Министерство образования Омской области
Казённое общеобразовательное учреждение Омской области
«Шербакульская адаптивная школа-интернат»
_____________________________________________________________________________________
Рассмотрено: Согласовано___________ Утверждаю____________
На заседании м/совета Зам. Директора по ВР Директор школы
Протокол №____ Луговая Л.В. Шведкова Т.С.
«__» ____________2025г. «___» __________2025г. «___» ___________2025г.
Рабочая программа внеурочной деятельности для
детей с интеллектуальными нарушениями
«Мир вокруг нас»
(Срок освоения 1 год)
Составила: воспитатель
1 кв. категории
Хакимова Т.С.
Шербакуль 2025 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» разработана на основе следующих нормативных документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный Закон от 19.12.2023 № 618 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», п.1., вступает в силу с 01.09.2024 г.
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.03.2025 № 2 "О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024г. №495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающихся федеральных адаптированных образовательных программ» (Зарегистрирован 15.08.2024г. №79163)
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115».
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приказ Минобразования от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
• ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
• Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат».
• Положение о разработке и реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины в КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» адресована воспитанникам разновозрастной группы с интеллектуальными нарушениями клуба «Выходного дня».
Окружающая природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Внимание детей привлекают сезонные изменения в живой и неживой природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.
Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему миру, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Формирование у детей с интеллектуальными нарушениями ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.
Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, желания и умения облагораживать природную среду.
При составлении программы учитывались психофизиологические особенности детей с интеллектуальными нарушениями.
Цели программы: формирование основ экологической культуры детей с интеллектуальными нарушениями, их социального опыта.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» решает следующие задачи:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
II. Общая характеристика внеурочной программы «Мир вокруг нас»
Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» включает в себя знания, личностные ориентиры, правила и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление бережного отношения к природе.
Содержание программного материала курса «Мир вокруг нас» перекликается с содержанием тем учебного предмета «Окружающий природный мир».
Программа представлена следующими разделами: «Мой край», «Вода- источник жизни», «Солнце и свет в нашей жизни», «Воздух и здоровье», «Весенние работы».
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, беседы, экологические игры, природоохранные акции, экскурсии, заочные путешествия и другое.
Формы и методы организации деятельности детей:
• индивидуальная;
• групповая;
• парная;
• исследовательские задания;
• игровые задания;
• практикумы;
• опытническая работа;
• систематические наблюдения;
• ролевые, дидактические, игры;
• творческие задания, опыты;
• практические работы;
• экскурсии и прогулки в природу;
• моделирование;
• экологические акции;
• гербаризация;
• составление памяток.
III. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Интеллектуальные нарушения связаны с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у таких обучающихся выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Своеобразие развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики таких детей в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.
У обучающихся страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания воспитанников об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден.
У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно - действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся с интеллектуальными нарушениями присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с интеллектуальными нарушениями также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений.
Особенности нервной системы обучающихся с интеллектуальными нарушениями проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с интеллектуальными нарушениями свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение, как один из наиболее сложных процессов, отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У обучающихся отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно - логического мышления. Следует отметить, что речь детей в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.
Психологические особенности обучающихся проявляются и в нарушении эмоциональной сфере. У детей с нарушением интеллекта эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера обучающихся характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Они предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство.
Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. При проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
IV. Особенности организации обучающего процесса воспитанников с интеллектуальными нарушениями с особыми образовательными потребностями
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с интеллектуальными нарушениями разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с интеллектуальными нарушениями детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп, обучающихся с интеллектуальными нарушениями позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с нарушением интеллекта, так и специфические.
Для воспитанников, обучающихся по данной программе свойственны следующие образовательные потребности:
Общие образовательные потребности:
- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
- специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий познавательных, трудовых и других ситуаций;
- обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики, психических процессов, обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру;
- индивидуальное и групповое педагогическое сопровождение, направленное на оптимальное взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками;
-расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Специфические образовательные потребности:
- наглядно – действенный характер содержания образования;
- упрощение познавательных задач, решаемых в процессе обучения, способствующих формированию представлений об окружающем мире;
- отработка средств коммуникации, социально - бытовых навыков;
- «перенос» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- актуализация знаний, умений, норм поведения;
- обеспечение особой, пространственной и временной организации образовательной среды с учётом особенностей центральной нервной системы и психических процессов, обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- постоянная стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и взаимодействие с ним.
