Пояснительная записка
Программа кружка «История родного края» представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков, воспитание уважения к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить.
Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «История родного края», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.
Ведущей идеей программы «История родного края» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.
Общая характеристика программы:
Цель:
- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
• формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к родному краю;
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу, строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов и форм создаст условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой России, Липецкой области, родного города Липецк;
- сообщения учащихся на различные темы;
- конкурсы, игры, праздники;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:
• инициирование и поддержание самоуправления в группах;
• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
• организация воспитывающей предметно – эстетической среды, окружающей школьников;
• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта
подражания;
• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
I. Содержание курса внеурочной деятельности.
1 класс
1.Введение.
(Что изучает краеведение? Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Как можно узнать, что происходило в прошлом.)
2. Мой дом.
(Понятие «дом» (дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека.)
3. Мир твоего дома.
(Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.)
4. Жизнь каждого члена семьи.
(Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».)
5. Отношения в семье.
(Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.)
6. Моя родословная.
(Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.)
7. Я и мое имя.
(Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и Ангел-Хранитель. Именины.)
8. Моей области 70 лет.
(История создания Липецкой области. символы и достопримечательности городов и сел. Экономическое значение региона.)
9. История возникновения Липецка.
(История создания города. Развитие производства и курорта. Знаменитые горожане.)
10.Рождественский кафедральный собор г.Липецка Видео-экскурсия
(Видео-экскурсия погружение в кафедральный собор города. История строительства. Важность собора в жизни города.)
11. Липецк сегодня. Просмотр презентаций.
(Как в настоящее время выглядит город. Красивые места. Стратегические предприятия. Знаменитые жители.)
12. Конкурс рисунков «Мой город».
(Конкурс и выставка рисунков школьников. Анализ образов и важность изображенных объектов.)
13. Чьи имена носят улицы нашего города.
(История названия улиц, их роль в жизни современного человека. Знаменитые личности страны и земляки, в честь которых названы улицы. Игра «Соотнеси картинку».)
14-15. Проект «Улицы моего города»
(Поиск информации, анализ данных и разработка проектов. Создание презентаций. Коллективная защита проектов.)
16. Заочное путешествие по древнему Липецку.
(Рассказ о древнем городе. Просмотр видео. Анализ фотографий. Мини-квест «В прошлое».)
17. Экскурсия в краеведческий музей.
(Назначение предметов крестьянского быта.)
18. Погода нашей местности (тепло, холод, облачность, осадки)
(Особенности климата и погодных условий региона. Игра «Охарактеризуй».)
19. Викторина "Сезонные изменения в природе".
(Закрепление знаний о характеристиках времен года в Липецкой области. Игра-викторина «Сезонные изменения в природе».)
20. Растения и животные вокруг нас. Бережное отношение к растениям. Милосердное отношение к братьям нашим меньшим.
(Беседа о важности милосердного отношения к животным. Игра «Помогите братьям нашим меньшим». Составление волшебной сказки о помощи животным.)
21. Растения сада и огорода.
(Рассказ о растениях, произрастающих в саду и огороде. Важность полива и ухода за растениями. Полезные свойства овощей, фруктов и трав.)
22. Знакомство с гимном Липецкой области.
(Знакомство с гимном области. Разучивание гимна. Составление музыкальной композиции. Проба навыков монтажа для оформления гимна Липецкой области.)
23. Культурные памятники нашего города.
(Освещение главных культурных памятников города. Обоснование их важности, знакомство с краткой истерией появления. Игра «Зеркало».)
24-25. Художественные промыслы. Экскурсия в художественный музей.
(Знакомство с важными художественными композициями картинной галереи. Закрепление правил и норм поведения в музее. Экскурсия в художественный музей.)
26. Посещение драматического театра.
(Экскурсия «В закулисье». Просмотр детского спектакля.)
27-28-. Экскурсия по городу «Град Петра»
(Рассказ учителя о достопримечательностях города. Посещение Нижнего парка, Липецкого Бювета, памятника Петру 1…)
29. Встреча с писателями и поэтами
(Знакомство со знаменитыми липчанами-поэтами. Чтение стихотворений о городе, детстве, весне, дне Победы. Диалог на равных с поэтами города.)
30. Чтение рассказов о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны.
(Знакомство с биографией писателей. Чтение рассказов о подвиде в ВОв. Подвиг предков, как шанс для нового поколения.)
31. Наш современный город
(Интерактивная игра «Карта Липецка» с информацией о городе и заданиями.)
32. Экскурсия на предприятие
(Знакомство с работой предприятий города Липецка)
33. Обобщающий урок «Знатоки родного края».
(Квиз-игра с заданиями по прошедшему курсу)
2 класс
1.Моя семья. Профессии моих родителей.
(Закрепление важности семьи в современном обществе. Семейный труд. Обязанности в семье и профессиональная занятость родителей.)
2. Взаимоотношения в семье. Чтение стихов о маме, папе, бабушке и дедушке.
(Уважение и забота о родных. Знакомство со стихами липецких поэтов о семье. Анализ ситуаций из «семейного архива».)
3. Почитание родителей. Чтение библейских историй.
(Просмотр фильма «Старый дед и внук». Анализ ситуации и важность уважения к старшему поколению.)
4. Составление родословной. Что я знаю о своих бабушках и дедушках.
(Составление рассказа о своей семье. Примеры родословных знатных династий Российской империи.)
5-6. Проект «Родословная моей семьи»
(Сбор информации о истории семьи. Подготовка фотографий и личных данных о родных. Творческая работа «Моя родословная».)
7. История моей семьи.
(Рассказ учителя о важности помнить и сохранять историю происхождения семья. Государственные традиции образования семьи. Дискуссия «На взаимопонимании и любви строится семья».)
8. Традиции и праздники моей семьи. Выставка поделок.
(Знакомство с основными праздниками в жизни каждого человека. Выставка поделок и фотографий «Традиции моей семьи».)
9. Составление кроссворда «Профессии моих родственников»
(Важность любить выбранное дела и работать на благо государства. Творческая работа по составлению кроссворда.)
10. С чего всё начиналось. Основатель г. Липецк.
(История создания города. Рассказ о знаменитых горожанах и гостях города. Региональный центр как металлургическая столица Черноземья.)
11. Город-курорт минеральных вод.
(Истрия курорта. Император и минеральная вода. Бювет в современное время.)
12. Рождественский собор. Экскурсия.
(Беседа о истории собора. Главные святыни храма. Экскурсия.)
13-14. Просмотр презентаций «Липецк – моя малая родина».
(Знакомство с историей образования и развития Липецкой области. Важные объекты Липецка. Закрепления понятий «Родина», «малая родина».)
15. Первые постройки.
(История города Липецк от истоков. Знакомство с первыми постройками. Изучение архивных фотографий Липецка прошлого века.)
16. Свято-Успенский монастырь.
(Виртуальная экскурсия по монастырю Липецка. Знакомство со святыними и укладом обители. Понятие «монастырь», «кельи», «послушание».)
17. Небесные покровители и спасители земли русской. Явление Божией матери под Ельцом.
