Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)
Оценка 4.9

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
естествознание +1
5 кл—11 кл +1
22.01.2018
Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)
В материале описываются характерные особенности природы, бытовой культуры, обычаев и традиций населения, видов хозяйствования, некоторых исторических событий, отражённых в пословицах и поговорках. Приводятся примеры различных пословиц и поговорок Московской, Псковской, Архангельской областей. Материал предназначен для уроков не только географии, но и литературы, русского языка, истории, внеурочной деятельностиИсследовательская работа по географии (внеурочная деятельность)
Исслед.работа о пословицах на уроках географии.doc
МКОУ «Основная школа с. Ерыклинск» Географический образ Европейской России – в НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ.  Духовно­практическое освоение действительности в форме восприятия и творческого  созидания одно из требований к результатам освоения основной образовательной программы.  В этом ключе, наша работа представляет собой один из вариантов формирования «внешнего»  образа Европейской России, который выстраивается в результате освоения устного народного творчества. Познавательная страноведческая ценность языковых афоризмов многократно  подчёркивалась российскими литераторами и учёными. Известный исследователь фольклора  В.П.Аникин пишет: «Историк ищет в пословицах и поговорках свидетельств о далёкой  старине и памятных событиях древности. Этнограф усматривает в народных изречениях и  метких образных определениях и характеристиках отражение уже исчезнувших обычаев и  порядков. Философ через пословицы и поговорки пытается понять строй народного  мышления, а для географа наиболее интересна национальная географическая специфика  пословичного фольклора,  например, если в Китае говорят: «Все дороги ведут в Пекин»; если  на Руси замечали, что «язык до Киева доведет», то в Турции сказали бы: «Спрашивать будешь ­ до Багдада дойдешь».  Пословицы и поговорки имеют особую ценность при культурно­ географическом исследовании территории. Они как часть народного творчества  представляют собой короткий текст с ярко выраженной пространственной компонентой, так  как часто содержат топонимы, этнонимы или антропонимы. В них отражается информация о  народном опыте хозяйственного и духовного освоения пространства, картина мира  этнических и региональных сообществ.                                                Гипотеза. Изучая языковые афоризмы, можно формировать образное представление о  географических различиях территории и культурно­хозяйственных особенностях населения.    Объект исследования: русские пословицы и поговорки выбранных нами территорий:  Москвы, Архангельской и Псковской областей. Предмет исследования: характерные особенности природы, бытовой культуры, обычаев и  традиций населения, видов хозяйствования, некоторых исторических событий, отражённых в  пословицах и поговорках.                                                                                                                     Цель работы: сформировать географический «внешний» образ Северной и Средней полосы Европейской России при помощи информационной и эмоциональной компоненты языковых  афоризмов – русских пословиц и поговорок.                                                                                      Методы работы:                                                                                                                      1.Эмпирический метод – анкетирование, опрос.                                                                              2. Творческий метод – ассоциации.                                                                                                  3. Теоретический метод – поиск, анализ, систематизация информации. Актуальность выбора темы продиктована проблемой падения уровня национального  самосознания, духовной культуры и патриотизма современного молодого поколения россиян.  Не секрет, что для уничтожения леса недостаточно его сплошной рубки, надо уничтожить его  корни. Но ведь чем глубже корни, тем надёжней они защищены. Изучение духовного  культурного и исторического наследия нашего народа через доступные каждому житейские  афоризмы всего лишь один из способов изменить и обогатить свой внутренний мир. Мы  поставили перед собой задачу найти пословицы определённых субъектов Европейской части  Российской Федерации и определить, каким образом передаются характерные исторические,  бытовые, культурные, ландшафтные особенности конкретной географической местности  посредством национального пословичного фольклора. Материалом для исследования  послужили лингвострановедческие словари В.И. Даля, В. Михельсона, В.П. Жукова и других  авторов, которые содержат цитаты, пословицы, пословичные выражения и иносказания,  встречающиеся в русской устной речи и литературе. Языковые афоризмы я распределил по  четырём группам: хозяйственные, исторические, культурные и географические особенности  территорий.                                                                                                                            Научная новизна работы состоит в том, что географы пока не имеют большого опыта  использования элементов фольклора в своих исследованиях. Мы сделали попытку соединить  собранный материал языковых афоризмов с найденной в библиографических источниках  краеведческой информацией по отдельным территориям нашей Родины для создания  географической образности. Теоретическая значимость работы состоит в разработке способов формирования географического образа посредством изучения языковых афоризмов.  Практическая ценность исследования в том, что её результатами смогут воспользоваться при  изучении и преподавании курса географии России и родной литературы, а также в целях  культурного просвещения широкой аудитории.                                                                                 Работа состоит из введения, основной части (практической и теоретической), заключения,   списка литературы и приложения (корпуса текстов пословиц и поговорок, анкеты­опросника). Во введении дано обоснование выбора и актуальности темы, цели, задач и методов работы. Первая глава основной части посвящена общетеоретическому анализу и определению понятий языковых афоризмов и географического образа. Во второй главе приведены методики и  результаты эмпирического исследования учащихся, членов их семей и учителей на знание  русских пословиц и поговорок для выявления проблемы. В третьей главе основной  части  работы приведены описания субъектов России: Москвы, Псковской и Архангельской  областей, где раскрываются некоторые особенности культуры проживающего там населения,  их быта и рода занятий, отражённых в фольклоре. Выбор исследуемых территорий не случаен. Исследование начинается с центральной столичной  территории Москвы, затем переходим к  западной границе России,  «откуда пошла Русь изначальная»  ­ Псковской области, далее ­ по  маршруту мирной колонизации славянами  Европейского Севера, побережья Белого и  Баренцева моря территории Архангельской области. Результаты практического исследования, выводы и рекомендации содержатся в заключении.  