руководством тренера выполняют упражнения с обручами. Они приподнимаются на носочках, откинув одну руку назад, а другую - с обручем-  вытянули вперед. Их легкие стройные фигурки в порывистом движении. Кажется, они вот-вот взлетят ввысь.)
  • А что вы можете сказать об их тренере? Опишите ее позу и действия. (Женщина-тренер показывает девочкам, как надо выполнять упражнения. Она вытянулась, расправила плечи, широко, красиво распахнула руки и устремилась вперед: Показывая движения, тренер внимательно смотрит на гимнасток. Видно, что она любит свое дело и с удовольствием передает свой опыт юным спортсменкам.).
  • Обратите внимание на гимнасток, сидящих на скамейке. (Ближе к нам девочка в черном трико, с красными бантами, сидит нагнувшись, опираясь руками на колени, ее лица не видно, вероятно, она наблюдает за гимнастками с обручами, любуется ими; ее подруга в белом костюме, с синими бантиками, закинув ногу на ногу, повернулась к ней, словно хочет что-то сказать. Мы хорошо видим ее красивое лицо с пухлыми губами и большими глазами под темными бровями. Девочка в желтом костюме немного откинулась назад, опираясь руками на скамейку. Мы видим только ее светлые шелковистые волосы, затянутые резинкой в «хвостик». А рядом с ней сидит молодая женщина. Она выделяется позой, строгой прической, сосредоточенным выражением лица. На верное, эта женщина -  помощник тренера. Она внимательно наблюдает за гимнасткой с обручем в центре зала, которая повернулась к ней лицом. Возможно, они о чем-то говорят).

 

  • Какой момент занятий отразила художница? (Занятие в самом разгаре. Девочки активно тренируются, разминаются, отрабатывают отдельные движения, работают с обручами, а некоторые из них после напряженной тренировки отдыхают на скамейке. А мне кажется, что девочки пришли немного раньше и ждут начала занятий.)
  • Как вы думаете, удалось ли художнице передать атмосферу подготовки к соревнованиям, заинтересованность гимнасток в победе? (Да, художница очень хорошо показала, что гимнастки тренируются с увлечением, стараются правильно и четко выполнять упражнения. Особенно хорошо это видно на примере девочек с-обручами.)
  • Какая спортсменка выделяется среди других и почему? Как художница это показала? (Выделяется девочка в центре картины. На ней ярко-красный костюм, белые гольфы и чешки. Красный цвет сразу привлекает наше внимание. Она стоит в напряженной позе и при этом улыбается. Гимнастка демонстрирует удовольствие от занятий спортом и скрывает тяжелый труд тренировок. Она настоящая спортсменка.)
  • Обратите внимание на цветовую гамму картины. Какой цвет преобладает? (В основном девочки одеты в черные купальники, но есть и другие цвета: желтый, пурпурный, белый, бордовый, темно-вишневый. У девочек разноцветные бантики: голубой, розовый, белый, ярко-красный, желтоватый, сиреневый, лимонный. В самом зале видим все оттенки коричневого: песочный пол, бурый мяч, темно-коричневый «конь». Картина выдержана в теплых, коричневато-желтых тонах.)
  •  Какие спортивные снаряды мы видим в зале? (Брусья, конь, шведская стенка, обручи.)
  • Посмотрите внимательно на пол гимнастического зала, что вы видите? (Какие-то линии. Это разметки, чтобы удобнее было выполнять упражнения.)
  • Как вы думаете, какое это время дня? Почему вы так решили?  (Утро или полдень, так как на полу видны тени от девочек).

Словарно-стилистическая работа.

 

      образовать от слов «спорт», «тренер», «соревнование» все возможные части речи;

 

      подобрать синонимы к словам «соревнование» (олимпиада, спартакиада); «репортер» (журналист), «композиция» (построение);

 

     назвать глаголы, обозначающие действия гимнасток (тренируются, занимаются, разминаются, стоят, поднимаются, нагибаются, выполняют упражнения, держат обруч, отдыхают, наблюдают, работают, тянут носок, вытянулись, расправили плечи, устремились вперед, вытянули руки);

 

     назвать прилагательные, обозначающие теплый цвет и его оттенки (красный, оранжевый, желтый, коричневый, бордовый, вишневый, песочный, бурый, ярко-красный, желто-коричневый, желтоватый, кирпичный).