(Беседа «Из истории походов на Русь». Игра-погружение «Тамерлан и Богородица, как вера спасает русскую землю».)
18. Святые источники Липецкого края
(Знакомство с понятием «источник». Обобщение знаний о целебных свойствах святой воды. Составление карты «Источники родного края».)
19. Деревья, кустарники, травы нашей местности.
(Знакомство с флорой региона. Понимание важности сохранения всех видов. Растения из Красной книги. Игра «Как мы можем помочь природе».)
20. Дикорастущие и культурные растения в Липецком районе.
(Рассказ о растениях. Приметы, по которым можно отличить культурные растения от дикорастущих. Важность ухода за растениями. Составление памятки «Правила выращивания комнатных растений».)
21. Дикие и домашние животные. Охрана растений и животных.
(Закрепление знаний о домашних животных. Правила ухода за питомцами. Сравнение диких и домашних животных. Важность сохранения видов. Правила охраны, борьба с браконьерством.)
22. Реки: Дон, Битюг, Воронеж, Быстрая Сосна, Красивая Меча, Матыра.
(Знакомство с особенностями рек региона. Охрана реки. Проект «Водоёмы нашего края»)
23. Беседа о состоянии зеленых насаждений около дома.
(Уход за саженцами. Оказание посильной практической помощи.)
24. Лекарственные растения нашей местности. Птицы нашей местности.
(Рассказ о лекарственных растениях региона. Растения и птицы из Красной книги. Забота о птицах.)
25-26. Чтение экологических сказок.
(Углубления понятия «экология». Правила экологической безопасности. Экология нашего города.)
27. Посещение библиотеки
(Литературная гостиная. Знакомство с правилами поведения в библиотеки. Рассказ о первых библиотеках, их важности и популярности в современном мире.)
28. Экскурсия в школьный музей.
(Знакомство с историей строительства и развития родной школы. Педагогический коллектив. Знаменитые выпускники.)
29. Традиционные праздники русского народа «Масленица», «Святки».
(Рассказ о традициях празднования народных гуляний. История праздников на Руси. Современные традиции. Игра-драматизация «Масленица пришла!».)
30-31. Посещение драматического театра.
(Закрепление правил поведения в театре. Дресс-код, нормы общения, профессионализмы. Просмотр детского спектакля.)
32. Знакомство с произведениями местных писателей: Тамара Алексеева «Сказка о Липецком крае»
(Знакомство с биографией писательницы. Чтение сказки. Иллюстрирование понравившихся фрагментов.)
33. Знакомство с произведениями местных поэтов, встречи с ними
(Чтение стихов о Родине, временах года, добре, праздниках, детстве Липецких поэтов. Игра «Стихоплет». Закомство и беседа с поэтом современником.)
34. Традиционные праздники города и области.
(Афиша праздников на лето. Знакомство с фестивалем «Липецкое городище», «В гостях у воеводы», «Петровские воды», «Раненбургское застолье», «Казачья застава». Как с пользой провести каникулы.)
3 класс
1. Моя семья. Мои ближайшие родственники и предки.
(Закрепление важности семьи. Традиционный семейный уклад предков. )
2. Традиции празднования именин.
(Рассказ о праздновании именин. Поиск информации о своем имени и известных людях, которые носят это имя. Знакомство с традициями празднования имении на Руси. Игра «Каравай»)
3. Вклад моих родителей в развитие города.
(Уточнение и систематизация знаний о подвигав предков, вкладе родных в развитие города, области и страны в целом.)
4-5. Конкурс сочинений «Все работы хороши»
(Оформление фотоальбома «Сохраните семейный альбом».)
6. Семья – это семь я.
(Что для меня семья. Взаимоотношения в семье. Помощь старшим. Забота о младших.)
7. Моя семья. Интересное в биографии моих родителей.
(Чтение мини-рассказов о интересных фактах из истории семьи. Забавные и занимательные истории, услышанные от бабушек и дедушек.)
8. История моей семьи в истории моей страны.
(Анализ исторических эпох, важных событий истории. Проведение параллели истории семьи и истории страны. Объяснение фразы «История семье – история Отечества».)
9. Создание проекта «Моя семья»
(Доработка родословных. Написание и защита проектов «Моя семья»)
10. Православные святыни Липецкой области. Задонск – второй Иерусалим.
(Виртуальная экскурсия по г.Задонск. Знакомство с православными святынями. Определение важности веры и религии в жизни страны и людей.)
11. Монастыри Лебедянской земли.
(Знакомство с термином «гражданская идентичность». Путешествие по святым места Лебедянского района. Отгадывание кроссворда. Игра на выявление гражданских качеств.)
12-13. Традиционная романовская игрушка.
(Знакомство с романовской игрушкой. Экскурсия в центр «Романовской игрушки». Традиционные узоры. Оформление игрушки.)
14. Кореневщина – прародина А.С.Пушкина
(Беседа о А.С.Пушкине и его биографии. Связь писателя с Липецкой землей. Традиционный праздник в усадьбе.)
15. Елец – старший брат Москвы.
(Просмотр видео о истории города. Знакомство с достопримечательностями. Беседа «Елец – город воинской славы».)
16. Экскурсия в музей «Городская управа»
(Посещение музея. Составление карты музея «Должен увидеть каждый».)
17. Липецк – металлургический гигант.
(Знакомство с предприятием НЛМК, его направленностью производства и стратегическим значением для региона и страны. История развития комбината.)
18. Железнодорожная станция Астапово и Л.Н.Толстой
(Лев Николаевич Толстой и Липецкий край. Станция Астапово и последние дни жизни писателя. Виртуальная экскурсия по станции.)
19. Районные центры и города Липецкой области. Достопримечательности региона (просмотр видеофильма).
(Рассказ про районы Липецкой области. Знакомство с природными и культурными достопримечательностями области. Игра «Наш край».)
20. Народы моей области. Проект «Города Липецкой области»
(Многонациональная Россия. Рассказ о народах, проживающих на территории Липецкой области. Составление интерактивной карты про районные центры области.)
21. Полезные ископаемые нашей местности.
(Рассказ о полезных ископаемых региона. Важности их применения и использования на благо человека. )
22. Растениеводство и животноводство края.
(Беседа о развитии отраслей в регионе. Игра-погружение «Я развиваю регион».)
23. Основные культуры, выращиваемые в крае.
(Сельское хозяйство, как ведущая отрасль региона. Что выращиваем и как перерабатываем.)
24. Основные сельскохозяйственные животные края.
(Рассказ о разведении крупного-рогатого скота в регионе. Как используются получившиеся продукты.)
25. Красная книга Липецкой области
(Беседа о Красной книге. Знакомство с растениями и животными, которые находятся под охраной. Составления памятки «Сохраним природу».)
26. Заповедники и заказники Липецкой области
(Рассказ учителя и просмотр видео о заповеднике «Галичья Гора». Знакомство с заказниками и памятниками природы Липецкой области.)
27. Конкурс «Знаешь ли ты свой край?»
(Проведение командного испытания по знаниям о Липецкой области.)
28. Участие в посадке деревьев (практическая работа).
(Экологическая акция «Посади дерево». Помощь волонтерам в высадке саженцев. Закрепление знаний о важности леса и необходимости заботы за молодыми деревьями.)
29. Экскурсия в музей народного и декоративно-прикладного искусства.
(Посещение музея.)
30. Посещение драматического театра.
(Закрепление правил поведения в театре. Дресс-код, нормы общения, профессионализмы. Просмотр детского спектакля.)
31. Проект «Национальные костюмы народов нашего края».
(Знакомство с национальными традициями костюмы. Рассказ про значение цветов и узоров. Встреча с В.Червяковым мастер-класс «Как ткать пояса».)
32. Писатели и поэты нашего края. Разучивание гимна города Липецк.
(Встреча с писателями и поэтами города Липецк. Беседа по интересующим вопросам. Популяризация чтения среди молодежи.)
33. Посещение центральной библиотеки города Липецк.
(Закрепления правил поведения в библиотеки. Экскурсия по библиотечному комплексу и беседа с библиотекарями.)
34. Возложение цветов на Площадь Героев.
