Программа ДТО "Юный эколог"
Оценка 4.8

Программа ДТО "Юный эколог"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
Междисциплинарный 4
5 кл—11 кл +1
30.01.2017
Программа ДТО "Юный эколог"
В данной рабочей программе по экологическому воспитанию учащихся в рамках внеурочной деятельности включаются разделы по различным взаимоотношениям живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Отдельно вынесены вопросы антропогенного воздействия человека на природу: косвенное и прямое влияние и их последствия.
Юный эколог.doc
Управление образования ________________ района Муниципальное казенное образовательное учреждение  дополнительного образования детей ______________района Дом детского творчества Рассмотрена и одобрена                                     Утверждаю: на педагогическом совете                                   _________________ Протокол №   ____ От ____________201_г. директор ДДТ  (Ф. И. О., подпись) Модифицированная образовательная программа творческого объединения  «Юный эколог» эколого­биологической направленности общекультурного уровня освоения рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 8 до 15 лет. Педагог дополнительного образования: _______________________ 201_ г. Пояснительная записка Данная   программа   предназначена   для   учащихся,   посещающих   ДТО «Юный эколог» ______________________ ОШ. Биология – наука о живой природе. А изучать живое очень трудно, но и интересно. Содержание предмета «Экология» позволяет ребенку в содружестве с учителем   познавать   мир   живой   природы,   себя,   закономерности   развития органического мира. Проблемы природы – это проблемы и человека. Поэтому обучение     на   занятиях   проходит   под   девизом:   «Живя   в   мире,   будь   его полноценной частью». Система   биолого­экологической   и   природоохранной   подготовки учащихся   строится   на   продуманном   сочетании   учебных   занятий, исследовательских   работ,   общественной   деятельности   и   практических занятий. Целью обучения в экологическом ДТО  является:  Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;  Формирование на базе этих знаний   и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;  Гигиеническое   воспитание   и   формирование   здорового   образа жизни, способствующего сохранению  физического и нравственного здоровья человека;  Формирование   экологической   грамотности   людей,   знающих биологические   закономерности,   связи   между   живыми   организмами,   их эволюцию, причины видового разнообразия;  Установление   гармоничных   отношений   с   природой,   обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле. Воспитание ученика­исследователя – это процесс, который открывает широкие   возможности   для   развития   активной   и   творческой   личности, способной   вести   самостоятельный   поиск,   делать   собственные   открытия, решать   возникающие   проблемы,   принимать   решения   и   нести   за   них ответственность.  Только   в  поиске,  в  ходе   самостоятельных     исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.   Все это можно решить   путем создания условий для формирования устойчивого интереса к предмету и к процессу обучения. При возникновении этих   условий   ребенок   осознает   личностную,   практическую   и   социальную значимость учения. Программа   рассчитана   на   1   год   изучения     общего   материала   и индивидуальные   и   групповые   творческие   работы   одаренных   и   увлеченных   Содержание   программы   ориентировано   на   добровольные, детей. разновозрастные группы детей до 10 человек. Цель программы ­  дать   обучающимся   возможность   реализовать   потребность   в самовыражении   и   творчеству   в   области   экологической   деятельности,   тем самым создать благоприятную почву  для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии. Задачи программы:  Углубление   и   расширение   имеющихся   у   школьников   бытовых знаний   экологии   и   знаний   о   природе,   полученных   в   школе   на   уроках природоведения, биологии, экологии, живой природы;  Формирование   экологического   взгляда   на   мир,   целостного представления о взаимодействии  живой и неживой природы с человеком, т.е. с самими учащимися, как частью природы.  Воспитание экологической  культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем  жить в гармонии с окружающей средой, убережет  их от разрушительных для экосистем действий. Всего на учебный год отводится 34 учебных часа, где предполагается проведение  как теоретических, так и практических занятий. На практических занятиях   ребята     занимаются   изучением  флоры  и  фауны  своей  местности, проводят экологические рейды по наведению порядка на территории села, занимаются очисткой и охраной родников. