Функциональная грамотность как применять знания на практике
Оценка 5

Функциональная грамотность как применять знания на практике

Оценка 5
docx
10.02.2024
Функциональная грамотность как применять знания на практике
выступление на МО
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ.docx

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. КАК ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ В ЖИЗНИ?

 

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней и в отличие от элементарной грамотности (способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия) уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений и считающийся минимально-необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо. Оно появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей (компенсацией недостающих знаний и умений в данной сфере). В дальнейшем данный подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле, включая компьютерную, политическую, экономическую и т.д. В данном контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей, в первую очередь связь общего образования с многоплановой человеческой деятельностью.

Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания и применять их на практике, а также оценивать свое знание/ незнание и стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) универсальные учебные действия.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух интегративных и предметных групп компонентов. Предметные компоненты языковой, литературной, математической и естественно-научной) грамотности соответствуют предметам учебного плана начальной школы, а к интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, поэтому предлагается начинать формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных классах, т. к. анализ участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS) и результатов ВПР в 4 классе выявил основные недостатки в достижении младших школьников:

·        недостаточное владение смысловым чтением;

·         затруднения в решении задач, требующих анализа и обобщения;

·        неумение высказывать предположения, строить доказательства и решать задачи на интерпретацию информации.

Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к основной образовательной программе начального общего образования и учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы – создание условий для развития функциональной грамотности.

Она разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и реакция на текст и  использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Цель изучения блока «Математическая грамотность» – формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать, хорошо обоснованные, математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Цель изучения блока «Финансовая грамотность» – развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» – формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах и необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1-4 классе начальной школы. При необходимости учитель может варьировать, чередовать и менять последовательность проведения занятий по своему усмотрению.

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей учащихся для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок, художественных и научно-познавательных текстов.

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.

Содержание программы

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев и ответы на вопросы по содержанию прочитанных произведений, деление текстов на части, составление плана текста, в том числе и по картинкам, эмоциональная и личностная оценка прочитанного текста, понятия «художественный» и «научно-познавательный», жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов, основная мысль и тема текста, в том числе и научно-познавательного, лексическое значение слов.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задачи на нахождение суммы и части числа, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, ложные и истинные высказывания; нахождение значений математических выражений в
пределах 100000, календарь, логические задачи,
построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметра окружности и периметра треугольника, решение задач с 3 величинами (цена, количество стоимость), работа с графиками, сравнение различных вариантов покупок, нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; использование калькулятора.

Финансовая грамотность: деньги (финансы), в том числе фальшивые и повреждённые, покупка, товар, обмен, бартер, платные и бесплатные услуги, доходы, в том числе и дополнительные (выигрыш, клад и пособия), прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, средства защиты российских банкнот, валюта, семейный и государственный бюджеты, их уровни и экономия, заработная плата, пенсия, обязательные, желаемые и непредвиденные расходы, налоги, потребительская корзина и её состав, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование, его виды и риски, распродажа, акция, скидка, бонусы, сдача, благотворительность, благотворитель и благотворительный фонд.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом, апельсином, овощами, мёдом, лесной землей, песком и глиной. воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение, состав почвы и перегной, состав и свойства древесины, названия овощей и частей растений, выделение среди овощей корнеплодов, виды и свойства корней, представление о позвоночных животных, особенности жизнедеятельности дождевых червей, кальций и его роль в организме человека, дрожжи и восковые свечи, виды облаков, свойства мела и мыла, магнит и его свойства, томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы, многолетнее/однолетнее растение, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком и работа с указанными понятиями.

 

Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение следующих личностных и метапредметных результатов:

– осознания себя как члена семьи, общества и государства и личной ответственности за свои поступки, участия в обсуждении финансовых проблем семьи, принятия решений о семейном бюджете;

–  овладения начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений, сопоставления доходов, расходов и простых вычислений в области семейных финансов, логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях и отличать, правильно выполненное, задание от неверного;

– освоения способов решения проблем творческого и поискового характера при работе над проектами и исследования;

– использования различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации и знаково-символических средств, в том числе и моделирования;

– ориентации в своей системе знаний и способности отличить новое от уже известного  в потоке информации;

– предварительного отбора её источников;

– добывания новых знаний, нахождения ответов на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– переработки  и преобразования полученной информации из одной формы в другую;

– сравнения и группирования объектов;

– проявления познавательной и творческой инициативы;

– принятия и сохранения учебной цели и задачи;

планирования ее реализации, в том числе и во внутреннем плане;

– контролирования и оценивания своих действий, внесения соответствующих корректив в их выполнение;

– оценивания правильности выполнения действий при знакомстве с его критериями (самооценкой и взаимооценкой).

– адекватной передачи информации, выражении своих мыслей в соответствии с поставленными задачами и отображения предметного содержания и условий речевой  деятельности;

– донесения своей позиции до других, оформления своей мысли в устной и письменной речи на уровне одного предложения или небольшого текста;

– слушания и понимания речи других;

– совместной договоренности о правилах работы в группе;

– обучения выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

·        способность понимать текст;

·        его использование;

·        оценка текстов;

·        возможность размышлять о них;

·        умение читать для того, чтобы достигать своих целей;

·        расширение своих знаний и возможностей;

·         участие в социальной жизни.

·        способность различать тексты различных жанров и типов;

·        умение находить необходимую информацию в прочитанных
текстах;

·        умение задавать вопросы по содержанию прочитанных
текстов;

·         умение составлять речевое высказывание в устной и
письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

·        формулирование;

·        применение и интерпретация математики в разнообразных контекстах;

·        проведение математических рассуждений;

·         использование математических понятий и фактов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

·        понимание роли математики в мире;

·         высказывание обоснованных суждений

·        принятие решений, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о роли денег в семье и обществе, семейных расходах, доходах и их видах, способах экономии семейного бюджета;

– умение характеризовать виды и функции денег, рассчитывать доходы и расходы,

– знание источников доходов и направлений расходов семьи;

– составление простого, семейного бюджет;

– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

– проведение элементарных финансовых расчётов, в т. ч. и простейшего семейного бюджета;

– представление о банковских картах;

– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;

– представление о различных банковских услугах;

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

· степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

· поведение детей на занятиях:

· результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

Живость, активность и заинтересованность обеспечивают положительные результаты. Косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.

 


 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. КАК

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. КАК

TIMS) и результатов ВПР в 4 классе выявил основные недостатки в достижении младших школьников: · недостаточное владение смысловым чтением; · затруднения в решении задач, требующих…

TIMS) и результатов ВПР в 4 классе выявил основные недостатки в достижении младших школьников: · недостаточное владение смысловым чтением; · затруднения в решении задач, требующих…

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1-4 классе начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1-4 классе начальной школы

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом, апельсином, овощами, мёдом, лесной землей, песком и глиной

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом, апельсином, овощами, мёдом, лесной землей, песком и глиной

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: · формулирование; · применение и интерпретация математики в разнообразных контекстах; · проведение математических рассуждений; · использование математических понятий и…

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: · формулирование; · применение и интерпретация математики в разнообразных контекстах; · проведение математических рассуждений; · использование математических понятий и…

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественно-научных явлений и…

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественно-научных явлений и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2024