Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дворец детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом ДДЮТ приказом ДДЮТ
Кировского района г. Донецка Кировского района г. Донецка
(протокол от 30.05.2025 № 2) от 02.06.2025 № 99
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Физкультурно-спортивной направленности
(коллективная игровая деятельность)
Возраст обучающихся от 7 до 12 лет
Объем реализации: 8 часов
Уровень освоения: стартовый
Сокур Ольга Александровна, методист
Донецк – 2025
Раздел I. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы
Образовательная программа кружка «Прыжок в лето: играем, растём, побеждаем!» по направленности является – физкультурно-спортивной; по структуре – профильной; по времени реализации – краткосрочной; по уровню освоения – ознакомительной.
Соревнование по прыжкам на резинке — популярная дворовая игра 70-х–2000-х годов, которая развивает ловкость, координацию и чувство ритма, социальные навыки. Программа возрождает традиционные активные игры детей в цифровую эпоху.
Уровень освоения: стартовый. Модель реализации программы – линейная традиционная. Программа соответствуют стартовому уровню сложности, при организации обучения используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, предполагающие минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания. Примечание: для групп с ОВЗ возможна адаптация ‒ использование широкой резинки и упрощенных комбинаций.
Государственные и ведомственные нормативные документы, определяющие и регламентирующие образовательный процесс по данной программе:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2023 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (в ред. от 21.04.2023 г.);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 "Об утверждении СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- - Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 29 августа
2024 г. № Р-160 "Об объявлении 2025 года Годом детского отдыха в системе образования";
- Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка» (Приказ управления образования администрации города Донецка от 27.10.2021 № 331) и другие локальные нормативные акты.
Методические рекомендации:
1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) (Приложение к письму Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);
2. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05);
3. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. заместителем министра просвещения Российской Федерации М.Н. Раковой 28.06.2019 № МР-81/02вн).
4. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. (Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций").
5. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями) (Письмо Минпросвещения России от 31.07.2023 N 04-423 "Об исполнении протокола").
Актуальность. Актуальность образовательной программы «Прыжок в лето: играем, растём, побеждаем!» особенно возрастает в свете объявления 2025 года Годом детского отдыха в системе образования Российской Федерации.
Программа развивает координацию, физическую выносливость и социальные навыки. Возрождает популярную дворовую игру, относящуюся к категории «Дворовая классика».
Педагогическая целесообразность. Программа «Прыжок в лето: играем, растём, побеждаем!» обоснована с точки зрения педагогики, психологии и физиологии детей младшего и среднего школьного возраста. Ее внедрение в образовательный или досуговый процесс способствует решению ключевых задач развития ребенка: физическое развитие и здоровьесбережение, социально-коммуникативное развитие; когнитивное и эмоциональное развитие; инклюзивность и адаптивность.
Образовательная программа не только возвращает забытый формат активного досуга, но и комплексно развивает ребенка, сочетая физическую активность, социальное взаимодействие и когнитивную нагрузку. Это делает ее педагогически целесообразной для включения в школьные, лагерные или дворовые проекты.
Отличительные особенности данной образовательной программы
1. Универсальность и доступность
⦁ Минимальный инвентарь – требуется только резинка (3–4 м), что делает программу экономичной и удобной для реализации в любых условиях (школа, двор, лагерь). ⦁ Не требует специальной подготовки – подходит для детей с разным уровнем физической подготовки.
2. Комплексное развитие ребенка
⦁ Физический аспект – развивает ловкость, координацию, выносливость и чувство ритма. ⦁ Социальный аспект – учит взаимодействию в команде, соблюдению правил и поддержке сверстников.
⦁ Когнитивный аспект – тренирует память (запоминание комбинаций) и креативность (создание новых прыжков).
3. Гибкость и вариативность
⦁ Разные уровни сложности – от простых прыжков («пешеходы») до продвинутых («конфетка», «березка с поворотом»).
⦁ Адаптация под аудиторию – возможность упрощения правил для младших детей или детей с ОВЗ.
⦁ Интеграция с другими дисциплинами – связь с историей (игры разных стран), музыкой (прыжки под ритм), ИЗО (рисование схем прыжков).
