Функциональная грамотность и цифровые образовательные технологии
Просто знать – это еще не все, знания нужно уметь использовать…
И.В. Гете
Одним из направлений совершенствования образования в России является усиление внимания к формированию функциональной грамотности. Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» 1 .
В соответствии с международными исследованиями более половины выпускников основной школы имеют только базовый уровень функциональной грамотности, т.е. они могут использовать приобретенные в школе знания в простых, знакомых ситуациях, а около пятой части выпускников основной школы не достигают этого уровня. К продолжению образования хорошо готовы не более 30% российских выпускников школы, а высокий уровень способности решать сложные задачи демонстрируют в среднем около 5% учащихся.
Составляющие функциональной грамотности:
• математическая грамотность,
• читательская грамотность,
• естественнонаучная грамотность,
• финансовая грамотность,
• глобальные компетенции
• креативное мышление
Почему же цифровые технологии и функциональная грамотность связаны?
Феномен детства меняется, и цифровизация — один из ключевых факторов, влияющих на эти изменения. Интернет становится важным агентом социализации, составляя конкуренцию семье и школе. Ученые выяснили, что интенсивность использования интернета за последние 6 лет существенно возросла и среди взрослых, и среди детей: каждый второй подросток проводит онлайн около 6 часов в день, а каждый пятый — 9 часов и больше.
Поэтому современные дети не делят реальность на онлайн и оффлайн — для них она одна. Исследования функциональной грамотности говорят, что каждый второй подросток, но только каждый пятый взрослый живут в смешанной реальности. А пандемия коронавируса, во время которой обучение перешло в интернет, и вовсе размыла эти границы. И взрослым, как правило, кажется, что интернет плохо влияет на когнитивные способности ребенка, и не без оснований — новое поколение хуже запоминает информацию, не фокусируется долго на одном деле… Но, возможно, все это — эволюционный процесс, который позволяет нашим детям адаптироваться к новому миру, избегая перегрузки?
Так или иначе, детей необходимо учить существовать в рамках цифры. Такой навык — это один из подвидов функциональной грамотности — умения применять полученные знания в жизни. Как никогда сегодня важная цифровая компетентность детей — и на нее так или иначе направлены все цифровые средства, подвластные учителю.
Учителя и ученики адаптируются к нововведениям. Происходит поиск новых удобных путей коммуникации, форм проведения уроков и методов.
Давайте разграничим понятия.
Понятие цифровые образовательные технологии, часто подменяют понятием цифровой образовательный ресурс.
Цифровой образовательный ресурс – информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме. Однако понятие технология включает в себя способы работы (алгоритм действий), её режим. Исходя из этого, цифровые образовательные технологии – это способ организации образовательной среды, основанной на цифровых технологиях.
В состав цифровых образовательных технологий включают следующие инструменты:
u образовательные платформы (Lecta, ЯКласс, Classroom, РЭШ, Яндекс.Учебник, Учи.ру);
u электронные формы учебников (Lecta, Просвещение);
u образовательные приложения (Stepic, Quizlet, Kahoot, Plickers и т.д.);
u онлайн-сервисы (СдамГИА, НезнайкаPRO, youtube, google-документы, google-презентации, google-календарь, месседжеры).
При онлайн обучении используют различные коммуникационные сервисы, такие как Skype, Zoom, Merapolis, Uberconference, FreeConferenceCall.com и другие. Основными функциями этих приложений является возможность проведения видеоконференций в режиме реального времени, запись лекции, демонстрация экрана. Различия состоят в количестве человек, которые можно подключить к одной конференции. Так в Skype можно собрать до 50 человек, в бесплатной версии Zoom – до 100 человек, в бесплатном пакете Uberconference – 10 человек, FreeConferenceCall.com 1000 человек. В некоторых сервисах есть ограничения по времени, так в Zoom в бесплатном пакете не более 40 минут.
Таким образом, использование цифровых технологий в новых образовательных реалиях подталкивают учащихся к применению знаний в новых условиях, стимулирует их к компактному и структурированному изложению информации, что ведёт за собой развитие функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной, финансовой, ИКТ – грамотности и других.
Список источников
1. [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.