Краткосрочная образовательная программа "Прыжок в лето: играем, растём, побеждаем!" для летней площадки

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 12.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Краткосрочная программа «Прыжок в лето: играем, растём, побеждаем!» — это 8 часов динамичных занятий, где ребята 7–12 лет осваивают классическую игру в резиночку! Просто и доступно: минимум инвентаря (только резинка!), азарт и польза для здоровья. Развивает всё: ловкость, командный дух, память и креативность через прыжковые комбинации. Гибкий формат: идеально для лагеря, школьных каникул или дворовых проектов.
Иконка файла материала ДООП Игра в резиночку.pdf

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дворец детского и юношеского творчества  Кировского района города Донецка»

 

 

СОГЛАСОВАНО          УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом ДДЮТ    приказом ДДЮТ

              Кировского района г. Донецка             Кировского района г. Донецка

               (протокол от 30.05.2025 № 2)                       от 02.06.2025 № 99

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

Физкультурно-спортивной направленности

 

 

 

«Прыжок в лето: играем, растём, побеждаем!»

(коллективная игровая деятельность)

 

Возраст обучающихся от 7 до 12 лет

Объем реализации: 8 часов

Уровень освоения: стартовый

 

 

 

 

Сокур Ольга Александровна,  методист

 

 

 

Донецк – 2025

Раздел I. Комплекс основных характеристик 

 

1.1. Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы

 Образовательная программа кружка «Прыжок в лето: играем, растём, побеждаем!»  по направленности является – физкультурно-спортивной; по структуре – профильной; по времени реализации – краткосрочной; по уровню освоения – ознакомительной.

Соревнование по прыжкам на резинке — популярная дворовая игра 70-х–2000-х годов, которая развивает ловкость, координацию и чувство ритма, социальные навыки. Программа возрождает традиционные активные игры детей в цифровую эпоху.

 

Уровень освоения: стартовый. Модель реализации программы – линейная традиционная. Программа соответствуют стартовому уровню сложности, при организации обучения используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, предполагающие минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания. Примечание: для групп с ОВЗ возможна адаптация ‒ использование широкой резинки и упрощенных комбинаций.

 

Государственные и ведомственные нормативные документы, определяющие и регламентирующие образовательный процесс по данной программе:

-                     Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-                     Концепция развития дополнительного образования детей до 2023 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);

-                     Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

-                     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного

образования детей» (в ред. от 21.04.2023 г.);

-                     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-                     Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 "Об утверждении СП 2.4.3648-20 "Санитарно­эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-                     Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";

-                     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

-                     - Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 29 августа

2024 г. № Р-160 "Об объявлении 2025 года Годом детского отдыха в системе образования";

- Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка» (Приказ управления образования администрации города Донецка от 27.10.2021 № 331) и другие локальные нормативные акты. 

Методические рекомендации:

1.                  Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) (Приложение к письму Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);

2.                  Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05); 

3.                  Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. заместителем министра просвещения Российской Федерации М.Н. Раковой 28.06.2019 № МР-81/02вн).

4.                  Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. (Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций").

5.                  Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями) (Письмо Минпросвещения России от 31.07.2023 N 04-423 "Об исполнении протокола").

 

Актуальность. Актуальность образовательной программы «Прыжок в лето: играем, растём, побеждаем!» особенно возрастает в свете объявления 2025 года Годом детского отдыха в системе образования Российской Федерации.

 Программа развивает координацию, физическую выносливость и социальные навыки. Возрождает популярную дворовую игру, относящуюся к категории «Дворовая классика».

 

Педагогическая целесообразность. Программа «Прыжок в лето: играем, растём, побеждаем!» обоснована с точки зрения педагогики, психологии и физиологии детей младшего и среднего школьного возраста. Ее внедрение в образовательный или досуговый процесс способствует решению ключевых задач развития ребенка: физическое развитие и здоровьесбережение, социально-коммуникативное развитие; когнитивное и эмоциональное развитие; инклюзивность и адаптивность.

Образовательная программа не только возвращает забытый формат активного досуга, но и комплексно развивает ребенка, сочетая физическую активность, социальное взаимодействие и когнитивную нагрузку. Это делает ее педагогически целесообразной для включения в школьные, лагерные или дворовые проекты.

Отличительные особенности данной образовательной программы

1.  Универсальность и доступность

Минимальный инвентарь – требуется только резинка (3–4 м), что делает программу экономичной и удобной для реализации в любых условиях (школа, двор, лагерь). Не требует специальной подготовки – подходит для детей с разным уровнем физической подготовки.

2.  Комплексное развитие ребенка

Физический аспект – развивает ловкость, координацию, выносливость и чувство ритма. Социальный аспект – учит взаимодействию в команде, соблюдению правил и поддержке сверстников.

