Моя малая Родина

  • Образовательные программы
  • docx
  • 27.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

программа внеурочной деятельности
Иконка файла материала Моя малая Родина.docx

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Городовиковская многопрофильная гимназия им.Б.Б. Городовикова»

 

 

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №1

от «  » августа 2021 г.

Руководитель ШМО

_____ Абушинова Т.А.

 

Согласовано:

Заместитель директора по ВР

___________О.Н.Ногина

от « » августа 2021 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «ГМГ им.Б.Б. Городовикова»

__________  Бовальдинова В.В.

Приказ №91 от «27 » августа 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Мини бичкнТорскн»

 

 

 

 

Направление:  духовно-нравственное

Возраст  детей :9 - 10 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительнаязаписка

Рабочаяпрограммавнеурочнойдеятельностиподуховно-нравственномунаправлениюсоставленана основе

1. Федеральногозакона «ОбобразованиивРоссийскойФедерации»№273–ФЗот29декабря 2012 года.

2. ПриказаМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерации(МинобрнаукиРоссии)«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандартаначальногообщегообразования»№373 от 6 октября 2009 г.

3. Федеральногогосударственногообразовательногостандартаначальногообщегообразования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение»,2010г.

4. Федерального проекта «Патриотическое воспитание» (2021-2024 год)

5. СборникапрограммвнеурочнойдеятельностиподредакциейН.Ф.Виноградовой.Москва. Издательскийцентр«Вентана-Граф»2011г.

6. Положением о рабочей программе внеурочной деятельности в МКОУ «Городовиковская многопрофильная гимназия им. Б.Б. Городовикова».

Патриотическое воспитание в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива, учащихся по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание в рамках школы направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе.

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в начальном школьном  возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится  трудиться, не будет  любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Патриотическое воспитание в начальной школе формирует образ Родины в младшем школьном возрасте. Занятия имеют ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступают как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, ее истории, культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей.

Введение школьников в мир истории целесообразно осуществлять с использованием материала о родном городе, крае, о родной стране, подобно тому, как приобщение к языку начинается с овладе­ния родной речью. Патриотизм  необходимо воспитывать уже в начальной школе. Школьники погружаются в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разных событиях и их участниках.

Младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местные музеи, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому в программе даются предложения по привлечению на уроках регионального (краеведческого) исторического материала. Он дает возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.

Каждая программа по патриотическому воспитанию имеет цель воспитание патриотов и граждан Отечества. Данная программа прививает любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям. Она призвана формировать у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи, города, края.

Широко используя архивы музея, фото и видео материалы, встречи с героями войны и труда, экскурсии по родному городу, посещения памятных мест и достопримечательностей Республики Калмыкия окажут посильную помощь семье в воспитании семьянина, в осознании учениками своих социально-значимых семейных ролей: сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра, близкий – дальний родственник. Эта программа призвана помочь взрослым и детям в гармонизации семейных отношений, отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны. Поможет осмыслить связь времен, попытавшись не только найти, но и закрепить живую Нить Памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом. Поможет понять свою ответственность за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).

Цель программы:

 - формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).

 - формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,

воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.

 - развитие системы патриотического воспитания учащихся школы, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива школы, общественных формирований, родителей, учащихся, средств массовой информации.

 - формирование гражданской позиции младших школьников.

Задачи программы:

- воспитывать духовно-нравственные качества у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны и города.

- пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;

-  формировать у учащихся и их родителей интерес к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;

- формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

- формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

- формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

- формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,

-  сохранять  и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

Направление программы – духовно-нравственное.

Возраст детей участвующих в реализации данной программы  - 8-10 лет

Объем программы - 34 ч:

Срок освоения программы – 1 год

Режим занятий – 1 раз в неделю, 40 мин

 

Раздел 1. «Планируемые результаты освоения  программы внеурочной деятельности «Мини бичкнТорскн»

Личностные УУД:

- будет сформировано: осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие; положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своего города; способность к самооценке; знание и понимание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;

- получат возможность для формирования: установки на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении; устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории своей страны; умения оценивать трудность предлагаемого задания; адекватной самооценки; чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе; осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы; осознанного положительного отношения к культурным ценностям; основ экологической культуры; уважительного отношения к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, города, страны;

Метапредметные:

Регулятивные УУД принимать и сохранять цель познавательной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями; самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД: находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты; осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам; устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе; обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы; выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов; устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя); сравнивать исторические события, делать обобщения.