Основная часть.   Глава   1.  «Пословицу   сказал   ­   дорогу   указал;   поговорку   сказал   ­   душу утешил».  Вместе с народом и его историей пословицы и поговорки прошли длительный путь развития и совершенствования. Установить хронологию пословиц чрезвычайно трудно. Ряд бытующих   в   наше   время   пословиц   встречается   еще   в   летописях,   в   произведениях древнерусской литературы. Знамениты, например, приведенные летописью пословицы: "Руси есть веселие пити,­ не может без того быти" (Ипатьевская летопись, 980г.), "Мир стоит до рати, а рать ­ до мира" (1148г.). Множество древнейших пословиц исчезло из памяти народа вместе   с   языческими   верованиями   и   старинным   укладом   жизни,   но   некоторые   из   них сохранились. Они рассказывают о древнерусской истории, например: "На одном вече, да не одни речи", "Язык ­ стяг, дружину водит", "Повинную голову и меч не сечет". Пословицы и поговорки ­ создание миллионов творцов, плод их многовекового коллективного труда. В ходе   развития   общества   нарождались   новые   пословицы   и   поговорки,   уходили   из   жизни старые,   уже   не   отвечавшие   нуждам   времени.   По   своей   яркой   типичности,   правдивости   и художественному мастерству пословицы не уступают, а порой значительно дополняют такие же образы, нарисованные в других жанрах народной поэзии, сказках, песнях, былинах.  Пословицы чутко улавливают своеобразие природы, быта и жизненного уклада народа.  Еще более сильно выражает своеобразие и специфику национального и народно­племенного  видения мира поговорка, которая в отличие от пословицы лишь образно передает какой­либо предмет или явление. Разницу между ними четко показывает башкирская мудрость:  «Пословицу сказал ­ дорогу указал; поговорку сказал ­ душу утешил». Пословица — малая  форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение,  несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном. Своей силой  пословица обязана смысловому эффекту, возникающему в результате особого  стяжения синтаксической и лексической формы, призванного закрепить некое содержание.  Приемы, с помощью которых достигается это стяжение:                                                                  ­ краткость предложения и частое сочетание неопределенно­личных форм и глагола в  настоящем времени или повелительном наклонении,  параллелизм,     аллитерация, ассонанс, рифма и иные звуковые механизмы, делающие высказывание  ритмически сжатым. Все эти приемы помогают обобщить утверждение, поднять его до  уровня метафоры, то есть превратить в типический эквивалент практически бесконечного  числа ситуаций. Можно говорить о «пословичном стиле», существующем как бы вне времени:  традиционность — настолько неотъемлемая его черта, что сама мысль об «истоках»  пословицы кажется в чем­то противоречивой. Пословицы изучает паремиология.    Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое­либо явление жизни, один  из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.                               Чтобы правильно понимать и уметь правильно объяснить старинную пословицу или поговорку,  нужно принимать во внимание все обстоятельства их возникновения: конкретно –  исторические события, географические особенности местности, экономику и социальный  уклад населения, его этническую принадлежность, время образования и многое другое. Чем  больше будет собрано разносторонних сведений, тем ближе будем к истине при толковании и  употреблении пословиц и поговорок. В нашей работе пословицы и поговорки послужили лишь одним  из  способов изучения геокультурного локального пространства, «коллекционируя»  определённые географические образы.                                                                                                Что такое географический образ?                                                                     Известный современный исследователь геокультурного пространства России Д.Н.Замятин в  своих работах так определяет данное понятие: «Образ – максимально отстраненное и  опосредованное представление реальности. Образ – часть реальности, поскольку он может  меняться вместе с ней; но вместе с тем он также является фактором изменения реальности в  конкретной культуре ­ как один из рычагов влияния на традицию осмысления этой  реальности. Каждая конкретная культура "коллекционирует" определенные географические  образы, приобретая при этом те или иные образно­географические конфигурации. Современная  геокультура  представляет собой серии культурно­географических образов,  интерпретирующих локальные пространства. Близким по смыслу к понятию географического  образа является понятие географического имиджа (имиджа территории) [1, 2]. Синонимы  географического образа  – образ территории, образ региона, образ места, образ пространства.  Как инвариант понятия «географический образ» может рассматриваться понятие культурного ландшафта. [1,2]. Географический образ есть феномен культуры, характеризующий  стадиальное (общий аспект) и уникальное (частный аспект) состояния общества. Данный  феномен является важным критерием цивилизационного анализа любого общества. Для  Дмитрия Замятина, геокультура – процесс и результаты развития географических образов  в  конкретной культуре, а также «накопление», формирование традиции культуры осмысления  этих образов. По мнению Замятина, каждая культура «коллекционирует определенные  географические образы», приобретая в свою очередь те или иные образногеографические  конфигурации [9].                                                                                                                          Глава II.   Практическая часть. «Какие пословицы вы знаете?»                            Для того чтобы понять и оценить, какое место в современной жизни людей занимает народный фольклор, насколько люди связывают пословицы и поговорки с характером географического  образа территории был использован эмпирический метод ­ анкетирование. Анкета была  составлена с использованием, отобранных нами, пословиц и поговорок. Образец анкеты  приведен в приложении №1. Анкета включает в себя вопросы, позволяющие использовать  творческий ­ ассоциативный метод исследования. В анкетировании приняли участие 55  респондентов в возрасте от 12 до 70 лет (28% мужчин и 72% женщин).                  На вопрос  анкеты: «Употребляете ли вы в своей речи пословицы и поговорки?»,  «да» ­ ответили 35%  опрошенных, «нет» ­ 14%, «редко» ­ 51%. Причем следует отметить, что  35% опрошенных   (ответивших «да»), использующих в своей речи пословицы и поговорки,  респонденты  возрастной категории от 26 до 70 лет.                                                                