Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания
Оценка 4.7

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания

Оценка 4.7
Карточки-задания +1
docx
история +1
7 кл
19.02.2019
Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания
Комплекс учебных заданий по истории и обществознанию под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 7 класса. Представлены задания по 5-ти видам функциональной грамотности: читательской, глобальной, математической, экологической, информационной. А также типовые задачи и планируемые образовательные результаты по каждому заданию.
Модельная карта формирования функциональной грамотности на уроках.docx
Ермакова Наталья Николаевна,  Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания Великий   педагог   XIX   века   К.Д.   Ушинский   говорил:   «Нельзя   человека   научить   на   всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника. Обучение   учащихся   самостоятельно   добывать,   анализировать,   структурировать   и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования. Функциональная   грамотность   –   результат   овладения   учащимися   системой   предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами   навыки   мышления   служат   инструментом   перехода   ЗУНов   в   компетенции,   т.   е.   в функциональную грамотность. Свои уроки я выстраиваю таким образом, чтобы в каждом уроке присутствовали новые подходы в обучении: обучение критическому мышлению, оценивание обучения, использование ИКТ. Акцент делается на составление и использование «Тонких и толстых вопросов», работы в группах (сменного состава), развитие критического мышления, кластер, схемы, проект, умение анализировать текст учебника, чтение с пометками. Комплекс учебных заданий по истории и обществознанию под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 7 класса Типовая задача Планируемый образовательный результат  ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Учебное задание В тексте найти плюсы крупного  землевладения. Ответ:  1)Улучшение обработки земли:  применение удобрений,  производство кормовых культур  для скота и др. 2) Освоение заброшенных ранее  земель. 3)Увеличивался товарооборот между   городом   и   деревней,   в торговли интересах   успешной  строились дороги, углублялись   реки,   возводились каменные мосты. новые       В   Англии   начинает   складываться ситуация,   в   которой   большая   часть   земли начинает   принадлежать  крупным   земельным владельцам. (текст сокращ.) ­   даёт   оценку   наиболее значительным событиям  ­   раскрывает   характерные, существенные   черты:   а) экономических   и   социальных отношений   в   государстве;   б) ценностей,   господствовавших в обществе ­   даёт   оценку   событиям   и личностям   отечественной   и всеобщей истории Используя   этот   отрывок   из сочинения   античного   писателя, найти ответы на следующие вопросы: 1. В чем заключается главная ­ проводит поиск информации в исторических текстах ­   составлять описание образа жизни   различных   групп населения Древнеримский   писатель   Луций   Юний Колумелла в I веке н.э. писал: «Рабы приносят полям величайший вред. Они пасут скот плохо, дурно пашут землю. Они не заботятся о том, чтобы семена дали идея   в   данном   отрывке   из сочинения Колумеллы? А Рабов не следует использовать в сельском хозяйстве B   Необходимо   строго   следить   за работой рабов C   Рабовладельческие   хозяйства находятся в упадке D Труд рабов не эффективен Часть рабов в римских имениях I века   н.э.   умели   читать   и   писать. Что   в   отрывке   из   сочинения Колумеллы   подтверждает   этот факт? Определить, результаты какого из представленных   информагентств лучше   всего   использовать   для объективного   прогнозирования уровня поддержки данной партии, при   условии,   что   выборы назначены на 10 апреля?   Указать   два   аргумента   при обосновании Вашего ответа. Решение.   Наиболее   точную картину дают результаты, которые получены: 1) как можно ближе ко дню  выборов; 2) при наибольшем числе  опрашиваемых; 3) при случайном выборе  опрашиваемых; 4) опрашиваемые должны иметь  право голосовать. Ответ: Информагентство 3.   Используйте   письма   для   ответов на вопросы, предлагаемые ниже.  1) Указать цель каждого из писем   а) выразить свою точку зрения о возможности применения смертной казни как высшей меры наказания б) рассказать о смертной казни   в)   рассказать   людям,   что очень   много   средств   тратится, чтобы  содержать  преступников   г) продемонстрировать свой социальный опыт   богатый урожай. Они и сами крадут зерно, и от других воров его плохо оберегают. При уборке зерна раб­управляющий неправильно   показывает   его   количество   в счётной записи».   