V. Место внеурочной программы «Мир вокруг нас» в учебном плане
Внеурочная деятельность «Мир вокруг нас" регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом и адаптированными основными общеобразовательными программами (ФАООП), разработанными для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Согласно учебному плану на проведение занятий по программе «Мир вокруг нас» в рамках клуба «Выходного дня» выделяется 1час в неделю - всего 34 ч. Возраст детей – разновозрастная группа. Продолжительность одного занятия - 40 минут.
VI. Ожидаемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных личностных и предметных результатов образования данной категории обучающихся.
Содержание программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
· Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
· Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
· Формирование уважительного отношения к окружающим.
· Освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
· Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
· Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, к окружающей природе.
· Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
· Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
· овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
· умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;
· владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума.
VII. Методы диагностики и критерии результативности
Задачи: обеспечить оценку динамики достижений воспитанников по курсу внеурочной деятельности «Мир вокруг нас».
Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития каждого ребенка и подбора оптимального содержания обучения, средств и приемов адекватного педагогического и коррекционного
воздействия.
Установлена следующая периодичность проведения исследований:
1. В начале учебного года – первичная (сентябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы;
2. В середине учебного года – промежуточное (январь) экспресс обследование проводится с целью выявления уровня развития детей и дальнейшей корректировки содержания образовательной работы в
процессе образовательной деятельности и в соответствии с динамикой заносится в карты развития;
3. В конце учебного года – итоговая (май) – с целью сравнения полученного и желаемого результата.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) позволяют выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка, оценить эффективность образовательного процесса и своевременно внести коррективы в рабочую программу по внеурочной деятельности, обеспечив таким образом максимально полное раскрытие потенциала учащихся и их социальную адаптацию.
Диагностические материалы
Выявление достигнутых результатов осуществляется через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала).
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Тестирование
Для проверки знаний разработаны тематические тестовые материалы для итогового контроля в конце обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными раздаточными материалами (карточками), умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по балльной системе: 0 баллов: – отсутствие динамики или регресс;1 балл: – положительная динамика; 2 балла: – полное освоение действия или навыка.
VIII. Содержание программы
Разновозрастная группа – (33 часа).
1 четверть – 8 ч.
2 четверть – 8 ч.
3 четверть – 10 ч.
4 четверть – 7 ч.
Четверть
|
|
1 ч. |
2ч. |
3ч. |
4ч. |
Всего часов |
|
Название раздела
|
Содержание темы |
||||||
1.
|
Мой край
|
1.Практическое занятие «Пришкольный участок» 2.Экскурсия в село «Осень в нашем селе» 3.Растительный и животный мир Омской области 4.Основные экологические группы животных. 5.Основные экологические группы растений 6.Исчезающие растения и животные родного края 7.Экскурсия в парк 8.Изготовление памяток «Берегите природу»
|
8 ч. |
|
|
|
8 ч. |
2. |
Вода- источник жизни |
1. Круговорот воды в природе 2. Источники загрязнения воды 3. Просмотр фильма «Вода – источник жизни на Земле» 4. Вода в жизни животных 5. Вода в жизни растений 6. «Вода в моем доме» 7. Вода и здоровье человека 8. Изготовление памяток «Берегите воду» |
|
8 ч. |
|
|
8 ч. |
3.
|
Солнце и свет в нашей жизни |
1. Солнце, Луна, звёзды – источники света 2. Отношение к свету и теплу различных животных 3. Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и луны, фонаря, лампы и свечи 4. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения 5. Электрический свет и тепло в моём доме
|
|
|
10ч. |
|
10 ч.
|
Воздух и здоровье
|
1.Что мы знаем о воздухе? 2. Воздух и его свойства 3. Воздух и его роль в жизнедеятельности человека 4. Воздух и здоровье человека 5.Источники загрязнения воздуха
|
||||||
4.
|
Весенние работы |
1. Факторы, влияющие нарост растений весной (опыт) 2. Создание скворечников и кормушек для птиц 3. Конкурс поделок из природного материала 4. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву 5. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними 6. Экологический десант по уборке школьной территории 7. Взаимодействие с социальными партнёрами для проведения совместных мероприятий
|
|
|
|
7 ч. |
7ч. |
Итого 8ч. 8 ч. 10ч. 7 ч. 33 ч.
IX. Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»
№ |
Содержание изучаемого материала |
Кол-во часов |
Дата |
Планируемый результат |
Средства обучения |
Деятельность обучающихся |
Направления коррекционной работы |
1 четверть – 8 ч.