4. Интерактивность и игровая мотивация
⦁ Соревновательные элементы – турниры, эстафеты, челленджи.
⦁ Творческие задания – создание видео-роликов, придумывание своих правил.
⦁ Геймификация – система уровней («новичок», «профи», «чемпион»), награды за достижения.
5. Краткосрочность и интенсивность
⦁ Рассчитана на 8 часов, что идеально подходит для лагерных смен или школьных каникулярных программ.
⦁ Позволяет быстро увидеть результат – дети осваивают базовые упражнения уже на 1-2 занятии.
Адресат программы
Возраст учащихся, срок реализации, формы и режим занятий
Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте от 7 до 12 лет. Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу в режиме, возможно иное расписание по выбору педагога или в соответствии с условиями реализации.
Объем реализации дополнительной образовательной программы ‒ 8 учебных часов. Длительность реализации программы может определяться длительностью работы летнего лагеря или летней площадки.
Формы обучения – очная. Форма организации: групповая (8–10 человек).
1.3. Цель и задачи
Цель. Развитие ловкости и командного духа в процессе освоения правил и техники игры «прыжки через резиночку».
Задачи обучающие:
- Обучить базовым комбинациям прыжков.
- Развить чувство ритма и координацию.
- Воспитать уважение к правилам игры и соперникам.
Задачи развивающие:
- Развитие координации, ловкости и баланса через прыжковые комбинации.
- Укрепление мышц ног, стоп и спины для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.
- Тренировка сердечно-сосудистой системы за счёт умеренной кардионагрузки.
- Совершенствование гибкости и подвижности суставов.
- Формирование правильного дыхательного ритма во время физической активности. Задачи воспитательные:
- Развитие командного духа и взаимопомощи в групповых играх.
- Улучшение навыков общения через совместное выполнение заданий.
- Формирование чувства справедливости и уважения к правилам игры.
1.2. Особенности организации образовательного процесса
Условия набора: по предварительному объявлению. При приёме в кружок учитывается только личное желание обучающихся заниматься игровой деятельностью физкультурно-спортивной направленности. Требуется справка из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к физической активности.
Наполняемость учебной группы – 10-12 человек.
Формы занятий:
– по количеству детей: групповые;
– по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей:
практическое занятие.
– по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, подведения итогов.
Виды занятий по программе: практические занятия, коллективное творческое дело, турнир.
1.4. Ожидаемые результаты
Учащийся будет знать:
- сведения об истории игры.
- правила игры.
Учащийся будет уметь:
- выполнять 3–5 уровней сложности прыжков.
- играть в команде и считать очки.
- улучшат физическую форму (прыгучесть, баланс).
Ожидаемые личностные результаты:
1. Развитие волевых качеств
- Формирование настойчивости – стремление добиваться успеха, даже если не получается с первого раза.
- Умение преодолевать трудности – готовность пробовать сложные уровни и не сдаваться.
- Развитие дисциплинированности – соблюдение правил игры и графика тренировок.
2. Укрепление эмоционального интеллекта
- Умение контролировать эмоции – спокойно реагировать на проигрыши и радоваться победам.
- Развитие стрессоустойчивости – способность сохранять спокойствие в соревновательных моментах.
- Повышение уверенности в себе – гордость за освоение новых комбинаций и уровней.
3. Развитие социальных навыков
- Умение работать в команде – поддержка партнёров, совместное решение задач.
- Формирование чувства справедливости – честное судейство, уважение к соперникам.
- Развитие коммуникабельности – обсуждение правил, обмен опытом, дружеское общение.
4. Формирование позитивного отношения к здоровью
- Осознание важности физической активности как части здорового образа жизни.
1.5. Содержание программы. Учебный план
№ п/ п |
Раздел программы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
1. |
Вводное занятие. Знакомство с игрой. |
0,2 |
0,8 |
1 |
Вводный, педагогическое наблюдение |
2. |
Базовые комбинации |
0,2 |
1,8 |
2 |
Текущий, педагогическое наблюдение |
3. |
Сложные уровни |
0,2 |
3,8 |
4 |
Текущий, педагогическое наблюдение |
4. |
Итоговое занятие. Турнир. |
0,2 |
0,8 |
1 |
Текущий, педагогическое наблюдение |
Всего |
4 |
14 |
8 |
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вводное занятие (1 час). Теория:
- Знакомство с игрой. История, правила.
