Введение
Фридрих Ницше – немецкий философ, крупнейший представитель «философии жизни».
В творчестве и личной судьбе Фридриха Ницше «наиболее отчетливо запечатлен драматизм «переходной эпохи» рубежа Х1Х-ХХ веков. С одной стороны, Ницше – идейный наследник философской классики, профессионально и творчески осмысливший как истоки западной культуры (античность), так и другие важнейшие ее этапы (христианство, Возрождение, Новое время). С другой стороны, он – первый декадент, поэт-безумец, пророк, силой своего таланта всколыхнувший долго дремавшие иррациональные пласты европейской культуры. Столкновение этих дух тенденций во многом и обусловило многоплановость и противоречивость как самого творчества Ницше, так и его последующего влияния».
2
Дата и место рождения: 15 октября 1844 г., Рёккен, Лютцен, Германия
Дата и место смерти: 25 августа 1900 г., Веймар, Германия
Сверхчеловек
Прототипом ницшеанского сверхчеловека выступает Заратустра.
Ницше стремился не меньше, чем опровергнуть христианские ценности: каждый должен нести абсолютную ответственность за действия, совершенные им в этом мире. Каждый, будучи абсолютно свободным, должен сам создавать себе ценности. Никаких санкций, ни божественных, ни каких-либо еще, для его поступков быть не должно.
Ницше предвидел воплощение этой идеи в ХХ веке. Те, кто будут следовать этим предписаниям, станут сверхлюдьми.
5
Заратустра – жрец, пророк и реформатор древнеиранской религии
Учения о сверхчеловеке
6
В работе «Так говорил Заратустра» Ницше подробно развивает идею сверхчеловека. Он пишет: «Я учу вас о сверхчеловеке. Человек – это то, что дóлжно преодолеть… Сверхчеловек – соль земли». «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью». Но сверхчеловек еще не родился, а процесс превращения человека в сверхчеловека не может произойти путем естественного отбора. Для этого необходима смелость отдельных индивидов, которые смогут разломать старые скрижали, переоценить все старые ценности и создать новые. Они-то и укажут направление и цель для высшего человека, станут стимулом, побуждением для возможного рождения сверхчеловека.
Воля к власти
8
Это понятие является главным в философии Ницше. Он создал его, опираясь главным образом на два основных источника: Шопенгауэра и греческую философию.
Ницше пришел к выводу, что человечество движимо волей к власти. Основополагающим импульсом всех наших действий следует признавать только этот источник. Часто первоначальный смысл этой идеи искажается или даже извращается, но он всегда в этой идее содержится. Христианство со своей идеей смирения, братской любви и сострадания проповедовало абсолютно другое. Но в действительности это было не более чем искажение идеи воли к власти.
Философ пишет: "жизнь есть просто воля к власти". ("Утренняя заря", 203).
Воля к власти
9
Концепт Ницше воля к власти явился превосходным инструментом для анализа человеческих побуждений. Действия, которые до этого расценивались как благородные или бескорыстные, рассматриваются теперь как декадентские или неадекватные.
Ф. Ницше: "Формы, в которых выражалось стремление к мощи, менялись с веками, но ее источником остается все тот же вулкан... Что когда-то выражалось в "стремлении к богу", сейчас выражается в стремлении к деньгам... Это то, что в данный момент создает непревзойденное чувство могущества" ("Утренняя заря", 204).
Заключение
10
Жизнь Фридриха Ницше, является ярким примером противостояния человека обществу и самому себе. Его идеи на протяжении почти всей его жизни не воспринимались остальными, рождали тишину, или поддавались безжалостной критике. Это провоцировало у Ницше новые болезненные приступы, подрывало его здоровье.
Ницше понимал, что его работы являются гениальными и глобальными, порой он даже восторгался ими. Но яростные поклонники творчества Ницше появились лишь на закате его дней, когда он уже был психически не здоров.
С детства он привык добиваться желаемого, но все его жизненные успехи не приносили ему такую радость, которую приносили всплывающие в его голове идеи.
Список использованной литературы
11
Бугера, В. Е. Социальная сущность и роль философии Ницше. — М.: КомКнига, 2010.
Марков, Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. — СПб.: Владимир Даль: Русский остров, 2005. — 786 с.
Нордау М. Фридрих Ницше // Вырождение. — М.: Республика, 1995.— 400 с. — (Прошлое и настоящее).
Сафрански Р. Ницше: Биография его мысли / Перевод с нем. И. Эбаноидзе. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 456 с.
Трубецкой Е. Н. Философия Ницше. М.: Типолитография Т-ва И. Н. Кушнерев И Ко, 1904.
Цендровский О. Ю. Рим против Иудеи: ницшевская трактовка истории и генеалогии христианства // Философия и культура. — 2017. — № 10. — С. 1478—1487.
Цендровский О. Ю. Идеал величия в философии Ницше // Вестник РХГА. 2019. № 4. с. 119—129
Цендровский О. Ю. Аристократический идеал философии Ницше // Вестник РХГА. 2018. № 1. с. 46-55.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.