В материале в виде таблицы, позволяющей сравнить, названы гендерные особенности обучающихся на психологическом, познавательном, физическом и поведенческом уровнях. Материал изложен компактно для удобства использования и позволяет так подбирать содержание материала к урокам, чтобы оно было эффективным с учётом гендерных особенностей. Даны примерные вопросы к уроку литературы.Это памятка. Содержит 3 раздела.
Гендерный подход.docx
по реализации гендерного подхода в преподавании литературы
ПАМЯТКА
Пояснительная записка
В современной школе одним из важнейших принципов организации
образовательного процесса является создание условий для индивидуального
развития каждого учащегося. И перед
учителемсловесником стоит
важнейшая задача – подобрать и максимально эффективно использовать
дифференцированные средства воздействия, формы и методы преподавания.
Обращение к гендерному подходу как составляющей индивидуализации
основания, так как мы не можем
процесса обучения имеет веские
их
игнорировать
биосоциокультурные особенности.
Поэтому необходимо учитывать
специфику воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов
образовательного процесса: содержания, методов и форм обучения,
организации учебного пространства, стиля педагогического общения и др.
гендерную принадлежность обучающихся,
Гендерные особенности обучающихся, которые важно знать любому
педагогу, приведены в таблице:
Юноши
Девушки
Психологический уровень
правое полушарие более
развито;
развитое восприятие зритель
ных образов, форм и структур
предметов;
преимущественно кратковре
менная память;
абстрактное мышление;
легкая адаптация к окру
жающей среде;
тяжёлое восприятие стрессовых
ситуаций;
объективная самооценка
левое полушарие более развито;
развитая регуляция речи и
письма;
преимущественно долговре
менная память;
нагляднообразное мышление;
адаптация к среде через
переживания, эмоции;
быстрая реабилитация в
стрессовых ситуациях;
субъективная самооценка
большая масса тела и
меньшая масса тела, но большая
Физический уровень физическая сила;
менее развита точность и
координация движений;
доминирует визуальный обзор
пространственных образов по
вертикали
качественный подход к
изучению учебного материала;
умение
обобщать
рациональной основе;
на
высокая скорость концентра
ции внимания;
склонность к диалогу и
дискуссии
оптимистичны, открыты, до
прямолинейны,
верчивы,
независимы;
в
показатель гуманных отно
совместной
шений
деятельности выше;
низкая способность демон
стрировать социально одобря
емые формы поведения;
более четкое визуальное
грация,
подвижность;
гибкость
и
более развита точность и
координация движений;
визуальное восприятие ин
формации происходит по
горизонтали
Познавательный уровень
Поведенческий уровень
количественный подход к
изучению учебного материала;
стройность и четкость анализа;
склонность к алгоритму,
выполнению действия по
шаблону;
скорость внимания ниже, чем у
юношей;
пристрастие к монологу
послушны, приветливы, скрыт
ны;
видение своего образа глазами
стремление к
окружающих,
идеалу;
высокий уровень чувствитель
ности и социальной ответ
ственности;
восприимчивость к одобрению
более
чёткое
слуховое
восприятие
восприятие
Особый интерес при гендерном подходе к образовательному процессу
вызывают уроки литературы, ведь произведения русской классики дают
прекрасные образцы идеальной женственности и мужественности. Любимые
героини А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и др. –
собирательные образы, в них сосредоточены лучшие черты русской женщины:
величественная простота, гордость, ум, верность, тепло души, способность
сострадать, прощать, любить. Положительные мужские образы олицетворяют
решительность, смелость, правдивость, доброту, умение признать свои
ошибки, готовность защищать и помогать. Рекомендации
1. Содержание методов и форм обучения на уроке
При работе над будущим уроком следует учитывать перечисленные в выше
приведённой таблице особенности.
Для мальчиков
Для девочек
Интереснее работать с нестандартно
поданной,
разнообразной инфор
мацией
Плотность и скорость подачи
материала может быть довольно
высокой
Работу на уроке лучше всего строить
в режиме поисковой активности,
делая акцент на самостоятельность
принимаемых решений
Использовать групповые формы
работы с элементами соревнова
тельности и сменой лидера
Подход к формулированию правил
через практические действия, поэтому
выявление
закономерностей,
осмысление на уровне теории следует
организовывать после практической
работы с материалом
В течение урока необходимо уделять
большее
развитию
самоконтроля
В течение урока необходимо
максимально
конструктивно
оценивать выполненную учащимися
работу
внимание
Лучше воспринимают информацию,
поданную эмоционально
Темп подачи учебного материала
должен быть размеренным
Необходимо
стимулирование
интереса к поисковой деятельности,
нахождению собственных решений
незнакомых, нетиповых заданий
Групповую работу целесообразно
строить на основе взаимопомощи
При повторении пройденного
материала будет эффективным
использовать речевые средства, при
изучении абстрактных понятий –
предметные наглядные пособия
внимание
В течение урока необходимо уделять
большее
развитию
партнёрских взаимоотношений
Оценка должна быть эмоциональной и
конструктивной, причём не только по
результатам выполненной работы, но
и во время учебной деятельности
2. Содержание материала обучения
Как при организации любого этапа образовательной деятельности, так и
производя анализ текста, необходимо учитывать гендерные особенности
мышления и восприятия, причём даже вопросы, предлагаемые для анализа,
должны быть дифференцированными. Вопросы для девочек
Вопросы для мальчиков
По теории
Определите жанр произведения,
аргументируйте свой ответ.
Что мы называем эпиграфом?
Какова роль эпиграфа? Почему именно
такой эпиграф выбирает автор к этому
произведению?
Произведение принадлежит к
… жанру. Докажите данное утверж
дение.
Дайте определение эпиграфа.
Как вы понимаете эпиграф?
По содержанию
С какой целью автор вводит
эпизод …? Как автор передаёт
душевное состояние главного героя?
Какие художественные средства
использует?
В этом эпизоде речь идёт о ….
Прочтём эпизод еще раз. Какие
образы и детали помогают передать
состояние главного героя?
По анализу персонажа
Каким вы представляете себе
героя? Опишите его.
В каком состоянии был герой
перед данным событием? Каковы были
его чувства, мысли?
Герой совершает следующие
действия. Какова цель этих действий?
Почему ему это удалось / не удалось?
Что означают слова: «…»?
Какую мысль хотел выразить герой
этой фразой?
Работая над единой задачей, мальчики и девочки учатся смотреть на
поставленную проблему с разных сторон, обогащают свой личный опыт познания
опытом партнёра с несколько иным взглядом на мир и способами его анализа. Так
мы не только облегчаем учащимся процесс восприятия и анализа языкового или
литературного материала, но и способствуем установлению атмосферы
психологического комфорта, создаём условия для гендерной самоидентификации
личности, решаем проблемы социализации
Гендерный подход к обучению
Гендерный подход к обучению
Гендерный подход к обучению
Гендерный подход к обучению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.