«Волшебная палитра»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 24.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наши дети живут в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные традиции, фольклор, декоративное творчество стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность
Иконка файла материала Волшебная политра +.docx

 

«Волшебная палитра»

 

                    Пояснительная записка

 

 

Данная программа составлена на основе авторской программы Шаховцевой О.В.  «Волшебная палитра» (Радуга творчества: сборник авторских образовательных программ: в 7 ч. / под ред. А.И. Григорьевой. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2010. – Ч. 1.).

Наши дети живут в условиях все возрастающего потока информации, не­сущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эсте­тические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпо­читают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные традиции, фольклор, декоративное творчество стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.

В связи с этим тема приобщения учащихся к народной культуре становит­ся чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее исто­рическому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно-зстетическую направленность. Отличительной особенностью программы яв­ляется то, что искусство рассматривается как особая духовная сфера, концен­трирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа.

Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается в процессе диалога культур, процессе взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.

Приобщение детей к мировой культуре, воспитание у них эмоциональной отзывчивости формирует нравственные качества личности. Это гораздо важнее, чем-то, что ребенок сможет нарисовать «кувшин». Пока в душе учащегося не созреют, не накопятся впечатления, а впечатления рождаются лишь у умеющего видеть прекрасное в обыденном. Рисование «кувшина» не принесет ему радости, а без радости, без подъема души нельзя учить искусству.

Цель художественного образования вообще - воспитание целостного от­ношения ребенка к миру, которое определяется как эстетическое. Изобрази­тельное искусство, художественное творчество помогает ребенку познать окру­жающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму пред­метов, развивает зрительную память; пространственное и образное мышление В процессе работы у учащихся развиваются чувства ритма, цвета: трени­руются пальцы рук, глазомер; воспитываются усидчивость, культура труда формируются понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание при­родных качеств декоративного материала и его применение, любовь и береж­ное отношение к природе.

Все вышесказанное легло в основу создания дополнительной образова­тельной программы студии «Волшебная палитра», которая создана с учетом современных процессов обновления содержания общего и художественного образования в России. С опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, нацио­нального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов нашей страны. (Национальная доктрина образования в РФ на период до 2005 г., концепция развития художественного образования, концеп­ция модернизации дополнительного образования до 2010 г., программа разви­тия дополнительного образования в РФ до 2010 г.) В Концепции модернизации дополнительного образования на период до 2010 года подчеркивается то, что именно учреждению дополнительного обра­зования принадлежит важнейшая роль как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Учитывая это, дополнительная образовательная программа студии «Вол­шебная палитра» ориентируется на решение проблем гармонического развития и творческой самореализации личности. Она помогает ребенку открыть в себе индивидуальность и реализовать себя в обучении, творчестве, общении.

Программа строится на местном, региональном материале. В ее основе лежит изучение культуры Тульского края посредством освоения учащимися произведений национального искусства, народных обычаев и традиций, поэто­му реализация данной программы предусматривает сотрудничество с местным краеведческим музеем и строится на основе методики музейной педагогики. На занятиях проводится «погружение» учащихся в предметно - пространственную сферу. В ходе реконструкции исторических событий, обрядовых традиций пред­ков, учащиеся проигрывают конкретные ситуации из жизни прошлых лет, прак­тикуются в создании собственных авторских работ, лучшие из которых стано­вятся экспонатами Лицейского музея.

       Данная дополнительная образовательная программа является преемст­венной по отношению к программе «ИЗО», реализуемой на протяже­нии 5 лет, с 1998 г. В связи с открытием в 2003 г. студии изобразительного и де­коративно-прикладного искусства «Волшебная палитра», она приведена в со­ответствие с современными требованиями, увеличен срок обучения, расшире­ны направления деятельности, апробирована диагностическая методика арттерапии.

Программа рассчитана на учащихся 11-15 лет.

Концепция художественного образования в Российской Федерации, под­черкивает, что «в основной средней школе подростки овладевают языком раз­личных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постиже­ния произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной ху­дожественной деятельности», В отличие от младших школьников, у которых интерес к изобразительному творчеству высок, у подростков он значительно ниже. Основной причиной является развитие объективной оценки собственных способностей, неудовлетворенность низкими результатами художественной деятельности. Подростковый кризис в ИЗО вызван конфликтами между притя­заниями (желаниями) и возможностями.

Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение. Именно общение, по мнению, многих педагогов-исследователей, может стать эффек­тивным средством сохранения интереса учащихся к ИЗО на долгие годы.

Если результат индивидуальной деятельности иногда не удовлетворяет учащегося, то результат коллективного труда, как правило, превосходит все его ожидания: успех способствует положительному эмоциональному отношению к занятиям изобразительной деятельностью.

Каждому учащемуся предоставляется возможность попробовать себя в разных видах творческой деятельности. Студийная форма работы позволяет использовать индивидуальный дифференцированный подход.

Особенностью программы студии является совместная работа педагога дополнительного образования и педагога-психолога по использованию арттерапии для диагностики и оценки творческих способностей детей. Детский рису­нок обладает диагностическими и терапевтическими особенностями, а само ри­сование может быть рассмотрено как специальная техника сбалансированно­сти внутреннего состояния физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребенка, и в этом процессе «ведущий» - сам ребенок. Не даром, из­вестный психолог Э. Крамер пишет: «Изобразительная деятельность сопрово­ждается терапевтическим эффектом. Искусство само по себе обладает цели­тельным действием».

Программа предусматривает комплексный аспектный анализ рисунков учащихся, на основании которого выбирается адекватный метод психологиче­ской коррекции и дифференцированной нагрузки на каждого ребенка.

