Программа внеурочной деятельности для детей с интеллектуальными нарушениями "Мир вокруг нас"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 12.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРОГРАММА ХАКИМОВА ОТРЕД..docx

Министерство образования Омской области

Казённое общеобразовательное учреждение Омской области

«Шербакульская адаптивная школа-интернат»

_____________________________________________________________________________________

                    Рассмотрено:                                                                    Согласовано___________                                       Утверждаю____________

                    На заседании м/совета                                                     Зам. Директора по ВР                                             Директор школы

                    Протокол №____                                                              Луговая Л.В.                                                           Шведкова Т.С.    

                   «__» ____________2025г.                                                «___» __________2025г.                                      «___» ___________2025г.  

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности для

детей с интеллектуальными нарушениями

«Мир вокруг нас»

(Срок освоения 1 год)

 

Составила: воспитатель

1 кв. категории

Хакимова Т.С.

Шербакуль 2025 г.

 

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» разработана на основе следующих нормативных документов

•   Федеральный закон от 29.12.2012 №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•   Федеральный Закон от 19.12.2023 № 618 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», п.1., вступает в силу с 01.09.2024 г.

•   Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

•   Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.03.2025 № 2 "О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"

•   Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

•   Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024г. №495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающихся федеральных адаптированных образовательных программ» (Зарегистрирован 15.08.2024г.  №79163)

•   Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115».

•   Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приказ Минобразования от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

•   ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.

•   Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат».

•   Положение о разработке и реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины в КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» адресована воспитанникам разновозрастной группы с интеллектуальными нарушениями клуба «Выходного дня».

Окружающая природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Внимание детей привлекают сезонные изменения в живой и неживой природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему миру, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Формирование у детей с интеллектуальными нарушениями ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.

Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, желания и умения облагораживать природную среду.

При составлении программы учитывались психофизиологические особенности детей с интеллектуальными нарушениями.

Цели программы: формирование основ экологической культуры детей с интеллектуальными нарушениями, их социального опыта.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» решает следующие задачи:

- расширять представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.

 

 

II. Общая характеристика внеурочной программы «Мир вокруг нас»

Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» включает в себя знания, личностные ориентиры, правила и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление бережного отношения к природе. 

Содержание программного материала курса «Мир вокруг нас» перекликается с содержанием тем учебного предмета «Окружающий природный мир».

Программа представлена следующими разделами: «Мой край», «Вода- источник жизни», «Солнце и свет в нашей жизни», «Воздух и здоровье», «Весенние работы».

Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, беседы, экологические игры, природоохранные акции, экскурсии, заочные путешествия и другое.

Формы и методы организации деятельности детей:

•        индивидуальная;

•        групповая;

•        парная;

•        исследовательские задания;

•        игровые задания;

•        практикумы;

•        опытническая работа;

•        систематические наблюдения;

•        ролевые, дидактические, игры;

•        творческие задания, опыты;

•        практические работы;

•        экскурсии и прогулки в природу;

•        моделирование;

•        экологические акции;

•        гербаризация;

•        составление памяток.

III. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Интеллектуальные нарушения связаны с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у таких обучающихся выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Своеобразие развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики таких детей в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.

У обучающихся страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания воспитанников об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден.

У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно - действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся с интеллектуальными нарушениями присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с интеллектуальными нарушениями также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений.

Особенности нервной системы обучающихся с интеллектуальными нарушениями проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с интеллектуальными нарушениями свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение, как один из наиболее сложных процессов, отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

У обучающихся отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно - логического мышления. Следует отметить, что речь детей в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Психологические особенности обучающихся проявляются и в нарушении эмоциональной сфере. У детей с нарушением интеллекта эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

Волевая сфера обучающихся характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Они предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство.

Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. При проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

 

 

 

IV. Особенности организации обучающего процесса воспитанников с интеллектуальными нарушениями с особыми образовательными потребностями

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с интеллектуальными нарушениями разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с интеллектуальными нарушениями детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.

Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп, обучающихся с интеллектуальными нарушениями позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с нарушением интеллекта, так и специфические.

Для воспитанников, обучающихся по данной программе свойственны следующие образовательные потребности:

Общие образовательные потребности:

- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний   и   умений;  

- специальное   обучение   их «переносу» с учетом изменяющихся условий познавательных, трудовых и других ситуаций;

- обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики, психических процессов, обучающихся с интеллектуальными нарушениями;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- индивидуальное и групповое педагогическое сопровождение, направленное на оптимальное взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками;

-расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Специфические образовательные потребности:

- наглядно – действенный характер содержания образования;

- упрощение познавательных задач, решаемых в процессе обучения, способствующих формированию представлений об окружающем мире;

- отработка средств коммуникации, социально - бытовых навыков;

- «перенос» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- актуализация знаний, умений, норм поведения;

- обеспечение особой, пространственной и временной организации образовательной среды с учётом особенностей центральной нервной системы и психических процессов, обучающихся с интеллектуальными нарушениями;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

- постоянная стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и взаимодействие с ним.

 

 

V. Место внеурочной программы «Мир вокруг нас» в учебном плане

Внеурочная деятельность «Мир вокруг нас" регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом и адаптированными основными общеобразовательными программами (ФАООП), разработанными для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Согласно учебному плану на проведение занятий по программе «Мир вокруг нас» в рамках клуба «Выходного дня» выделяется 1час в неделю - всего 34 ч. Возраст детей – разновозрастная группа. Продолжительность одного занятия - 40 минут.

 

VI. Ожидаемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных личностных и предметных результатов образования данной категории обучающихся.

Содержание программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты:

·        Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

·        Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

·        Формирование уважительного отношения к окружающим.

·        Освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

·        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.

·        Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

·        Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, к окружающей природе.

·        Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

·        Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

 

Предметные результаты:

 

·        овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

·        усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;

·        умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;

·        владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума.

 

VII. Методы диагностики и критерии результативности

Задачи: обеспечить оценку динамики достижений воспитанников по курсу внеурочной деятельности «Мир вокруг нас».

Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития каждого ребенка и подбора оптимального содержания обучения, средств и приемов адекватного педагогического и коррекционного

воздействия.

Установлена следующая периодичность проведения исследований:

 

1. В начале учебного года – первичная (сентябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы;

2. В середине учебного года – промежуточное (январь) экспресс обследование проводится с целью выявления уровня развития детей и дальнейшей корректировки содержания образовательной работы в

процессе образовательной деятельности и в соответствии с динамикой заносится в карты развития;

3. В конце учебного года – итоговая (май) – с целью сравнения полученного и желаемого результата.

 

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) позволяют выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка, оценить эффективность образовательного процесса и своевременно внести коррективы в рабочую программу по внеурочной деятельности, обеспечив таким образом максимально полное раскрытие потенциала учащихся и их социальную адаптацию.

 

Диагностические материалы

Выявление достигнутых результатов осуществляется через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала).

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Тестирование

Для проверки знаний разработаны тематические тестовые материалы для итогового контроля в конце обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными раздаточными материалами (карточками), умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.

Оценка осуществляется по балльной системе: 0 баллов: – отсутствие динамики или регресс;1 балл: – положительная динамика; 2 балла: – полное освоение действия или навыка.

 

 

 

VIII. Содержание программы

Разновозрастная группа – (33 часа).

1 четверть – 8 ч.

2 четверть – 8 ч.

3 четверть – 10 ч.

4 четверть – 7 ч.

 

 

 

Четверть

 

 

1 ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Всего

часов

Название раздела

 

 

Содержание темы

1.

 

 

 

 

 

 

Мой край

 

1.Практическое занятие «Пришкольный участок»                          

2.Экскурсия в село «Осень в нашем селе»

3.Растительный и животный мир Омской области

4.Основные экологические группы животных.                

