Функциональная грамотность и цифровые образовательные технологии
Оценка 5

Функциональная грамотность и цифровые образовательные технологии

Оценка 5
docx
11.02.2023
Функциональная грамотность и цифровые образовательные технологии
Функциональная грамотность и цифровые образовательные технологии.docx

Функциональная грамотность и цифровые образовательные технологии

Просто знать – это еще не все, знания нужно уметь использовать…

И.В. Гете

Одним из направлений совершенствования образования в России является усиление внимания к формированию функциональной грамотности. Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» 1 .

В соответствии с международными исследованиями более половины выпускников основной школы имеют только базовый уровень функциональной грамотности, т.е. они могут использовать приобретенные в школе знания в простых, знакомых ситуациях, а около пятой части выпускников основной школы не достигают этого уровня. К продолжению образования хорошо готовы не более 30% российских выпускников школы, а высокий уровень способности решать сложные задачи демонстрируют в среднем около 5% учащихся.

Составляющие функциональной грамотности:

                       математическая грамотность,

                       читательская грамотность,

                       естественнонаучная грамотность,

                       финансовая грамотность,

                       глобальные компетенции

                       креативное мышление

Почему же цифровые технологии и функциональная грамотность связаны?

Феномен детства меняется, и цифровизация — один из ключевых факторов, влияющих на эти изменения. Интернет становится важным агентом социализации, составляя конкуренцию семье и школе. Ученые выяснили, что интенсивность использования интернета за последние 6 лет существенно возросла и среди взрослых, и среди детей: каждый второй подросток проводит онлайн около 6 часов в день, а каждый пятый — 9 часов и больше. 

Поэтому современные дети не делят реальность на онлайн и оффлайн — для них она одна. Исследования функциональной грамотности говорят, что каждый второй подросток, но только каждый пятый взрослый живут в смешанной реальности. А пандемия коронавируса, во время которой обучение перешло в интернет, и вовсе размыла эти границы. И взрослым, как правило, кажется, что интернет плохо влияет на когнитивные способности ребенка, и не без оснований — новое поколение хуже запоминает информацию, не фокусируется долго на одном деле… Но, возможно, все это — эволюционный процесс, который позволяет нашим детям адаптироваться к новому миру, избегая перегрузки?

Так или иначе, детей необходимо учить существовать в рамках цифры. Такой навык — это один из подвидов функциональной грамотности — умения применять полученные знания в жизни. Как никогда сегодня важная цифровая компетентность детей — и на нее так или иначе направлены все цифровые средства, подвластные учителю. 

Учителя и ученики адаптируются к нововведениям. Происходит поиск новых удобных путей коммуникации, форм проведения уроков и методов.

Давайте разграничим понятия.

Понятие цифровые образовательные технологии, часто подменяют понятием цифровой образовательный ресурс.

Цифровой образовательный ресурс – информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме. Однако понятие технология включает в себя способы работы (алгоритм действий), её режим. Исходя из этого, цифровые образовательные технологии это способ организации образовательной среды, основанной на цифровых технологиях.

В состав цифровых образовательных технологий включают следующие инструменты:

u    образовательные платформы (Lecta, ЯКласс, Classroom, РЭШ, Яндекс.Учебник, Учи.ру);

u    электронные формы учебников (Lecta, Просвещение);

u    образовательные приложения (Stepic, Quizlet, Kahoot, Plickers и т.д.);

u    онлайн-сервисы (СдамГИА, НезнайкаPRO, youtube, google-документы, google-презентации, google-календарь, месседжеры).

При онлайн обучении  используют различные коммуникационные сервисы, такие как Skype, Zoom, Merapolis, Uberconference, FreeConferenceCall.com  и другие. Основными функциями этих приложений является возможность проведения видеоконференций в режиме реального времени, запись лекции, демонстрация экрана. Различия состоят в количестве человек, которые можно подключить к одной конференции. Так  в Skype можно собрать до 50 человек, в бесплатной версии Zoom  – до 100 человек, в бесплатном пакете Uberconference – 10 человек,  FreeConferenceCall.com  1000 человек. В некоторых сервисах есть ограничения по времени, так в Zoom в бесплатном пакете  не более 40 минут.

Таким образом, использование цифровых технологий в новых образовательных реалиях подталкивают учащихся  к применению знаний в новых условиях, стимулирует их к компактному и структурированному изложению информации, что ведёт за собой развитие функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной, финансовой, ИКТ – грамотности и  других.

 

 


 

Список источников

1.                  [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Функциональная грамотность и цифровые образовательные технологии

Функциональная грамотность и цифровые образовательные технологии

И взрослым, как правило, кажется, что интернет плохо влияет на когнитивные способности ребенка, и не без оснований — новое поколение хуже запоминает информацию, не фокусируется…

И взрослым, как правило, кажется, что интернет плохо влияет на когнитивные способности ребенка, и не без оснований — новое поколение хуже запоминает информацию, не фокусируется…

Zoom в бесплатном пакете не более 40 минут

Zoom в бесплатном пакете не более 40 минут

Список источников 1. [Образовательная система «Школа 2100»

Список источников 1. [Образовательная система «Школа 2100»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2023