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и т.д.  При   проведении   занятий   используются   различные   методы:   рассказ, беседа, диспут, игра, а также экологические рассказы, загадки и сказки, что заставляет   размышлять   ребят   и   делать   свои   собственные   выводы.   Как наглядный   материал   применяются   плакаты,   экологические   рисунки   и картинки. Обучение   предусматривает     на специальных   занятиях,   но   и   во   время   экскурсий,   прогулок,   практической   получение   знаний   не   только   работы   и   нацелено   на   общее   развитие   ребят,   предполагает   развитие наблюдательности,   внимания,   бережного   отношения   к   окружающей   среде, любви к своему родному краю. В   период   обучения   ребята   изучают   общие     экологические   понятия, более   углублено   экологические   проблемы   на   Земле.   Внимание   ребят направляется  на изучение и охрану природы своего края. Поэтому данная программа   направлена   и   на   воспитание   у   ребят   бережного   отношения   к природе родного края, формирование  экологического понятия о целостности природных комплексов, их динамике и путях рационального использования. А также   рассматривается     влияние   наркомании,   токсикомании,   алкоголизма, курения на здоровье человека. Ребята   вспоминают  пройденный ими во время урочной деятельности материал, обобщают и дополняют изученное ранее новым, более серьезным материалом. Уделяется больше времени практическим занятиям. Критериями   оценки,   на   основании   которых   можно   судить   о личностном росте обучающихся в кружке «Юный эколог» являются:  Для учащихся начальной школы:  Умение самостоятельно или с помощью педагога дополнительного образования добывать знания и применять их на практике;  Умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;  Активно   участвовать   в   коллективной   познавательной деятельности. Для учащихся 5­7 классов:  Умение  самостоятельно  работать  с  литературой,  вести дневник наблюдений, писать рефераты;  Знание основных экологических проблем села, района, области, форм и методов охраны окружающей среды. Для учащихся 8­9 классов:    Умение   готовить   выступления   о   результатах     наблюдений   на заседаниях кружка, классных часах, экологических вечерах, конференциях, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;  Умение   проводить   занятия   в   кружке,   игровые   программы, готовить вечера, праздники. Практические занятия Уход   за   зимним   садом,   клумбами.   Участие   в   акции:   «Покорми   птиц». Озеленение пришкольной территории. Санитарная очистка территории села.  Экскурсии ­ на водоемы; ­ на заливной луг; ­ в лес; ­ на пришкольный участок. Тематический план ДТО «Юный эколог» Тема занятия Кол­во часов Теория Практика Вводное занятие. Охрана  природы. Предмет экологии.  Задачи экологии Основные формы организации  жизни Среды жизни на Земле.  Экологические факторы. Лес как биотический фактор Вода и температура как  абиотические факторы Биотические  взаимоотношения в биоценозе Антропогенные факторы Организм и среда Хочу быть здоровым! Влияние вредных привычек на организм человека Способы охраны природы 1 2 2 2 2 2 2  2 2 4 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 2 ­ 1 1 1 1 1 1 1 ­ 1 ­ №№ п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Глобальные проблемы  человечества Окружающая среда и здоровье человека Охраняемые   объекты   нашей местности   Экологические викторины, беседы Итоговое занятие конкурсы, ИТОГО: 2 2 1 6 1 35 2 1 1 ­ 1 20 ­ 1 ­ 6 ­ 15 Содержание программы  Вводное занятие. Охрана природы. Предмет экологии. Задачи экологии. Знакомство с ребятами; с правилами техники безопасности при занятиях в  кружке, выполнении практических заданий;  с задачами, стоящими перед  учащимися, посещающими кружок. Что изучает экология? Законы экологии. Экология и мы. Экологические  факторы. Основные формы организации жизни. Сообщество,   экосистема,   биоценоз,   биосфера.   Понятие   об   экологии   как   о науке, которая исследует растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.   Разнообразие   лесов.   Жизнь   сообщества   широколиственного   леса. Экологическая катастрофа – листопад. Меры охраны сообществ на территории района. Среды жизни на Земле. Экологические факторы. Живая   и  неживая   природа.  Их  взаимосвязь   и  отличия.  