УДК 37.012
ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ДЕТСКОМ ФИТНЕСЕ
О.В. Дашина
педагог-организатор и педагог дополнительного образования МКУДО «Центр внешкольной работы» г. Поворино, Воронежская область
dashinaolga@mail.ru
Краткая аннотация: В статье раскрывается понятие «геймификация» и применение игровых приемов, основные принципы, плюсы и минусы геймификации в детском фитнесе.
Ключевые слова: геймификация, детский фитнес, цель, принципы, ошибки, игра, мотивация, стимул, поощрение.
Одной из основных проблем при разработке программы детского фитнеса является сложность в удержании интереса и незаметное вовлечение обучающихся в физкультурно-спортивные занятия.
Популярным и современным направлением в настоящее время является геймификация. У этого названия много определений, трактуемых разными авторами, одно из них звучит так:
«Геймификация» – это применение игровых инструментов в неигровых процессах, таких как: здоровый образ жизни, воспитание детей, управление персоналом, защита экологии и др.
Впервые термин «геймификация был введен в 2002 году английским программистом Ником Пеллингом. Активно использование геймификации в разных сферах началось позже, спустя 10 лет, после представления Кевином Вербахом и Деном Хантером своего труда «Вовлекай и властвуй». Данная книга посвящена вопросам мотивации в бизнесе, что не удивительно – в игры любят играть не только дети.
Цель геймификации – эффективное обучение, а игра - только метод, это педагог должен знать и не путать. Процесс обучения должен быть направлен на достижение конкретной цели.
В моем случае, реальная цель – разнообразить занятия детским фитнесом. С помощью игровых приемов можно сделать монотонные упражнения интересными, например: обычные выпады в сторону, можно обыграть, как стирание мела с доски, а если подобрать современную музыку, которую слушают школьники, дети с удовольствием делают упражнение, да еще и подпевают.
Главное, соблюдать равновесие между игрой и обучением. А значит, педагогу нужно постараться разработать интересное и одновременно обучающее занятие, но это возможно.
Геймификация – это не средство от скуки, у неё множество преимуществ, но все должно быть в меру. Строгость тоже нужна, особенно на физкультурном занятии. Во-первых, дети работают на спортивном оборудовании, таком как степ платформы и со спортинвентарем: бодибары, гимнастические палки, фитболы, гантели и технику безопасности никто не отменял. Превращать урок в лихую «развлекаловку» не стоит. Игровыми приемами нужно разбавить серьезность занятия. Дети во время игры испытывать ощущения контроля, но это должно им придавать ещё больше сил [3].
Выделяют 4 принципа геймификации.
1.Мотивация.
Обучающиеся должны быть мотивированы к сотрудничеству. Сильным стимулом может быть желание получить удовольствие от занятия. Например: дети любят танцевать, поэтому в конце занятия, как поощрение, используется танцевальное караоке, или им нравится какая – то игра, воспитанники могут в неё поиграть, но при условии, что они выполняют основную часть дисциплины. В этом случае нужно точно знать, что нравится воспитанникам больше всего, от этого будет зависеть эффективность поощрения.
2. Неожиданные поощрения и открытия.
Нежданная похвала, какой-то бонус, разные приятные неожиданности вызывают у обучающихся, интерес, любопытство, а впоследствии порождают желание дойти до конца испытания, конкурса или соревнования.
3. Статус.
В человеке биологически заложено стремление к положению, статусу, престижу, каждый хочет быть лучшим в том, что он делает. Хорошо продуманное спортивное мероприятие, предоставляющее достаточно большое количество возможностей для демонстрации ловкости, быстроты реакции, сноровки позволяет показать свое превосходство не только другим, но и самому себе. Педагог должен способствовать формированию у ребенка положительного представления о себе и это поможет ему завоевать уважение других. Например: если детским фитнесом занимаются три четвертых класса, можно между ними устраивать соревнования, вывешивать списки лидеров, публично хвалить, т.е. отображать достижения ребят, что будет являться стимулом к действиям.
4. Вознаграждения
Вознаграждения могут быть разными: физическими, эмоциональными, персональными. Они на прямую зависят от интересов и ценностей воспитанников. Для каждой группы важно подобрать правильное вознаграждение, иначе, желающих посещать занятия или участвовать в соревнованиях будет немного.
Чтобы застраховать себя от провала, нужно исключить ошибки, которые можно совершить при планировании игры:
1.В «сундучке» геймификации много достоинств, таких как соперничество, что очень приветствуется в спорте, но не нужно строить занятие только на этом. Соревновательный элемент используется как интрига и должно длиться ровно столько, чтобы дети успели вовлечься в игру и не потеряли к ней интерес.
2.Не нужен перебор с наградами, иначе знаки отличия превратятся в ненужное «добро». Самый лучший вариант, награждать тех ребят, успехи которых признают даже конкуренты.
Детский фитнес – это не только развлечение, но и труд. Игра - сладкая приправа, она делает обучение увлекательным и приятным. В игровой деятельности детей можно увидеть с другой стороны. Становятся видны их настоящие возможности и желания. Например, тихоня – двоечник, в процессе игры оказывается лучшим стратегом, в итоге получает популярность, которая повышает самооценку, как следствие – стремится учиться хорошо[1].
Геймификация нужна для стимула, мотивации, как для себя – педагога или родителя, так и для своих детей, обучающихся, друзей. Это очень интересно, за этим будущее.
Литература
1. Дашина О.В.Общеобразовательная программа дополнительного образования «ЗОЖиК» (детский фитнес).
2. Задорожная
Т.В. Игра "Ход слоном. Игровой помощник в достижении целей"/
Т.В. Задорожная – ООО Манн, Иванов, Фербер, 2019 г.
3. Кевин Вербах, Дэн
Хантер
«Вовлекай и властвуй» Игровое мышление на службе бизнеса/ ООО Манн, Иванов, Фербер,
2015г. - 224 с.
4. Любко Евгения Легкая геймификация в управлении персоналом/ Е. Любко - издательская система Ridero, 2018 г. – 386 с.
© О.В.Дашина 2019
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.