(Рассказ о героях ВОв. Викторина «В памяти…». Возложение цветов к мемориальному комплексу.)
4 класс
1-2. Твоя родословная. Проекты.
(Обобщение информации по истории семьи. Доработка проектов «Родословная».)
3. Христианская семья. Библейские истории о взаимоотношениях в семье.
(Знакомство с христианскими семейными ценностями. Рассказ о взаимоотношении в семье с точки зрения Библии. Игра-диалог «Традиции семьи».)
4. Конкурс сочинений о семье.
(Предварительная работа над созданием сочинений о семье. Публичное чтение и анализ творческих работ.)
5-6. Защитники Отечества в моей семье. Проекты.
(Беседа о защитниках Родины. Герои в каждой семье. Работа над мини-проектами «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Знакомство с биографиями предков и их подвигами.)
7.Создание презентации «Моя семья».
(Работа с ИКТ оборудованием. Составление презентации о семье, с соблюдение информационной культуры.)
8 -9. Наши земляки-защитники Отечества в годы Великой Отечественной войны.
(Беседа о подвигах липчан в ВОв. Памятники героям и событиям на территории области.)
10. Труженики тыла г.Липецка фронту.
(Рассказ о героях труда. Диалог «Труженики тыла приближали Победу». Викторина «Важен каждый».)
11-12. Исследовательские проекты «Спасибо деду за Победу!».
(Работа над групповыми проектами о ВОв. Составление презентаций и публичная защита работ.)
13. Символы районов Липецкой области: г.Липецк., Липецкий район, Елецкий район.
(Рассказ об особенностях районов и городов. Достопримечательности. Знаменитые земляки. Культурные события. Символы районных центров: герб, флаг, гимн.)
14. Символы районов Липецкой области: Воловский район, Грязинский район.
(Рассказ об особенностях районов и городов. Достопримечательности. Знаменитые земляки. Культурные события. Символы районных центров: герб, флаг, гимн.)
15. Символы районов Липецкой области: Добринский район, Данковский район.
(Рассказ об особенностях районов и городов. Достопримечательности. Знаменитые земляки. Культурные события. Символы районных центров: герб, флаг, гимн.)
16. Символы районов Липецкой области: Добровский район, Долгоруковский район.
(Рассказ об особенностях районов и городов. Достопримечательности. Знаменитые земляки. Культурные события. Символы районных центров: герб, флаг, гимн.)
17. Символы районов Липецкой области: Задонский район, Измалковский район.
(Рассказ об особенностях районов и городов. Достопримечательности. Знаменитые земляки. Культурные события. Символы районных центров: герб, флаг, гимн.)
18. Символы районов Липецкой области: Краснинский район, Лебедянский район.
(Рассказ об особенностях районов и городов. Достопримечательности. Знаменитые земляки. Культурные события. Символы районных центров: герб, флаг, гимн.)
19. Символы районов Липецкой области: Лев-Толстовский район, Становлянский район.
(Рассказ об особенностях районов и городов. Достопримечательности. Знаменитые земляки. Культурные события. Символы районных центров: герб, флаг, гимн.)
20. Символы районов Липецкой области: Тербунский район, Усманский район.
(Рассказ об особенностях районов и городов. Достопримечательности. Знаменитые земляки. Культурные события. Символы районных центров: герб, флаг, гимн.)
21. Символы районов Липецкой области: Хлевенский район, Чаплыгинский район.
(Рассказ об особенностях районов и городов. Достопримечательности. Знаменитые земляки. Культурные события. Символы районных центров: герб, флаг, гимн.)
22. Игра «Символика районов»
(Обобщение знаний о районных центрах. Игра «Моя область», «Символы района».)
23. Поверхность нашего края. Подземные богатства края, их охрана.
(Беседа «Что прячется под землей». Какие богатства можно найти в почве области. Составление памятки «Как сохранить полезные ископаемые».)
24. Водоёмы нашего края.
(Рассказ о водных объектах области. Охраняемые озера. Составление схемы от озера до болота.)
25. Леса и луга нашего края.
(Изучение презентации «Лес и луг». Знакомство с разнообразием растений в лугах региона и лесах. Ответы на вопрос: Что мы можем сделать для развитие леса?)
26. Охрана природы.
(Беседа о важности сохранения природы. Решение в командах задач по сохранению и развитию природных объектов.)
27. Что даёт наш край стране.
(Рассказ о продукциях региона. Знакомство со стратегическими планами развития продукции области.)
28. Каким бы ты хотел видеть родной край в будущем. Конкурсы рисунков и сочинений.
(Обобщение знаний о регионе. Проведение конкурсов рисунков и сочинений о будущем области и города.)
29. Люди, прославившие наш город.
(Рассказ о подвиге липчан в ВОв. Знакомство с историями прославленных земляков.)
30. Экологические проблемы Липецкой области. Пути их решения.
(Обобщение знаний об экологии и экологических проблемах региона. Кейс-игра «Решение», разработка креативных идей решиняс современных проблем экологии.)
31. Экскурсия на промышленные предприятия города
(Посещение предприятия города. Знакомство с продукцией. История образования предприятия и важность для области.)
32. Презентация – викторина «Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей!»
(Систематизация знаний о г.Липецке и регионе. Викторина на знание достопримечательностей, знаменитых личностей, предприятий и культурных событий области.)
33. Посещение драматического театра
(Закрепление правил поведения в театре. Дресс-код, нормы общения, профессионализмы. Просмотр детского спектакля.)
34. Просмотр видеофильма о Липецкой земле. Достопримечательности Липецкой области
(Обобщение знаний, освоенных в рамках курса. Просмотр документального фильма о жизни области. Игра «Я – патриот».)
II. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
· становление ценностного отношения к своей Родине - России;
· осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
· сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
· уважение к своему и другим народам;
· первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
· признание индивидуальности каждого человека;
· проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
· неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
· уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
· стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
· соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
· бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
· осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
· бережное отношение к природе;
· неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
· первоначальные представления о научной картине мира;
· познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
· сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
· объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
· определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
· находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
· выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
· устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
· определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
· с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
· сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
· проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
· формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
· прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
· выбирать источник получения информации;
· согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
· распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
· соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
· анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
· самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
· воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
· проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
· признавать возможность существования разных точек зрения;
· корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
· строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
· создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
· готовить небольшие публичные выступления;
· подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
· формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
· принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
· проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
· ответственно выполнять свою часть работы;
· оценивать свой вклад в общий результат;
· выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
· планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
· устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
· корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
III. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
Гражданско-патриотическое воспитание:
- знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, её территории, расположении;
- сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
- понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства;
- понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
- имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
- принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
- уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;
- сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека;
- доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;
- умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
- владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий;
- сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:
- способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей;
- проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;
- проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;
- владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
- ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
- сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание:
- сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
- проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление;
- проявляющий интерес к разным профессиям;
- участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание:
- понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду;
- проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
- выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания:
- выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
- обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
Результаты внеурочной деятельности.
Должен знать:
- название страны, региона, где живет учащийся, родного поселка;
- символику страны, края, села, школы;
- государственные праздники;
- имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
Должны уметь:
- описывать изученные события истории Отечества;
- оценивать поступки других с позиции добра и зла;
- уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
IV. Цифровые образовательные ресурсы.
1. Сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования
http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование»
http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал
http://www.school.edu.ru
5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
http://www.ndce.edu.ru
6. Школьный портал
http://www.portalschool.ru
7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.ict.edu.ru
8. Российский портал открытого образования
http://www.opennet.edu.ru
9. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики
http://www.math.ru
10. Газета «Математика» Издательский Дом «Первое сентября»
http://www.math.1september.ru
11. Математика в школе - консультационный центр
http://www.school.msu.ru
12. Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»
http://www.rus.1september.ru
13. Коллекция «Мировая художественная культура»
http://www.art.september.ru
14. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала
http://www.musik.edu.ru
15.Портал «Музеи России»
http://www.museum.ru
16. Учительская газета
www.ug.ru
17. Журнал «Начальная школа»
www.openworld/school
18. Газета «1 сентября»
www.1september.ru
19. ИнтерГУ.ru - Интернет-государство учителей
www.intergu.ru
21. Журнал «Наука и образование»
www.edu.rin.ru
22. Международная ассоциация «Развивающее обучение» - МАРО
www.maro.newmail.ru
23. Сайт образовательной системы Л.В. Занкова
www.zankov.ru
24. Сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...»
www.sch2000.ru
26. Сайт издательства «Вентана-Граф
www.vgf.ru
27. Сайт издательства «Академкнига/Учебник
www.akademkniga.ru
28. Сайт издательства «Дрофа»
www.drofa.ifabrika.ru
29. Сайт журнала Администратор образования
http://www.ovd.com.ru/20_2011.htm-
30. Инфоурок https://infourok.ru/
31. Дистанционное образование для школьников и детей в интерактивной форме https://uchi.ru/
32. ЯКласс https://www.yaklass.ru/
V.Тематическое планирование
1 класс (33ч)
| 
 № п/п  | 
 Тема раздела  | 
 Тема уроков  | 
 Целевые ориентиры воспитания  | 
 Формы работы  | 
 Цифровые обр. ресурсы  | 
 Количество уроков  | 
|
| 
 По плану  | 
 Дано  | 
||||||
| 
 1.  | 
 Ты – член семьи и общества  | 
 Введение.  | 
 выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.  | 
 Беседа  | 
 https://www.yaklass.ru/  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 2.  | 
 Мой дом.  | 
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.  | 
 Игра  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 3.  | 
 Мир твоего дома.  | 
 принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.  | 
 Круглый стол  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 4.  | 
 Жизнь каждого члена семьи.  | 
 сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.  | 
 Беседа  | 
 http://www.opennet.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 5.  | 
 Отношения в семье.  | 
 доброжелательны, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.  | 
 Викторина  | 
 https://www.yaklass.ru/  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 6.  | 
 Моя родословная.  | 
 сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.  | 
 Творческая работа  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 7.  | 
 Я и мое имя.  | 
 имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.  | 
 Диспут  | 
 www.edu.rin.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 8.  | 
 Православие от начала до сегодняшнего  | 
 Моей области 70 лет.  | 
 понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.  | 
 Викторина  | 
 https://www.youtube.com/watch?v=rPvKBGm7UFk  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 9.  | 
 История возникновения Липецка  | 
 знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, ее территории, расположении.  | 
 Круглый стол  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 10.  | 
 Рождественский кафедральный собор г.Липецка Видео-экскурсия  | 
 понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства.  | 
 Видео-экскурсия  | 
 http://www.ndce.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 11.  | 
 Липецк сегодня. Просмотр презентаций.  | 
 выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.  | 
 Беседа  | 
 https://yandex.ru/video/preview/225166268392442927  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 12.  | 
 Конкурс рисунков «Мой город».  | 
 проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.  | 
 Конкурс  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 13.  | 
 Чьи имена носят улицы нашего города.  | 
 доброжелательны, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.  | 
 Круглый стол  | 
 http://www.opennet.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 14.  | 
 Проект «Улицы моего города»  | 
 участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.  | 
 Общественно-полезная практика  | 
 www.edu.rin.ru  | 
 2  | 
 