- получат возможность научиться: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий; сравнивать исторические и литературные источники; строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников; собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с одноклассниками при выполнении заданий в паре: установление очерёдности действий, осуществление взаимопроверки; распределение обязанностей при работе в команде, группе; учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

Предметные: родословную своей семьи; историю своего населённого пункта, различных учреждений; историю народов, проживающих в своём крае и их традиции; основные краеведческие термины и понятия; значения официальных символов; основные этапы и ключевые события истории с древности до наших дней; изменения природной среды в результате деятельности человека; особенности природы, населения; специфику географического положения и административно-территориального устройства; природные и антропогенные причины  возникновения экологических проблем; важнейшие достижения культуры и системы ценностей

Формы подведения итогов:

 - Выступление на мероприятиях, посвящённых важным историческим датам;

- Деловые игры;

- Беседы, диспуты, викторины;

 - Исследовательская деятельность;

 - Коллективные творческие дела;

 - Смотры-конкурсы, выставки;

 - Соревнования;

 - Экскурсии, поездки, походы;

 - Трудовые дела;

 

Раздел 2.  Содержание программы внеурочной деятельности

Название разделов, тем

Содержание темы

Формы организации занятий

Виды деятельности учащихся

«У фамильного древа»

 

Теоретический материал:  исследовательская работа «Мой род», семейные национальные традиции в моей семье,  труд на благо семьи и Родины, останутся в памяти нашего рода, мои родственники - герои труда, боевые награды моих дедов, мамы разные важны (сообщение),  свободное время с пользой для семьи, посмотрите семейный альбом.

Практические занятия: коллективная аппликация «Наша Россия», моя гордость и мои успехи, пословицы и поговорки о труде и лентяях, работа с бумагой: Треугольники  с фронта,  рисунок «Кем хочу стать», сообщения, презентации о родственниках, воевавших во время ВОВ, вернисаж «Портрет мамы», выставка работ совместного прикладного творчества учащихся и родителей, самая ценная фотография в альбоме.

 

Беседы, диспуты, викторины, экскурсии, походы, прогулки, конкурсы, наблюдения, исследовательская работа, выставки, концерты.

Учебно-исследовательская

Проектная

Познавательная

Информационно-познавательная

Художественно-творческая

 Социальная

 

«Я люблю тебя моя Родина»

 

Теоретический материал: я живу в России, сообщение «Архитектурные и культурные памятники Республики», Герои ВОВ – городовиковцы, дети - герои ВОВ, оккупация Башанты во время ВОВ, основатель Большедербетовского улуса  князь Гахаев.

Практические занятия: творческая работа с пластилином коллективная работа аппликация «Победа», сообщения о культурных памятниках Калмыкии, выступления с исследовательскими работами «Дети - герои ВОВ», экскурсия на мемориал погибшим во время ВОВ, конкурс рисунков.

 

Беседы, диспуты, викторины,  экскурсии,  походы, прогулки, конкурсы, наблюдения, исследовательская работа, выставки, концерты.

Учебно-исследовательская

Проектная

Познавательная

Информационно-познавательная

Художественно-творческая

 Социальная

 

«Традиции предков сохраним и приумножим»

 

Теоретический материал: устное народное творчество: изучение калмыцкого народного эпоса «Джангар», народные игры и забавы: игры народов мира, традиции и обычаи народов: обычаи, связанные с огнем, водой, символика в культуре народов: символика русского народа.

Практические занятия: выставка рисунков учащихся «Богатыри земли русской», исследовательские работы об использовании огня и воды в традициях и обычаях, экскурсия в музей.

Беседы, диспуты, викторины,  экскурсии,  походы, прогулки, конкурсы, наблюдения, исследовательская работа, выставки, концерты.

Учебно-исследовательская

Проектная

Познавательная

Информационно-познавательная

Художественно-творческая

 Социальная

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

«У фамильного древа»

 

29

2

«Я люблю тебя моя Родина»

 

 

3

«Традиции предков сохраним и приумножим»

 

 

 

 

 

 


 

Тема по программе

Дата выполнения

Всего.часов

Теор.

Практ.

план

факт

 

«У семейного древа»

 

 

17

9

8

1.

Вводное занятие

 

 

1

1

 

2.

Мой род

 

 

3

2

1

3.

Национальные традиции в моей семье

 

 

3

1

2

4.

Когда все вместе

 

 

1

1

0

5.

Труд во благо семьи и Родины

 

 

1

1

0

6.

Останутся в памяти нашего рода

 

 

1

0

1

7.

История семьи – история народа

 

 

2

1

1

8.

Мамы разные важны

 

 

2

1

1

9.

Свободное время с пользой для семьи

 

 

1

0

1

10.

Посмотрите семейный альбом

 

 

2

1

1

 

«Я люблю тебя моя Родина»

 

 

6

5

1

1.

Я живу в России

 

 

1

1

0

2.

Архитектурные и культурные памятники

 

 

1

1

0

3.

Выдающиеся люди Республики

 

 

2

1

1

4.

Пол года оккупации

 

 

1

1

0

5.

Основатель Большедербетовского улуса князь Гахаев

 

 

1

1

0

 

«Традиции предков сохраним и приумножим»

 

 

10

5

4

1.

Устное народное творчество

 

 

2

1

1

2.

