Преподавание истории. Тема «Франция. Долгий путь к единству»
Цель: рассмотреть причины усиления королевской власти; показать особенности политики Капетингов; охарактеризовать особенности сословной монархии.
Задачи:
• обучающая – изучение терминов, дат;
• развивающая – формирование компетентностей через самостоятельную работу с источником (автономизационная – самостоятельный поиск информации, информационная – получение новых знаний, коммуникативная – работа в парах)
• воспитательная – умение выслушивать, высказывать свою точку зрения, воспитание чувства патриотизма к родной стране, на примере истории Франции.
План:
1. Как и почему Франция объединилась вокруг короля.
2. Трудный путь к торжеству Капетингов.
3. Святой король.
4. Победы и поражения Филиппа IV Красивого.
5. Возникновение Генеральных штатов.
Преподавание истории. Тема «Франция. Долгий путь к единству»
Цель: рассмотреть причины усиления королевской власти; показать особенности политики
Капетингов; охарактеризовать особенности сословной монархии.
Задачи:
обучающая – изучение терминов, дат;
развивающая – формирование компетентностей через самостоятельную работу с
источником (автономизационная – самостоятельный поиск информации,
информационная – получение новых знаний, коммуникативная – работа в парах)
воспитательная – умение выслушивать, высказывать свою точку зрения, воспитание
чувства патриотизма к родной стране, на примере истории Франции.
План:
1. Как и почему Франция объединилась вокруг короля.
2. Трудный путь к торжеству Капетингов.
3. Святой король.
4. Победы и поражения Филиппа IV Красивого.
5. Возникновение Генеральных штатов.
Оборудование: карта «История Франции в XIXIV вв.», компьютер и проектор, каждой
парте заранее присвоен свой индивидуальный номер.
Ход урока:
Объявляется тема урока. (Приложение 1) (1 слайд)
Урок начинается с постановки проблемы.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на карту и скажите, какую информацию вы
можете почерпнуть, исследуя карту?
Приблизительные ответы учащихся: много королевств, территории обозначены разными
цветами и др.
Делаем совместный вывод: Т.о., Франция как страна не была единой, она была
раздробленной на множество владений.
Учитель: (слайд 2) А как вы думаете, зачем Франции объединяться? Зачем государству
нужно быть единым? Что дает подданным единство государства?
Приблизительные ответы: для защиты, чтобы не напали враги, чтобы защититься от них,
государство будет сильным, сплоченность народа поможет прийти на помощь друг другу,
на помощь своей Родине.
Проблема урока: Что дает государству объединение и сильная власть короля?
1. Учитель: А теперь вы, самостоятельно работая с учебником, найдете ответы на один
большой вопрос: Как и почему Франция объединилась вокруг короля. Ребятам дается
задание. Работу будут выполнять парами, сидя за специально обозначенными номерами
парт. Во время выступления групп, все остальные учащиеся, которые не выступают,
записывают себе в тетрадь ответы.(слайд 3) Парты под номерами 1 разбирают абзац 1 §15 с.147148 с простым карандашом в
руках и ищут ответ на вопрос: Какие были возможности у короля увеличить свой домен?
1. Жениться на наследнице феода;
2. Выкупить феод у своего вассала (если тот согласен);
3. Унаследовать феод у своего вассала, если тот умер без наследников;
4. Отобрать феод у вассала силой в случае невыполнения вассальных обязательств;
5. Отобрать феод силой, если владелец осужден Церковью и лишен рыцарского
звания и всех феодов за нарушение христианских норм или как еретик.
(Слайд 4) Парты под номерами 1 с простым карандашом в руках и ищут ответ на вопрос:
Какими преимуществами располагал король в борьбе с феодалами?
Вопервых, Королевский домен ИльдеФранс невелик, но удачно расположен: в центре
страны, на пересечении сухопутных и речных путей (и Сена, и Луара); здесь же распложен
самый важный город — Париж, 2. Вовторых, благодаря обряду коронации король
считался помазанником Божьим, 3. Соперничество крупных феодалов между собой
мешает их объединению против короля; король может использовать их борьбу в своих
интересах.
(Слайд 5) Парты под номерами 3 разбирают абзац 3 §15 с.149150 с простым карандашом в
руках и ищут ответ на вопрос: Какие силы общества являлись естественными союзниками
короля в борьбе за укрепление своей власти? (слайд 4). Опорой династии Капетингов
были средние и мелкие дворяне, страдающие от произвола герцогов и графов. У короля
мелкие феодал искали защиты и от гнева зависимых крестьян, часто поднимавшихся на
борьбу. Верным союзником короля стало новое сословие – горожане. (горожане, мелкие и
средние рыцари, духовенство, крестьяне).