В процессе реализации и проведения индивидуальной диагностики фор­мируется портфолио на каждого ребенка, которое включает результаты диагно­стики, творческие работы учащегося, результаты участия в выставках, фести­валях и др. Знание индивидуальных особенностей учащихся помогают педагогу подобрать своевременно дифференцированные по сложности задания, вы­брать их тематику, помочь каждому ребенку раскрыть свою индивидуальность.

Цель программы: нравственное совершенствование, формирование ду­ховного мира, гармоническое развитие личности учащихся через интегрирова­ние изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музейной педаго­гики, психологии.

Задачи:

  Обучение владению техникой рисования различными графическими живописными материалами; формирование практических навыков рисо­вания пейзажа, портрета, архитектуры, изготовления изделий декора­тивно-прикладного творчества из различных материалов:

  Формирование гуманистической системы ценностей, чувства причастно­сти к судьбе отечественной культуры, истории, осознание себя продолжателем традиций предков;

  Развитие художественно - творческих способностей учащихся, форм. дарование эстетического вкуса;

  Развитие художественного восприятия, образного мышления и художе­ственного словаря учащихся, наблюдательности, расширение кругозоре

  Развитие творческого потенциала личности в процессе освоения образа: нота языка пластических искусств и приемов художественной деятель­ности по созданию художественного образа в различных изобразительных материалах и техниках;

  Развитие коммуникативных качеств и формирование активной жизнен­ной позиции через участие в эстетическом преобразовании среды в pvках культурной жизни семьи, Дворца, города, района, региона.

Данная дополнительная образовательная программа предполагает еже­годную интеграцию трех блоков: ИЗО + Музей + Арттерапия. Программа каж­дого года обучения представляет собой завершенный блок:

 

1-й год обучения - «Палитра собственного Я».

Основные разделы:

-  Я в стране красок;

-  Я и моя семья;

-  Я и мои увлечения;

-  Я и мой город.

2-й год обучения - «Палитра Прошлого»

Основные разделы:

-  Волшебный мир игрушки;

-  О том, что прячется в старинном сундучке;

-Традиционные обряды и праздники Тульского края;

-  Каменных дел мастера;

-  Путешествие по Красивой Мече.

        3-й год обучение - «Путешествие с палитрой»

Основные разделы:

-  Путешествие в Лето;

-  Дом, где рождалась сказка;

-  Голубая кудесница;

-  Старинные традиции народных гуляний;

-  Музей моего мастерства.

Значительный объем содержания программы способен обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с учащимися.

Программа предусматривает 3 года обучения, всего (204) часов, каждый rод; по (68) часов, из них каждые (4) часа в год - арттерапия.  Занятия про­водятся 2 раза в неделю В группы 1-го года обучения принимаются все желающие. Специального отбора не проводится. В группу 2-го года к ос­новному составу могут поступать вновь прибывшие при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Не­достающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.

   Содержание программы моделируется на основе современных пе­дагогических подходов, среди которых для концепции программы значимы:

-  Содержательно - деятельностный подход (включение учащихся в актив­ную образовательную и художественно-творческую деятельность);

-  системно-комплексный подход (художественно-образный язык рассмат­ривается в процессе интеграции различных видов и жанров искусства);

-  личностно ориентированный подход (программа построена с учетом ин­тересов учащихся, мотивации успешности их деятельности, с опорой на ком­фортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности);

-  региональный подход (учитываются художественные традиции и истори­ко-культурные связи).

  Образовательный процесс строится на основных методах обуче­ния:

  Репродуктивный (воспроизводящий);

  Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией нагляд­ного материала);

  Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ре­шения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения учащихся в подгруппы. Теоретическая часть программы дается в форме бесед с просмотром ил­люстративного материала и подкрепляется практическим освоением тем в форме экскурсий в музей и тематическим рисованием. Основной формой рабо­ты с детьми в музее является экскурсия Педагог дополнительного образова­ния, музейный работник строят ее как диалог, считая при этом, что обсуждение экспоната должно напоминать импровизацию, дающую участникам диалога возможность свободно обмениваться мнениями. Знакомя учащихся с произве­дениями народного декоративно-прикладного искусства, педагог развивает у них умение отличать настоящее искусство от его суррогатов, приходить к пра­вильному эстетическому суждению.

Обстановка, побуждающая к творчеству, создается на каждом занятии. При реализации программы педагог использует такие формы занятий, которые дают простор для творчества и фантазии, приобщают к созиданию. Одной из форм является привлечение родителей к участию в образовательном процес­се, где им отводится роль не сторонних наблюдателей, а родители вместе с детьми погружаются в многогранный мир изобразительного и декоративно - прикладного искусства, узнавая много нового и, убеждаясь, что неталантливых детей не бывает.

Такая совместная работа способствует формированию культуры общения родителей с ребенком, здесь они узнают секреты работы с различными мате­риалами. познают основы творческой методики.Связь с родителями поддерживается в форме индивидуальных бесед коллективных поездок в музеи, приглашением их на тематические и отчетнье выставки.Подведение итогов реализации данной программы происходит в форме выставок, открытых занятий, массовых мероприятий.Ожидаемым результатом освоения дополнительной образовательной про­граммы студии «Волшебная палитра» является то, что знания и навыки, полу­ченные в студии, станут личным «внутренним» багажом», помогающим делать мир вокруг себя интересным и красивым, будут способствовать развитию уве­ренности, самоутверждению личности.