Среды   жизни:   вода, воздух, почва. Знакомство с организмами  воздушно­наземной среды обитания. Человек – часть природы. Лес как биотический фактор. Биогеоценоз лиственного леса. Что такое пищевые цепи. Цепи питания в лесу. Практическое занятие. «Почему погибла березовая роща?» Саморегуляция   в   лесном   биогеоценозе.   Наблюдение   в   природе     проявления внутривидовой   конкуренции   (на   примере   соснового   леса).   Практические занятия: озеленение территории села, очистка  пришкольной территории. Растения­путешественники, зимняя спячка растений, растения – биологические часы, совершенство приспособления у растений Вода и температура как абиотические факторы. Вода   –   самое   важное   вещество   на   Земле.   Круговорот   воды   в   природе. Путешествие капельки воды. Животный и растительный мир и вода­ биоценоз пресного водоема. Без воды нет жизни. Первые законы человечества – законы о воде.   Воде   необходима   жизнь.   Вода   –   самый   важный     товар   одноразового пользования.   Загрязнение   природных   вод.   Благоустройство   родников, колодцев, берегов пруда на территории села. Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Влияние солнечного  излучения на жизнь на Земле. Растительный покров Земли – ее легкие. Биотические взаимоотношения в биоценозе. Разнообразие конкурентных взаимоотношений. Один организм поедает другого – значит он хищник? Растения – хищники. Растения – жертвы. Зачем в природе нужны   хищники?   Хищники   и   человек.   Жертвы   защищаются   ядом,   шипами, отпугивающими веществами. Животные – жертвы и их защита. Наблюдение за охотничьими инстинктами у собаки, кошки. Паразитизм. Внешние и внутренние паразиты. Симбиоз. Примеры «дружбы» и ее результаты Антропогенные  факторы. Основы   рационального   управления   природными   ресурсами.   Защита   живого мира.   Красная   Книга.   Почему   она   Красная?   Знакомство   с   обитателями Красной книги, имеющимися на территории нашей области, района, села. Организм и среда. Химическое и биологическое загрязнение  среды и здоровье человека. Влияние звуков на организм человека. Можно ли жечь осенние листья. Спецотходы у нас дома. Человек должен стать другом природы. Выяснение и обсуждение  экологической  ситуации в районе, селе. Наблюдение за своим самочувствием и выяснение  времени наибольшей работоспособности. Влияние   кислотных   дождей   на   живые   организмы     и   человека.   Улучшение экологической обстановки: участие в озеленении, привлечении птиц, наведении санитарного порядка на улицах. Хочу быть здоровым.   Правила   первой   медицинской   помощи   при   отравлениях,   ушибах,   вывихах, переломах, ожогах. Влияние вредных привычек на организм человека. Истоки   наркомании.   Красота   и   коварство   цветков   мака.   Конопля   –   гашиш. Влияние алкоголя на работу внутренних органов человека. Наркоман в обнимку с пьяницей. Курильщики не рождаются, а умирают. Ошибка Петра Первого. Как   воспитать   волю.   Как   становятся   токсикоманами.   Поговорим   о сквернословии. Способы охраны природы. Необходимость   создания   охраняемых   объектов.   Охраняемые   объекты Новосибирской   области.   Охраняемые   природные   территории   России: заповедники,   памятники   природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Роль учащихся в деле охраны природы родного края.   национальные   парки,   заказники, Глобальные проблемы человечества. Знакомство   с   глобальными   проблемами   человечества.   Загрязнение   среды нефтью,   выхлопными   газами,   представление   о   радиоактивном   загрязнении. Экологические знания как основа деятельности человека по охране природы Окружающая среда и здоровье человека Биологическое, химическое загрязнение среды и здоровье человека. Влияние шума на человека. Метеочувствительные люди. Питание и здоровье человека. Приспособленность человека к окружающей среде. Охраняемые объекты нашей местности. Изучение охраняемых объектов нашей местности, необходимость их охраны. Майзасский заказник. Озеро Данилово. Экологические конкурсы, викторины, беседы. Игра «Экологический калейдоскоп». Шоу «Поле чудес». Игра «Счастливый случай». Беседа «Экологические катаклизмы». Викторина «Мир, в котором мы живем». Брейн­ринг. Методическое обеспечение   Тема:  «Вводное   занятие.   Охрана   природы.   Предмет   экологии.   