В моей методической копилке за годы работы учителем химии в общеобразовательной школе было накоплено множество материалов различной тематики. Одним из разделов моей копилки является подборка материалов о великих химиках нашей страны, других стран, внесших существенную роль в развитие химического производства, разных сфер деятельности человека. Сразу найти необходимый тебе материал зачастую бывает проблематично, на это требуется время. Хочу поделиться с коллегами такой подборкой информации. Источниками поиска за долгие годы для меня стала различная научно-популярная литература, журналы, подшивки тематических газет или отдельные Интернет-ресурсы. Предлагаемый материал может стать хорошим подспорьем при подготовке уроков химии, внеклассных мероприятий.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Галерея великих химиков.
Занимательные случаи из жизни Адольфа Байера
«Опыт с подстраховкой»
За свою жизнь Байер работал в высших учебных заведениях Гента, Берлина,
Страсбурга и Мюнхена.
В Берлине он работал приватдоцентом, и, поскольку больших заработков у
него не было, существовал он в основном за счет средств отца. Когда в
Страсбурге открылся университет, Байера пригласили занять в нем место
профессора химии. Там он проработал три года. В начале 1875 г. состоялась
новая смена работы. На этот раз Байера пригласили занять место профессора
в Мюнхенском университете, которое освободилось после смерти великого
Юстуса Либиха. В Мюнхене Байер на протяжении четырех десятков лет
интенсивно занимался научной и преподавательской работой, сделав за этот
период ряд выдающихся открытий и воспитав целую плеяду блестящих
химиков, из которых более полусотни впоследствии стали университетскими
преподавателями.
Первым делом по приезде в Мюнхен Байер занялся устройством лабораторий.
Они размещались рядом с домом ученого, соединяясь с его кабинетом узким
коридором. В лабораториях Байера работали молодые химики, приехавшие
трудиться под его руководством не только из разных городов Германии, но и
со всей Европы. Байер следил за работой каждого стажера, вел занятия со
студентами, читал лекции, принимал экзамены, проводил собственные
исследования.Его лекции заметно отличались по манере преподавания от лекций его
предшественника – Юстуса Либиха. На студентов обрушивалась целая лавина
формул и уравнений, детальное описание сложных органических синтезов. О
своих лекциях Байер говорил так: «Я бросаю людей в море, и пусть
выплывают, кто как может».
Большое внимание уделял Байер и многочисленным демонстрационным
экспериментам, которые, по его мнению, способствовали лучшему
запоминанию материала. Опыты иногда сопровождались остроумными
комментариями, неожиданными ассоциациями, шутками.
Однажды, рассказывая о гидролизе крахмала различными ферментами, Байер
самым серьезным тоном сказал:
– Такой фермент содержится и в слюне. Если в течение нескольких минут
жевать рисовую кашу, в ней можно обнаружить вещество, полученное при
гидролизе крахмала, – глюкозу. Сейчас вы сами сможете убедиться в
гидролитической способности фермента слюны. Думаю, наш лаборант
господин Бернард не откажет в любезности продемонстрировать нам это.
С этими словами Байер достал изпод кафедры заранее приготовленное
большое блюдо с рисовой кашей, протянул его ассистенту и невозмутимо
пояснил ошеломленным слушателям:
– Сейчас господин Бернард хорошенько прожует кашу, а мы потом убедимся,
что в ней содержится глюкоза.
Это было настолько необычно, что студенты не могли удержаться от смеха.
Кстати, с Бернардом, который был лекционным ассистентом еще у Либиха,
связана другая любопытная история.Както раз Байер спросил у готовившегося к очередной лекции Бернарда, что
за установку он собирает.
– О, завтра мы получаем хлороформ, – ответил тот.
– А вам известно, что опыт Либиха по получению хлороформа из спирта и
хлорной извести часто не удается? – поинтересовался ученый.
Хитро улыбнувшись, Бернард ответил:
– Не беспокойтесь, господин профессор, на этот случай мы с некоторых пор
стали страховаться – хлороформ уже в колбе!