- Правила безопасности (выбор места, обуви, длины резинки).
- Виды резинок и оптимальное количество игроков.
Практика:
- Настройка резинки (высота, натяжение).
- Простые прыжки для разминки. - Первые прыжки (уровень «по щиколотку»).
2. Базовые уровни и прыжки (2 часа) Теория:
- Уровни высоты резинки (щиколотки, колени, бедра, талия).
- Основные термины: «пешеходы», «березка», «ступеньки».
Практика:
- Прыжки на 1-м уровне:
- «Пешеходы» (вход/выход).
- «Березка» (прыжок с зацепом).
- «Ступеньки» (попеременные прыжки).
- Упражнения на координацию.
3. Сложные уровни (3 часа).
3.1. Классические комбинации.
Теория:
- Последовательность прыжков в традиционных вариантах игры.
- Распространенные ошибки и как их избежать.
Практика:
- Разучивание комбинаций:
- «Конфетка» (перекрещивание ног).
- «Бантик» (прыжок с поворотом).
- «Платочек» (прыжки с касанием резинки).
- Игра в парах и тройках.
3.2. Усложненные элементы.
Теория:
- Прыжки с повышенной сложностью: «вертолет», «качели».
- Варианты с дополнительными движениями (хлопки, повороты).
Практика:
- Тренировка сложных элементов:
- «Вертолет» (прыжок с вращением).
- «Качели» (раскачивание резинки).
- Игры на выбывание.
3.3. Командные игры и соревнования. Теория:
- Правила командных состязаний.
Практика:
- Эстафеты с резиночкой.
- Турнир на звание «Покорителя резиночки».
3.4. Творческие вариации. Теория:
- Как придумать свои прыжки и правила.
- Примеры нестандартных игр (резинка + скакалка, музыкальная резиночка).
Практика:
- Изобретение и демонстрация новых комбинаций. - Финальная игра с использованием всех изученных техник.
4. Итоговое занятие (1 час) - Проведение финального турнира.
- Награждение самых ловких игроков.
- Чаепитие с обсуждением впечатлений.
II. Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
Год обучения |
Дата начала обучения |
Дата окончания обучения |
Всего учебных недель |
Количеств о учебных часов |
Режим занятий |
1-й |
Согласно плану учреждения |
Согласно плану учреждения |
2 недели |
2 часа в неделю |
2 раза по 1 часу
|
2.2. Условия реализации образовательной программы
Материально-техническое обеспечение образовательной программы 2.1. Материалы:
- Резинка (5–6 м, шириной 3–4 см).
- Меловая разметка (для зон прыжков).
- Жетоны для учета очков.
- Цифровой компонент: телефон с мобильным приложением для замедленной съемки (например, Slow Motion Video) на усмотрение педагога.
2.3. Формы и способы проверки результативности программы Виды контроля: вводный, промежуточный и завершающий.
Формы контроля: фронтальный, групповой, самоконтроль.
Формы организации контроля:
- Показательные выступления (демонстрация комбинаций).
- Мини-турнир с вручением грамот.
Критерии оценивания:
- Четкость выполнения прыжков.
- Количество ошибок. - Умение работать в команде.
2.4. Методическое обеспечение: - Видео с примерами прыжков. - Схемы-подсказки с комбинациями.
Приложения:
- Правила игры в резиночку (раздаточный материал).
- Дипломы для участников.
Список литературы
1. Веселая резиночка - подвижная игра для общего физического развития [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть. – 15.11.2022. – Режим доступа:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2022/11/15/veselaya-rezinochka-podvizhnaya-igradlya-obshchego-vizicheskogo (дата обращения: 15.11.2022).
2. Игра в резиночку: правила и схемы [Электронный ресурс] // Sibmama.ru. - URL: https://sibmama.ru/rezinochka.htm (дата обращения: 01.06.2023).
3. Схемы для прыжков в резиночку [Электронный ресурс] // Блог Банды Умников. – Режим доступа: https://bandaumnikov.ru/blog/shemy-prygki-v-rezinochku/ (дата обращения:
15.11.2022).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.