Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа 13»
169302 Республика Коми г. Ухта ул. Тихановича д.3, тел./факс (8216)756409
Принята Утвержден
Педагогическим советом приказом директора
МОУ «СОШ №13» № 01-10/63 от 26.04.2021
Протокол № 6
от 26.04.2021 г.
Рабочая программа
курса внеурочной
деятельности
«Юные инспекторы дорожного движения»
уровень начального общего образования
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Горчакова Л.Н.
Учитель начальных классов
г. Ухта
2022
Актуальность программы заключается в том, что на нее имеется социальный заказ, программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования детей в данный период времени. Социальный заказ - на протяжении целого ряда лет в России реализуется программа "Здоровье детей". Ее результативность, безусловно, зависит от полноты решения комплекса поставленных задач. Это достигается прежде всего четким взаимодействием между различными ведомствами. Важной составляющей здоровьесберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях. Проживая в большом городе, дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому именно на школу родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки.
Программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения» составлена на основе Примерной программы внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» начального общего образования и направлена на формирование у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности.
Целями программы являются:
• создание условии для саморазвития, самопознания, самореализации личности;
• формирование у учащихся потребности в охране жизни и здоровья;
• обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного пространства.
Достижение поставленных целей невозможно без решения конкретных задач:
• привлечение школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
• вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
Для выполнения намеченной работы необходимо подготовить: кабинет для теоретических занятий по ПДД, спортивный зал для ОФП, наглядные пособия, методическую литературу и велосипеды.
Структура курса
Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Программа рассчитана на 3 года.
Методы достижения цели:
Уровень освоения программы – общекультурный. Ребята не только обучаются сами, они передают свои знания другим: участвуют в общешкольных мероприятиях по безопасности, выступают с агитационной программой.
Внеурочная деятельность направлена на формирование у обучающихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи, получают навыки фигурного вождения велосипеда. Таким образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.
Программа имеет два этапа. Особое внимание уделяется первому этапу, т.е. пропаганде безопасного поведения на дорогах. Получение знаний об основных правилах поведения на дорогах, о дорожных знаках, проведение театрализованных игр с детьми, т.к. эмоционально окрашенные сюжеты запомнятся куда лучше, чем сухо изложенные правила. Второй этап по пропаганде основ безопасности – проводятся ролевые игры, практические занятия. Пропаганда безопасного поведения на дорогах ведется и через творческие формы работы. Дети участвуют в конкурсах плакатов и рисунков, отгадывают кроссворды по основам безопасности. Новые понятия расширяются и углубляются, когда дети моделируют ситуацию на макете и пытаются ее разрешить. Ребята анализируют и комментируют дорожную ситуацию, пытаются ее разрешить. Все это проводится в учебном кабинете. В рамках программы учащиеся школы приобретают знания по технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам; усваивают правила дорожного движения и оказания первой доврачебной медицинской помощи. У учащихся формируется интерес к регулярным занятиям велоспортом, улучшается физическая и психологическая подготовка. Полученные результаты позволяют оценивать состояние работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения. Программа способствует решению проблемы обеспечения безопасности детей и подростков, а также воспитанию здорового поколения. Она оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств детей, обогащение их положительного опыта.
Сроки реализации программы : 3 года (102 часов – 1 час в неделю)
34 часа – первый год обучения
34 часа – второй год обучения
34 часа – третий год обучения
Возраст детей, участвующих в реализации программы : 6-10 лет
Формы организации детского коллектива: работа с классом и в малых группах
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Требования к результатам обучения младших школьников первого года обучения:
• знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила перехода улиц и дорог;
• знать название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков;
• определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить улицу.
Второго года обучения:
• знать название, назначение дорожных знаков, изученных за два года обучения и места их установки;
• знать значение сигналов светофоров, регулировщиков;
• знать правила безопасного поведения на городских улицах и загородных дорогах;
• самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог, входить и выходить из общественного транспорта.
• знать где разрешено школьникам кататься на велосипедах;
• знать правила безопасного поведения школьников при движении группой и колонной на улице;
• безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников.
Третьего года обучения:
• уметь разбираться в видах дорожных знаков;
• оказывать первую доврачебную помощь;
• знать и выполнять правила безопасного поведения пешеходов;
• знать правила поведения пассажиров и пешеходов;
• знать основы безопасности при езде на велосипеде (скутере)
Уровни воспитательных результатов
1 уровень
Приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
2 уровень
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
3 уровень
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися:
- Приобретение обучающимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным гигиеническим навыкам;
- Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
- Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
- Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.
УУД:
Личностные универсальные учебные действия
У воспитанника будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· основы социализации личности в форме осознания «Я» как участник дорожного движения, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание ответственности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой поведения на дороге и в общественных местах.