Подготовка к написанию репортажа.

Итак, на основе увиденного на картине мы подготовим репортаж. Я предлагаю два варианта работы, вы можете выбрать для себя любой из них.

  1. Вы — репортер, которому поручено написать о выставке изобразительного искусства на тему «Спорт». Вы пришли на выставку, и ваше внимание среди других экспонатов сразу привлекла картина А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа». В своем репортаже вы описываете картину по данному плану. Не забывайте, что перед вами произведение искусства.

2.             «Оживите» картину. Представьте себя участником события. Приведу пример. Вы -  репортер. Вам дали задание написать о тренировках гимнасток накануне ответственных соревнований. Вы пришли в спортивную школу, в тот самый зал, который изображен на картине, и должны написать репортаж о девочках-гимнастках. Может быть, вы видите их впервые, а может быть, среди них есть ваши подруги, знакомые. Можете обратиться к тренеру, узнать у нее об особенностях школы. Вы можете также задавать вопросы девочкам.

План работы над сочинением-репортажем.

 

Во-первых, вам необходимо дать название своему репортажу, например: «О спорт, ты мир!» или «Спортивная школа».

  • Первая часть вашего репортажа — вступление. Здесь следует обосновать тему работы, изложить какой-либо конкретный факт, например: день посещения вами спортивной школы, место ее расположения, причины посещения (например, подготовка к соревнованиям). Помните, что вступление должно быть небольшим, но информативным. Объем вступления не может превышать объема основной части работы. Начать можно примерно так: «Однажды я увидел красочную афишу, сообщающую об открывающейся выставке. Я немедленно решил посетить картинную галерею. Зайдя туда, я увидел...» или второй вариант: «Здравствуйте, мы ведем репортаж из детской спортивной школы».
  • Далее следует основная часть вашего сочинения. Она должна включать в себя описание спортивного зала, внешности гимнасток, их действия, поведение. Можно включить интервью с одной или несколькими девочками.
  • В  заключительной части делается сообщение. Вы выражаете свое мнение о картине или происходящем, личную точку зрения, пожелание (например: «Пожелаем нашим спортсменкам удачи на предстоящих соревнованиях».)

     Для связи между частями сочинения используйте вводные слова и словосочетания (кажется, по-моему, во-первых, во-вторых, я думаю, вероятно, мое мнение, на мой взгляд и т. д.), местоимения (я, она, ты), соединительные союзы и предлоги (и, да, в, на, об и т. п.), наречия (здесь, тут, впереди, сзади, направо, налево, сначала, вверх, вниз).

Рефлексия.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что такое репортаж?

-Каковы требования к репортажу?

-С творчеством какой художницы мы познакомились?

Задание на дом.

Написать сочинение- репортаж.

- Лучшие репортажи мы оформим и поместим на классный уголок.

Итог урока.

-  (Выставление отметок).  Я уверена, что с такой работой вы справитесь. Успехов вам, ребята! Спасибо за урок!

 

 

 

Р/Р. Сочинение (упр.384) «Книга – наш друг и советчик».

 

Мы ходим в школу, учимся там распознавать буквы, пытаемся написать их, начинаем "дружить" с книгами. По моему мнению, нет ничего интереснее книг. Читая какую-нибудь книгу, мы попадаем в таинственный мир воображения.

Книги отвечают на многие наши вопросы, читая их, мы учимся размышлять и сопереживать героям. Я люблю читать книги классиков девятнадцатого-двадцатого столетий. Эти книги нравятся мне, потому что, прочитав их, я могу сравнить героев того времени с моими сверстниками и делать выводы.

Книги помогают сделать выбор, научиться хорошим манерам и многому другому. Можно сказать, что книга-наш лучший друг. Ведь только книга по-настоящему помогает нам в беде. Только с помощью книг мы учимся на чужих ошибках, не совершая своих.

Книг очень много, они учат нас многому, помогают ориентироваться в жизни. Я люблю читать книги и советую остальным, так как они нужны не только в учёбе, но и в жизни.