Когнитивный аспект – тренирует память (запоминание комбинаций) и креативность (создание новых прыжков).

3.  Гибкость и вариативность

Разные уровни сложности – от простых прыжков («пешеходы») до продвинутых («конфетка», «березка с поворотом»).

Адаптация под аудиторию – возможность упрощения правил для младших детей или детей с ОВЗ.

Интеграция с другими дисциплинами – связь с историей (игры разных стран), музыкой (прыжки под ритм), ИЗО (рисование схем прыжков).

4.  Интерактивность и игровая мотивация

Соревновательные элементы – турниры, эстафеты, челленджи.

Творческие задания – создание видео-роликов, придумывание своих правил.

Геймификация – система уровней («новичок», «профи», «чемпион»), награды за достижения.

5.  Краткосрочность и интенсивность

Рассчитана на 8 часов, что идеально подходит для лагерных смен или школьных каникулярных программ.

Позволяет быстро увидеть результат – дети осваивают базовые упражнения уже на 1-2 занятии.

 

Адресат программы

Возраст учащихся, срок реализации, формы и режим занятий

Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте от 7 до 12 лет.  Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу в режиме, возможно иное расписание по выбору педагога или в соответствии с условиями реализации.

 

Объем реализации дополнительной образовательной программы ‒ 8 учебных часов. Длительность реализации программы может определяться длительностью работы летнего лагеря или летней площадки.

Формы обучения – очная. Форма организации: групповая (8–10 человек).  

 

1.3. Цель и задачи  

Цель. Развитие ловкости и командного духа в процессе освоения правил и техники игры «прыжки через резиночку».

 

Задачи обучающие:  

-  Обучить базовым комбинациям прыжков.  

-  Развить чувство ритма и координацию.  

-  Воспитать уважение к правилам игры и соперникам.  

Задачи развивающие:  

-  Развитие координации, ловкости и баланса через прыжковые комбинации.  

-  Укрепление мышц ног, стоп и спины для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.  

-  Тренировка сердечно-сосудистой системы за счёт умеренной кардионагрузки.

-  Совершенствование гибкости и подвижности суставов.  

-  Формирование правильного дыхательного ритма во время физической активности. Задачи воспитательные:  

-  Развитие командного духа и взаимопомощи в групповых играх.  

-  Улучшение навыков общения через совместное выполнение заданий.  

-  Формирование чувства справедливости и уважения к правилам игры.  

 

1.2. Особенности организации образовательного процесса 

Условия набора: по предварительному объявлению. При приёме в кружок учитывается только личное желание обучающихся заниматься игровой деятельностью физкультурно-спортивной направленности. Требуется справка из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к физической активности.

Наполняемость учебной группы – 10-12 человек. 

Формы занятий:

                    по количеству детей: групповые;

                    по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей:

практическое занятие.

                    по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, подведения итогов.

Виды занятий по программе: практические занятия, коллективное творческое дело, турнир.

 

1.4. Ожидаемые результаты

            Учащийся будет знать:

-  сведения об истории игры.

-  правила игры.

            Учащийся будет уметь:

-  выполнять 3–5 уровней сложности прыжков.  

-  играть в команде и считать очки.  

-  улучшат физическую форму (прыгучесть, баланс).  

            Ожидаемые личностные результаты:

1. Развитие волевых качеств  

-  Формирование настойчивости – стремление добиваться успеха, даже если не получается с первого раза.  

-  Умение преодолевать трудности – готовность пробовать сложные уровни и не сдаваться.  

-  Развитие дисциплинированности – соблюдение правил игры и графика тренировок.  

2. Укрепление эмоционального интеллекта  

-  Умение контролировать эмоции – спокойно реагировать на проигрыши и радоваться победам.  

-  Развитие стрессоустойчивости – способность сохранять спокойствие в соревновательных моментах.  

-  Повышение уверенности в себе – гордость за освоение новых комбинаций и уровней.  

3. Развитие социальных навыков   

-  Умение работать в команде – поддержка партнёров, совместное решение задач.  

-  Формирование чувства справедливости – честное судейство, уважение к соперникам.  

-  Развитие коммуникабельности – обсуждение правил, обмен опытом, дружеское общение.  

4. Формирование позитивного отношения к здоровью  

-  Осознание важности физической активности как части здорового образа жизни.  

 

1.5. Содержание программы. Учебный план 

№  п/ п

Раздел программы

Количество часов

 

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1.  

Вводное занятие. 

Знакомство с игрой. 

0,2

0,8

1

Вводный, педагогическое наблюдение

2.  

Базовые комбинации

0,2

1,8

2

Текущий, педагогическое наблюдение

3.  