Самые  употребляемые пословицы в речи респондентов: «Без труда не вынешь рыбку из пруда»,  «Семь раз отмерь, один раз отрежь»,«Делу время, потехе час», «Тише едешь, дальше будешь». На 2­ой вопрос анкеты: «Какие пословицы и поговорки, в которых употребляются  географические объекты,  вы знаете?» наиболее употребляемыми оказались: «Язык до Киева  доведет», «Гуси Рим спасли», «В Тулу со своим самоваром не ездят», «Москва слезам не  верит», «В огороде – бузина, в Киеве – дядька».                                                                              На 3­й вопрос анкеты: «Какие пословицы и поговорки о народах, населяющих Россию,  вы  знаете?» смогли ответить только 43% опрошенных, остальные затруднились ответить на этот вопрос. Наиболее употребляемыми пословицами и поговорками о народах России среди  опрошенных мной респондентов стали:  «Что русскому здорово, то немцу смерть», «Незваный гость хуже татарина».                                                                                                     В 4­ом  вопросе анкеты согласились с тем, что современный географический образ территории  отражается в русских пословицах и поговорках 77% опрошенных (89% женщин, 11%  мужчин), 17% (50% женщин и 50% мужчин) не согласились с этим предположением, 6%  (100% женщин) – сделали вывод, что отражение географического образа носит частичный  характер. Интересно отметить, что количество пословиц и поговорок, о которых респонденты  узнали впервые, обратно пропорционально возрасту респондентов. В 5 блоке анкеты  необходимо было выбрать не более пяти пословиц, с которыми ассоциируется образ «РУСЬ –  РОДИНА». Наиболее ассоциативными оказались следующие пословицы и поговорки: 1. «Чу! – здесь русским духом пахнет». 2. «Земля русская вся под богом». 3. «Русский бог велик. Русским богом, да русским царем святорусская земля стоит». 4. «Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля». 5. «Что русскому здорово, то немцу смерть». Таким образом, из приведенных выше пословиц, можно сделать вывод, что моим  респондентам образ России – Родины представляется, прежде всего, как православной,  патриархальной, богатырской.  Для меня очень неожиданно, что пословица «Что русскому  здорово, то немцу смерть» ­ стала одной из наиболее ассоциативных с образом «РУСЬ –  РОДИНА», причем даже в возрастной категории от 12 до 17 лет. Я это объясняю глубоким  следом, который оставила в жизни России Великая Отечественная война. Довольно трудным для респондентов оказался 6­ой вопрос анкеты (из представленных  пословиц, содержащих характерную черту этноса, необходимо узнать данный народ). Только  те же 15 респондентов, что и в 3 вопросе, на 80% правильно узнали, о каком народе России  идет речь в предложенных пословицах и поговорках. Причину этого я вижу в том, что  национальные, культурные, производственные и общественные связи народов бывшего СССР  стали значительно слабее, чем это было ранее, поэтому теряется и связь культур. Таким образом, можно сделать вывод, что проведенный мной опрос показал: ­ народная мудрость, передаваемая веками из поколения в поколение,  приобретается и  накапливается с жизненным опытом человека (рис. 1); ­ образ «РУСЬ – РОДИНА»  ассоциируется у респондентов не с пороками, которые высмеиваются в пословицах и  поговорках, например, «Русский человек любит авось, небось, да как­нибудь», а прежде всего, с сильными сторонами Отечества: «Русь святая, православная, богатырская, мать  святорусская земля». По проведённому выборочному анкетированию местного социума  справедливо считать, что современный географический образ территории отражается в  русских пословицах и поговорках. Глава 3. Образы исследуемых территорий, отражённые в пословицах.              3.1 «Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная,  православная, словоохотливая».                                                                                              Собрав и распределив по характерным группам пословицы и поговорки, мы приступили к  поиску историко­географического краеведческого материала, объясняющего их  происхождение. Таким образом, формировался данный текст исследовательской работы по  выбранным географическим объектам. Заглавие подглав выражает сформированный в ходе  исследования географический образ посредством языковых афоризмов пословиц и поговорок. Начнём с главной территории столицы нашей Родины города Москвы.                    «Говорят в Москве, а слушают по всей стране». Москва занимает выгодное  географическое положение (центральное и соседское) в центральной части Восточно­ Европейской равнины, в междуречье Оки и Волги. Город стоит на реке Москва, возвышаясь  над нею на 30­35 метров. Рельеф столицы Российской Федерации не однороден, он  представлен невысокими холмами и низменными песчано­глиняно­известняковыми  участками, «Московская грязь не марается» ­ замечает пословица. Местами заметны  небольшие моренные поднятия. «Москва горбатая; горбатая старушка» ­ гласит  поговорка. Наиболее высокие точки рельефа расположены в юго­западной части столицы,  куда заходит Теплостанская возвышенность (максимальная высота — 225 метров), и в северо­ западном районе (в районе Химкинского водохранилища), где простираются оконечности  южного склона Московской возвышенности. «Два брата с Арбата, а оба горбаты». Самые  низкие участки городского рельефа находятся на востоке и юго­востоке столицы, куда  заходят окраины Мещерской низменности.  «Москва не клином сошлась, околицы нет» ­  свидетельствует пословица о радиально­кольцевом рисунке размещения её застройки.                                                                  «Первые города от Москвы — два девяносто верст»,  так определяет пословица транспортно­географическое положение Москвы, отдалённой от  столиц княжеств, а ныне областных центров: Владимира, Твери, Тулы, Калуги, Рязани   расстоянием примерно в двести километров. Транспортная сеть Европейской части России, в  центре которой находится Москва, имеет радиально­кольцевой рисунок.                                      Город окружен лесопарковым поясом, причем там ещё отчасти сохранилась  естественная растительность. Здесь преобладают сосновые леса, произрастающие на песчаных дерново­подзолистых почвах, встречаются также торфяные болота. Вот как это отразилось в  пословице: «Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского  едят».  Численность населения Москвы и в 19 веке, и современная ­ самая большая из  российских городов. «Фома в Москву пришёл, да скоро и родню нашёл», «В Москве все  найдешь, кроме родного отца и матери» ­ рост населения Москвы происходил за счёт  массовой иммиграции населения из сельской местности.                                                                  «Не в день Москва построена. Москва веками строилась».   В этом ее отличие от  Петербурга, стремительно поднявшегося из северных болот на глазах у изумленной России и  Европы. Всякое большое дело начинается с малого, на развитие какого­либо явления нужно  время. Пословица отражает факт длительной застройки и постепенного разрастания Москвы.  