Мой край
1. |
Практическое занятие «Пришкольный участок» |
1ч. |
6.09. |
Выполняют сезонные работы на пришкольном участке |
Пришкольный участок |
Слушают, смотрят, отвечают на вопросы, работают на клумбе |
Развитие связной речи. Развитие пространственных представлений и ориентации |
2. |
Экскурсия в село «Осень в нашем селе» |
1ч. |
13.09 |
Наблюдают за изменениями в природе. Знают влияние солнца на смену времен года |
Улицы села |
Слушают воспитателя, Запоминают признаки времен года |
Развитие грамматического строя речи, развитие пространственных представлений и ориентации, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
|
3. |
Растительный и животный мир Омской области |
1ч. |
20.09 |
Знают названия Растений и животных |
Библиотека, книги о растениях и животных |
Наблюдают, смотрят книги, называют растения и животных |
Развитие наглядно образного и словесно логического мышления
|
4. |
Основные экологические группы животных Омской области |
1ч. |
27.09 |
Знают экологические группы животных |
Презентация, книга о животных Омской области |
Смотрят слайды, рассматривают иллюстрации, участвуют в беседе, отвечают на вопросы |
Развитие связной речи. развитие наглядно-образного и словесно логического мышления |
5. |
Основные экологические группы растений Омской области |
1ч. |
4.10 |
Знают экологические группы растений |
Презентация, книга о растениях Омской области |
Смотрят слайды, рассматривают иллюстрации, участвуют в беседе, отвечают на вопросы |
Развитие связной речи, развитие наглядно-образного и словесно логического мышления
|
6.
7. |
Исчезающие растения и животные родного края
Экскурсия в парк |
1ч.
1ч. |
11.10
18.10 |
Знают исчезающие растения и животных родного края
Знают экологические термины и понятия. Знают дату основания села, района и экологическую ситуацию в селе, районе, области. |
Красная книга Омской Области, Презентация
Парк |
Рассматривают иллюстрации, слушают воспитателя, участвуют в беседе, отвечают на вопросы Слушают, наблюдают, отвечают на вопросы.
|
Развитие зрительного восприятия и узнавания
Развитие наглядно образного и словесно логического мышления. Обогащение словаря
|
8. |
Изготовление памяток «Берегите природу» |
1ч. |
25.10 |
Создание групповых памяток «Берегите природу» |
Презентация, наглядный материал |
Слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы, работают в группах |
Развитие мелкой моторики, умение доводить начатое до конца, развитие работать в группе
|
2 четверть 8 ч.
Вода - источник жизни
1. |
Круговорот воды в природе |
1ч. |
8.11 |
Знают, что такое круговорот воды в природе |
Презентация |
Смотрят слайды, слушают воспитателя, участвуют в беседе, работают в парах, группах |
Развитие пространственных представлений и ориентации, развитие наглядно-образного мышления |
2. |
Источники загрязнения воды |
1ч. |
15.11 |
Умеют устанавливать источники загрязнения водоемов, бережно и экономно относиться к воде |
Фильм «Источники загрязнения воды» |
Смотрят и обсуждают фильм |
Развитие основных мыслительных операций |
3. |
Просмотр фильма «Вода – источник жизни на Земле» |
1ч. |
22.11 |
Умеют следовать нормам природоохранного нерасточительного здоровьесберегающего поведения |
Фильм «Вода – жизнь» |
Рассказывают о значении воды. |
Развитие связной речи. Развитие зрительного восприятия и узнавания |
4. |
Вода в жизни животных |
1ч. |
29.11 |
Умеют наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выявляют причинно- следственные связи |
Библиотека Презентация |
Смотрят слайды, участвуют в беседе |
Развитие основных мыслительных операций |
5. |
Вода в жизни растений |
1ч. |
3.12 |
Умеют наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выявляют причинно- следственные связи |
Презентация |
Смотрят слайды, участвуют в беседе |
Развитие основных мыслительных операций. Развитие наблюдательности, внимания, речи |
6. |
Вода в моём доме |
1ч. |
10.12 |
Знают значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды. |
Презентация |
Смотрят слайды, участвуют в беседе, работают в парах. |
Развитие основных мыслительных операций. Развитие наблюдательности и речи. |
7. |
Вода и здоровье человека |
1ч. |
17.12 |
Знают, как вода действует на здоровье человека |
Плакат |
Составляют рассказ по плакату «Вода и наше здоровье». |
Развитие основных мыслительных операций |
8.
|
Изготовление памяток «Берегите воду» |
1ч. |
24.12 |
Знают источники загрязнения воды, бережно относятся к воде |
Презентация. Наглядный материал |
Слушают, отвечают на вопросы, задают вопросы, проявляют самостоятельность и творчество в изготовлении памяток |
Развитие монологической и диалогической речи, внимания, воображения, мелкой моторики |
3 четверть – 10 ч.