 

 

Учебно-тематический план 1-го года обучения

Тема года: Палитра собственного Я

 

 

 

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

2

2

 

Пейзаж как жанр живописи

3

3

-

Искусство натюрморта

3

3

-

Анималистический жанр

3

3

-

Материалы и инструменты

3 14

3

-

Я в стране красок

6.1. Знакомство с акварельными техниками

 

15

2

13

6.2. Техника рисования гуашью

11

2

9

6.3. Рисование графическими материалами

12

2

10

6.4. Встречи с местными художниками в Краеведче­ском музее. Посещение выставок живописи и графи­ки

7

~

7

6.5. Арттерапия

3

-

3

Итого

48

6

42

                 Я и моя семья

7.1. Основы рисования портрета

15

4

11

7.2. Рисование фигуры человека

24

4

20

7.3. Знакомство с портретным жанром. Музейные диалоги

9

 

9

7.4. Арттерапия

3

-

3

Итого

51

8

43

                Я и мои увлечения

8.1. Декоративная композиция

15

6

9

8.2. Композиция на темы: «На рыбалке», «В гостях у бабушки», «Мое окно»

25

6

19

8.3. Путешествие в Третьяковскую галерею (заочное)

4

-

4

8.4. Арттерапия

3

-

3

Итого

47

12

35

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план 1-го года обучения

Тема года: палитра собственного Я

 

Теория. Виды живописи (монументальная, декорационная, миниатюрная, станковая). Разделы живописи (масляная, темперная, фресковая, восковая, акварельная, гуашевая, пастельная).

Виды акварельной техники: по-сырому, а- ля-прима, пуантилизм). Знакомство с творчеством художников-акварелистов (2 часа).

Практика. Выполнение упражнений различными живописными материа­лами (темпера, гуашь, масляные краски, пастель, акварель).

Примерные темы работ, выполняемых в различных техниках:

   По-сырому: «На море», «Утром», «Дождь».

   А-ля-прима: «Бабочки», «Цветы».

   Пуантилизм: «Фрукты», «Натюрморт».

Работа над композициями ведется акварельными красками по образцу (13 часов).

6.2.  Техника рисования гуашью -6 часов

Теория. Знакомство с техникой послойной живописи; техника печатанья. Светлота и насыщенность цвета; силуэт (1 часа).

Практика. Рисование осеннего пейзажа (техника послойной живописи: Композиция «Листопад» (в технике печатанья). Композиция «Деревья» (силуэт).

Работа над композициями ведется по следующей схеме: поиск компози­ции; эскиз в цвете; перенесение на основной лист (5 часов).

6.3.  Рисование графическими материалами - 9 часов

Теория. Что такое графика? Выразительные средства графики: линия, штрих, тон. Понятие о композиционном центре (2 часа).

Практика. Выполнение упражнений с использованием линии, штриха, то­на. Рисование графическими материалами на различные темы.

   Соус - «Пушистый котенок»;

  Сангина - «Динозавры»;

   Уголь - «Птицы» (силуэт);

  Фломастеры - «Попугаи»;

   Цветные карандаши - «Рыбки»;

   Простой карандаш - «Цветы».

При рисовании педагог объясняет схему рисования животного или птицы, а композиция рисунка составляют сами учащиеся. Педагог может предложить варианты композиционного решения (7 часов).

6.4.  Встречи с местными художниками в Краеведческом музее

Посещение выставок живописи и графики - 3 часов

Практика. Встреча с местными художниками А.А. Леоновым, В В. Семе­новым, С.Н. Карповым и др. Беседы о разнообразии творческих манер худож­ников на примере анализа их работ. Беседы о роли рисунка в графике и живо­писи).

6.5.Арттерапия - 1 часа.

7. Я и моя семья – 8 час

7.1. Основы рисования портрета - 3 часов

Теория. Портрет как жанр живописи, графики, скульптуры. Основные эта­пы становления и развития жанра портрета. Виды портрета. Передача сходства как основная проблема создания художественного образа человека в портрете Пропорции головы и лица человека (поворот и ракурс головы). Печать времена в исторических портретах. Одежда и атрибуты в облике портретируемых,

ней­тральный фон, пейзаж или интерьер в виде фона как характерные признаки пе­редачи исторического времени. Понятия об автопортрете, групповом портрете (2 часа).

Леонардо да Винчи «Автопортрет», А, Дюрер «Портрет Э. Роттердамско­го», П. Соколов «Портрет А.С. Пушкина», В. Серов «Портрет Ф.И. Шаляпина» (графика), Эль Греко «Портрет Ортенсии Парависино», Тициан «Автопортрет», Рембрандт «Автопортрет», О Кипренский «Портрет мальчика Челищева», К Брюллов «Всадница», В. Тропинин «Портрет Сына» (живопись) и др.

Практика. Упражнение на выполнение рисунка портрета. Рисование авто­портрета. (Для выполнения задания учащимся потребуется зеркало. Рисунок выполняется цветными карандашами и фломастерами. Желательно, чтобы в работе над автопортретом учащийся отразил свои увлечения, рассказал о себе через введение в рисунок дополнительных деталей (животное, книга, краски, кисти.)

Рисунок. «Портрет матери», «Портрет моего друга». Материал - гуашь (3 часов).

 

7.2.Рисование фигуры человека - 1 часа

Теория. Изучение пропорции тела человека. Изображение человека, жив­шего в разное время (исторические эпохи): Каменном веке, Древнем Египте. Средневековье, XX-XXI веке. «Эталон красоты» у разных народов. Понятие - групповой портрет (4 часа).

Практика. Наброски фигуры человека (с натуры). Зарисовка людей раз­личных эпох, стилей (Древний Египет, барокко, современность). Использование материалов: простой карандаш, фломастеры, гуашь.

Композиция. «Моя семья». Работа над композицией начинается с набро­сков, выполнения эскиза в цвете. Материал - гуашь (20 часов).