составляет ­ применяет знание фактов для характеристики данной эпохи, её процессов, явлений, ключевых событий; ­   описание положения   и   образа   жизни основных социальных групп ­ ориентируется в содержании текста   и   понимает   его целостный смысл; ­ находит в тексте требуемую информацию ГЛОБАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ         логическое включающее причинно­ ­ строит рассуждение, установление следственных связей ­ владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание ­   оценивает   правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы     выборов. Социологический опрос перед выборами В   стране   Д.   проводился   опрос   населения   с целью определить уровень поддержки одной из   партий   в   преддверии   предстоящих парламентских Четыре информагентства   провели   собственные опросы граждан страны. Результаты опросов представлены ниже. Информагентство 1. За – 27,6% (опрос  проводился 14 марта на случайной выборке  из 1600граждан, имеющих право голосовать). Информагентство 2. За – 24,1% (опрос  проводился 16 марта на случайной выборке  из 1000граждан, имеющих право голосовать). Информагентство 3. За – 25,2% (опрос  проводился 16 марта на случайной выборке  из 3000граждан, имеющих право голосовать). Информагентство 4. За – 32,3% (опрос  проводился 19 марта, были заочно опрошены  2000человек, которые сами позвонили, чтобы отдать свой голос).          решает логическое включающее причинно­ ­  строит рассуждение, установление следственных связей ­ учебно­   познавательные   и   учебно­ практические задачи,   и требующие критического понимания текста ­   полного     Правовое обсуждение.  Мария: Я считаю, что смертная казнь – это варварство.   Мы   живем   в   XXI   веке! Погибшего   человека   все   равно   не   вернешь, как   убийство   еще   одного   человека   сможет исправить   ситуацию?   Ведь   не   зря   же   этот вопрос   особо   оговаривается   в   Европейской конвенции   по   правам   человека.   Тем   более нельзя забывать, что судьи тоже люди и тоже могут ошибаться. Максим: С экономической точки   зрения   замена   смертной   казни пожизненным   заключением   абсолютно   не оправдана. Преступник содержится в тюрьме   20   и   более   лет   на   средства 10, добропорядочных налогоплательщиков. Получатся, таких   налогоплательщиков   неизменно   находятся родственники   или   друзья   жертвы преступника.   вместо законного   возмездия,   они   вынуждены расплачиваться   своими   деньгами   на содержание   убийцы   близкого   им   человека. Кроме   того,   применение   высшей   меры   Таким   образом,   что среди Рассчитать сколько всего денег он внес   на   новые   вклады?   (Ответ: 5000 р.)     в такого     Чтобы   узнать,   что   образуется   в Выяснить: результате   ведения хозяйства?   Живёт   ли   семья   по средствам?   Каковы   последствия такого   планирования   своих финансов?    что (Ответ: получится результате составления такого бюджета, как у Григорьевых,   нужно   сначала сложить все расходы: 30 тыс. р. + 8500 р. + 9 тыс. р. + 5 тыс. р. = 52 500   р.   Затем   нужно   из   доходов вычесть расходы: 50 тыс.  р. – 52 500   р.   =   =   –   2500   р.   В   семье Григорьевых образовался дефицит, так   как   расходы   превышают доходы   на   2500   р.   Последствия, скорее   всего,   будут   такие:   семье придётся   брать   у кого­то  в долг, так   дефицит   будет   только нарастать   и   уже   через   полгода, например, может составить 15 тыс. р., а через год — 30 тыс. р.) Определить, что можно узнать о  процессе образования  древнерусского государства? Учащиеся   отвечают,   что   из   12 племенных   союзов   восточных славян   образовалось   сначала   2 государственных центра, а потом 1 государство   или   высказывают другие предположения. наказания   служит   устрашающим   фактором для   потенциальных   преступников.   Эти   два письма были написаны на Интернет­форуме, посвященному вопросу применения смертной казни как высшей меры наказания.  ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Клиент   имел   в   банке   счет,   по   которому начислялось   6%   годовых.   После   того,   как банк предложил новые виды вкладов, он снял с этого счета все деньги и 2000 р. положил на вклад,   по   которому   начислялось   8% годовых\,   а   остальные   –   на   вклад   с   9% годовых.   