По мере выступления групп на слайде вслед за их ответами появляются «правильные»
ответы.
2.Учитель: теперь мы с вами приступаем к изучению 2 , 3 и 4 вопросов: Трудный путь к
торжеству Капетингов, а также рассмотрим политику королей Людовика IX Святого и
Филиппа IV Красивого.
В 987 г. во Франции установлена Династия Капетингов. Записываем даты правления
королей себе в тетрадь (слайд 6)
Парты под номерами 1,2,3,4 разбирают политику королей, которые участвовали в
объединении Франции. (слайд7). Что же они сделали? Составляется либо
таблица (Приложение 2), либо кластер (Приложение 3) (технология РКМЧП).
Людовик VI
Толстый (1108
—1137)
№ 1
Приводил к повиновению непокорных вассалов, как в своем домене, так и за
его пределами, в основном в северных областях Франции рядом со своим
доменом. Вооруженным путем пресекал посягательства светских сеньоров
на имущество Церкви. Строил крепости, штурмовал замки
Людовик VII
(1137—1180)
№ 2
В результате женитьбы на Альеноре присоединил к домену Аквитанию, но
после развода потерял ее. Почти не увеличил домен, но сумел сохранить
позиции Капетингов в условиях резкого усиления Плантагенетов
Филипп II
Воспользовавшись тем, что английский король не выполнял своихАвгуст (1180
—1223)
№ 3
вассальных обязательств за французские владения, добился его
осуждения судом пэров и силой присоединил к домену огромные
территории: Нормандию, земли по нижней Луаре, тем самым резко ослабил
главных соперников — Плантагенетов. Укрепил Париж, обнеся его новой
стеной
Людовик VIII
(1223—1226)
№ 4
Присоединил в результате Альбигойских войн графство Тулузское на юге
Франции
По мере выступления групп (слайд 8) историческая карта, по которой можно проследить
динамику присоединения и потерь территорий.
Парты под номерами 5,6(дается более сильным ученикам) разбирают
Парта 5 – Что сделал Людовик IX Святой? Учебник стр. 152153. (слайд 9) Не забывайте
записать годы правления.
1. Создал высший судебный орган – парижский парламент.
2. Запретил войны между феодалами – на территории королевского домена.
3. Правило «40 дней» отсрочка войны между феодалами на неприсоединенных
землях.
4. Ввел единую денежную систему – для всей страны.
Таким образом, все его действия способствовали дальнейшему процессу централизации
страны.
Парта 6 – Победы (положительное) и поражения (отрицательное) в правлении
Филиппа IV Красивого учебник стр. 153154. (слайд10) Не забывайте записывать даты
правления королей. Плюсы:
1. Присоединил к домену королевство Наварру и графство Шампань.
2. Подтвердил вассальную зависимость от Франции герцогства Аквитания.
3. Созвал первые Генеральные штаты – 1302 г.
4. Победил в противостоянии римского папу, положив начало периода Авиньонского
пленения пап.Минусы:
1. Потерпел поражение в борьбе за Фландрию.
2. Нуждаясь в деньгах:
o ликвидировал орден тамплиеров, завладев его богатствами;
o изгнал из королевства евреев, конфисковав их имущество;
o прибегал к порче монеты, заслужив прозвище «корольфальшивомонетчик»
o оставил после себя большой государственный долг.
5. Генеральные штаты – 1302 г. – запись в тетрадь (слайд11)
В XIII веке королевская власть значительно усилилась во Франции.
В 1302 г. Филипп IV созвал Генеральные штаты для поддержки в борьбе с папой. В них
были представлены 3 сословия: духовенство, дворянство, горожане. Они заседали
раздельно, в своей отдельной палате, и каждое сословие имело только один голос.
Таким образом, в начале XIV века во Франции возникла сословная монархия государство,
в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.
Вернемся к проблеме (слайд12). Что дает государству и жителям объединение и сильная
власть короля?
Рефлексия (слайд 13).
Урок привлек меня тем…
Для меня было открытие, что…
Удалось ли нам решить проблему, поставленную в начале урока?
Домашнее задание (слайд 14) §15 – прочитать, пересказать.
Дайте развернутый ответ на вопрос:
Что дает государству и жителям страны объединение и сильная власть короля?