7.3.Знакомство с портретным жанром. Музейные диалоги – 1 часов

Практика. Образ женщины-матери в искусстве. Художественное своеоб­разие женских портретов разных эпох. Ж. Руне «Мадонна с младенцем», Лео­нардо да Винчи «Джоконда», «Дама с горностаем», Рафаэль Санти «Сикстин­ская мадонна», Рембрандт «Портрет матери», И. Репин «Портрет Стрепетовой»,

7.4.Арттерапия - 1 часа.

8. Я и мои увлечения - 8 часов

8.1. Декоративная композиция - 2 часа

Теория. Композиционные средства и приемы (избирательность, фон, раз­мер, колорит и др.) Контраст и нюанс; изменение размеров изображения для усиления декоративности образа. Сравнение изображений цветов в живописи и декоративно-прикладном искусстве. Принципы трансформации народных форм в декоративные: упрощение строения цветка, формы, цветовых оттенков. Ис­пользование композиционных приемов в передаче отношения автора к изобра­жаемым предметам, событиям. Работа над композицией с использованием собственных наблюдений и зарисовок с натуры. Знакомство с декоративными композициями народного мастера Н.И. Шпелевой. (мастерская «Рябинушка») (2 часов).

Практика. Упражнения на выявление ритма, зрительного центра компози­ции. Выполнение эскиза росписи декоративной тарелки с использованием приемов стилизации цветов на основе натурных зарисовок (4часов).

8.2.Композиции на темы: «На рыбалке», «В гостях у бабушки», Мое

окно» - 1 часов

Теория. Сюжетная композиция. Творческий процесс художника - от замысла

 к завершению - на примере работы В. Сурикова над картиной «Боярыня -
Морозова». Колорит и освещение как средство объединения фигур в композиции,
(1  час).

Практика. Составление эскизов на основе собранного учащимися натурного

материала (зарисовки фигуры человека, этюды пейзажа, рисование с отдельных
 элементов будущей композиции (животные, предметы быта, цвета, др.).

 Каждая композиция выполняется с использованием различных материалов:
 «На рыбалке» - графические материалы (уголь, соус, карандаш, фломастеры и т.д.);
 «В гостях у бабушки» - живописные материалы (гуашь, акварель,
пастель); «Мое окно» - смешанные техники, коллаж, аппликация (19 часов).

8.3.Путешествие в Третьяковскую галерею (заочное) - 1 часа

Практика. Просмотр и обсуждение видеоматериалов «Третьяковская галерея» -

 творчество В. Сурикова, В. Тропинина.

8.4.Арттерапия - 1 час.

9. Я и мой город - 19 часов

9.1.Рисование архитектурных построек города Ефремова (старая

черта) - 15 часов

Теория. Архитектурные стили в русском зодчестве XVII -XIX вв. (русско византийский  стиль, барокко, ампир, классицизм). Стилевое разнообразие архитектуры: Москвы (старого города). Знакомство с особенностями деревянного

зодчества, с резным декором русского деревянного дома. На занятиях используется

 видеоматериал, слайды, книги, творческие работы местных художнике
и др. (3 часа).

Практика. Зарисовки силуэтов деталей архитектурных построек, характерных

для разных стилей. Рисование элементов декора русского деревянного
зодчества. Выполнение зарисовок городских построек (с натуры). Выполнен,
композиции «Самая красивая улица моего города» (аппликация, коллективная
работа).

Учащиеся объединяются в подгруппы, которые выполняют разные по
сложности и тематике задания:

-  выполняет изображения неба, деревья, землю (колирует бумагу, вырезает

         необходимые части и приклеивает их на основу);

-  выполняет изображение домов, храма;

-  выполняет изображение людей;

-  общая композиция монтируется педагогом совместно с представителе

        от каждой группы .

 

9.2.           Храмовая архитектура - 1 час.

Теория. Храм как синтез искусств. Региональные особенности архитектуры

соборов и церквей на территории России. Знакомство с крестокупольной с
темой строительства храмов на Руси. Беседа с использованием видеоматериалов о своеобразии Собора Василия Блаженного (2 часа).

 

Практика. Этюды местных храмов (с натуры и по фотографиям). Композиция
 «Мой храм». Сюжетом композиции служит ранее выполненные учащимися этюды и зарисовки храмов. Небо и земля выполняются в технике рисования
пластилином, деревья, дома, храм вылепливается рельефно

 

9.3 Композиция «Золотые купола России» - 2 часа

Практика. Коллективная работа «Золотые купола России» (объемная

аппликация из цветного пластилина). Стилизованные изображения русских сред-
невековых построек учащиеся выполняют по желанию индивидуально или в
подгруппах по 2-3 человека. В конце занятий из числа желающих и окончивших
работу формируется группа «зодчих», которые собирают макет сказочного го-
рода из элементов, выполненных учащимися на горизонтальном планшете.

 

9.4  Изучение исторического прошлого нашего города (градостроительство). Музейные диалоги - 2 часов

 

Практика. Стилистические особенности архитектуры родного края,

отражение самобытности этнической культуры в его архитектурных памятниках.
Дом-музей И.А. Бунина.

9.5Арттерапия - 1 часов.

10. Итоговое занятие. Выставка детских работ - 1часов.

Требования к уровню подготовки учащихся

После окончания первого года обучения учащиеся должны знать:

     жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр);

     имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и
их наиболее известные произведения;

     имена местных художников, чье творчество непосредственно связано с
историей города;

     основные средства художественной выразительности в изобразитель-
ном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, композиция);

должны уметь:

     применять художественно выразительные средства графики, живописи в
своем творчестве;

     изображать с натуры, по памяти и представлению предметы несложных
форм с использованием различных графических и живописных изобразительных материалов;

     изображать фигуру человека, животных с натуры, по памяти и представ-
лению с передачей движения и пропорций;

     сравнивать предметы по форме, размеру, фактуре материала изобра-
жаемых с натуры предметов;

     работать в творческих группах.