В летописях, она впервые упоминается при князе Юрии Долгоруком, под 1147 г., хотя  археологические раскопки свидетельствуют о поселениях на месте Москвы ещё 9­10 веках. С  начала 13 века она становится центром Московского княжества, с 14 века – Великого  княжества Московского, со второй половины 15 века – столицей единого Российского  государства, крупным торгово­ремесленным и культурным центром. Даже после перенесения  столицы России в Петербург при Петре  Первом (1712 г.) Москва продолжала оставаться  второй столицей до возвращения ей столичного статуса в 1918 году.                    Роль  вспомогательных крепостей для Москвы с успехом исполняли могучие стены монастырей.  Постепенно Москва становилась центром православия. «Кто в Москве не бывал —  красоты не видал», «В Москве сорок сороков церквей»­ церкви в Москве разделены на  благочиния по сорокам.  «В Москве каждый день праздник», религиозные праздники отмечались часто из­за  множества церквей.                                                            «Москва  слезам не верит», «Москву не разжалобишь», «В Москве толсто звонят, да тонко  едят», «Живучи на Москве – пожить и в тоске», «Москва принос любит», «Хотел  мужик с Москвы сапоги снести, а рад с Москвы голову снести», «Москва что доска,  спать широка, да везде гнетёт», «Москва бьёт с носка, Питер бока повытер» ­ все эти  пословицы возникли в период возвышения Московского княжества и централизации  Российского государства, которые шли во многом и за счёт притеснения населения и  жестоких поборов с других городов и княжеств. В народе росло недовольство такими  поборами, возникали споры о величине уплаты, о том, кто должен нести воинскую повинность и т.д.Такая ситуация характерна и для нашего времени, потому по­прежнему употребляемы  эти пословицы населением соседних городов. Чтобы разрешить эти споры, в Москву из  разных городов направлялись челобитчики, со слезами просящие царя справедливо рассудить  правых и виноватых. Таких просителей нередко наказывали крайне жестоко, чтобы устрашить недовольных. Нередко наказания производил и сам московский царь, видящий в жалобах  челобитчиков акт народного недовольства политикой централизации. Это и породило целый  ряд пословиц о жестокости, мздоимстве и несправедливости московских правителей, их  чиновников и о бедности и бесправии простого люда.  «Лучше грозный царь, чем  семибоярщина», «Невелик городок, да семь воевод», «У одной овечки да семь пастухов» ­ пословицы возникли в начале XVII в., когда в июле 1610 года, после свержения царя  Василия Шуйского образовалось правительство, проводившее изменническую политику по  отношению к Русскому государству, фактически отдавшее страну в порабощение Польше.  Этот период (до освобождения Москвы Мининым и Пожарским) народ прозвал  «семибоярщиной». «Царство разделится — скоро разорится», «Близ царя — близ  смерти»,  «Бывало было: и бояре волком выли» ,«Коли худ князь, то князя в грязь»,  «Царские милости в боярское решето сеются» ­ эти пословицы отражают процесс  объединения русских земель вокруг Москвы, показывают отношение народа как к царю, так и  к боярам. «На Крестце не стрельцам сбор», так пословица огласила, что в Москве были  особые площади для сходки разных сословий.   Большую часть своей истории Москва была  деревянной, год за годом хорошел "град деревян", оставаясь таким недолго. После смерти  князя Долгорукова летописцы упоминали о Москве лишь изредка. Так, в 1177 году они  отметили, что рязанский князь Глеб сжёг её всю вместе со стоявшими вокруг города сёлами и  монастырями. Деревянный город был подвержен и случайным пожарам. «Москва сгорела  от денежной (копеечной) свечи»; «Москва от искры загорелась» в 1443 г. Москва загорелась от свечи церковной в храме св. Николы на Песках; 1737 г. — от свечи в доме  Милославского. В августе 1812 года Москва пылала, открыв ворота – западню для  Наполеоновских войск. Так, в 1902 году в Москве насчитывалась 21 тысяча жилых строений,  из них деревянными были 12 тысяч, то есть более половины.                                                           Расположенная на перекрёстке торговых путей Москва имела выгодное транспортно­ географическое положение, благоприятные для развития строительства и промыслов  природные условия, укреплённые оборонительные рубежи, что способствовало её столичному выдвижению.  3.3.  « Из грязи в князи»              ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ    Основание Псковщины связано непосредственно с городом Псковом, появившимся на карте  Руси ещё в 9 веке, во времена жены князя Игоря Рюриковича ­ княгини Ольги, правившей  Киевской Русью после гибели мужа. С началом периода феодальной раздробленности 12­ 13  века Псков стал частью Новгородской феодальной республики, находившейся на границе  двух культурных миров: западно­европейского (католического и протестантского) и русского (православного). Край первым принимал на себя удары иноземных захватчиков (немецких  рыцарей, литовцев, поляков, шведов), часто спасая Центральную Россию от их разорительных  набегов. Эпохой расцвета Пскова считаются 14 и 15 века, когда он вошёл в состав  европейского Ганзейского союза. Благодаря торговле с Западной Европой Псков стал  крупным торгово­ремесленным центром. Вероятно, здесь родилась знакомая всем пословица:  «За морем телушка полушка, да рупь перевоз». Известно, что большое значение для  средневековой экономики, помимо земледелия и рыболовства, имела охота на пушного зверя.  Мех белки, куницы, бобра всегда высоко ценился. Пушнину использовали в качестве денег.  Среди товаров, вывозимых из Пскова в Западную Европу, главными были мех, воск, мёд, лён,  кожи. В торговле пушниной первое место занимали беличьи шкурки. Их свозили в Псков со  всей Руси и продавали за границу, укладывая в большие бочки. Беличий мех был очень моден  и дёшев по сравнению с мехом соболя или куницы. Он находил массового потребителя в  Европе. Стоимость разных товаров псковичи измеряли в белках и их  частях: полушка,  «ногаты» и «резаны (отрезки)» ­ лапки и ушки белок с серебряными гвоздиками. Деньгами  служили и куны – мордочки куниц. Такие деньги ходили не только на Руси, но и во Франции,  Италии и на Востоке. Повышенная плотность куниц в бассейнах рек Ловати и Куньи  сохранилась до сих пор: юго­восточные районы области по­прежнему выделяются по  количеству заготовляемых шкурок куниц. Территория Псковско­Чудского приозёрья (местное название Обозерья) примерно  соответствует низменностям  Приозёрного природного района, который протягивается с  севера на юг вдоль  Чудского, Тёплого и Псковского озёр. Главным занятием местного  населения всегда было и остаётся до сих пор рыбная ловля. Суровая работа рыбаков и  тяжёлые условия жизни нашли отражения в местных пословицах и поговорках: «Невод и  весло – вот наше ремесло», «То ли невод худ, то ли хозяин плут», «Везде вода, да не  везде рыба», «Из Талабска хоть вон беги».    