 

 

Контрольная работа по теме «Служебные части речи.»

Тест «Служебные части речи» 7 класс      вариант 1

 

1. Укажите предложение с производным предлогом, который образован от наречия.

A) Благодаря заботам друзей он быстро окреп

В) Несмотря на сильную загруженность, линия работала бесперебойно

С) В течение зимы мать сильно болела

D) Впереди меня стояла какая-то девочка

2. Предлог пишется слитно

A) (в) целях безопасности

B) (со) стороны друзей

C) (в) место друга

D) (по) причине неуспеваемости

3. Частица  бы есть в предложении

A) Старушка пошла в магазин, что(бы) сделать покупки

B) Скажи, что(бы) ты посоветовал

C) Я хочу, что(бы) ты мне посоветовал, как поступить

D) Проверь решение, что(бы) убедиться в правильности ответа

4. Подчинительный союз следственного значения

A) лишь только

В) если

С) словно

D) так что

5. Слитное написание предлога

A) (в)течение дня

B) (в)следствие отъезда

C) (из)за них

D) (в)продолжение повести

6. Выделенное слово – производный предлог

A) (В) место, которое мы определили заранее, пришли ребята

B) (Не) смотря на усталость, мы продолжили путь

C) Деньги поступили (на) счёт Фонда мира

D) Спортсмены торопились (на) встречу с командой

7. Укажите предложение с формообразующими частицами.

A) Да здравствует солнце, да скроется тьма

B) Уж луна вверху сияла и одна лишь тучка кралася за ней

C) Как прекрасен чудный запах цветов Жасмина

D) Вот моя деревня, вот мой дом родной


8. Укажите предложение с подчинительным союзом

А) Скрипнула дверь, и кто-то прошел по коридору

В) Наука спасает молодые поколения от невежества, а искусство – пошлости и грубости

С) То светит солнце, то льет дождь

D) Лермонтов глубоко убежден, что в смерти великого поэта виновато светское общество.

 

9. Служебные части речи:

A) Называют действия

B) Выражают отношения между словами

C) Называют качества предметов

D) Называют признаки предметов

 

10.Укажите предложение, в котором  нет предлога.

А ) Необычная тишина стояла в лесу.

В) Вдруг под ногами раздаётся звонкий хруст сухих сучьев.С) Зачарован лес последними погожими днями.

 

D) Осенние листья с тихим шорохом падают на землю

 

11. Определите сколько служебных частей  речи в предложении: Главное не то, где мы находимся, а то, в каком направлении мы движемся

A)3     B)7    C)5      D)4

 

12.Дефисное написание частицы:

А) зачем (же)  В) буд(то)  С)такой(то)   D)что(ж)

 

13.На какие разряды делятся сочинительные союзы?

A) Соединительные и подчинительные

B) Соединительные, противительные, разделительные

C) Соединительные, сравнительные, противительные

D)Соединительные, изъяснительные, уступительные

 

14. Предлог выражает объектные отношения:

A) Машина остановилась вследствие поломки.

B) Диктант написан без ошибок.

C) Мама пошла в магазин за подарками.

D) Ученики записали в тетради новую тему.

 

15.Сколько служебных частей речи в предложении: Когда Аню провожали домой,  уже светало и кухарки шли на рынок.

A) 2             B) 3              C) 4          D)5

 

16.Что за прелесть эти сказки! В предложении частица имеет значение:

A) усиления

B) сомнения

C) восклицания

D)указания

 

17.В словосочетании есть частица НЕ:

A) (Не)большая, а ценная посылка

B) (Не)красивое, но чем-то привлекательное лицо

C) (Не)далекое, а близкое село

D)(Не)глубокая ,но рыбная речушка

 

18.Укажите вариант, в котором слово с не пишется слитно.

А) Прийти ...вовремя, а позже.

B) .. .брежная работа.

C) ...в чем ...уступить.

D) ...в силах оторваться

 

19.НЕ пишется слитно:

А) (Не)чувствовать

В)(Не)годовать

С)(Не)опасаться

D)(Не)читать

 

20.Предложение с дефисным написанием частиц:

А) Ах, лето красное, любил(бы) я тебя…

В) Если(б) не мороз, то овес(бы) до неба дорос.