Воспитанник получит возможность для формирования:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
· адекватного понимания причин успешности / неуспешности внеучебной деятельности;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на культуру как значимую сферу человеческой жизни;
· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Воспитанник получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Воспитанник получит возможность научиться:
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Воспитанник получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Формы и виды контроля ( Игры, выставки, турниры, викторины, соревнования, спектакли, выступления агитбригады, концерты)
II. Содержание курса внеурочной деятельности
|
№ |
Всего часов |
Тема учебного занятия |
Содержание |
Виды деятельности |
||
|
1 год обучения |
||||||
|
Тема 1. Улица полна неожиданностей. (11 часов) |
||||||
|
1. |
1 |
Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? |
Беседа с учащимися о ПДД. Просмотр фильма «Волшебник Продобрей» |
|
||
|
2. |
1 |
Безопасность на улице. |
Заочная экскурсия на проезжую часть. Игра «Я – пешеход» (практич) |
|
||
|
3. |
1 |
Элементы улиц и дорог |
Дискуссия на тему «Дороги нашего поселка» (теоретич) |
|
||
|
4. |
1 |
Безопасность на улице |
Викторина «Азбука безопасности» (теоретич) |
|
||
|
5. |
1 |
Дорожные знаки по пути домой |
Составление плана-маршрута из школы домой (практич) |
Памятка |
||
|
6. |
1 |
Школа безопасности |
Игра «Светофорчик» (практич) |
|
||
|
7. |
1 |
Движение пешеходов и машин |
Беседа с учащимися о ПДД (теоретич) |
|
||
|
8. |
1 |
Школа безопасности |
Игра «Знающий пешеход» (Практич) |
|
||
|
9. |
1 |
Посвящение в пешеходы |
Праздник (практическое) |
|
||
|
10. |
1 |
Улица .Тротуар. Проезжая часть. |
Игровая программа «Правильное движение» (Теоретич) |
|
||
|
11. |
1 |
Добрая дорога |
Конкурс рисунков (практическое) |
Рисунки |
||
|
Тема 2. Наши верные друзья (9 часов) |
||||||
|
12. |
1 |
Наши друзья – дорожные знаки. |
Рассказ учителя о знаках (теоретич) |
|
||
|
13. |
1 |
Знакомство со знаками. |
Презентация дорожных знаков (практич) |
|
||
|
14. |
1 |
Светофор и его сигналы. |
Рисуем светофор (практич) |
Рисунки |
||
|
15. |
1 |
Сигналы регулирования дорожного движения |
Игра «Сигналы светофора» (практич) |
|
||
|
16. |
1 |
«Красный, желтый, зеленый» |
Развлекательная программа (практич) |
|
||
|
17. |
1 |
Виды пешеходных переходов |
Беседа (теоретич) |
|
||
|
18. |
1 |
Чтение дорожных знаков. |
Работа в кабинете безопасности (практич) |
|
||
|
19. |
1 |
Творческая мастерская |
Изготовление дорожных знаков (практич) |
|
||
|
20. |
1 |
А знаешь ли ты? |
Викторина (теоретич) |
|
||
|
Тема 3. Это должны знать все. (8 часов) |
||||||
|
21. |
1 |
Правила движения в колонне |
Беседа (теоретич) |
|
||
|
22. |
1 |
Где можно играть? |
Беседа (теоретич) |
|
||
|
23. |
1 |
Мы пассажиры общественного транспорта |
Игра (практич) |
|
||
|
24. |
1 |
Мы едем, едем, едем… |
Презентация «Виды транспорта» (теретич) |
|
||
|
25. |
1 |
Мы пассажиры личного транспорта |
Беседа (теоретич) |
|
||
|
26. |
1 |
Загородная дорога |
Заочная экскурсия (теоретич) |
|
||
|
27. |
1 |
Пешеход на загородной дороге |
Занятие в кабинете безопасности (практич) |
|
||
|
28. |
1 |
Мой друг - велосипед |
Основы безопасности (теоретич) |
|
||
|
Тема 4. Мы – ЮИД (6 часов) |
||||||
|
29. |
1 |
Учимся соблюдать ПДД |
Занятие в кабинете безопасности (практич) |
|
||
|
30. |
1 |
Мы - пассажиры |
Правила пользования транспортом (теоретич) |
|
||
|
31. |
1 |
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров |
Викторина «Мы за безопасность на дорогах» (теоретич) |
|
||
|
32. |
1 |
Что такое – хорошо? |
Игра «Дисциплинированный пассажир» (практич) |
|
||
|
33. |
1 |
Ремень безопасности |
Беседа, просмотр фильма (теоретич) |
|
||
|
34. |
1 |
Проект «Наша безопасность на дороге» |
Подготовка проекта (практич.) |
Проект |
||
|
№ |
Всего часов |
Тема учебного занятия |
Содержание |
Виды деятельности |
||
|
2 год обучения |
||||||
|
Тема 1. Правила дорожного движения (12 часов) |
||||||
|
1.