Вероятно, в пятом веке на эти земли пришли славяни­кривичи, продвигающиеся с юга по  восточному побережью озера. В дальнейшем они смешались с местным финно­угорским  населением, переняв у него много элементов культуры. Это относится и к языку. Финно­ угорские вкрапления в языке славян способствовали формированию специфики псковско­ новгородских говоров. Изучением языковых особенностей говоров и наречий занимается  диалектология, одна из ветвей языкознания. Лингвистическая география занимается  изучением территориального распространения диалектов. В русском диалектном языке  различат два наречия – северно­русское и южно­русское. Между двумя основными наречиями узкой полосой тянутся среднерусские говоры, в которых совмещаются отдельные языковые  черты, принадлежащие северному и южному наречиям. На основе среднерусских говоров  некогда возник русский литературный язык. Северно­русское наречие характеризуется  следующими чертами: оканьем, неразличением звуков [Ц] и [Ч] (цай, царь, цас, цасто);  выпадением звука «йот» [Й] между заударными гласными (он знат, изба нова), употреблением  звуков [мм] вместо сочетания [бм] (омман вместо обман, оммазал вместо обмазал),  окончанием  ­ам в творительном падеже множественного числа (пойти за грибам). «Хоцу — вскоцу, не хоцу — не вскоцу» (в старину невеста говорила: хочу — вскочу и,  соглашаясь идти замуж, прыгала через положенный кругом пояс или в наставленную  юбку). Местные жители сложили несколько поговорок, где, иронизируя над собой,  подчёркивают данную речевую особенность Псковской земли: «До Опоцки три верстоцки  и в боцок один скацок», «Доцка с пецки подай цулоцки» и другие. Местное русское  население юга Псковщины называли «кацапами», противопоставляя себя псковичам  «скобарям» они создавали  пословицы и поговорки, подчёркивающие отличия своих говоров  от псковских: «Скобари опоченские, а пустошкинские кацапы»; «Пскопацане те же  англицане, только наречие немножецко инаце» (дразнилки «цокающих» псковичей). Ещё  более интересно происхождение самоназвания псковичей – скобари. Первая легенда, менее  правдоподобная, связывает псковичей с их стрижкой в средние века: «Скобари не лыком шиты, не скобой стрижены». Причёска «скобой» проникла в Псков из Польши и была  модной в период независимости Пскова, когда город вёл оживлённую торговлю с Ганзейскими городами.  Вторая легенда связана с именем Петра  Первого, который для каждого города промысел  определял. Этим промыслом и было изготовление скоб и других железных изделий. Но не  сами псковичи способствовали созданию такого названия, а их соседи, которые стремились  как­то отличить себя от жителей Псковской земли. Поэтому и понятие «скобари» имело  несколько пренебрежительный оттенок: «Скобари самые лапотники, да ещё  новгородские», «Народ­скобарь лих да удал».        1.4     Край доски, трески, тоски…   АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ Самая северная губерния Российской империи была образована во время областных реформ,  проводимых в России императором Павлом I в 1796 году. До этого, на протяжении более  восьми десятилетий, с 1708 года, с момента первых административных делений великим  реформатором Руси Петром I, земли будущей Архангельской губернии входили в состав  Архангелогородской губернии, их жителей прозывали «Архангелогородцы — шанежники»  (шанежки – местные лепёшки). После завершения преобразования Павла I, границы  губернии стали проходить по всему северу России: от Урала до Финляндии. Архангельские  земли омывало Белое море, переходящее на севере в Баренцево море. К началу ХХ века она  уже считалась самым обширным краем европейской части России. Вплоть до 1929 года, когда  губерния была упразднена и её земли вошли в состав Северного края, Архангельская губерния занимала современные территории Архангельской области, Республики Коми, Ненецкого  автономного округа, севера Карелии и Мурманской области. О масштабах её территории  гласит пословица: «От Архангельска до Колы тридцать три Николы».  Сохранилась поговорка о непросвещённости северного населения: «Иванович, слезь  с крыши, я к тебе приехала» (жена кровельщика приехала в Петербург и звала с Зимнего  дворца статую). Вот ещё одна пословица того времени: «Город Архангельский, а народ  в нем дьявольский». Климат и географическое положение Архангельской губернии были таковы, что плодородные земли почти отсутствовали, и земледелие не могло быть развито в тех объёмах, какие  требовались населению. Хлебопашеством занимались лишь в Шенкурском и  в южных  селениях  Холмогорского и Архангельского уездов. «Ветер шелоник по Онеге разбойник» ­ пословица упоминает о местном сильном северо­западном ветре, дующем на акватории  Онежского озера с такой силой, что угрожал судоходству.  Основными занятиями жителей губернии были рыболовецкий, охотничьи, лесотехнический и  горнодобывающий промыслы, а также торговля и судостроение. В водах Баренцева моря в  большом количестве добывали треску, в Белом море – сельдь, а навага в изобилии водилась в  Мезенском заливе. «Где рыба ни ходит, а св. Носа не минует» ­ гласит Кемская пословица. Святой Нос название мыса. Носами на Севере поморы называли мысы, а губами – заливы  (эстуарии впадающих в море рек). Кроме того, поморы – этническая группа русского народа,  сформировавшаяся из новгородских переселенцев и выходцев древних угро­финских и  самодийских племён, с 12 века занимались морским боем моржей, нерпы и морских зайцев, за  что и получили прозвища Архангельцы — моржееды. «У нас на Ваге и уха с блинами.  Вагане — кособрюхие»­ гласит погороворка, родившаяся в селениях бассейна реки Ваги.  «Каргопольцы — чудь белоглазая. Сыроеды» ­ так называли на Руси выходцев из  Псковского княжества племени чудь, заселивших север, за обычай есть сырую рыбу.                  В лесах Новой Земли, Печорского края, на островах Колгуев и Вайгач охотились на пушного  зверя: песца, норку, белку, соболей и горностаев. С развитием добычи полезных ископаемых в недрах Архангельской земли стали добывать серебросвинцовую, железную руду и нефть, а из  соляных источников – соль. «Трудиться – богу молиться» ­ гласит местная пословица,  рождённая у рудокопов. Благодаря обилию трав на пойменных лугах вдоль Печоры, Мезени и  Северной Двины в этих местах было прекрасно развито скотоводство. Ещё в 17 веке земли  будущих Архангельского и Холмогорского уездов славились своей особой породой коров –  холмогорской, одной из лучших в России, ценившейся за высокие надои молока.  «Холмогоры – заугольники» такое прозвище местного населения, смотревшего на Петра из­ за углов (боязно, недоверчиво), сложилось во времена правление Петра I. Пётр Великий  трижды посещал Архангельск и предпринимал все возможные усилия, чтобы в северном крае,  быстрее развивались и завязывались торговые отношения с другими российскими губерниями  и Европейскими странами.  В 18 веке население училось строить прочные и оснащённые суда.  