Солнце и свет в нашей жизни
1. |
Солнце, Луна, звёзды – источники света |
1ч. |
17.01 |
Знают, солнце - естественный дневной источник света и тепла, Луна, звёзды в ночное время суток |
Картинки солнца, луны и звезд |
Рассматривают картинки, слушают воспитателя, участвуют в беседе, играют в игру Солнце, луна» |
Развитие наблюдательности и речи. |
2. |
Отношение к свету и теплу различных животных |
1ч. |
24.01 |
Знают, как животные относятся к свету и теплу. Знают роль солнечного и лунного света в жизни животных |
Фильм «Отношение к свету и теплу различных животных» |
Смотрят фильм, обсуждают, отвечают на вопросы по фильму |
Развитие избирательности зрительного восприятия |
3. |
Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и луны, фонаря, лампы и свечи |
1ч. |
31.01 |
Умеют сравнивать свет: Солнца, Луны, фонаря, лампы, свечи. Знают роль света в жизни человека |
Презентация |
Смотрят слайды |
Развитие долговременной памяти |
4. |
Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения |
1ч. |
7.02 |
Знают, как влияет тепло и свет на комнатные растения |
Комнатные растения, презентация, мультфильм «Уроки тётушки Совы» |
Рассматривают комнатные растения, определяют почему листья того или иного цвета формы как свет и тепло влияют на это |
Развитие зрительного внимания |
5. |
Электрический свет и тепло в моём доме |
1ч. |
14.02 |
Знают электрические приборы. Правила обращения с электроприборами. Освещённость рабочего места. Знают, что такое ТЭЦ, АЭС, газопровод, их влияние экологическое состояние планеты |
ИКТ Мультфильм «Фиксики» |
Смотрят ИКТ, Мультфильм «Фиксики» участвуют в беседе |
Развитие основных мыслительных операций. Развитие наглядно образного и словесно логического мышления |
6. |
Что мы знаем о воздухе? |
1ч. |
21.02 |
Знают, зачем нужен воздух. |
Презентация |
Смотря, слушают воспитателя, участвуют в беседе |
Развитие основных мыслительных операций. Обучение построению высказывания |
7. |
Воздух и его свойства |
1ч. |
28.02 |
Знают свойства воздуха |
Опыт |
Участвуют в опыте, отвечают на вопросы, делают выводы |
Развитие грамматического строя речи, умение устанавливать причинно-следственные связи |
8. |
Воздух и его роль в жизнедеятельности человека |
1ч. |
7.03 |
Знают воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух |
Мультфильм «Уроки Тѐтушки Совы» |
Смотрят, слушают, думают, рассуждают, отвечают на вопросы викторины |
Развитие грамматического строя речи |
9. |
Воздух и здоровье человека |
1ч. |
14.03 |
Знают о болезнях органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Знают о вреде табачного дыма |
Презентация |
Смотрят слайды, беседуют, выполняют комплекс дыхательных гимнастик |
Развитие зрительного и слухового восприятия |
10. |
Источники загрязнения воздуха |
1ч. |
21.03 |
Знают источники загрязнения воздуха, делают выводы как человек может делать воздух чище |
Презентация. памятки |
Смотрят слайды, задают вопросы, отвечают на вопросы, делают выводы |
Развитие всех мыслительных процессов |
4 четверть – 7 ч.