 

                     Учебно-тематический план 2-го года обучения

 

                 Тема года: Палитра Прошлого

 

 

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

-

 

Волшебный мир игрушки

 

 

 

 

2.1. Матрешки. Матрешка из Загорска, Семенова, Полхов-Майдана

9

2

7

 

2.2. Тряпичная обрядовая кукла

12

2

10

2

2.3. Филимоновская игрушка

9

2

7

 

2.4. Куклы из природного материала

9

2

7

 

2.5. Традиционные русские народные игрушки. Му­зейные диалоги

4

4

 

 

2.6. Арттерапия

3

 

3

 

Итого

46

12

34

 

О том, что прячется в старинном сундучке

 

3.1. Традиционный русский костюм Ефремовского уезда Тульской губернии

14

3

11

3

3.2. Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель. Жостово. Городец. Декоративная роспись предметов быта

20

5

15

 

3.3. Изучение традиционного русского костюма род­ного края. Знакомство с местными мастерами худо­жественной росписи

6

-

6

 

3.4. Арттерапия

3

 

3

 

Итого

43

14

29

 

Традиционные обряды и праздники Тульского края

 

4.1. Народный календарь и космология в русском на­родном искусстве. Праздники Рождества, Маслени­цы, Пасхи

21

4

17

4

4.2. Человек и круг его жизни в народной культуре и искусстве. Свадебный обряд невесты

20

3

17

 

4.3. Реконструкция праздников Масленицы и Пасхи совместно с краеведческим музеем

3

-

3

 

4.4. Арттерапия

3

-

3

 

Итого

47

7

40

 

Каменных и златных дел мастера

 

5.1. Русский дом

26

9

17

 

5.2. Древнерусская живопись

9

3

6

5

5.3. Ювелирное искусство

12

2

10

 

5.4. Экскурсия на выставку «Каменная сказка»

3

 

3

 

5.5. Арттерапия

6

-

6

 

Итого

56

14

42

6

Путешествие по Красивой Мече

6.1. Пленэр в с. Вязово - «Русская Швейцария»

15

        -

15

7

Итоговое занятие

6 |

        -

6

 

ИТОГО

216

44

172

 

 

Содержание программы 2-го года обучения

 

 

1. Вводное занятие - 1час.

Теория. Повторный инструктаж по технике безопасности. Материалы и ин­струменты. Знакомство с программой студии на учебный год.

2. Волшебный мир игрушки - 3часов

2.1.  Матрешки. Загорская, Семеновская, Полхов-Майданская

матрешки - 1час

Теория. Знакомство с деревянной игрушкой. Виды матрешек. Технология изготовления матрешки. Современное изображение матрешки. Практика. Роспись шаблонов матрешек (по образцу). Импровизация «Эс­киз росписи матрешки». Роспись деревянной матрешки по составленному эски­зу. Тряпичная обрядовая кукла

Теория. Изображение человека в народном и декоративно-прикладном творчестве. Антропоморфные (человекоподобные) фигуры и их символика в народном искусстве. Куклы-обереги в народной культуре, их защитные и эсте­тические функции, символика формы и декора.

Практика. Выполнение нескольких видов тряпичных обрядовых кукол (за­крутка, кукла «день - ночь», «ангел» и др.) Глиняная игрушка. Филимоновская игрушка – 3 часа

Теория. Отличительные черты народной глиняной игрушки разных регио­нов России. Ведущие мастера промыслов народной глиняной игрушки. Образы народной глиняной игрушки - свистульки. История возникновения филимоновской игрушки. Ее своеобразие, отличительные черты от других глиняных игру­шек.

Практика. Рисование элементов филимоновской росписи. Коллективная работа «В гостях у деда Филимона». Лепка и роспись по мотивам филимонов­ской игрушки.

2.2.  Куклы из природного материала - 6 часов

Теория. История русской соломенной куклы. Ее особенности (2 часа).

Практика. Изготовление соломенной куклы. Плетежок-трехконцовка («ко­сичка»); зубчатый плетежок-четырехконцовка («елочка»). Декорирование соло­менной куклы (платок, фартук) (4 часов),

2.3.  Традиционные русские народные игрушки. Музейные

диалоги - 6часа

Практика. Экскурсии в Краеведческий музей. Посещение выставок деко­ративно-прикладного творчества. Встречи с местными мастерами и народными умельцами; просмотр видео- и диафильмов, иллюстрированных журналов, аль­бомов, художественных открыток, фотографий, слайдов с изображением на­родной русской игрушки (6 часа).

2.4.  Арттералия - 1 часа.

3. О том, что прячется в старинном сундучке - 43 часа

3.1. Традиционный русский народный костюм Ефремовского уезда

Тульской губернии - 10 часов

Теория. Эстетика народной одежды, ее зависимость от представлений о жизни и смерти, молодости и старости. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Общенациональные черты, свойственные женскому праздничному костюму в различных регионах России. Отличительные особенности костюма Тульского уезда от других костюмов (3 часа).

Практика. Зарисовка народного костюма Тульского уезда. Компози­ция «Русская красавица». Работа выполняется на жесткой основе (кразис, кас­той). Гуашью пишется фон, на который в технике аппликации наклеивается си­луэт «Русской красавицы». Для костюма девушки подбираются лоскуты ткани. соответствующей цветовой гаммы и фактуры (7 часов).