5.Основные экологические группы растений

6.Исчезающие растения и животные родного края

7.Экскурсия в парк

8.Изготовление памяток «Берегите природу»

 

8 ч.

 

 

 

8 ч.

2.

Вода- источник жизни

1. Круговорот воды в природе                 

2. Источники загрязнения воды

3. Просмотр фильма «Вода –  источник жизни на Земле»

4. Вода в жизни животных                                       

5. Вода в жизни растений

6. «Вода в моем доме»

7. Вода и здоровье человека

8. Изготовление памяток «Берегите воду»

 

8 ч.

 

 

8 ч.

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнце и свет в нашей жизни

1. Солнце, Луна, звёзды – источники света                             

2. Отношение к свету и теплу различных животных                               

3. Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и луны, фонаря, лампы и свечи                                                                                       

4. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения                                                     

5. Электрический свет и тепло в моём доме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воздух и здоровье

 

 

 

 

 

1.Что мы знаем о воздухе?                                                                        

2. Воздух и его свойства                                                                       

3. Воздух и его роль в жизнедеятельности человека                                  

4. Воздух и здоровье человека                                                     

5.Источники загрязнения воздуха  

 

4.

 

 

 

Весенние работы

1. Факторы, влияющие нарост растений весной (опыт)

2. Создание скворечников и кормушек для птиц

3. Конкурс поделок из природного материала

4. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву                                                 

5. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними   

6. Экологический десант по уборке школьной территории

7. Взаимодействие с социальными партнёрами для проведения совместных мероприятий

 

 

 

 

 

 

7 ч.

7ч.

                             Итого                                                                                        8ч.      8 ч.         10ч.      7 ч.    33 ч.

 

 

 

IX. Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

 

Содержание изучаемого

материала

Кол-во

часов

Дата

Планируемый

результат

Средства

обучения

Деятельность

обучающихся

Направления

коррекционной

работы

 

1 четверть – 8 ч.

Мой край

1.

Практическое занятие

«Пришкольный участок»

1ч.

6.09.

Выполняют сезонные

работы на пришкольном участке

Пришкольный

участок

Слушают, смотрят,

отвечают на вопросы,

работают на клумбе

Развитие связной речи. Развитие пространственных

представлений и

ориентации

2.

Экскурсия в село «Осень

в нашем селе»

1ч.

13.09

Наблюдают за изменениями в природе. Знают влияние солнца на смену времен года

Улицы села

Слушают воспитателя,

Запоминают

признаки времен

года

Развитие грамматического

строя речи, развитие

пространственных

представлений и

ориентации, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи

 

3.

Растительный и

животный мир 

Омской области

1ч.

20.09

Знают названия

Растений и животных

Библиотека,

книги о

растениях и животных

Наблюдают,

смотрят книги,

называют

растения и животных

Развитие наглядно

образного и

словесно

логического

мышления

 

4.

Основные экологические

группы животных

Омской области

1ч.

27.09

Знают экологические

группы животных

Презентация,

книга о

животных

Омской

области

Смотрят слайды,

рассматривают

иллюстрации,

участвуют в

беседе, отвечают на вопросы

Развитие связной

речи. развитие

наглядно-образного

и словесно

логического

мышления

5.

Основные экологические

группы растений

Омской области

1ч.

4.10

Знают экологические

группы растений

Презентация,

книга о

растениях

Омской

области

Смотрят слайды,

рассматривают

иллюстрации,

участвуют в

беседе, отвечают на вопросы

Развитие связной

речи, развитие

наглядно-образного

и словесно

логического

мышления

 

6.

 

 

 

 

 

 

7.

Исчезающие растения и

животные родного края

 

 

 

 

 

Экскурсия в парк

1ч.

 

 

 

 

 

 

1ч.

11.10

 

 

 

 

 

 

18.10

Знают исчезающие

растения и животных

родного края

 

 

 

 

Знают экологические

термины и понятия.

Знают дату основания

села, района и

экологическую

ситуацию в селе,

районе, области.