  | 
|
| 
 15.  | 
 Проект «Улицы моего города»  | 
 доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.  | 
 
  | 
||||
| 
 16.  | 
 Заочное путешествие по древнему Липецку.  | 
 имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.  | 
 Конференция  | 
 https://www.youtube.com/watch?v=rPvKBGm7UFk  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 17.  | 
 Экскурсия в краеведческий музей.  | 
 выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.  | 
 Экскурсия  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 1  | 
 17.01  | 
|
| 
 18.  | 
 Природа нашего края 
  | 
 Погода нашей местности (тепло, холод, облачность, осадки).  | 
 выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.  | 
 Игра  | 
 https://www.yaklass.ru/  | 
 1  | 
 24.01  | 
| 
 19.  | 
 Викторина "Сезонные изменения в природе".  | 
 проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.  | 
 Викторина  | 
 http://www.ndce.edu.ru  | 
 1  | 
 27.01  | 
|
| 
 20.  | 
 Растения и животные вокруг нас. Бережное отношение к растениям. Милосердное отношение к братьям нашим меньшим.  | 
 обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.  | 
 Встреча  | 
 www.edu.rin.ru  | 
 1  | 
 3101  | 
|
| 
 21.  | 
 Растения сада и огорода  | 
 понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.  | 
 Игра  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 22.  | 
 Культура края  | 
 Знакомство с гимном Липецкой области  | 
 понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.  | 
 Кружок  | 
 http://www.musik.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 23.  | 
 Культурные памятники нашего города  | 
 обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.  | 
 Круглый стол  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 24  | 
 Художественные промыслы. Экскурсия в художественный музей.  | 
 проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.  | 
 Экскурсия  | 
 http://www.museum.ru  | 
 2  | 
 