3.2.  Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Гжель. Жостово. Городец. Декоративная роспись предметов

быта - 8 часов

Теория. Своеобразие цветочной росписи в творчестве народных мастеров из Гжели, Жостово и Городца. Старинная русская посуда, ее использование = быту (3 часов).

Практика. Выполнение эскиза росписи декоративной тарелки с использо­ванием приемов стилизации цветов на основе натурных зарисовок. Композиция в круге, прямоугольнике (гуашь). Роспись тарелочки, разделочной доски и др (под Жостово и Городец) (5 часов).

 

 

 

 

3.3.Изучение традиционного русского костюма родного края.

Знакомство с местными мастерами художественной росписи-

2 часов

Практика. Экскурсия в краеведческий музей на выставку русского народ­ного костюма. Беседа-диалог «Женский народный костюм Ефремовского уез­да». Экскурсия на предприятия: ООО «Рябинушка», ООО «Златица».

3.4.Арттерапия - 1 часа.

 

Традиционные обряды и праздники Тульского края – 8 часов

 

2.1.  Народный календарь и космология в русском народном искус­стве. Праздники Рождества, Масленицы, Пасхи - 2 час

Теория. Календарные праздники и обычаи народа как нравственная и эс­тетическая ценность; как способ выражения нерасторжимых связей между че­ловеком (обществом) и природой, между людьми в обществе. Образы народ­ных праздников в произведениях изобразительного искусства и народного творчества. Традиции организации и оформления праздничной среды: архитек­тура, торговые ряды, горки, карусели, театр Петрушки (4 часа).

Практика. Подготовка к реконструции праздника Масленицы (или иного по выбору педагога). Изготовление костюмов, необходимых атрибутов празднич­ного, ярмарочного быта. Включение в действо масленичных, плясовых песен. Изготовление праздничных сувениров к народным праздникам (открыток, рож­дественских ангелочков, писанок) (2 часов).

2.2.  Человек и круг его жизни в народной культуре и искусстве.

Свадебный обряд невесты - 6 часов

Теория. Семейно-обрядовые традиции в русской культуре и искусстве Свадебный обряд в народной культуре России. Свадебный костюм и его сим­волика. Особенности свадебного костюма Ефремовского уезда Тульской губер­нии. Традиции одаривания в свадебном обряде. Виды подарков. Символика де­кора на свадебных подарках (2 часа).

Практика. Зарисовка по описанию и представлению, по материалам му­зейных коллекций свадебных костюмов, праздничной одежды участников свадьбы. Сохранение в рисунках региональных особенностей свадебных кос­тюмов и праздничной одежды гостей. Составление коллективного панно «На свадьбе». Разработка проекта свадебного подарка жениха невесте (шкатулка для украшений) и выполнение изделия в материале. Разработка проекта по­дарка невесты жениху (коробочка для подарка) и выполнение изделия в мате­риале (4 часов).

4.3.  Реконструкция праздников Масленицы и Пасхи совместно с

краеведческим музеем - 2 часа.

4.4.  Арттерапия - 1 часа.

5, Каменных и златных дел мастера - 10часов.

5.1.  Русский дом - 2 часов

Теория. Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, Малые Корелы - уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов. От­ражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома Выраже­ние народной символики в резном убранстве избы (фасад, интерьер). Общ­ность и разнообразие резного декора изб разных регионов (Русский Север, По­волжье, Сибирь и др.). Уникальная конструкция русской избы, созданная плот­никами Русского Севера. Дом как материальная основа и духовная целостность семьи. На занятиях используется видеоматериал, слайды, книги, творческие работы местных художников и др..

Практика. Зарисовка знаков - символов резьбы, украшающей фасад кре­стьянского дома: прилечины, полотенца, карнизы, оконные наличники, ставни. Декоративное панно «Изразцовая печь» (роспись, аппликация, коллективная работа). Композиция «Пряничный терем».(8 часов).

5.2. Древнерусская живопись - 8 часов

Теория. Образы и сюжеты древнерусской живописи. Интерьер храма, его внутреннее убранство, композиционные особенности расположения икон в ико­ностасе. Иконописные школы России. Фрески и иконы Феофана Грека и Андрея Рублева. История возникновения палехской лаковой миниатюры. Традиции русской иконописи как основа стилистики изображения в палехской миниатюре Изображение героев былинного эпоса в палехской миниатюре. Искусство Пале­ха - высочайшая культура русской иконописи, поэтики народной жизни и на­родного духовного начала (4 часа).

Практика. Выполнение композиции «Жар-птица» в манере палехской ла­ковой миниатюры (2 часов).

5.3.Ювелирное искусство - 2 часов

Теория. Изначальное предназначение ювелирного украшения - функция оберега и амулета. Ювелирное изделие как показатель и знаковый символ со­циального статуса его владельца. Место и значение украшений в ансамбле на­родного и современного костюма как средство формирования целостности ан­самбля. Ювелирное искусство - традиции и современность (4 часа).

Практика. Разработка и моделирование украшений для ансамбля моло­дежного современного костюма. Сувениры для ярмарки: браслет, пояс, нагруд­ное украшение, исполняющее функцию оберега. Выполнение изделия по разработанным проектам (2 часов).

5.4.Экскурсия на выставку «Каменная сказка» - 4 часа

 

Практика. Особенности выполнения ювелирных изделий из природного материала: камня, дерева. Стилевое многообразие.

5.5.Арттерапия - 1 часов.

 

6. Заочное путешествие по Красивой Мече - 6 часов

6.1. Пленэр в с. Вязово - «Русская Швейцария».

