«Франция. Долгий путь к единству»

  • Работа в классе
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Преподавание истории. Тема «Франция. Долгий путь к единству» Цель: рассмотреть причины усиления королевской власти; показать особенности политики Капетингов; охарактеризовать особенности сословной монархии. Задачи: • обучающая – изучение терминов, дат; • развивающая – формирование компетентностей через самостоятельную работу с источником (автономизационная – самостоятельный поиск информации, информационная – получение новых знаний, коммуникативная – работа в парах) • воспитательная – умение выслушивать, высказывать свою точку зрения, воспитание чувства патриотизма к родной стране, на примере истории Франции. План: 1. Как и почему Франция объединилась вокруг короля. 2. Трудный путь к торжеству Капетингов. 3. Святой король. 4. Победы и поражения Филиппа IV Красивого. 5. Возникновение Генеральных штатов.
Иконка файла материала Франция. Долгий путь к единству.doc
Преподавание истории. Тема «Франция. Долгий путь к единству» Цель: рассмотреть причины усиления королевской власти; показать особенности политики Капетингов; охарактеризовать особенности сословной монархии. Задачи: обучающая – изучение терминов, дат;   развивающая – формирование компетентностей через самостоятельную работу с  источником (автономизационная – самостоятельный поиск информации,  информационная – получение новых знаний, коммуникативная – работа в парах)  воспитательная – умение выслушивать, высказывать свою точку зрения, воспитание  чувства патриотизма к родной стране, на примере истории Франции. План: 1. Как и почему Франция объединилась вокруг короля. 2. Трудный путь к торжеству Капетингов. 3. Святой король. 4. Победы и поражения Филиппа IV Красивого. 5. Возникновение Генеральных штатов. Оборудование: карта «История Франции в XI­XIV вв.», компьютер и проектор, каждой  парте заранее присвоен свой индивидуальный номер. Ход урока: Объявляется тема урока. (Приложение 1) (1 слайд) Урок начинается с постановки проблемы. Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на карту и скажите, какую информацию вы  можете почерпнуть, исследуя карту? Приблизительные ответы учащихся: много королевств, территории обозначены разными  цветами и др. Делаем совместный вывод: Т.о., Франция как страна не была единой, она была  раздробленной на множество владений. Учитель: (слайд 2) А как вы думаете, зачем Франции объединяться? Зачем государству  нужно быть единым? Что дает подданным единство государства? Приблизительные ответы: для защиты, чтобы не напали враги, чтобы защититься от них, ­  государство будет сильным, сплоченность народа поможет прийти на помощь друг другу,  на помощь своей Родине. Проблема урока: Что дает государству объединение и сильная власть короля? 1. Учитель: А теперь вы, самостоятельно работая с учебником, найдете ответы на один  большой вопрос: Как и почему Франция объединилась вокруг короля. Ребятам дается  задание. Работу будут выполнять парами, сидя за специально обозначенными номерами  парт. Во время выступления групп, все остальные учащиеся, которые не выступают,  записывают себе в тетрадь ответы.(слайд 3) Парты под номерами 1 разбирают абзац 1 §15 с.147­148 с простым карандашом в  руках и ищут ответ на вопрос: Какие были возможности у короля увеличить свой домен? 1. Жениться на наследнице феода; 2. Выкупить феод у своего вассала (если тот согласен); 3. Унаследовать феод у своего вассала, если тот умер без наследников; 4. Отобрать феод у вассала силой в случае невыполнения вассальных обязательств; 5. Отобрать феод силой, если владелец осужден Церковью и лишен рыцарского  звания и всех феодов за нарушение христианских норм или как еретик. (Слайд 4) Парты под номерами 1 с простым карандашом в руках и ищут ответ на вопрос:  Какими преимуществами располагал король в борьбе с феодалами? Во­первых, Королевский домен Иль­де­Франс невелик, но удачно расположен: в центре  страны, на пересечении сухопутных и речных путей (и Сена, и Луара); здесь же распложен самый важный город — Париж, 2. Во­вторых, благодаря обряду коронации король  считался помазанником Божьим, 3. Соперничество крупных феодалов между собой  мешает их объединению против короля; король может использовать их борьбу в своих  интересах. (Слайд 5) Парты под номерами 3 разбирают абзац 3 §15 с.149­150 с простым карандашом в  руках и ищут ответ на вопрос: Какие силы общества являлись естественными союзниками  короля в борьбе за укрепление своей власти? (слайд 4). Опорой династии Капетингов  были средние и мелкие дворяне, страдающие от произвола герцогов и графов. У короля  мелкие феодал искали защиты и от гнева зависимых крестьян, часто поднимавшихся на  борьбу. Верным союзником короля стало новое сословие – горожане. (горожане, мелкие и  средние рыцари, духовенство, крестьяне). По мере выступления групп на слайде вслед за их ответами появляются «правильные»  ответы. 