  | 
|
| 
 25.  | 
 Художественные промыслы. Экскурсия в художественный музей.  | 
 
  | 
|||||
| 
 26.  | 
 Посещение драматического театра.  | 
 способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.  | 
 Спектакль  | 
 
  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 27.  | 
 Экскурсия по городу «Град Петра»  | 
 выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.  | 
 Экскурсия  | 
 http://www.museum.ru  | 
 2  | 
 
  | 
|
| 
 28.  | 
 Экскурсия по городу «Град Петра»  | 
 
  | 
|||||
| 
 29.  | 
 Встреча с писателями и поэтами  | 
 Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.  | 
 Встреча  | 
 www.skazka.com.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 30.  | 
 Чтение рассказов о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны.  | 
 проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.  | 
 Литературная гостиная  | 
 www.skazka.com.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 31.  | 
 Наш современный город.  | 
 выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.  | 
 Ролевая игра  | 
 https://www.youtube.com/watch?v=rPvKBGm7UFk  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 32.  | 
 Экскурсия на предприятие  | 
 имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.  | 
 Экскурсия  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 33.  | 
 Обобщающий урок «Знатоки родного края».  | 
 обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.  | 
 Викторина  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
2 класс (34ч)
| 
 № п/п  | 
 Тема раздела  | 
 Тема уроков  | 
 Целевые ориентиры воспитания  | 
 Формы работы  | 
 Цифровые обр. ресурсы  | 
 Количество уроков  | 
|
| 
 По плану  | 
 Дано  | 
||||||
| 
 1. 
  | 
 Ты – член семьи и общества  | 
 Моя семья. Профессии моих родителей.  | 
 сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.  | 
 Фестиваль  | 
 https://www.yaklass.ru/  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 2.  | 
 Взаимоотношения в семье. Чтение стихов о маме, папе, бабушке и дедушке.  | 
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.  | 
 Литературная гостиная  | 
 www.skazka.com.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 3.  | 
 Почитание родителей. Чтение библейских историй.  | 
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.  | 
 Круглый стол  | 
 http://www.opennet.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 4.  | 
 Составление родословной. Что я знаю о своих бабушках и дедушках.  | 
 понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства.  | 
 Творческая работа  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 5.  | 
 Проект «Родословная моей семьи»  | 
 проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.  | 
 Проект  | 
 http://www.museum.ru  | 
 2  | 
 
  | 
|
| 
 6.  | 
 Проект «Родословная моей семьи»  | 
 
  | 
|||||
| 
 7.  | 
 История моей семьи.  | 
 понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства.  | 
 Круглый стол  | 
 www.edu.rin.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 8.  | 
 Традиции и праздники моей семьи. Выставка поделок.  | 
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.  | 
 Дискуссия  | 
 https://www.yaklass.ru/  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 9.  | 
 Составление кроссворда «Профессии моих родственников»  | 
 участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.  | 
 Творческая работа  | 
 http://www.ndce.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 10.  | 
 Православие от начала до сегодняшнего дня.  | 
 С чего всё начиналось. Основатель г. Липецк.  | 
 выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.  | 
 Диспут  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 11.  | 
 Город-курорт минеральных вод.  | 
 знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, ее территории, расположении.  | 
 Конференция  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 12.  | 
 Рождественский собор. Экскурсия.  | 
 сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.  | 
 Экскурсия  | 
 https://yandex.ru/video/preview/225166268392442927  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 13.  | 
 Просмотр презентаций «Липецк – моя малая родина».  | 
 понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства.  | 
 Круглый стол  | 
 https://www.youtube.com/watch?v=rPvKBGm7UFk  | 
 2  | 
 
  | 
|
| 
 14.  | 
 Просмотр презентаций «Липецк – моя малая родина».  | 
 
  | 
|||||
| 
 15.  | 
 Первые постройки Липецка.  | 
 Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.  | 
 Познавательная игра  | 
 http://www.opennet.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 16.  | 
 Свято-Успенский монастырь.  | 
 сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.  | 
 Беседа  | 
 https://yandex.ru/video/preview/225166268392442927  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 17.  | 
 Небесные покровители и спасители земли русской. Явление Божией матери под Ельцом.  | 
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.  | 
 Круглый стол  | 
 www.edu.rin.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 18.  | 
 Святые источники Липецкой области  | 
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.  | 
 Школьное научное общество  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 19.  | 
 Природа нашего края  | 
 Деревья, кустарники, травы нашей местности.  | 
 понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.  | 
 Квест  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 20.  | 
 Дикорастущие и культурные растения в Липецком районе.  | 
 проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.  | 
 Студия  | 
 www.edu.rin.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 21.  | 
 Дикие и домашние животные. Охрана растений и животных.  | 
 выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.  | 
 Соревнование  | 
 https://www.yaklass.ru/  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 22.  | 
 Реки: Дон, Битюг, Воронеж, Быстрая Сосна, Красивая Меча, Матыра.  | 
 понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.  | 
 Игра  | 
 https://www.yaklass.ru/  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 23.  | 
 Беседа о состоянии зеленых насаждений около дома.  | 
 проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.  | 
 Беседа  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 24.  | 
 Лекарственные растения нашей местности. Птицы нашей местности.  | 
 выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.  | 
 Викторина  | 
 https://www.yaklass.ru/  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 25.  | 
 Чтение экологических сказок.  | 
 Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.  | 
 Конкурс  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 2  | 
 
  | 
|
| 
 26.  | 
 Чтение экологических сказок.  | 
 
  | 
|||||
| 
 27.  | 
 Культура края  | 
 Посещение библиотеки  | 
 проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.  | 
 Библиотечный урок  | 
 www.skazka.com.ru  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 28.  | 
 Экскурсия в школьный музей.  | 
 выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.  | 
 Экскурсия  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 29.  | 
 Традиционные праздники русского народа "Масленица", "Святки".  | 
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.  | 
 Кружок 
 