Красная книга

Омской

Области,

Презентация

 

 

 

Парк

Рассматривают

иллюстрации,

слушают

воспитателя,

участвуют в

беседе, отвечают на вопросы

Слушают,

наблюдают, отвечают

на вопросы.

 

Развитие

зрительного

восприятия и

узнавания

 

 

 

Развитие наглядно

образного и

словесно

логического

мышления.

Обогащение словаря

 

8.

Изготовление памяток «Берегите природу»

1ч.

25.10

Создание групповых памяток «Берегите природу»

Презентация,

наглядный материал

Слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы, работают в группах

Развитие мелкой моторики, умение доводить начатое до конца, развитие работать в группе

 

 

2 четверть 8 ч.

Вода - источник жизни

1.

Круговорот воды в природе                 

1ч.

8.11

Знают, что такое

круговорот воды в

природе

Презентация

Смотрят слайды, слушают воспитателя,

участвуют в беседе, работают

в парах, группах

Развитие

пространственных

представлений и

ориентации, развитие наглядно-образного мышления

2.

Источники загрязнения воды

1ч.

15.11

Умеют устанавливать источники загрязнения

водоемов, бережно и

экономно относиться к

воде

Фильм

«Источники

загрязнения воды»

Смотрят и

обсуждают фильм

Развитие основных

мыслительных

операций

3.

Просмотр фильма

«Вода –  источник жизни на Земле»

1ч.

22.11

Умеют следовать нормам

природоохранного

нерасточительного

здоровьесберегающего

поведения

Фильм «Вода –

жизнь»

Рассказывают о

значении воды.

Развитие связной

речи.  Развитие

зрительного

восприятия и

узнавания

4.

Вода в жизни животных                                       

1ч.

29.11

Умеют наблюдать,

фиксировать,

исследовать явления

окружающего мира,

выявляют причинно-

следственные связи

Библиотека

Презентация

Смотрят слайды,

участвуют в

беседе

Развитие основных

мыслительных

операций

5.

Вода в жизни растений

1ч.

3.12

Умеют наблюдать,

фиксировать,

исследовать явления

окружающего мира,

выявляют  причинно-

следственные связи

Презентация

Смотрят слайды,

участвуют в

беседе

Развитие основных

мыслительных

операций. Развитие наблюдательности, внимания, речи

6.

Вода в моём доме

1ч.

10.12

Знают значение воды

для живого,

физические свойства

воды, необходимость

бережного

использования воды.

Презентация

Смотрят слайды,

участвуют в беседе, работают в парах.

Развитие основных

мыслительных

операций. Развитие

наблюдательности и речи.

7.

Вода и здоровье человека

1ч.

17.12

Знают, как вода

действует на здоровье

человека

Плакат

Составляют

рассказ по

плакату «Вода и

наше здоровье».

Развитие основных

мыслительных

операций

8.

 

 

 

 

Изготовление памяток «Берегите воду»

1ч.

24.12

Знают источники загрязнения воды, бережно относятся к воде

Презентация.

Наглядный материал

Слушают, отвечают на вопросы, задают вопросы, проявляют самостоятельность и творчество в изготовлении памяток

Развитие монологической и диалогической речи, внимания, воображения, мелкой моторики

 

 

3 четверть – 10 ч.

Солнце и свет в нашей жизни

1.

Солнце, Луна, звёзды – источники света                             

1ч.

17.01

Знают, солнце -

естественный дневной

источник света и тепла,

Луна, звёзды в ночное

время суток

Картинки солнца,

луны и звезд

Рассматривают

картинки, слушают

воспитателя,

участвуют в беседе,

играют в игру

Солнце, луна»

    Развитие

   наблюдательности

   и речи.

2.

Отношение к свету и теплу различных животных                               

1ч.

24.01

Знают, как животные

относятся к свету и

теплу. Знают роль

солнечного и лунного

света в жизни

животных

Фильм

«Отношение к

свету и теплу

различных

животных»

Смотрят фильм,

обсуждают,

отвечают на

вопросы по фильму

Развитие

избирательности

зрительного

восприятия

3.