В   результате   его   годовой   доход оказался на 130 р. больше, чем по прежнему вкладу.  В   семье   Григорьевых   совокупный   доход составляет   50   тыс.   р.   Расходы   на   самое необходимое   —   30  тыс.   р.  Иван   Григорьев тратит   на   машину,   спорт,   одежду   и   обувь ежемесячно   8,5   тыс.   р.,   а   его   жена   Мария тратит на косме­ тику, спорт, одежду, обувь, театр и др. — 9  тыс.  р.  На их маленького сына   Витю,   который   ходит   в   детский   сад, уходит 5 тыс. р.      решает ­ учебно­ познавательные   и   учебно­ практические задачи ­   определяет   практическое назначение основных элементов банковской системы ­   находит, осмысливает информацию характера относительно финансовой безопасности   извлекает   и правового личной          применяет   теоретические ­ знания по   финансовой   грамотности для практической деятельности и повседневной жизни ­ потребности и   возможности,   оптимально распределяет свои материальные и трудовые ресурсы, составляет семейный бюджет сопоставляет свои     Тема урока «Как образовалось  древнерусское государство?». На доске цифры: 12 – 2 – 1.   возникают   распознаёт   проблемы, в МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ­ которые   окружающей действительности   и   могут быть   решены   посредством математики; ­анализирует     использованные методы решения; ­   интерпретирует   полученные результаты   учетом поставленной проблемы; ­   формулирует   и   записывать результаты решения. с ­   формулирует   проблемы   на языке математики; ­ решает проблемы, используя математические   факты   и методы; ­ которые   окружающей действительности   и   могут быть   решены   посредством математики;   распознаёт   проблемы, в возникают   Рассмотрите иллюстрацию 1916 г. и  выполните задания.  В чем основная идея  данного плаката? 2)  Выплаты по заёму  проводились два раза в  год: 1 апреля и 1  октября. Полностью заём должен был оказаться  погашенным к 1 октября  1926 г.  Высчитать: Какой была бы прибыль по 1. данному займу к 1920 г., если  изначально было куплено его  облигаций на сумму 500 рублей?  Почему на данном плакате 2. изображена женщина?    Ответы:   1)   Агитацию   в   пользу материальной поддержки армии/призыв пожертвовать деньги на   содержание   армии;   2)   110 рублей; 3) Мужчин с заводов часто мобилизовали   на   фронт,   поэтому трудиться   у   станка   приходилось женщинам. ЕСТЕСТВЕННО ­ НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СХЕМА ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА      на ­ делает краткое утверждение, используя факты, и принимать решения основе естественнонаучных знаний ­   размышляет   над   своими действиями,   обосновать   свои решения, используя естественнонаучные   знания   и факты   ­  конструирует объяснения на основе   доказательств   и аргументов,   базированных   на анализах 1. Ч.   Дарвин   в   своих   исследованиях обратил   внимание   на   довольно   странный факт. Оказалось,   что   древние   каменные наконечники   стрел,   привезенные   из   самых разных   мест,   почти   тождественны   между собой.   Ученые   считают,   что   мы   на   пороге новых эволюционных изменений человека.   сравнивает, ­   выбирает, определяет   соответствующие естественнонаучные доказательства   для   ответа   на жизненную ситуацию Используя   материал   «Схема эволюции   человека»,   дать   ответы на   следующие   вопросы.   ВОПРОС 1.   В   чем   состоит   главная   идея представленной информации? ВОПРОС 2 У   современного   человека   было два ближайших предка. Назвать их. Дать объяснение данному факту. ОТВЕТ: Это связано с процессом расселения первобытного человека по планете, в основе выделения стадий антропогенеза лежит целый комплекс   критериев   (признаков): биологический, материалистический, социальный Представить   свои   аргументы   в качестве научного прогноза, за или против. ОТВЕТ:   Главным   вызовом   XXI века   является   информатизация общества.   Жизнь   человека   и   его деятельность неразрывно связаны с телекоммуникациями, информационными сетями, компьютерными виртуальным миром. Направления современной   научно­технической революции   ­   информатика   и электроника,   новые   материалы   и биотехнологии, машинный интеллект и робототехника, генная инженерия   и   автоматизированное производство ведут к изменениям способов познания.   меняется   физиология, психология, человека.

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2019