§ 3. Тема урока: Венчание первого царя
Цели урока по линиям развития личности.
Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях
Учить выделять основное содержание и цели проводимых реформ
Линия 3. Историческое мышление.
Уметь выявлять причины реформ, проводимых правительством Ивана грозного, а также их влияние на развитие страны.
Линия 4-5. Нравственное и гражданско–патриотическое самоопределение.
Предоставить возможность учащимся оценить личность нового царя и время боярского правления.
Обязательный минимум:
• Судебник 1550 г.
• Приказы
• Земские соборы
• Стоглавый церковный собор
• Стрельцы
Ход урока
План урока
Работа со стр.42
è Назови тему урока и хронологические рамки
è Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь на уроке?
I. Проблема урока: Зачем Иван IV начал проводить реформ
II. Поиск решения проблемы:
Надо узнать
1. Причины преобразований
2. Цели и суть реформ
3. Итоги реформ
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
Формирование УУД, технология оценивания |
|
I. Создание проблемной ситуации.
Формулирование проблемы. |
Стр.51, перечень действий правительства Ивана IV Прочти и определи, каким понятием можно назвать эти действия правительства Ивана IV?
Прочти и определи, как относились к реформам жители Российского государства? Стр.51, документ 1, 2 В чём противоречие? Какой возникает вопрос? Зачем Иван IV начал проводить реформы? 1 2 4 2 3 4 |
Все действия правительства Ивана Грозного можно назвать реформами.
Реформы воспринимали плохо.
Не смотря на негативное отношение к реформам, Иван IV их проводит.
|
Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
|
II. Версии.
|
– Какие будут гипотезы, предположения? Надо узнать 1. Причины преобразований 2. Цели и суть реформ 1 2 2 4 |
Принимаются любые версии и предположения.
|
||
III. Актуализация знаний. |
Чтобы выяснить причины реформ, надо выяснить что было накануне реформ 2 3 2 4 |
|
||
IV. Планирование деятельности. |
– Что нам необходимо сделать, узнать, чтобы проверить предположения |
|
|
|
При работе с данной темой задание распределяется по рядам. На работу группе даётся 5–7 минут Ряд 1 – с.42-43 Ряд 2 – с. 44-45 Ряд 3 – с. 46-47 314521 |
||||
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). |
1 ряд - Стр. 42-43 Какие поступки большинства бояр, правивших страной до совершеннолетия Ивана IV, можно назвать несправедливыми? Почему? Почему митрополит Макарий возлагал большие надежны на Ивана IV?
2 ряд — Стр. 44-45 Перечислите цели, которые преследовали участники венчания на царство 1547 года. Если бы вы оказались в 1547 году среди бояр-правителей или в толпе народа, что вы могли бы предложить для предотвращения насилия?
3 ряд — стр. 46-47 Предположите, какие, на ваш взгляд, личные качества сближали людей, причисляемых к Избранной Раде. Выскажите своё предположение о том, каким образом члены Избранной Рады могли повлиять на формирование личности Ивана IV? 1 2 4 2 3 4
|
Бояре, которые приходили к власти, назначали себя на высокие должности и выдавали из казны себе высокое жалованье. Бояре-судьи придумали несуществующие преступления, чтобы получить часть «штрафа». К будущему правителю относились без уважения, нередко унижали его... Причина такого поведения бояр была в том, что, получив на время власть, они хотели обогатиться. Такие бесчинства бояр вызывали недовольство народа. Многие считали, и в том числе митрополит Макарий, что спокойствие в стране настанет после прихода к власти Ивана IV.
Цель Макария и сторонников венчания на царство была в том, чтобы возвыситься над боярами и князьями, а также стать вровень с великими монархами мира.
Сильвестр — исповедовал молодого государя, наставлял на путь христианского благочестия. Андрей Курбский — известный воевода и талантливый писатель. Иван Висковатый - знаток европейских языков. Алексей Адашев — отличался строгостью, пьяные пиры и скоморошьи игры вызывали у него отвращение. Адашев стал доверенным лицом царя. |
Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. |
|
VI. Выражение решения проблемы. |
Сделайте вывод, каковы причины преобразований Ивана IV.
Выполнить задание 3 Р.Т. стр. 20 Вспомните понятия: бояре, дворяне. Определите, чья власть бояр или дворян в ходе реформ усиливается, а чья ослабевает? Как вы думаете, почему так происходило? (Беседа по таблице)
Зачем Иван IV начал проводить реформы? 442 |
Боярства бояр в период боярского правления привели к недовольствам в стране, сам правитель не очень доверял боярам. Необходимо было установить порядок. В 1547 году состоялось венчание на царство, великий князь получил титул царя, который возвышал его над боярами и удельными князьями. Кроме этого, сложился круг людей, которые готовы были к преобразованиям (Избранная рада) и благоприятно влияли на царя.
Реформы были направлены на усиление власти царя и ослабление власти бояр. В ходе реформ усилилась власть царя и дворян. А власть бояр ослабела. В боярах Иван IV (и не безосновательно) видел претендентов на власть. Усиление дворян было необходимо для того, что бы Иван IV мог опереться на них в борьбе с боярством. Царь начал проводить реформы для наведения порядка в стране, уставшей от боярского правления, для укрепления государственной власти и армии. |
|
|
VII. Применение нового знания. |
Р.т. зад 6 стр. 21 |
|
||
VIII. Домашнее задание. |
-Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в §3 -Задание 6 стр. 21 (р.т.) - Прочитать §4 и ответить на вопросы перед ним |
|
||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.