Весенние работы
1. |
Факторы, влияющие нарост растений весной (опыт) |
1ч. |
28.03 |
При помощи практических заданий приходят к выводу, что для роста растений необходимы: свет, вода, тепло. |
Презентация |
Смотрят слайды, выполняют практические задания, отвечают на вопросы, делают выводы |
Развитие внимания, памяти, мышления, умение работать в группе |
2. |
Создание скворечников и кормушек для птиц |
1ч. |
4.04 |
При помощи подручного материала разными способами изготавливают скворечники и кормушки для птиц |
Подручный материал, иллюстрации, схемы |
Рассматривают иллюстрации, задают вопросы, изучают схемы, работают в парах |
Развитие умения работать по план-схеме, воображения, умение доводить начатое до конца |
3. |
Конкурс поделок из природного материала |
1ч. |
11.04 |
При помощи подручного и бросового материала разными способами изготавливают поделки |
Иллюстрации подручный и бросовый материал |
Рассматривают иллюстрации, задают вопросы, работают индивидуально и в парах |
Развитие мелкой моторики, воображения, умение доводить начатое до конца |
4. |
Практическое занятие по подготовке почвы к посеву |
1ч. |
18.04 |
Знают и умеют пользоваться сельхозинвентарём |
Сельхозинвентарь (лопата, грабли) |
Вскапывают клумбу, рыхлят землю |
Развитие зрительного восприятия, координации в движении |
5. |
Практическое занятие по посадке растений и уход за ними |
1ч. |
25.05 |
Знают и умеют сажать и ухаживать за растениями |
Инвентарь, рассада |
Сажают рассаду, поливают |
Развитие слухового, зрительного восприятия |
6. |
Экологический десант по уборке школьной территории |
1ч. |
16.05 |
Умеют пользоваться сельхозинвентарём |
Веники, грабли |
Подметают дорожки, работают граблями, уносят мусор |
Формирование умений и навыков. Развитие общей моторики рук |
7. |
Взаимодействие с социальными партнёрами для проведения совместных мероприятий
|
1ч. |
23.05 |
Оказывают посильную помощь по благоустройству посёлка |
Грабли, веники |
Подметают дорожки, работают граблями, уносят мусор, красят бордюры |
Формирование умений и навыков. Развитие общей моторики рук |
VII. Материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности
1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
2. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
3. Напольная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
4. Компьютер;
5. Презентации по заданным темам;
6. Видеофильмы, соответствующие тематике;
7. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие
содержанию обучения;
8. Наборы дидактических игр, иллюстрации;
9. Ученические столы 2 местные с комплектом стульев;
10. Настольные развивающие игры, викторины.
Список литературы:
Для воспитателя:
1. Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. // РАО-1996. Дмитриев О. И.
«Окружающий мир»
2. Целоусова Т. Ю. «Природа глазами детей». Тихомиров Е.М. «Воспитание экологической культуры у детей
старшего школьного возраста». М., Просвещение, 1986.
3. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание
школьников в процессе образования. М.: Просвещение. - 1983.
4. Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа., НШ. - 1998. №5.
5. Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // НШ. - 1998. №6. С. 26-28.
6. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум. Издательство: Педагогическое общество России М.- 2001. Э
7. Экология Омской области –. Русич, 2001.
8. Акимова Т. А. Экология. Человек - Экономика – Биота - Среда: Учебник для вузов -2-ое изд., перераб. и доп. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2000 - 566 с.
9. Агесс П. ―Ключи к экологии‖, 1982г. Л.
10. Алексеев В.А. ―300 вопросов и ответов по экологии‖, Ярославль, 1998г.
11. Бобылева Л.Д. ―Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе‖, Москва, 1988г.
12. Бобылева Л.Д. ―Игра в экологическом образовании старшеклассников‖, Москва, 2000г.
13. Будыко Н. ―Глобальная экология‖, Москва, 1977г.
14. Грехова Л.И. ―В союзе с природой‖ С., 2002г.
15. Голубев И.Р. ―Окружающая среда и её охрана‖, Москва-просвещение, 1985г.
16. Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. ―Экологическое образование школьников во внеклассной работе‖, Москва,
1984г.
17. Манасянц Э. В. Законодательство Российской Федерации об охране и использовании растительного мира //
Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 247-248. — URL https://moluch.ru/archive/204/50064/ (дата обращения:
01.04.2020).
Для обучающихся:
1. Дмитриев Ю.Д. Хитрецы, невидимки и разные родители: Рассказы о том, как животные защищаются /Вступ. ст. Л.
Разгона; Рис. В. Бастрыкина. – М.: Дет.лит., 2005 – 233с.
2. Сладков Н. И. Лесные тайнички: Рассказы и сказки /Предисл. Е. Дмитриченко. Рис. Н. Чарушина. – М.: Дет.лит.,
2002 – 398 с.
3. Васильева Анна. Мой гербарий. Листья деревьев. - Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2018 г. Серия «Мой
гербарий».
4. Бровкина Е. Т. Животные водоемов : учебное пособие для школьников мл. и сред. кл. / Е. Т. Бровкина, В. И.
Сивоглазов. - Москва: Эгмонт Россия, 2002 - 63 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.