Повсеместно открывались мореходные школы, и в короткий срок торговый флот, который  стараниями поморов сформировался ещё задолго до Петра, стал завязывать торговые  отношения с Норвегией, Англией, Голландией и другими морскими державами. «Покупала  по цетыре денезки, продавала по два гросыка; барыша куца куцей, а денег ни копиоцки» ­ такая поговорка сложилась о пинежанах, в которой жители высмеивали их торговые  способности и местный речевой диалект. «Что край, то обычай; что народ, то и вера (а что купец, то и мера»), то есть у всякого своя.                                                                              «Во всяком посаде в своём наряде», так пословица отражает особенности бытовой  культуры, одежды людей. «И млад, и стар кафтану рад». Жители Архангельской губернии благодаря многочисленным промыслам и развитой торговле были одними из самых  зажиточных в Российской империи, поэтому одевались довольно хорошо, за исключением  нищих, которым не до нарядов, а добыть бы хлеба кусок «Разбей бог ладью, накорми  Солозу (на летнем берегу поморья). До конца 18 века одежду шили из сукна, сотканного  своими руками. С начала 19 века, с развитием фабричного производства, одежду стали  привозить уже готовую из Санкт­Петербурга или заказывать у мастеров в ателье Холмогор и  Архангельска. Домашнее изготовление осталось лишь в немногих уездах, не подверженных  колебаниям моды. Как, например, в Пинежском уезде, где и мужчины и женщины почти до  середины 20 века старательно сохраняли в повседневной одежде традиционные элементы,  присущие народному костюму. «И кафтан греет, когда шубы нет», даже в тёплое время  года в будние дни гардероб мужчины состоял из рубашки, подштанников, серого кафтана,  понитка, кабата, армяка, куша, камарника и фартука. «Шуба из семи жил», гласит  поговорка. Суровой северной зимой мужчины носили дублёнки, совики и нагольные шубы, а  женщины – фуфайки, телогрейки и шубы. Также в качестве верхней одежды носили малицы,  которые привозили из Печорского края. Это были тулупы, сшитые из шкур молодых тюлений  мехом внутрь не нитками, а оленьими жилами. Малицы любили за тепло и удобство. В дороге  порой их использовали как спальный мешок. При этом малица была лёгкой и не стесняла  движений.   Обувь мужчины и женщины носили одинаковую. Шилась она из кожи и не различалась на  правую и левую ноги. Летом на работу носили коты и лапти. По праздникам переобувались в  сапоги и башмаки. В холода распространённым видом обуви были валенки. Поморы шили  голенища сапог из нерпы, за что и были прозваны «Поморы — красные голенища».  «Везде сарафан пригождается». За долгую историю сарафана в женском гардеробе этот на первый взгляд простой наряд получил многообразие названий и форм. Сарафаны различались  по фасону, материалу, из которого они были сшиты, а также по цвету и окраске. «Синяк да  кумач: носи – не плачь». Самым дорогим сарафаном считался «китаечник» и «кумачник»,  поскольку его шили из покупной хлопчатобумажной материи: китайки и кумача, чётко  различавшихся по цвету. Первая была всегда синего, а вторая – красного цвета. Китаечники и  кумачники появились в гардеробе женщины из зажиточных семейств в конце 19 века, придя на смену домотканому сарафану – «синяку». Синяки шили из домотканого льняного полотна, окрашенного в синий цвет. Сарафан­синяк появлялся в гардеробе девушки в пятнадцать лет,  когда девица считалась «на выданье». В этом сарафане она выходила замуж. Став молодой  женой, она украшала сарафан тесьмой и пуговицами и надевала синяк на праздник. Когда муж умирал, вдова спарывала с сарафана украшения и он становился траурной одеждой. Когда  женщина умирала, в нём же её и хоронили.  «Есть в амбаре, будет в кармане; не замесить густо, как в амбаре пусто»  ­ говорят народные   пословицы.   По   амбару,   по   его   содержимому   раньше   судили   о   хозяйстве крестьянина. Амбары стоят неподалёку от дома, чтобы можно было видеть их из окон или с крыльца, иногда позади двора, но часто и за околицей: если случится в деревне пожар, самое дорогое   уцелеет.   И   сегодня   село   Шардомень   Карпогорского   района   привлекает   своими амбарами, без которых невозможно представить себе ни одну пинежскую деревню. Здесь в них хранят не только зерно, но и праздничную одежду, зимние вещи и другое домашнее добро. В Шардомени особенно интересна целая амбарная улица, выходящая прямо в открытое поле перпендикулярно порядку деревенских домов.  «Позади – горе, спереди море, справа и слева – 0х да мох, одна надежда – бог». Эта  поговорка возникла на реке Мезень, что течёт на протяжении почти девятисот километров в  сторону северо­запада, к Белому морю, принимая по пути в среднем течении реку Вашку, а в  нижнем Пёзу и Кимжу. Ещё сравнительно недавно Мезень была труднодоступной,  таинственной: «Это край обитаемого мира, безграничной тундры, непроходимых болот», ­  писал один путешественник в 19 веке. Река и была здесь единственной дорогой. Из  Архангельска до Мезени морем, затем вверх рекой до Лешуконского можно было добраться  летом на вёслах, зимой по льду, но заносы такие, что много не наездишь.   «Жить у моря – не знать горя».   Жизнь поморов во  многом определялась приморским  географическим положением, которое обеспечивало население и рыбой, и морскими  промыслами – китовым и моржовым боем, а также возможностью вести торговлю с соседними и дальними народами. «Козуля на стол – счастье в дом». На кануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, отмечавшегося 21 ноября по старому стилю, хозяйки  Архангельской губернии начинали печь козули – северные пряники. В каждой деревне были  свои мастера, их особо почитали все местные жители, так как верили, что чем вкуснее козуля, тем лучше человек. Козули считались лучшим подарком на Рождество. В святочную неделю  их выставляли в окнах дома, прикрепляли к дверям хлева, чтобы скот был здоров и хорошо  плодился.  Выводы. В ходе осмысления земного пространства выделяются и формируются наиболее важные и  решающие образы и стереотипы восприятия пространства. Это очень емкие, зыбкие и  изменяющиеся образы. Локальное пространство, регион, страна имеют свой геокультурный и  одновременно образно­географический потенциал [1].  Итак, геокультурный образ, по мнению Д. Н. Замятина, – это система наиболее мощных, ярких и масштабных геопространственных  знаков, символов, характеристик, описывающая особенности развития и функционирования  тех или иных культур. «Что край, то обычай; что народ, то и вера (а что купец, то и  мера»), то есть у всякого своя – эта пословица удачно подводит итог нашего исследования и  сравнения географически неповторимых образов локальных пространств Европейской  России.                                                                                                            По нашему мнению,  языковые афоризмы ­ пословицы и поговорки,  представляя собой короткий текст с ярко  выраженной пространственной компонентой, и образуют тот самый образно­географический  потенциал локальных пространств, которые переплетаясь, и составляют геокультурный образ  страны.  