С) Не спрашивай гостя, хочет(ли) он, чтобы ты зарезал для него курицу.,

D) Где(то) что(то) заскрипело потом зашуршало, и вдруг все смолкло.

 

 

Тест  «Служебные части речи»  7 класс    вариант 2                                                                                            

 

 1. Укажите предложение с производным предлогом, который образован от наречия.

A) Вследствие какой-то задержки в пути лошади отстали.

B) В продолжение часа удавалось сделать километра два.

C) Пуля со свистом пролетела мимо уха Гладкова.

D) Благодаря массе новых впечатлений, день для Каштанки прошел незаметно.

2. Укажите предложение с формообразующими частицами.

A) Да здравствует солнце, да скроется тьма!

B) Как ни трудно, как ни худо, не сдавай, вперед гляди!

C) Что же ты молчишь, друг?

D) Смелое начало - та же победа.

3. Предлог пишется слитно

A) Он оставил записку (в)месте, о котором договорились заранее.

B) Охотники шли след(в)след.

C) (В)продолжение месяца шла подготовка к концерту.

D) (В)следствие разлива реки разрушился мост.

4. Частица  бы есть в предложении

A) Что(бы) не заблудиться, я вернулся на тропинку.

B) Подумай хорошо, что(бы) не ошибиться.

C) Что(бы) ты об этом ни сказал, я не переменю своего решения.

D) Катя подбросила дров, что(бы) печь к утру не остыла.

5. Укажите предложение, в котором  нет предлога.

A) Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.

B) Свято берегу я перстень, подаренный тобой.

C) Ноги глубоко проваливались в снег.

D) В окнах сиял яркий свет.

6. Укажите вариант, в котором слово с не пишется слитно.

A) Касым (не)умел плавать.

B) Тарас Бульба (не)мог (не)остановиться.

C) Ученик прочел стихотворение (не)громко, а тихо.

D) (Не)довольство собой есть (не)обходимое условие разумной жизни.

 

7. Дефисное написание частицы:

A) Умный знает и все(таки) спрашивает, а невежда не знает и не спрашивает.

B) Я за вами на коне поскакал бы то(же).

C) Была(бы) охота, заладится любая работа.

D) Он шел (не) торопясь.

 

8.  Определите сколько служебных частей  речи в предложении: Пусть когда-нибудь мое имя прочитают в учебнике дети.

A) 1       B) 2      C) 3          D)4

 

9. В каком слове НЕ пишется слитно?

A) (Не)престанно                     C) (Не)плачь

B) (Не)задумываясь                 D)(Не)падать

 

10. Выделенное слово – производный предлог

A) Черные водоросли хрустят под ногами.

B) Надо бы поговорить насчет квартиры.

C) В продолжении романа действуют те же персонажи.

D) Оля опоздала на встречу.

 

11.Укажите предлог, употребляющийся с существительным в родительном падеже:

A) Благодаря совет…       B) Вопреки прогноз…

C) Ввиду болезн…          D )Согласно приказ…

12.Укажите строку с сочинительными союзами:

A) Как, а, и, если,

B) потому что, хотя, но, какой

C) Что, зато, оттого что, ли

D) ни…ни, а, тоже, да

13.Раздельное написание ЖЕ

A) В сети запуталось много скумбрий, так(же) попался один налим.

B) Вчера то(же) прошел дождь.

C) Я так(же) прочитал книгу.

D) Жить и учиться- одно и то(же).

14.Укажите разряды союзов в предложении: Я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе.

A) Подчинительный(изъяснительный),сочинительный (противительный)

B) Подчинительный(условный),сочинительный (противительный)

C) Сочинительный(соединительный),подчинительный (условный)

D) Подчинительный(изъяснительный),сочинительный (соединительный)

 

15.Определите разряд частицы ДАЖЕ:

A) формообразующая               B) указательная

C) усилительная                          D) отрицательная

 

16.Выберите правильный вариант:

A)  Частица не является членом предложения.

B) Частица является именной частью составного сказуемого.

C) Частица является подлежащим.