|
1 |
Вводное занятие «Улица и мы» |
Инструктаж Беседа (теоретич) |
|
||
|
2. |
1 |
Обязанности пешеходов |
Диагностика знаний детей по ПДД, анкетирование (теоретич) |
|
||
|
3. |
1 |
Сигналы светофора |
Игра «Светофор» (практикум) |
|
||
|
4. |
1 |
Пешеходные переходы |
Беседа (теоретич) |
|
||
|
5. |
1 |
Правила поведения на улице |
Викторина (практич) |
|
||
|
6. |
1 |
Элементы улиц и дорог |
Работа по таблицам (практикум) |
|
||
|
7. |
1 |
Движение по улицам и дорогам |
Беседа, игра (теоретич) |
|
||
|
8. |
1 |
Переход улицы на нерегулируемо м перекрестке |
Беседа (просмотр фильма) |
|
||
|
9. |
1 |
Сигналы регулировщика |
Беседа (встреча с инспектором) |
|
||
|
10. |
1 |
Дорожные знаки |
Экскурсия в «Страну дорожных знаков» (теоретич) |
|
||
|
11. |
1 |
Виды дорожных знаков |
Игра (практикум) |
|
||
|
12. |
1 |
ГИБДД – помощник и друг |
Беседа (теоретич) |
|
||
|
Тема 2: Мой друг – велосипед! (5 часов) |
||||||
|
13. |
1 |
Правила езды на велосипеде по улицам и на проезжей части |
Беседа о правилах езды на велосипеде. (теоретическое) |
|
||
|
14. |
1 |
Езда на велосипеде |
Овладение умений безопасного вождения велосипеда. (Практикум) |
|
||
|
15. |
1 |
Устройство велосипеда |
Беседа. Занятие в кабинете ПДД |
|
||
|
16. |
1 |
Устройство велосипеда |
Беседа. |
Практикум |
||
|
17. |
1 |
Фигурное вождение велосипеда |
Освоение приемами моневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. |
Практикум |
||
|
Тема 3: Безопасность и правила безопасности (17 часов) |
||||||
|
18. |
1 |
Общественный транспорт |
Беседа «Правила для пассажиров» |
|
||
|
19. |
1 |
Я –пассажир |
Ролевая игра (практикум) |
|
||
|
20. |
1 |
Правила безопасности пешехода |
Инструктаж по безопасности |
Работа творческой группы |
||
|
21. |
1 |
Контроль знаний |
Игра «Безопасная дорога» |
|
||
|
22. |
1 |
ПДД и пешеход. |
Игра-викторина (практикум) |
|
||
|
23. |
1 |
Правила безопасности пешехода |
Беседа |
|
||
|
24. |
1 |
Я- пешеход |
Викторина. (практикум) |
|
||
|
25. |
1 |
Я б в водители пошел, пусть меня научат! |
Беседа «Правила для водителя» |
|
||
|
26. |
1 |
Я – водитель! |
Ролевая игра (практикум) |
|
||
|
27. |
1 |
Поведение во дворах и парковых зонах |
Анкета |
|
||
|
28. |
1 |
Мой двор |
Конкурсный рисунок (практ) |
Рисунок |
||
|
29. |
1 |
Запрещается, разрешается. |
Закрепление о правилах поведения и дорожных знаках |
|
||
|
30. |
1 |
Мастерская дорожных знаков |
Изготовление запрещающих дорожных знаков (практикум) |
Изготовление знаков |
||
|
31. |
1 |
В мире дорожных знаков |
Игра – викторина (практикум) |
|
||
|
32. |
1 |
Итоговый урок |
Тест-опрос |
|
||
|
33. |
1 |
Безопасное лето |
Беседа по безопасности (теоретич) |
|
||
|
34. |
1 |
Праздник |
Безопасная дорога |
|
||
|
№ |
Всего часов |
Тема учебного занятия |
Содержание |
Виды деятельности |
||
|
3 год обучения |
||||||
|
Тема 1. Основы доврачебной медицинской помощи (16 часов) |
||||||
|
1. |
1 |
Общие принципы оказания доврачебной помощи |
Беседа |
|
||
|
2. |
1 |
Чрезвычайные ситуации на дороге |
Просмотр фильма |
|
||
|
3. |
1 |
Знай и умей |
Беседа об основных умениях и навыках оказания доврачебной помощи |
|
||
|
4. |
1 |
Я сам |
Практическое занятие (тест) |
|
||
|
5. |
1 |
Поведение при аварийной ситуации |
Беседа |
|
||
|
6. |
1 |
Техника наложения повязок |
Мед практикум |
|
||
|
7. |
1 |
Первая помощь при общих ранениях |
Беседа |
|
||
|
8. |
1 |
Наложение жгута и повязок |
Мед практикум |
|
||
|
9. |
1 |
Первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей |
Беседа |
|
||
|
10. |
1 |
Остановка кровотечений |
Мед практикум |
|
||
|
11. |
1 |
Первая помощь при несчастных случаях |
Беседа, опрос |
|
||
|
12. |
1 |
Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца |
Мед. практикум |
