Географическая карта. Градусная сетка
Оценка 4.8

Географическая карта. Градусная сетка

Оценка 4.8
docx
30.05.2021
Географическая карта. Градусная сетка
15.Географическая карта. Градусная сетка.docx

Урок географии в 5 классе

Тема: Географическая карта. Градусная сетка

Цель урокаформирование понятий «параллель», «меридиан» - линий градусной сетки.

Ход урока

Оргмомент.

Мотивация к деятельности

Актуализация знаний

Проблемная ситуация.

В чем сходство шахматной доски и географической карты? (сетка)

Какова тема нашего урока? (градусная сетка)

Сформулируйте цели нашего урока. (дети читают вопросы в учебнике)

А какая самая главная цель нашего урока?

-формирование представлений о параллелях, меридианах.

- Что будет источником информации? (учебник, карты)

- В ходе урока мы будем заполнять таблицу и работать с контурной картой.

- Как вы думаете, понадобиться ли нам в жизни знания о градусной сетке?

«Открытие» нового знания.

Работа по карте.

Посмотрите на географическую карту. Она покрыта сетью тонких линий. Эти линии образуют градусную сетку. Некоторые линии мы уже знаем. Посмотрите на карту и назовите эти линии. Все эти линии воображаемые, в природе их не существует. Горизонтальные линии – параллели. Вертикальные – меридианы.

Работа с презентацией. Заполнение конспекта.

Найдите на рисунке экватор. Экватор – самая длинная параллель. Все точки, лежащие на одной параллели, находятся на одинаковом расстоянии от экватора.

Какое направление можно определить по параллелям? Запишите в таблицу.

Начало отсчета параллелей?

Окончание отсчета?

Какова длина в градусах?

Какова длина в км?

Сколько км содержит 1 градус?

- используйте слова из глоссария (Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами

Какую форму имеет на глобусе?

Какую форму имеет на карте полушарий?

Какое направление можно определить по меридианам? Запишите.

Начало отсчета меридианов?

Окончание отсчета?

Какова длина в градусах?

Какова длина в км?

Сколько км содержит 1 градус?

Какую форму имеет на глобусе?

Какую форму имеет на карте полушарий.

Работа по рис. 33 на с. 46.

- Объясните, почему на первом рисунке неправильное определение направлений?

- Рассмотрите, как изображены параллели и меридианы на карте.

На глобусе все меридианы имеют одинаковую длину, что соответствует действительности. 
На карте полушарий длина меридианов различна. Средний меридиан изображен прямой линией, остальные- изогнутые. 
На глобусе экватор имеет форму окружности (величина менее искажена),на карте мира и карте полушарий- прямой линии. 
Параллели на глобусе изображены в виде окружностей, параллельных друг другу. 
На карте полушарий экватор-прямая линия, а параллели- дуги, причем расстояния между соседними параллелями неодинаковыми и увеличиваются к краям карты.

Почему все меридианы одинаковые по размеру, а параллели – разные?

Если посмотреть на глобус, то легко убедиться в том факте, что длина параллелей от экватора к полюсам постоянно уменьшается, как уменьшается площадь сечения земли этими параллелями. Дело тут в том, что параллель - это линия образованная при сечении земли воображаемой плоскостью, перпендикулярной земной оси, то есть воображаемой линии соединяющей два полюса Земли. Получается, что чем ближе к полюсам мы проводим эту плоскость, тем меньше площадь сечения и короче параллель. Последняя, 90-я параллель формально вообще превращается в точку. Между тем меридианы имеют постоянную длину, потому что их проводят от полюса к полюсу, а как не проводи такую прямую линию, она всегда будет иметь одну и ту же длину.

Интересно, что несмотря на то, что меридианы имеют постоянную длины, самая длинная линия на земном шаре - экватор, все-таки является параллелью.

Просмотр видеоролика.

Географический диктант.

- Вставьте пропущенные слова

Вставьте пропущенное слово.

Условная линия, проведенная параллельно экватору-…

Самая длинная параллель-…….

Точки Земли, через которую проходит воображаемая земная ось-…….

Самая короткая параллель-….

Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса-…

Что является границей между Северным и Южным полушариями-…..

Итоги урока.

Домашнее задание:


 

Урок географии в 5 классе Тема:

Урок географии в 5 классе Тема:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021