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и луны, фонаря, лампы и свечи                                                                                       

1ч.

31.01

Умеют сравнивать 

свет: Солнца, Луны,

фонаря, лампы, свечи.

Знают роль света в

жизни человека

Презентация

Смотрят слайды

Развитие

долговременной

памяти

4.

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения                                                     

1ч.

7.02

Знают, как влияет 

тепло и свет на

комнатные растения

Комнатные

растения,

презентация,

мультфильм

«Уроки тётушки

Совы»

Рассматривают

комнатные

растения,

определяют почему

листья того или

иного цвета формы

как свет и тепло

влияют на это

Развитие

зрительного

внимания

5.

Электрический свет и тепло в моём доме

1ч.

14.02

Знают электрические

приборы. Правила обращения с

электроприборами.

Освещённость рабочего места.

Знают, что такое ТЭЦ,

АЭС, газопровод, их

влияние экологическое

состояние планеты

ИКТ

Мультфильм

«Фиксики»

Смотрят ИКТ,

Мультфильм

«Фиксики»

участвуют в беседе 

Развитие основных

мыслительных

операций.

Развитие наглядно

образного и словесно

логического мышления

6.

Что мы знаем о воздухе?                                                                        

1ч.

21.02

Знают, зачем нужен

воздух.

Презентация

Смотря, слушают

воспитателя,

участвуют в

беседе

Развитие основных

мыслительных

операций. Обучение

построению

высказывания

7.

Воздух и его свойства                                                                       

1ч.

28.02

Знают свойства воздуха

Опыт

Участвуют в

опыте, отвечают

на вопросы, делают выводы

Развитие

грамматического

строя речи, умение устанавливать причинно-следственные связи

8.

Воздух и его роль в жизнедеятельности человека                                  

1ч.

7.03

Знают воздух, которым

мы дышим. Чистый и

загрязненный воздух

Мультфильм

«Уроки Тѐтушки

Совы»

Смотрят, слушают, думают,

рассуждают,

отвечают на вопросы викторины

Развитие

грамматического

строя речи

9.

Воздух и здоровье человека                                                     

1ч.

14.03

Знают о болезнях органов дыхания. Что

делать, чтобы не болеть?

Знают о вреде табачного дыма

Презентация

Смотрят слайды,

беседуют, 

выполняют 

комплекс дыхательных

гимнастик

Развитие

зрительного и

слухового

восприятия

10.

Источники загрязнения воздуха  

1ч.

21.03

Знают источники загрязнения воздуха, делают выводы как человек может делать воздух чище

Презентация.

памятки

Смотрят слайды, задают вопросы, отвечают на вопросы, делают выводы

Развитие всех мыслительных процессов

 

 

4 четверть – 7 ч.

Весенние работы

 

1.

Факторы, влияющие нарост растений весной (опыт)

1ч.

28.03

При помощи практических заданий приходят к выводу, что для роста растений необходимы: свет, вода, тепло.

Презентация

Смотрят слайды, выполняют практические задания, отвечают на вопросы, делают выводы

Развитие внимания, памяти, мышления, умение работать в группе

2.

Создание скворечников и кормушек для птиц

1ч.

4.04

При помощи подручного материала  разными способами изготавливают скворечники и кормушки для птиц

Подручный материал, иллюстрации, схемы

Рассматривают иллюстрации, задают вопросы, изучают схемы, работают в парах

Развитие умения работать по план-схеме, воображения, умение доводить начатое до конца

3.

Конкурс поделок из природного материала

1ч.

11.04

При помощи подручного и бросового материала  разными способами изготавливают поделки

Иллюстрации

подручный и бросовый материал

Рассматривают иллюстрации, задают вопросы, работают индивидуально и в парах

Развитие мелкой моторики, воображения, умение доводить начатое до конца

4.

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву                                                  

1ч.