Заключение.  В ходе исследования было доказано, что языковые афоризмы, как часть фольклора, передают  характер населяющего территорию общества, отражают историю его развития и бытовую  народную культуру. Цель работы: сформировать географический «внешний» образ Северной и Средней полосы Европейской России при помощи информационной и эмоциональной  компоненты языковых афоризмов – русских пословиц и поговорок в нашем исследовании  была достигнута. Работа носит практико­ориентированный характер, результаты  исследования могут быть использованы в различных образовательных предметных областях  знаний, как для школьников, так и для взрослых в целях культурного и духовного  просвещения. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семан­ тика / Сборник научных статей. – Вып. 5 / под общ. редакцией проф. Н. М. Теребихина.  – Архангельск: С(А)ФУ, 2011. – С. 17–37. 2. Замятин Д. Н. Географические образы в гуманитарных науках /   Д. Н. Замя­ тин. // Человек. – 2000. – № 5. – С. 81–88. 3. А. Манаков, И. Кулаков. Историческая география Псковщины. Москва. ЛА «Варяг».­ 1994. 4. А.В. Рогачёв. Москва. Город – человек – природа. Москва. МИРОС.­ 1994. 5. Куклы в народных костюмах. Журнал. Выпуск №1, №2, №5, №6. ООО «Де Агостини»  2011­2012 при участии РАН Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо­Маклая. 6. В.И.Даль. Лингвострановедческий словарь. Москва. Просвещение. 1998. 7. М.И.Михельсон. Ходячие и меткие слова. В 3­х томах. Москва. «TERRA»­« TERRA».  1997. Приложение №1          АНКЕТА - ОПРОСНИК на тему «Русские пословицы и поговорки, отражающие географический образ родного края, воспроизводимые вами в повседневной жизни» Укажите, пожалуйста: пол___________, возраст___________, социальную принадлежность (подчеркните нужное: учащийся, служащий, рабочий, пенсионер). 1. Употребляете ли вы в своей речи пословицы и поговорки? Выберите ответ: да, нет, редко, часто. Приведите примеры употребляемых вами пословиц и поговорок:____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ __ 2.Какие пословицы и поговорки, в которых употребляются географические объекты, вы знаете? (Например, «Ярославль городок – Москвы уголок» или «Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали»). _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 3. Какие пословицы и поговорки о народах, населяющих Россию вы знаете? _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 4. Как вы думаете, справедливо ли считать, что современный географический образ территории отражается в русских пословицах и поговорках? Для ответа на вопрос проанализируйте предложенные вам пословицы. Напротив каждого выражения поставьте «да», если вы согласны и «нет», если не согласны, или «не знаю». 1) Москва всем городам мать ________ 2) В Москву бресть – последнюю копейку несть_________ 3) Москва слезам не верит _________(см. на обороте листа) 4) Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят._________ 5) Живёт на Москве – в немалой тоске._________ 6) Москва от копеечной спички сгорела.________ 7) Новгород – отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова.________ 8) Где Святая София, там и Новгород.________ 9) Живёт в Туле, да ест дули.________ 10) В Тулу со своим самоваром не ездят.________ 11) Вязьма в пряниках увязла.________ 12) За речкой Пьяной люди пьяны._________ 13) Каково на дому, таково и на Дону._________ 14) Город – царство, а деревня – рай._________ 15) Бог создал Крым, а чёрт – Нарым.__________ 16) Ветер шелоник на Онеге разбойник_________ 17) Урал -золотое дно, серебряная покрышка._________ 18) Видно уж Дунай с Волгой не сойдутся.___________ 19) Волга в Каспийское море впадает.__________ 20) Знать ямскую по столбам, а Волгу по крутым берегам.__________ 21) Пирог арзамасский, с рыбой астраханской.___________ 22) Страшна Сибирь слухом, а люди лучше нашего живут.____________ 23) В Сибири бабы соболей коромыслами бьют.___________ 24) Знают и в Казани, что люди сказали.___________ 25) Незваный гость, хуже татарина.____________ 26) Поскобли немножко русского и скажется татарин.___________ 27) Казанская сирота.__________ 28) В Астрахани и коровы рыбу едят.___________ 29) Кольская губа, что Московская тюрьма._______________ 30) Повенец свету конец. _____________ Сделайте общий вывод:_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ __ _______________________________________________-_Возле цифры галочкой отметьте те пословицы, которые вы узнали впервые. 6. Выберите пословицы (не более 5) с которыми у вас ассоциируется образ «РУСЬ – РОДИНА». 1) Чу! – здесь русским духом пахнет. 2) Русский бог велик. Русским богом да русским царём святорусская земля стоит. 3) Земля русская вся под богом. 4) Велика святорусская земля, а везде солнышко. 5) Велика святорусская земля, а правде нигде нет места. 6) России и лету союза нету. Русь под снегом закоченела. 7) На Руси никто с голоду не умирывал. 8) Руси есть веселие питии, не может без него бытии. 9) Русская кость тепло любит. Пар костей не ломит. 10) Русский гостинец – кулага с саламатой. 11).Русский человек хлеб-соль водит. 12). Русского человека что парит (баня), то и правит (лечит). 13). Русский терпелив до зачина. Русский задора ждёт. 14). Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. 15) Русский молодец – ста басурманам конец. 16). Русак умён, да задним умом. Русский назад умён. 17). Кабы у немца на переди, что у русского назади – с ним бы и ладов не было (ум). 18). Русский народ не боится креста, а боится песта. 19). Русак не дурак: поесть захочет – скажет, присесть захочет – сядет. 20). На Руси не все караси – есть и ерши. 21). Русский человек любит авось, небось да как-нибудь. 22). Русский человек и гуллив и хвастлив. 23). Русский аппетит никогда (ничему) не претит. 24). В русском брюхе и долото сгниёт. 25). Что русскому здорово, то немцу смерть. 26). Родом не немчин, а указывать горазд. 27). Я тебе по-русски отрежу, напрямик. 28). Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля. 29). Живи, живи, ребята, пока Москва не проведала. 30). Русь навалила, нас совсем задавила (сибирская). 31). В Сибире бабы коромыслами соболей бьют. 32). Московская правда. От москоля хоть полы обрежь да беги. 33). От чёрта открестишься, а от москаля и дубиной не отобьёшься. 34). Москаль ворона, а привязчивее чёрта. 35). Новгород – отец, Киев – мать, Москва – сердце, Питер – голова. 36). Москва создана веками, Питер миллионами. 37). Москва – царство, деревня – рай. 38). Москва – кому мать, кому мачеха. 39). В Москву идтить – только деньгу добыть. 40). Славится Москва невестами, колоколами да калачами. 41). Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят. 42). В Москве всё найдёшь, кроме родного отца да матери. 43). Живёт на Москве – в немалой тоске. 