Практика. Подготовка и проведение зарисовки в с. Вязово

 

6. Итоговое занятие. Выставка детских работ - 2 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся

После окончания второго года обучения учащиеся должны знать:

  центры традиционных художественных промыслов (Жостово, Нижний Та­гил, Палех, Русский Север, Сергиев Посад);

  мифологические, сказочные, музыкально-поэтические образы русского народного искусства;

  разнообразие выразительных средств изобразительного, народного декоративно-прикладного искусства (цвет, линия, объем, светотональ ность, ритм, форма и пропорции, пространство, композиция);

  виды орнамента, принципы построения орнаментальных композиций;

  взаимосвязь между такими понятиями, как форма художественной вещи ее назначение, материал и орнамент;

  особенности материалов, которыми можно пользоваться в художествен­ной деятельности;

должны уметь:

  различать произведения искусства разных видов и жанров своего народа и иных национальных культур, узнавать произведения народного искус­ства своего региона;

  использовать основы художественного изображения пространства (заго­раживание, уменьшение объектов при удалении, передача воздушной и линейной перспективы);

  использовать элементарные основы изображения лица человека, пере­давать его образ;

  передавать собственное отношение к композиционному сюжету с ис­пользованием знаний о времени, месте происходящих событий, образе человека определенной исторической эпохи.

   

Учебно-тематический план 3-го года обучения

 

Тема года: Путешествие с палитрой

 

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

  1

Вводное занятие

3

3

        -

 

Путешествие в лето

 

2.1. Этюды природы

12

3

9

 

2.2. Композиция на заданную тему

12

3

9

1

2.3. Оформление работ с летнего пленэра

5

 

5

 

2.4. Посещение выставки «Пейзажи родного края»

2

-

2

 

2.5. Арттерапия

6

-

6

 

Итого

37

6

31

 

Дом, где рождалась сказка

 

3.1. Иллюстрация русской народной сказки

24

3

21

3

3.2. Богатыри земли русской

24

3

21

 

3.3. Путешествие в Дом-музей Васнецова (заочное)

3

 

3

 

3.4. Арттерапия

        3

 

3

 

Итого

57

6

51

 

Голубая кудесница

 

4.1. Лепка из глины объемных сувенирных фигурок животных

7

1

6

4

4.2. Рельефные композиции на сюжеты из жизни

12

2

10

 

4.3. Посещение выставки скульптуры малых форм

3

-

3

 

4.4. Арттерапия

3

-

3

 

Итого

25

3

22

 

Старинные традиции народных гуляний

 

5.1. Русская ярмарка

20

3

17

 

5.2. Праздничные народные гуляния

21

3

18

5

5.3. Реконструкция ефремовского ярмарочного гуля­ния XIX века

3

-

3

 

5.4. Арттерапия

3

-

3

 

Итого

47

6

41

 

Музей моего мастерства

 

6.1. Выполнение авторских творческих работ по ито­гам обучения в студии

29

-

29

6

6.2. Организация музейной экспозиции творческих работ учащихся. Оформление портфолио учащихся

9

      -

9

 

6.3. Арттерапия

3

       -

3

 

Итого

41

        -

41

7

Итоговое занятие. Выпускной вечер

6

       -

6

 

ИТОГО

216

 

24

192

 

 

Содержание программы 3-го года обучения

 

 

1. Вводное занятие - 3 часа

 

Теория. Повторный инструктаж по технике безопасности. Материалы и ин­струменты. Знакомство с программой студии на учебный год (3 часа).

 

2. Путешествие в лето - 37 часов

 

2.1.  Этюды природы - 12 часов

Теория. Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получе­ния их на палитре. Понятие собственного цвета предмета (3 часа).

Практика. Рисование бабочек, цветов. Выполнение серии этюдов «Буке- цветов» - декоративное решение композиции (9 часов).

 

2.2.  Композиция на заданную тему - 12 часов

Теория. Выбор наиболее подходящего формата при работе с пейзажем декоративной, беспредметной композицией. Ритм как выразительное средство композиции. Соотношение форм и ритмов в решении различных композиций (3 часа).

Практика. Выполнение композиции по памяти, по представлению «Осен­няя улица», «Родной пейзаж», «Перелет птиц» (9 часов).

2.3.  Оформление работ с летнего пленэра - 5 часов

Практика. Выбор художественного материала, фактуры для передачи на­строения в пейзаже.

2.4.  Посещение выставки «Пейзажи родного края» (2 часа)

Посещение выставки местных художников. Встречи с местными мастера­ми и народными умельцами; просмотр видео- и диафильмов, иллюстрирован­ных журналов, альбомов, художественных открыток, фотографий, слайдов с изображением пейзажей.

2.5.  Арттерапия - 6 часов.

3. Дом, где рождалась сказка - 57 часов

3.1.  Иллюстрация русской народной сказки - 24 часа

Теория. Знакомство с правилами иллюстрирования художественной лите­ратуры. Художники-иллюстраторы: Билибин, Васнецов (3 часа).

Практика. Разработка серии рисунков, набросков с изображением сказоч­ных героев. Выполнение эскиза обложки книги русских народных сказок (21 час)

3.2.  Богатыри земли русской - 27 часов

Теория. Образ русского воина, положительных героев былин и сказок на­родов России в различных видах искусства (живопись, графика, скульптура, на­родное и декоративно-прикладное искусство, театр, кино, телевидение). В. Васнецов «Богатыри», М. Врубель «Царевна-Лебедь», А. Костерин «Илья Му­ромец» (палех), Ю. Ракша «Русь богатырская. Куликово поле», М. Врубель «Бо­гатырь» и др. (3 часа).