18.04

Знают и умеют

пользоваться

сельхозинвентарём

Сельхозинвентарь

(лопата, грабли)

Вскапывают клумбу, рыхлят

землю

Развитие зрительного

восприятия, координации в движении

5.

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними   

1ч.

25.05

Знают и умеют сажать

и ухаживать за

растениями

Инвентарь,

рассада

Сажают рассаду,

поливают

Развитие слухового,

зрительного

восприятия

6.

Экологический десант по уборке школьной территории

1ч.

16.05

Умеют пользоваться

сельхозинвентарём

Веники, грабли

Подметают

дорожки,

работают

граблями, уносят

мусор

Формирование

умений и навыков.

Развитие общей

моторики  рук

7.

Взаимодействие с социальными партнёрами для проведения совместных мероприятий

 

1ч.

23.05

Оказывают посильную помощь по благоустройству посёлка

Грабли, веники

Подметают

дорожки,

работают

граблями, уносят

мусор, красят бордюры

Формирование

умений и навыков.

Развитие общей

моторики  рук

 

 

VII. Материально-техническое обеспечение образовательной

деятельности

 

1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями;

2. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

3. Напольная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

4. Компьютер;

5. Презентации по заданным темам;

6. Видеофильмы, соответствующие тематике;

7. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие

содержанию обучения;

8. Наборы дидактических игр, иллюстрации;

9. Ученические столы 2 местные с комплектом стульев;

10. Настольные развивающие игры, викторины.

 

 

 

 

Список литературы:

Для воспитателя:

1.     Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. // РАО-1996. Дмитриев О. И.

«Окружающий мир»

2.     Целоусова Т. Ю. «Природа глазами детей». Тихомиров Е.М. «Воспитание экологической культуры у детей

старшего школьного возраста». М., Просвещение, 1986.

3.     Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание

школьников в процессе образования. М.: Просвещение. - 1983.

4.     Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа., НШ. - 1998. №5.

5.     Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // НШ. - 1998. №6. С. 26-28.

6.      Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум. Издательство: Педагогическое общество России М.- 2001. Э

7.     Экология Омской области –. Русич, 2001.

8.      Акимова Т. А. Экология. Человек - Экономика – Биота - Среда: Учебник для вузов -2-ое изд., перераб. и доп. – М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2000 - 566 с.

9.      Агесс П. ―Ключи к экологии‖, 1982г. Л.

10.  Алексеев В.А. ―300 вопросов и ответов по экологии‖, Ярославль, 1998г.

11.  Бобылева Л.Д. ―Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе‖, Москва, 1988г.

12.  Бобылева Л.Д. ―Игра в экологическом образовании старшеклассников‖, Москва, 2000г.

13.  Будыко Н. ―Глобальная экология‖, Москва, 1977г.

14.  Грехова Л.И. ―В союзе с природой‖ С., 2002г.

15.  Голубев И.Р. ―Окружающая среда и её охрана‖, Москва-просвещение, 1985г.

16.  Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. ―Экологическое образование школьников во внеклассной работе‖, Москва,

1984г.

17.  Манасянц Э. В. Законодательство Российской Федерации об охране и использовании растительного мира //

Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 247-248. — URL https://moluch.ru/archive/204/50064/ (дата обращения:

01.04.2020).

Для обучающихся:

1.      Дмитриев Ю.Д. Хитрецы, невидимки и разные родители: Рассказы о том, как животные защищаются /Вступ. ст. Л.

Разгона; Рис. В. Бастрыкина. – М.: Дет.лит., 2005 – 233с.

2.      Сладков Н. И. Лесные тайнички: Рассказы и сказки /Предисл. Е. Дмитриченко. Рис. Н. Чарушина. – М.: Дет.лит.,

2002 – 398 с.

3.      Васильева Анна. Мой гербарий. Листья деревьев. - Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2018 г. Серия «Мой

гербарий».

4.      Бровкина Е. Т. Животные водоемов : учебное пособие для школьников мл. и сред. кл. / Е. Т. Бровкина, В. И.

Сивоглазов. - Москва: Эгмонт Россия, 2002 - 63 с.