D) Частица является обстоятельством.

17.Укажите предложение, в котором имеется частица:

A) Вдруг, рассекая потемки, взвилась к небу ракета.

B) Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.

C) Видели ль вы незнакомку в снегах голубых?

D) Грустные думы тотчас отлетели прочь.

 

18.Сколько служебных частей речи?

A) 3       В) 4          С) 5       D)6

 

19.Укажите производный предлог с пропущенной буквой И

A) По окончани…                   B) Вследстви…

C) Наподоби…                        D)В заключени…

 

20.Предлоги, выражающие пространственные отношения:

A) За, перед, в течение, насчет

B) В, вокруг, около, на

C) Благодаря, из-за, ввиду, по

D ) Для, ради, через, с

 

ответы

 

 

вопроса

 

В- 1

 

В- 2

1

D

C

2

C

A

3

B

D

4

D

C

5

B

B

6

B

D

7

A

A

8

D

B

9

B

A

10

B

B

11

D

C

12

C

D

13

B

D

14

C

A

15

B

C

16

C

A

17

C

C

18

B

A

19

B

A

20

D

B

 

 

 

 

Итоговая контрольная работа №8 за курс 7 класса.

                                                        Диктант.

Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую - дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был исключительный. Парадный завтрак! Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры.

Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой.

Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть как следует. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота спёрли ему горло.        (133 слова)                    (Ю. Олеша)

                             Грамматическое задание

1. Озаглавить текст.  2. Выполнить синтаксический разбор предложений.

I вариант: 1-е предложение третьего абзаца; II вариант: последнее предложение третьего абзаца.

                                

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Паспорт фонда оценочных средств по русскому языку в 7 классе

Паспорт фонда оценочных средств по русскому языку в 7 классе

Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду, но скоро он вынырнет обратно)

Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду, но скоро он вынырнет обратно)

Бесстрашный вратарь на стаже своих ворот

Бесстрашный вратарь на стаже своих ворот

Зрители “болеют” по-разному. 4)

Зрители “болеют” по-разному. 4)

Они возвращались на свои места, и стая летела дальше

Они возвращались на свои места, и стая летела дальше

Волки б..жали по дор..ге а за ними ск

Волки б..жали по дор..ге а за ними ск

Всё остальное: венец одежда сандалии

Всё остальное: венец одежда сандалии

Солотча, который был связан узкоколейкой с

Солотча, который был связан узкоколейкой с

Изложение с творческим заданием 1 стадия –

Изложение с творческим заданием 1 стадия –

Какие слова вам не понятны? (некоторые затрудняются объяснить слово «отшельник», ребята тут же разъясняют, подбирают синонимы)

Какие слова вам не понятны? (некоторые затрудняются объяснить слово «отшельник», ребята тут же разъясняют, подбирают синонимы)

Организационный момент. . –

Организационный момент. . –

А корреспондента, человека, доставляющего в газеты известия о событиях дня, называют

А корреспондента, человека, доставляющего в газеты известия о событиях дня, называют

Главное — воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (стать как бы их очевидцем); автор репортажа описывает не только действия,…

Главное — воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (стать как бы их очевидцем); автор репортажа описывает не только действия,…

Беседа по картине. Перед вами картина

Беседа по картине. Перед вами картина

Какой момент занятий отразила художница? (

Какой момент занятий отразила художница? (

Подготовка к написанию репортажа

Подготовка к написанию репортажа

Рефлексия. -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Что такое репортаж? -Каковы требования к репортажу? -С творчеством какой художницы мы познакомились?

Рефлексия. -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Что такое репортаж? -Каковы требования к репортажу? -С творчеством какой художницы мы познакомились?

Слитное написание предлога A ) (в)течение дня

Слитное написание предлога A ) (в)течение дня

A ) 2 B ) 3

A ) 2 B ) 3

D ) Катя подбросила дров, что(бы) печь к утру не остыла

D ) Катя подбросила дров, что(бы) печь к утру не остыла

Выберите правильный вариант:

Выберите правильный вариант:

Итоговая контрольная работа №8 за курс 7 класса

Итоговая контрольная работа №8 за курс 7 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2021