Задачи экологии» ­ 1 час. Форма занятий: урок­лекция. Метод: объяснительно­иллюстративный. Приемы: вводная беседа, объяснение с использованием наглядности. Техническое оснащение: презентация. Тема: «Основные формы организации жизни» ­ 2 часа. Форма занятий: урок­беседа, урок­практикум. Метод: репродуктивный, объяснительно­иллюстративный. Приемы:   объяснение   с   использованием   наглядности,   самостоятельная   и индивидуальная работа. Техническое оснащение: плакаты. Тема: «Среды жизни на Земле. Экологические факторы» ­ 2 часа. Форма занятий: урок­беседа, урок­практикум, экскурсия на пришкольный участок. Метод: репродуктивный, объяснительно­иллюстративный. Приемы:   объяснение   с   использованием   наглядности,   самостоятельная   и индивидуальная работа. Техническое оснащение: плакаты, выращиваемые на пришкольном участке культуры. Тема: «Лес как биотический фактор» ­ 2 часа. Форма занятий: урок­беседа, урок­практикум, экскурсия в лес. Метод: репродуктивный, объяснительно­иллюстративный. Приемы:   объяснение   с   использованием   наглядности,   самостоятельная   и индивидуальная работа. Техническое оснащение: плакаты, презентация. Тема: «Вода и температура как абиотические факторы» ­ 2 часа. Форма занятий: урок­беседа, урок­практикум, экскурсия на водоем. Метод: репродуктивный, объяснительно­иллюстративный. Приемы:   объяснение   с   использованием   наглядности,   самостоятельная   и индивидуальная работа. Техническое оснащение: презентация. Тема: «Биотические взаимоотношения в биоценозе» ­ 2 часа. Форма занятий: урок­беседа, урок­практикум, экскурсия на луг. Метод: репродуктивный, объяснительно­иллюстративный. Приемы:   объяснение   с   использованием   наглядности,   самостоятельная   и индивидуальная работа. Техническое оснащение: презентация. Тема: «Антропогенные факторы» ­ 2 часа. Форма занятий: урок­беседа, урок­практикум. Метод: репродуктивный, объяснительно­иллюстративный. Приемы:   объяснение   с   использованием   наглядности,   самостоятельная   и индивидуальная работа. Техническое оснащение: презентация, фотографии. Тема: «Организм и среда» ­ 2 часа. Форма занятий: урок­беседа, урок­практикум. Метод: репродуктивный, объяснительно­иллюстративный. Приемы:   объяснение   с   использованием   наглядности,   самостоятельная   и индивидуальная работа. Техническое оснащение: презентация, таблицы. Тема: «Хочу быть здоровым!» ­ 2 часа. Форма занятий: урок­беседа. Метод: репродуктивный, частично­поисковый. Приемы: самостоятельная и индивидуальная работа. Техническое оснащение: презентации учащихся. Тема: «Влияние вредных привычек на организм человека» ­ 4 часа. Форма занятий: урок­беседа, урок­практикум, диспут. Метод: репродуктивный, объяснительно­иллюстративный. Приемы:   объяснение   с   использованием   наглядности,   самостоятельная   и индивидуальная работа. Техническое оснащение: презентации, фотографии. Тема: «Способы охраны природы» ­ 2 часа. Форма занятий: урок­беседа. Метод: репродуктивный, объяснительно­иллюстративный. Приемы:   объяснение   с   использованием   наглядности,   самостоятельная   и индивидуальная работа. Техническое оснащение: презентация. Тема: «Глобальные проблемы человечества» ­ 2 часа. Форма занятий: урок­беседа, урок­игра. Метод: репродуктивный, объяснительно­иллюстративный. Приемы:   объяснение   с   использованием   наглядности,   самостоятельная   и индивидуальная работа. Техническое оснащение: презентация. Тема: «Окружающая среда и здоровье человека» ­ 2 часа. Форма занятий: урок­беседа, диспут. Метод: репродуктивный, объяснительно­иллюстративный. Приемы:   объяснение   с   использованием   наглядности,   самостоятельная   и индивидуальная работа. Техническое оснащение: презентация. Тема: «Охраняемые объекты нашей местности» ­ 1 час. Форма занятий: урок­беседа. Метод: репродуктивный, объяснительно­иллюстративный. Приемы:   объяснение   с   использованием   наглядности,   самостоятельная   и индивидуальная работа. Техническое оснащение: презентация, фотографии. Список литературы 1. Былова А.М. Экология растений. Москва «Вентана Графа». 2002 г. 2. Альфред Брем Жизнь животных Москва «Эксмо». 2002 г. 3. Альфред Брем Жизнь растений Москва «Эксмо». 2004 г.  4. Большая энциклопедия природы в 16 томах Москва «Мир книги». 2005 г. 5. Балабанова В.В. Предметные недели в школе по биологии, экологии, здоровый образ жизни. Волгоград «Учитель». 2001 г. 6. Молодова   Л.П.   Экологические   праздники   для   детей   Минск   «Асар». 2001 г. 7. Цветкова   И.В.   Экология   для   начальной   школы.   Игры   и   проекты. Ярославль. «Академия развития». 1997 г. Список рекомендуемой литературы для учащихся 1. И. Акимушкин. Занимательный мир природы. Смоленск «Русич».  1999 г. 2. И. Акимушкин.Занимательная биология. Смоленск «Русич». 1999 г. 3. Багрова Л.А. Я познаю мир. Москва «АСТ». 1997 г. 4. Сытник К.М. Словарь – справочник по экологии. Киев. Наукова думка. 1994 г. 5. Журнал «Юный натуралист» 6. Журнал «Муравейник»

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"

Программа ДТО "Юный эколог"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017