Национальные игры и забавы

 

 

4

2

2

3.

Традиции и обычаи калмыцкого народа

 

 

2

1

1

4.

Символика в традиционной культуре калмыков

 

 

2

1

1

5.

Итоговое занятие

 

 

1

 

1

 

Итого:

 

 

34

19

14


3. Материально-техническоеобеспечениеобразовательногопроцесса

 

Специализированная литература, карточки с заданиями, методические разработки по музею, фото и видео материалы, хроника военных лет, карты России, Республики Калмыкия, Городовиковского района, иллюстрации. Разработки зачётов, викторин на электронном носителе. Презентации, фильмы, компьютер, интерактивная доска, проектор.

 

Методическое обеспечение занятий

Формы занятий:

Беседы, диспуты, викторины,  экскурсии,  походы, прогулки, конкурсы, наблюдения, исследовательская работа, выставки, концерты.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практический, эвристический.

Содержание занятий по этой программе содействует формированию у учащихся духовности, нравственности, патриотизма, любви к Родине, городу, семье.

Виды  деятельности учащихся разнообразны, что помогает детям держаться активной жизненной позиции, понимать, ценить и уважать заслуги прошлых поколений, стараться самим  добывать дополнительные  знания, кроме тех, что получены на занятиях.

 

Список литературы

1.      Агапова, И.Н. Патриотическое воспитание в школе / И.Н. Агапова, М. Давыдова – М., Айрис-пресс, 2012 – 224 с.

2.      Антонов, В. Роль этнопедагогики в формировании личности школьника / В. Антонов - Начальная школа. – 2015. – № 3. – С. 49-51.

3.      Борликов, Г.М. Природосообразность воспитания личности / Г.М. Борликов // Гегярлт (Просвещение). – 2015. – № 1, 2(22-23). – С. 3-15.

4.      Будигай, А.А. Воспитание духовности и нравственности у учащихся  / А.А. Будигай // Диалог культур народов Среднего Поволжья: духовность, нравственность, гуманность, миролюбие. – Чебоксары, 2019. – С. 102 - 103.

5.      Волков, Г.Н., Петрова Т.Н., Панькин А.Б. Введение в этнопедагогику / Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под научной редакцией Г.М. Борликова. - М.: ООО «Большая Медведица» - Элиста: Калм. гос. ун-тет, - 2016. - 368 с.

6.      Гасанов, З.Т. Патриотическое воспитание граждан / З.Т. Гасанов – Воспитание школьника, 2015 - №6 - с. 59

7.      Гриценко, Л.И. Постановка целей и планирование воспитательной работы в образовательных учреждениях //  Гриценко, Л. И. Социальное воспитание: теория и практика. Волгоград, 2015.

8.      Ефремова, Г.В. Патриотическое воспитание школьников / Г.В.Ефремова - Воспитание школьников – 2015 №8 – С. 17

9.      Кобылянский, В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма / В.А. Кобылянский - Педагогика – 2018 - №5 – С. 52

10. Кожанова, М.Б. Теория и практика подготовки будущих педагогов к обеспечению регионально-этнической направленности процесса воспитания детей / М.Б. Кожанова. – Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т, 2015. – 146 с.

11. Мукаева, О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Избранные сочинения по этнопедагогике калмыков. – Элиста: АПП «Джангар». - 1995. – 246 с.

12. Мукаева, О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность: в 3 ч.- Часть 1. – Элиста: АПП «Джангар». – 1999. – 376 с.

13. Мукаева, О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность: в 3 ч.- Часть 2 и 3. – Элиста: АПП «Джангар». – 2003. – 256 с.

14. Петрова, Т.Н. Этнопедагогические основы семейного воспитания: учеб.-метод. пособие / Т.Н. Петрова, А.А. Буданцова. – М.; Чебоксары: Филиал Моск. гос. открытого пед. ун-та, 2016. – 79 с.

15. Петрова, Е.И. « Основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся начальных классов» / Е.И. Петрова – Начальная школа №2, 2017, с.41.

16.   Рабина, А.Б. «Первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи» / Рабина А.Б.– Начальная школа  №2, 2017, с.41-42.

17.  Репина, И.Е.  «Без корня и полынь не растёт». – Начальная школа №7, 2014, с.107-108

18. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников / М.И. Рожков, Я.В. Байбородова, М.А. Ковальчук - Ярославль 2013г.

19. Сафронова, Е.М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личность / Е.М. Сафронова. – Волгоград, 2013.

20. Субботина, М.В. «Формирование ценностей отношений: авторский подход» / М.В. Субботина - Учитель 2012, №2, с. 36-40

21. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2019 .- N4  - С. 59-65.

22. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive -сайт «Молодой ученый»

23. http://standart.edu.ru –федеральный государственный образовательный стандарт

24. http://www.noudo.ru

25. http://www.zavuch.info

26. http://www.uroki.net


 

Скачано с www.znanio.ru