Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Городовиковская многопрофильная гимназия им.Б.Б. Городовикова»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №1 от « » августа 2021 года Руководитель ШМО _____ Абушинова Т.А.
|
Согласовано: Заместитель директора по ВР ___________О.Н.Ногина от « » августа 2021 г |
«Утверждаю» Директор МКОУ «ГМГ им.Б.Б. Городовикова» __________ Бовальдинова В.В. Приказ №91 от «27» августа 2021 г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
Направление: социальное
Возраст детей : 7- 10 лет
Срок реализации: 1 год
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2013 г.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
• на основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Раздел 1. «Планируемые результаты освоения курса «Умники и умницы»
Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий.
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- читать и пересказывать текст.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов-приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно сошкольным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)
В 3 классе возможно достижение результатов второго уровня.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
· Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
· Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
· Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Содержание куса внеурочной деятельности
№п\п |
Наименование раздела |
Содержание раздела |
Формы организации занятий |
Виды деятельности учащихся |
1. |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Решение тестовых заданий. |
Вводная беседа. Мозговая гимнастика («игры «Качание головой», «Ленивая восьмёрка», « Шапка для размышления», «Зоркие глаза»). Тестирование. Выявление уровня развития на начало года. Разгадывание логических загадок. |
Тестирование |
Учебно-исследовательская Познавательная
|
2. |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
Мозговая гимнастика (повторение упражнений прошлого урока). Разминка в виде логических задач. Развитие концентрации внимания (задания). Логические поисковые задания. Нестандартные задачи. Тесты. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития внимания |
Учебно-исследовательская |
3. |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Мозговая гимнастика (повторение упражнений прошлого урока). Разминка в виде логических задач. Развитие концентрации внимания (задания). Логические поисковые задания. Нестандартные задачи. Тест |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития внимания |
Познавательная |
4. |
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
Урок-игра. Тренировка слуховой памяти в виде комплекса упражнений на запоминание. Ознакомление с понятием ПАЛИНДРОМ (перевёртыш). Выполнение нестандартных заданий
|
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития памяти |
Учебная |
5. |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие зрительной памяти («Что изменилось?», «Найди фигуру», «Найди отличие»). Корригирующая гимнастика для глаз. Логические задачи. Обучение поиску закономерностей. Синонимы. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития зрительной памяти |
Интеллектуальная |
6. |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
Задачи и упражнения на развитие мышления. Разминка «Мир живой природы» Поиск закономерностей Рубрика «Это интересно!» Работа со словарём.. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития логического мышления |
Учебно-исследовательская |
7. |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. |
Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления Игра «Изобрази без предмета». Работа с изографами, числографами. Ребусы. Логические поисковые задачи. Задачи на развитие аналитических способностей. Задания по перекладыванию спичек. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития воображения |
Познавательная |
8. |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие быстроты реакции. Разминка «Кто это или что это?» Задачи на развитие аналитических способностей. Нестандартные задачи. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития быстроты реакции |
Учебная |
9. |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие внимания « Внимание». Игры с буквами, словами. Тестовые задания. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития концентрации внимания |
Интеллектуальная |
10. |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие внимания. Игра «Слушай – отвечай!», «Внимание». Игры со словами. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития внимания |
Учебно-исследовательская |
11. |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие слуховой памяти. «Закодированные слова», «Поставь точку». Совершенствование мыслительных операций. Задачи на логику. Закономерности. Понятие фразеологизмы. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития слуховой памяти |
Познавательная |
12. |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие памяти. «Внимание», «Найди фигуру». Корригирующие упражнения для глаз «Палец двоится», «Моргание», «Вижу палец». Решение логически-поисковых задач. Закончи фразеологизмы. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития зрительной памяти |
Учебная |
13. |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Задачи и упражнения на развитие мышления. Разминка «Отгадай, что это?» Поиск закономерностей. Корригирующие упражнения для глаз «Письмо носом», «Моргание». Решение нестандартных задач. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития логического мышления |
Интеллектуальная |
14. |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. |
Задачи и упражнения на развитие воображения. Разгадывание загадок. Работа с изографами и числографами. Игры «Внимание», «Фантазёр», «Ассоциация». Задания на перекладывание спичек. Составление ребусов. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития воображения и наглядно-образного мышления |
Учебно-исследовательская |
15. |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие быстроты реакции. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинке». Решение логически-поисковых задач, нестандартных задач. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития быстроты реакции и мыслительных операций |
Познавательная |
16. |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. «Внимание», « Не верь глазам своим», «Найди пару». Закончи фразеологизмы. Решение нестандартных задач. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития концентрации внимания |
Учебная |
17. |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие внимания. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», « Внимание». |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития внимания |
Интеллектуальная |
18. |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие памяти. Разминка «Мир живой природы», «Закончи пословицу», «Зашифрованные имена». Решение нестандартных задач. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития слуховой памяти |
Учебно-исследовательская |
19. |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие памяти . «Внимание», «Игры со словами», «Установи связь между словами». Решение нестандартных задач |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития зрительной памяти |
Познавательная |
20. |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие мышления Поиск закономерностей «Четвёртый лишний». Установление числовых закономерностей. Решение нестандартных задач. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития логического мышления |
Учебная |
21. |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие воображения. Разминка «Сказки». Игры « Изобрази без предмета», «Внимание», «Так же, как..», Решение нестандартных задач. Ребусы. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития воображения |
Интеллектуальная |
22. |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие быстроты реакции. Разминка «Мир живой природы». Игра «Слоговица». Работа с фразеологизмами. Разгадывание кроссворда. Решение нестандартных задач. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития быстроты реакции |
Учебно-исследовательская |
23. |
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие внимания. Вопросы-загадки. Однокоренные слова и их подбор. Пословицы и поговорки. Работа над скороговоркой. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития концентрации внимания |
Познавательная |
24. |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие внимания. Игры «Внимание», «Третий лишний», « Вычисли слово». Работа с фразеологизмами. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития внимания |
Учебная |