 
 
  | 
 http://www.musik.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 30.  | 
 Посещение драматического театра.  | 
 способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.  | 
 Концерт  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 2  | 
 
  | 
|
| 
 31.  | 
 Посещение драматического театра.  | 
 Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.  | 
 
  | 
||||
| 
 32.  | 
 Знакомство с произведениями местных писателей: сказка  | 
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.  | 
 Фестиваль  | 
 www.skazka.com.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 33.  | 
 Знакомство с произведениями местных поэтов, встречи с ними  | 
 Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.  | 
 Встреча  | 
 www.skazka.com.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 34.  | 
 Традиционные праздники города.  | 
 Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.  | 
 Беседа  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
3 класс
| 
 № п/п  | 
 Тема раздела  | 
 Тема уроков  | 
 Целевые ориентиры воспитания  | 
 Формы работы  | 
 Цифровые обр. ресурсы  | 
 Количество уроков  | 
|
| 
 По плану  | 
 Дано  | 
||||||
| 
 1. 
  | 
 Ты – член семьи и общества  | 
 Моя семья. Мои ближайшие родственники и предки.  | 
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.  | 
 Круглый стол  | 
 https://www.yaklass.ru/  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 2.  | 
 Традиции празднования именин.  | 
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.  | 
 Фестиваль  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 3.  | 
 Вклад моих родителей в развитие города.  | 
 сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.  | 
 Диспут  | 
 http://www.opennet.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 4.  | 
 Конкурс сочинений «Все работы хороши»  | 
 сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.  | 
 Конкурс  | 
 www.edu.rin.ru  | 
 2  | 
 
  | 
|
| 
 5.  | 
 Конкурс сочинений «Все работы хороши»  | 
 
  | 
|||||
| 
 6.  | 
 Семья – это семь я.  | 
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.  | 
 Дискуссия  | 
 https://www.yaklass.ru/  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 7.  | 
 Моя семья. Интересное в биографии моих родителей.  | 
 сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.  | 
 Конференция  | 
 http://www.ndce.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 8.  | 
 История моей семьи в истории моей страны.  | 
 понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства.  | 
 Игра  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 9.  | 
 Создание проекта «Моя семья»  | 
 проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.  | 
 Проект  | 
 http://www.ndce.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 10.  | 
 Православие от начала до сегодняшнего дня.  | 
 Православные святыни Липецкой области. Задонск – второй Иерусалим.  | 
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.  | 
 Беседа  | 
 https://yandex.ru/video/preview/5766290796607125888  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 11.  | 
 Монастыри Лебедянской земли.  | 
 сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.  | 
 Виртуальная экскурсия  | 
 https://yandex.ru/video/preview/225166268392442927  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 12.  | 
 Традиционная романовская игрушка.  | 
 способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.  | 
 Беседа  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 2  | 
 
  | 
|
| 
 13.  | 
 Традиционная романовская игрушка.  | 
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.  | 
 Масстер-класс  | 
 
  | 
|||
| 
 14.  | 
 Кореневщина – прародина А.С.Пушкина  | 
 сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.  | 
 Беседа  | 
 www.km.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 15.  | 
 Елец – старший брат Москвы  | 
 доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.  | 
 Игра-погружение  | 
 https://yandex.ru/video/preview/5766290796607125888  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 16.  | 
 Экскурсия в музей «Городская управа»  | 
 Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.  | 
 Экскурсия  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 17.  | 
 Липецк – металлургический гигант  | 
 проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.  | 
 Диспут  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 18.  | 
 Железнодорожная станция Астапово и Л.Н.Толстой  | 
 знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, ее территории, расположении.  | 
 Круглый стол  | 
 https://www.yaklass.ru/  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 19.  | 
 Районные центры и города Липецкой области. Достопримечательности региона.  | 
 понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.  | 
 Викторина  | 
 https://www.youtube.com/watch?v=rPvKBGm7UFk  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 20.  | 
 Народы моей области. Проект «Города Липецкой области»  | 
 сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.  | 
 Проект  | 
 https://www.youtube.com/watch?v=k5vbynD5KL8  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 21.  | 
 Природа нашего края 
  | 
 Полезные ископаемые нашей местности.  | 
 понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.  | 
 Научное общество  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 22.  | 
 Растениеводство и животноводство края.  | 
 проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.  | 
 Игра  | 
 http://www.opennet.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 23.  | 
 Основные культуры, выращиваемые в крае.  | 
 выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.  | 
 Квест  | 
 www.edu.rin.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 24.  | 
 Основные сельскохозяйственные животные края.  | 
 понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.  | 
 Конференция  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 25.  | 
 Красная книга Липецкой области  | 
 проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.  | 
 Викторина  | 
 http://www.ndce.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 26.  | 
 Заповедники и заказники Липецкой области  | 
 выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.  | 
 Круглый стол  | 
 http://www.math.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 27.  | 
 Конкурс «Знаешь ли ты свой край?»  | 
 принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.  | 
 Конкурс  | 
 http://www.opennet.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 28.  | 
 Участие в посадке деревьев (практическая работа).  | 
 участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.  | 
 Трудовой десант  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 29.  | 
 Культура края 
  | 
 Экскурсия в …музей краеведения.  | 
 проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.  | 
 Экскурсия  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 30.  | 
 Посещение драматического театра.  | 
 способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.  | 
 Спектакль  | 
 