Сложные уровни

0,2

3,8

4

Текущий, педагогическое наблюдение

4.  

Итоговое занятие. Турнир.

0,2

0,8

1

Текущий, педагогическое наблюдение

Всего

4

14

8

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вводное занятие (1 час).   Теория:  

-  Знакомство с игрой. История, правила.

-  Правила безопасности (выбор места, обуви, длины резинки).  

-  Виды резинок и оптимальное количество игроков.  

Практика:  

-  Настройка резинки (высота, натяжение).  

-  Простые прыжки для разминки.   - Первые прыжки (уровень «по щиколотку»).

 

2. Базовые уровни и прыжки (2 часа)   Теория:  

-  Уровни высоты резинки (щиколотки, колени, бедра, талия).  

-  Основные термины: «пешеходы», «березка», «ступеньки».  

Практика:  

-  Прыжки на 1-м уровне:  

-  «Пешеходы» (вход/выход).  

-  «Березка» (прыжок с зацепом).  

-  «Ступеньки» (попеременные прыжки).  

-  Упражнения на координацию.  

 

3.  Сложные уровни (3 часа).  

3.1. Классические комбинации. 

Теория:  

-  Последовательность прыжков в традиционных вариантах игры.  

-  Распространенные ошибки и как их избежать.  

Практика:  

-  Разучивание комбинаций:  

-  «Конфетка» (перекрещивание ног).  

-  «Бантик» (прыжок с поворотом).  

-  «Платочек» (прыжки с касанием резинки).  

-  Игра в парах и тройках.  

3.2. Усложненные элементы. 

Теория:  

-  Прыжки с повышенной сложностью: «вертолет», «качели».  

-  Варианты с дополнительными движениями (хлопки, повороты).  

Практика:  

-  Тренировка сложных элементов:  

-  «Вертолет» (прыжок с вращением).  

-  «Качели» (раскачивание резинки).  

-  Игры на выбывание.  

3.3. Командные игры и соревнования.  Теория:  

-  Правила командных состязаний.  

Практика:  

-  Эстафеты с резиночкой.  

-  Турнир на звание «Покорителя резиночки».  

3.4. Творческие вариации. Теория:  

-  Как придумать свои прыжки и правила.  

-  Примеры нестандартных игр (резинка + скакалка, музыкальная резиночка).  

Практика:  

-  Изобретение и демонстрация новых комбинаций.   - Финальная игра с использованием всех изученных техник.  

 

4. Итоговое занятие (1 час)   - Проведение финального турнира.

-  Награждение самых ловких игроков.  

-  Чаепитие с обсуждением впечатлений.  

             

II. Комплекс организационно-педагогических условий,  включая формы аттестации

2.1.  Календарный учебный график 

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количеств о учебных часов

Режим занятий

1-й

Согласно плану учреждения

Согласно плану учреждения

2 недели

2 часа в неделю

2 раза по 1 часу

 

 

2.2.  Условия реализации образовательной программы

Материально-техническое обеспечение образовательной программы 2.1. Материалы:  

-  Резинка (5–6 м, шириной 3–4 см).  

-  Меловая разметка (для зон прыжков).  

-  Жетоны для учета очков. 

-  Цифровой компонент: телефон с мобильным приложением для замедленной съемки (например, Slow Motion Video) на усмотрение педагога.

 

2.3. Формы и способы проверки результативности программы Виды контроля: вводный, промежуточный и завершающий.

Формы контроля: фронтальный, групповой, самоконтроль.

Формы организации контроля:

-  Показательные выступления (демонстрация комбинаций).  

-  Мини-турнир с вручением грамот.  

 

Критерии оценивания:  

-  Четкость выполнения прыжков.  

-  Количество ошибок.   - Умение работать в команде.  

 

2.4. Методическое обеспечение:   - Видео с примерами прыжков.   - Схемы-подсказки с комбинациями.  

 

Приложения:  

-  Правила игры в резиночку (раздаточный материал).  

-  Дипломы для участников.  

 

Список литературы

1.                    Веселая резиночка - подвижная игра для общего физического развития [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть. – 15.11.2022. – Режим доступа:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2022/11/15/veselaya-rezinochka-podvizhnaya-igradlya-obshchego-vizicheskogo (дата обращения: 15.11.2022).

2.                    Игра в резиночку: правила и схемы [Электронный ресурс] // Sibmama.ru. - URL: https://sibmama.ru/rezinochka.htm (дата обращения: 01.06.2023).

3.                    Схемы для прыжков в резиночку [Электронный ресурс] // Блог Банды Умников. – Режим доступа: https://bandaumnikov.ru/blog/shemy-prygki-v-rezinochku/ (дата обращения:

15.11.2022).