44). Москва слезам не верит. Запиши номера выбранных пословиц:__________________________________ 6. Прочитайте, подумайте и узнайте, о каком народе России идёт речь в пословице или поговорке: 1). Ай молодца: широка лица, глаза узеньки, нос пятка. __________________________ 2). Где два оленя прошло, там тунгусу большая дорога.___________________________ 3). Первого черемиса леший родил, оттого они в лесу сидят._______________________ 4). Рыжего зырянина создал бог, рыжего татарина – чёрт. _________________________ 5). И в самоедах не без людей,_________________________ 6). Бог создал Адама, а чёрт…………..? (продолжите пословицу, указав народ)_________________________ 7).Жид на ярмарке, что поп на крестинах._____________________ 8). Русский …………………., задал перцу. Что русскому здорово, то ……………………. Смерть. 9). Лях и умирает, а ногами дрягает._____________________ 10). Хохол не соврётда и правды не скажет.________________________ 11). ………………..(кто?) одну маслинку съест – и то пальчики обсосёт. 12). И у ……………………..(кого?) душа не погана. ………………….. без обману дня не прожить. 13). Каргапольцы чудь белоглазая.____________________ 14). Злее злого ……………………….(кого?)_________________ 15). Пришли …………………….(кто?) с Дону, да погнали ляхов с дому._______________________ 16). Много нам бед наделали хан ……………………….(чей?) да папа римский._______________________ 17). У ……………………. две морды, а шкура одна._____________________ Приложение №2.                    Корпус пословиц и поговорок, отобранных и  собранных в  группы по признакам:  особенности Москвы, отражённые в пословицах и поговорках: Москва создана веками, Питер миллионами.  Москва всем городам мать. Не в день Москва построена. Москва веками строилась. Питер — кормило, Москва — корм. Питер — голова, Москва — сердце. Москва создана веками, Питер миллионами. Была правда у Петра и Павла (в застенке московском, где была пытка). В Москву идти — голову нести (старин.). Видно, город велик, что семь воевод (московская семибоярщина). Московская разнобоярщина (семибоярщина). На Крестце не стрельцам сбор (т. е. не место, нейдет. В Москве были особые площади  для сходки разных сословий). Москва сгорела от денежной (копеечной) свечи; Москва от искры загорелась (1443 г. Москва загорелась от свечи церковной св. Николы  на Песках; 1737 г. — от свечи в доме Милославского). Москва — кому мать, кому мачеха. Москва слезам не верит (не потакает, т. е. никого не разжалобишь, все чужие). Москву не расквелишь (не разжалобишь). Москва ни по чем не плачет (не тужит). Москва по нашим (по чужим) бедам не плачет. Культурные особенности Кто в Москве не бывал — красоты не видал. В Москве сорок сороков церквей (церкви в Москве разделены на благочиния по сорокам). Московские люди землю сеют рожью, а живут ложью (старин.). Не только звону, что в Москве (что в Киеве). С Масквы, с пасада, с авашнова ряда (дразнят акальщиков). Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная,  словоохотливая. Хозяйственные особенности Славна Москва калачами, Питер усачами. Москва не клином сошлась, околицы нет. В Москве все найдешь, кроме птичьего молока. В Москве все найдешь, кроме родного отца и матери. В Москве недорода хлебу не бывает. Москва бьет с носка, а Питер бока повытер. У Спаса бьют, у Николы звонят, у старого Егорья часы говорят (московск.). Славится Москва невестами, колоколами да калачами. Москва любит запасец, у Спаса не без запаса. Москва людна и хлебна. Москва — царство, деревня — рай. Не только звону, что в Москве (что в Киеве). Хлеба­соли покушать, красного звону (матушки Москвы) послушать. Московская грязь не марается. Москва, что доска: спать широко, да кругом метет. В Москве деньгу беречь, себя не стеречь. В Москву идтить — только деньгу добыть. Живучи в Москве, пожить и в тоске. Живет на Москве — в немалой тоске. Географические особенности Первые города от Москвы — два девяносто верст (Владимир, Тверь, Тула, Калуга,  Рязань). Москва горбатая; горбатая старушка (т.е. на холмах). Два брата с Арбата, а оба горбата. В Москве каждый день праздник (по множеству церквей). В Москве недорода хлебу не бывает. С Масквы, с пасада, с авашнова ряда (дразнят акальщиков). Пословицы и поговорки, характеризующие современный образ Москвы Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят. В Москву идтить — только деньгу добыть. В Москве сорок сороков церквей  Москва горбатая; горбатая старушка (т.е. на холмах). В Москве каждый день праздник (по множеству церквей). ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Исторические особенности Хоцу —   вскоцу,   не хоцу —   не вскоцу   (в старину   невеста   говорила:   хочу —   вскочу и, соглашаясь  идти замуж, прыгала через  положенный  кругом пояс  или в наставленную юбку). Торопчане: поляки с пушками, а мы с клюшками (осада Серг. лавры при Самозванце). Хозяйственные особенности Пронеси бог Княжий мост да Михайлов погост (Пск. губ.; мост и погост этот в топях, где некогда много было разбоев). Олянщина — воровщина (озеро, Псковской губ.). Географические особенности Псковичи — капустники, мякинники, ершееды. Торопчане — табатеры. Торопчане — египчане (египтяне?). Порховцы — толоконники. АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ Исторические особенности Во   всей   Онеге   нет   телеги.   Летом   воеводу   на   санях   по   городу   возили,   на   рогах   онучи сушили. Кольская губа, что московская тюрьма (не скоро выйдешь). Холмогорцы — заугольники (смотрели на Петра I из­за углов). Прохор письмо прислал, а лободырному велел деньги собирать. Хозяйственные особенности Архангельцы —   моржееды,   кровельщики.   Иванович,   слезь   с крыши,   я к тебе   приехала (жена кровельщика приехала в Петербург и звала с Зимнего дворца статую). Поморы — красные голенища (нерпичьи). Архангелогородцы — шанежники; шаньга кислая. Город Архангельский, а народ в нем диавольский. У нас на Ваге и уха с блинами. Вагане — кособрюхие. Онежане — прохорята, Прохоровы дети. Пинежане: Покупала по цетыре денезки, продавала по два гросыка; барыша куца куцей, а денег ни копиоцки. Мезенцы — сажееды, чернотропы (неопрятны). Шенкурцы — водохлебы (бурлаки, носят ложку на шляпе). Олончане: олонцы — добры молодцы. Наши молодцы не ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, тот и молодец. Разбей бог ладью, накорми Солозу (на летнем берегу поморья). Кто в Коле три года проживет, того на Москве не обманут. Кола — крюк, а люди уда. Кольско страшилище. Коляне господни — народ израильский: что ни слово, то зазубра. На Коле человека убить, что кринку молока испить. Географические особенности Где рыба ни ходит, а св. Носа не минует (Кемская). Каргопольцы — чудь белоглазая. Сыроеды. Пинежане — икотники (общая там болезнь: икота, кликушество). От Холмогор до Колы — тридцать три Николы. ИСПОЛЬЗОВАН МАТЕРИАЛ: Сухих О.А.   учитель географии высшей квалификации Образовательное учреждение:  МБОУ «Лицей», г. Протвино, Московская область

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)

Географический образ Европейской России – в народном творчестве (исследование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018