|
||
|
13. |
1 |
Первая помощь при ожогах и отморожениях |
Викторина |
|
||
|
14. |
1 |
Транспортировка при различных видах травм |
Мед практикум |
|
||
|
15. |
1 |
Оказание первой доврачебной помощи |
Круглый стол |
|
||
|
16. |
1 |
Контроль знаний |
Игра – соревнование «Санпост» |
|
||
|
Тема 2: Пропаганда ПДД (18 часов) |
||||||
|
17. |
1 |
Знаешь ли ты правила дорожного движения? |
Беседа. Викторина |
|
||
|
18. |
1 |
В объективе - безопасность |
Оформление альбома фоторабот (практич) |
|
||
|
19. |
1 |
«Друзья светофора» |
Беседа |
|
||
|
20. |
1 |
Красный , желтый, зеленый. |
Конкурс рисунков (практич) |
|
||
|
21. |
1 |
Школа светофорных наук |
Беседа |
|
||
|
22. |
1 |
Встреча с интересными людьми |
Встреча с инспектором ГИБДД |
|
||
|
23. |
1 |
Дорожная азбука |
Беседа по темам пройденного курса |
|
||
|
24. |
1 |
«Перекресток» |
Ролевая игра (практич) |
|
||
|
25. |
1 |
«Мой друг –велосипед» |
Правила для велосипедистов. Беседа |
|
||
|
26. |
1 |
Автогородок |
Практикум |
|
||
|
27. |
1 |
Безопасность на дороге |
Беседа по ПДД |
|
||
|
28. |
1 |
Автогородок |
Игра -соревнование |
|
||
|
29. |
1 |
Оказание первой доврачебной помощи |
Беседа. Викторина |
|
||
|
30. |
1 |
Способы оказания первой доврачебной помощи |
Практикум |
|
||
|
31. |
1 |
«Внимание, дети!» |
Выпуск агитационных листовок |
Листовки |
||
|
32. |
1 |
ЗОЖ |
Конкурс рисунков (практ) |
|
||
|
33. |
1 |
Дети-дорога |
Викторина |
|
||
|
34. |
1 |
Мы-ЮИД |
Праздник для детей |
|
||
III. Тематическое планирование
1 год обучения
|
№ |
Тема |
Кол-во часов |
|
1. |
Улица полна неожиданностей |
11 |
|
2. |
Наши верные друзья |
9 |
|
3. |
Это должны знать все |
8 |
|
4. |
Мы – ЮИД |
6 |
|
|
Итого |
34 |
2 год обучения
|
№ |
Тема |
Кол-во часов |
|
1. |
Правила дорожного движения |
12 |
|
2. |
Мой друг – велосипед! |
5 |
|
3. |
Безопасность и правила безопасности |
17 |
|
|
Итого |
34 |
3 год обучения
|
№ |
Тема |
Кол-во часов |
|
1. |
Основы доврачебной медицинской помощи |
16 |
|
2. |
Пропаганда ПДД |
18 |
|
|
Итого |
34 |
Материально-техническое обеспечение
1. Права ребёнка. Нормативно-правовые документы, - Москва: ТЦ «Сфера», 2005.
2. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51- 433/16).
3. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13).
4. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28 – 16).
5. Весёлый светофор. Музыкальная игра. – М.: «ВЕСТЬ–ТДА», 2003.
6. Внимание, дорога. Плакат для дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
7. Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения / В.В. Головко. – М., 2007.
8. Горский В.А., Смирнов Д.В., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.
9. Детям о ПДД. Альбом из 10 плакатов. – М.: «СОУЭЛО», 2007. 10. Добрая дорога детства (ДДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOPгазета».- М., 2000-2002.
11. Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком / С.Ф. Зеленин. – М., 2007.
12. Извекова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
13. Клочанов Н.И. Дорога, ребёнка, безопасность: методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Клочанов Н.И. – М., 2004.
14. Ковалько В.И. Здоровье-сберегающие технологии. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004.
15. Куперман А.И. Безопасность дорожного движения / Куперман А.И., Миронов Ю.В. – М., 2007..
16. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности, 1-4 классы, 2-е издание. – М.: «Просвещение», 2007.
17. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. – М.: «Сфера», 2002.
18. Шорыгина Т.А. Беседы о безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
19. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет.- М.: ТЦ «Сфера», 2010
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.