2.Учитель: теперь мы с вами приступаем к изучению 2 , 3 и 4 вопросов: Трудный путь к  торжеству Капетингов, а также рассмотрим политику королей Людовика IX Святого и  Филиппа IV Красивого. В 987 г. во Франции установлена Династия Капетингов. Записываем даты правления  королей себе в тетрадь (слайд 6) Парты под номерами 1,2,3,4 разбирают политику королей, которые участвовали в  объединении Франции. (слайд7). Что же они сделали? Составляется либо  таблица (Приложение 2), либо кластер (Приложение 3) (технология РКМЧП). Людовик VI  Толстый (1108 —1137) № 1 Приводил к повиновению непокорных вассалов, как в своем домене, так и за его пределами, в основном в северных областях Франции рядом со своим  доменом. Вооруженным путем пресекал посягательства светских сеньоров  на имущество Церкви. Строил крепости, штурмовал замки Людовик VII  (1137—1180)  № 2 В результате женитьбы на Альеноре присоединил к домену Аквитанию, но  после развода потерял ее. Почти не увеличил домен, но сумел сохранить  позиции Капетингов в условиях резкого усиления Плантагенетов Филипп II  Воспользовавшись тем, что английский король не выполнял своихАвгуст (1180 —1223) № 3 вассальных обязательств за французские владения, добился его  осуждения судом пэров и силой присоединил к домену огромные  территории: Нормандию, земли по нижней Луаре, тем самым резко ослабил  главных соперников — Плантагенетов. Укрепил Париж, обнеся его новой  стеной Людовик VIII  (1223—1226) № 4 Присоединил в результате Альбигойских войн графство Тулузское на юге  Франции По мере выступления групп (слайд 8) историческая карта, по которой можно проследить  динамику присоединения и потерь территорий. Парты под номерами 5,6(дается более сильным ученикам) разбирают Парта 5 – Что сделал Людовик IX Святой? Учебник стр. 152­153. (слайд 9) Не забывайте  записать годы правления. 1. Создал высший судебный орган – парижский парламент. 2. Запретил войны между феодалами – на территории королевского домена. 3. Правило «40 дней» ­ отсрочка войны между феодалами на неприсоединенных  землях. 4. Ввел единую денежную систему – для всей страны. Таким образом, все его действия способствовали дальнейшему процессу централизации  страны. Парта 6 – Победы (положительное) и поражения (отрицательное) в правлении  Филиппа IV Красивого учебник стр. 153­154. (слайд10) Не забывайте записывать даты  правления королей. Плюсы: 1. Присоединил к домену королевство Наварру и графство Шампань. 2. Подтвердил вассальную зависимость от Франции герцогства Аквитания. 3. Созвал первые Генеральные штаты – 1302 г. 4. Победил в противостоянии римского папу, положив начало периода Авиньонского  пленения пап.Минусы: 1. Потерпел поражение в борьбе за Фландрию. 2. Нуждаясь в деньгах: o ликвидировал орден тамплиеров, завладев его богатствами; o изгнал из королевства евреев, конфисковав их имущество; o прибегал к порче монеты, заслужив прозвище «король­фальшивомонетчик» o оставил после себя большой государственный долг. 5. Генеральные штаты – 1302 г. – запись в тетрадь (слайд11) В XIII веке королевская власть значительно усилилась во Франции. В 1302 г. Филипп IV созвал Генеральные штаты для поддержки в борьбе с папой. В них  были представлены 3 сословия: духовенство, дворянство, горожане. Они заседали  раздельно, в своей отдельной палате, и каждое сословие имело только один голос. Таким образом, в начале XIV века во Франции возникла сословная монархия­ государство,  в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий. Вернемся к проблеме (слайд12). Что дает государству и жителям объединение и сильная  власть короля? Рефлексия (слайд 13).  Урок привлек меня тем…  Для меня было открытие, что…  Удалось ли нам решить проблему, поставленную в начале урока? Домашнее задание (слайд 14) §15 – прочитать, пересказать. Дайте развернутый ответ на вопрос: Что дает государству и жителям страны объединение и сильная власть короля?

Посмотрите также