25. |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие памяти. Игры «Найди фигуры», игры со словами. Слушание рассказа, ответы на вопросы. Решение нестандартных задач. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития слуховой памяти |
Интеллектуальная |
26. |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие памяти. Разминка «Это интересно!». Игра «Внимание!» Логически-поисковые задачи. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития зрительной памяти |
Учебно-исследовательская |
27. |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие логического мышления. Разминка «Это интересно». «Первая – одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Решение нестандартных задач. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития логического мышления |
Познавательная |
28. |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие воображения. «Дорисундия», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Работа с фразеологизмами. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития воображения |
Учебная |
29. |
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие быстроты реакции. Игры с числами, «Так же, как…» Работа с фразеологизмами. Нестандартные задачи. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития быстроты реакции, мышления |
Интеллектуальная |
30. |
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие внимания. Разминка «Мир живой природы». Минутка смеха. Логические задачи. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития концентрации внимания |
Учебно-исследовательская |
31. |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие внимания. Разминка «Назови, что это?» Магические квадраты. Фразеологизмы в баснях и их значение. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития внимания |
Познавательная |
32. |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
Игры и упражнения на развитие памяти. Игры со словами, ответы на вопросы. Работа с фразеологизмами. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития слуховой памяти |
Учебная |
33. |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Игры и упражнения на развитие зрительной памяти. Восстановление предложений, игры со словами. Игра «Внимание». Работа с магическим квадратом. Нестандартные задачи. |
Урок-игра с использованием заданий и упражнений для развития зрительной памяти |
Интеллектуальная |
34. |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
Тестирование. Проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Тестирование. Анализ тестов. Ознакомление учащихся с результатами диагностики. Рекомендации от учителя. |
Тестирование |
Учебно-исследовательская |
Раздел 3. «Тематическое планирование»
3 класс
№ |
Раздел, тема занятия |
Кол-во часов |
1. |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Решение тестовых заданий. |
1 |
2. |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
1 |
3. |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
4. |
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
1 |
5. |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
1 |
6. |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
1 |
7. |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. |
1 |
8. |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
1 |
9. |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
1 |
10. |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
11. |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
12. |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
13. |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
14. |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. |
1 |
15. |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
16. |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
17. |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
18. |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
19. |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
20. |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
21. |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. |
1 |
22. |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
23. |
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
24. |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
25. |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
26. |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
27. |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
28. |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. |
1 |
29. |
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
30. |
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
1 |
31. |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
1 |
32. |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
33. |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
34. |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
1 |
|
Итого |
34 |
№ |
Тема |
Всегочасов |
Количествочасов |
Планируемая дата проведения |
|
теория |
практика |
|
|||
1. |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Решение тестовых заданий |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
2. |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
3. |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
4. |
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
5. |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
6. |
6. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
7. |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
8. |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
9. |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
10. |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
11. |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
12. |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
13. |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
14. |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
15. |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
16. |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
17. |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
18. |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
19. |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
20. |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
21. |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
22. |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
23. |
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
24. |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
25. |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
26. |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
27. |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
28. |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
29. |
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
30. |
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
31. |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
32. |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
33. |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
34. |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Модель занятия в 3 классе такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличиваетсяобъем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которогоэффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызватьинтерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (15 минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразитьметоды и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Учебная литература для учащихся
1. Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2017 г«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»Рабочие тетради в 2-х частях.
Дополнительная учебная литература для учащихся
1. Языканова Е.В. - ,М.:Издательство «Экзамен», 2018 «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс» »Учебное пособие
2. Орг А.О., БелицкаяН.Г.,-М.:Издательство «Экзамен», 2017 «Олимпиады по математике. 3 класс»Пособие
Учебно – методическая литература для учителя
1. Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2017 г«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей »Методическое пособие для 3 класса
2. Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2015. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»)Программа развития познавательных способностей учащихся
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов[ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
Дополнительная учебно – методическая литература для учителя
6. Языканова Е.В. - ,М.:Издательство «Экзамен», 2018 «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс»»Учебное пособие
7. Орг А.О., БелицкаяН.Г.,-М.:Издательство «Экзамен», 2017 «Олимпиады по математике. 3 класс»Пособие
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.