  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 31.  | 
 Проект «Национальные костюмы народов нашего края».  | 
 Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.  | 
 Проект  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 32.  | 
 Писатели и поэты нашего края. Гимн города Липецк.  | 
 принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.  | 
 Встреча  | 
 www.edu.rin.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 33.  | 
 Посещение центральной библиотеки города Липецк.  | 
 Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.  | 
 Литературная гостиная  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 34.  | 
 Возложение цветов на Площадь Героев.  | 
 понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.  | 
 Общественно-полезная практика  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
4 класс.
| 
 № п/п  | 
 Тема раздела  | 
 Тема уроков  | 
 Целевые ориентиры воспитания  | 
 Формы работы  | 
 Цифровые обр. ресурсы  | 
 Количество уроков  | 
|
| 
 По плану  | 
 Дано  | 
||||||
| 
 1. 
  | 
 Ты – член семьи и общества  | 
 Твоя родословная. Проекты.  | 
 проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.  | 
 Проект  | 
 https://www.yaklass.ru/  | 
 2  | 
 
  | 
| 
 2.  | 
 Твоя родословная. Проекты.  | 
 проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 
  | 
|||
| 
 3.  | 
 Христианская семья. Библейские истории о взаимоотношениях в семье.  | 
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.  | 
 Круглый стол  | 
 www.km.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 4.  | 
 Конкурс сочинений о семье.  | 
 проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.  | 
 Конкурс  | 
 http://www.opennet.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 5.  | 
 Защитники Отечества в моей семье. Проекты.  | 
 понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.  | 
 Проект  | 
 https://www.yaklass.ru/  | 
 2  | 
 
  | 
|
| 
 6.  | 
 Защитники Отечества в моей семье. Проекты.  | 
 понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства.  | 
 
  | 
||||
| 
 7.  | 
 Создание презентации «Моя семья».  | 
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.  | 
 Фестиваль  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 8.  | 
 Наши земляки-защитники Отечества в годы Великой Отечественной войны.  | 
 проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.  | 
 Объединение  | 
 http://www.ndce.edu.ru  | 
 2  | 
 
  | 
|
| 
 9.  | 
 Наши земляки-защитники Отечества в годы Великой Отечественной войны.  | 
 понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства.  | 
 
  | 
||||
| 
 10.  | 
 Труженики тыла г.Липецка фронту.  | 
 понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;  | 
 Беседа  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 11.  | 
 Исследовательские проекты «Спасибо деду за Победу!».  | 
 сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.  | 
 Проект  | 
 https://www.yaklass.ru/  | 
 2  | 
 
  | 
|
| 
 12.  | 
 Исследовательские проекты «Спасибо деду за Победу!».  | 
 
  | 
|||||
| 
 13.  | 
 Районы области  | 
 Символы районов Липецкой области: г.Липецк., Липецкий район, Елецкий район.  | 
 понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.  | 
 Видео-экскурсия, викторина  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 14.  | 
 Символы районов Липецкой области: Воловский район, Грязинский район.  | 
 сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.  | 
 Видео-экскурсия, игра  | 
 http://www.ndce.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 15.  | 
 Символы районов Липецкой области: Добринский район, Данковский район.  | 
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.  | 
 Видео-экскурсия, круглый стол  | 
 http://www.opennet.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 16.  | 
 Символы районов Липецкой области: Добровский район, Долгоруковский район.  | 
 выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.  | 
 Видео-экскурсия, викторина  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 17.  | 
 Символы районов Липецкой области: Задонский район, Измалковский район.  | 
 понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.  | 
 Видео-экскурсия, игра  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 18.  | 
 Символы районов Липецкой области: Краснинский район, Лебедянский район.  | 
 сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.  | 
 Видео-экскурсия, беседа  | 
 http://www.ndce.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 19.  | 
 Символы районов Липецкой области: Лев-Толстовский район, Становлянский район.  | 
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.  | 
 Видео-экскурсия, круглый стол  | 
 http://www.opennet.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 20.  | 
 Символы районов Липецкой области: Тербунский район, Усманский район.  | 
 выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.  | 
 Видео-экскурсия, викторина  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 21.  | 
 Символы районов Липецкой области: Хлевенский район, Чаплыгинский район.  | 
 имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.  | 
 Видео-экскурсия, игра  | 
 https://yandex.ru/video/preview/5766290796607125888  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 22.  | 
 Игра «Символика районов»  | 
 принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.  | 
 Игра  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 23.  | 
 Природа нашего края 
 
  | 
 Поверхность нашего края. Подземные богатства края, их охрана.  | 
 понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.  | 
 Викторина  | 
 http://www.math.ru  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 24.  | 
 Водоёмы нашего края.  | 
 проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.  | 
 Круглый стол  | 
 http://www.math.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 25.  | 
 Леса и луга нашего края.  | 
 выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.  | 
 Беседа  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 26.  | 
 Охрана природы.  | 
 понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.  | 
 Дискуссия  | 
 https://www.yaklass.ru/  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 27.  | 
 Что даёт наш край стране.  | 
 выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.  | 
 Научное общество  | 
 http://www.opennet.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 28.  | 
 Каким бы ты хотел видеть родной край в будущем. Конкурсы рисунков и сочинений.  | 
 проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.  | 
 Конкурс  | 
 http://www.museum.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 29.  | 
 Люди, прославившие наш город.  | 
 проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.  | 
 Встреча  | 
 www.km.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 30.  | 
 Экологические проблемы Липецкой области. Пути их решения.  | 
 обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.  | 
 Фестиваль  | 
 http://www.school.edu.ru  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 31.  | 
 Экскурсия на промышленные предприятия города  | 
 проявляющий интерес к разным профессиям.  | 
 Экскурсия  | 
 https://www.yaklass.ru/  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 32.  | 
 Культура края 
  | 
 Презентация – викторина «Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей!»  | 
 принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.  | 
 Викторина  | 
 https://www.youtube.com/watch?v=k5vbynD5KL8  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 33.  | 
 Посещение драматического театра  | 
 проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.  | 
 Спектакль  | 
 
  | 
 1  | 
 
  | 
|
| 
 34.  | 
 Просмотр видеофильма о Липецкой земле. Достопримечательности Липецкой области  | 
 понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.  | 
 Круглый стол  | 
 https://www.youtube.com/watch?v=rPvKBGm7UFk  | 
 1  | 
 
  | 
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.