Практика. Выполнение живописной или графической композиции на темы: «Русский богатырь», «Василиса Прекрасная» и др. Компоновка по типу иконо­писной композиции - главный образ в центре, а вокруг - клейма, т.е. сюжеты повествования (24 часа).

3.3.  Путешествие в Дом-музей Васнецова (заочное) - 3 часа

Практика. Заочная экскурсия в Дом-музей Васнецова, Использование ви­деоматериалов, иллюстрированного альбома.

3.4.  Арттерапия - 3 часа.

4. Голубая кудесница - 25 часов

4.1. Лепка из глины объемных сувенирных фигурок животных

символов очередного года - «Лев», «Тигр», «Петух», «Собака» - 7 часов

Теория. Животный мир в произведении скульптуры. Искусство российских скульптуров-анималистов: В. Ватагин, И. Ефимов, А. Сотников, Д. Горлов «Ры­сенок» (фарфор) (1 час).

Практика. Лепка по памяти и представлению животного с использованием разных приемов лепки. Композиционное решение декоративно-условное. По окончании работы возможна роспись (6 часов).

•4.2. Рельефные композиции на сюжеты из жизни - 12 часов

Теория. Тема крестьянского труда и праздника в искусстве. Осенины - цикл традиционных осенних праздников, связанных с завершением работ на земле, уборкой урожая. 3. Серебрякова «Жатва», «Две крестьянские девушки», Н. Гончарова «Жатва»; В. Иванов. «Рязанские луга», В. Попоков «Полдень» (2 часа).

Практика. Выбор сюжета на темы: «В поле», «Завтра праздник урожая», «Чаепитие». Форма работы - круглая или свободного силуэта, подсказанная сюжетом. Материал - резьба по гипсу, лепной рельеф (10 часов).

4.3. Посещение выставки скульптуры малых форм - 3 часа

Практика. Путешествие в музей им. А.С. Пушкина (заочное, по видеома­териалам).

4.3. Арттерапия - 3 часа.

5. Старинные традиции народных гуляний - 47 часов

5.1.  Русская ярмарка - 20 часа

Теория. Особенности зимних ярмарочных гуляний.(Рождественская, Мас­леничная ярмарки). Обзор народных промыслов России. (Слайды, диафильмы, видеоматериалы). Темы народных гуляний в произведениях русских художни­ков: Б. Кустодиев «На ярмарке», К. Юон «Карусель» (3 часа).

Практика. Роспись изделий для ярмарки по выбору учащихся (17 часов).

5.2.  Праздничные народные гуляния - 21 час

Теория. Образы весенних праздников и обрядов в культуре и искусстве русского народа (танец, музыка, обрядовый фольклор, изобразительное пла­стическое творчество, театр как компоненты духовной жизни народа). Декора­тивные средства художественной выразительности, наиболее ярко передаю­щие идею праздничности, торжественности, единения человека с природой. К. Юон «К Троице», «Сельский праздник», Лаковая миниатюра (федоскино, па- лех) на тему хоровода (3 часа).

Практика. Выполнение многофигурной композиции на темы: «Хоровод», «Тихая песня», «Веселый перепляс». Поиски изобразительного мотива, вари­антов композиционного и декоративного решения, работа в творческих группах. Материал - гуашь, акварель, фломастеры и др. по выбору учащихся (18 часов).

5.3.  Реконструкция ефремовского ярмарочного гуляния XIX века - 3 часа

Практика. Проведение ярмарки в Краеведческом музее.

5.4. Арттерапия - 3 часа.

1. Музей моего мастерства - 41 час

1.1.  Выполнение авторских творческих работ по итогам обучения

в студии - 29 часов

Практика. Разработка эскиза для пасхального яйца на основе ранее

изученных тем. Роспись декоративного яйца.

Разработка эскиза композиции «Хоровод». Роспись декоративной шкатулки

1.2.  Организация музейной экспозиции творческих работ учащихся

Оформление портфолио учащихся - 9 часов

Практика. Оформление работ в паспорту, в рамы. Компьютерная обработка материала.

1.3.  Арттерапия - 3 часа.

2.  Итоговое занятие. Выпускной вечер - 6 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся:

 

После окончания третьего года обучения учащиеся должны знать:

   выдающиеся произведения отечественных художников;

   построение рисунка с натуры, правила линейной и воздушной перспективы, законы цветоведения (колорит, сближенные тона);

   особенности материалов, которыми можно пользоваться в художественной деятельности.

должны уметь:

   анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;

   видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе изобразительной деятельности на плоскости:

   использовать основы художественного изображения пространства (загораживание, уменьшение объектов при удалении, передача воздушно. и линейной перспективы);

   применять приемы художественного конструирования с использование плана проектируемого объекта;

   проявлять умение участвовать в разных видах коллективной работы связанной с изготовлением творческих работ, проведением праздников;

   применять полученные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для эстетической оценки явлений окружающего Mиpa и при восприятии произведений изобразительного искусства, проявления интереса к искусству и культуре народов мира.

 

            Арттерапия

        Пояснительная записка

 

Данный раздел - «Арттерапия» - является составной частью программы студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Волшебна палитра», который интегрирует изобразительное творчество детей с возможностями арттерапии.

Ребенок в арттерапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самс принятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности.

На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации.

Основные субъекты арттерапевтического процесса: участник (ребенок, подросток) и арттерапевт (психолог) взаимодействуют между собой вербально на символическом, ассоциативном уровне, а также посредством невербальной, визуальной коммуникации через продукты творчества.

Основная цель арттерапевтической работы - побудить учащихся к самопознанию. Чем более понятным человек станет для себя самого, тем быстрее он будет способен к осмыслению возможных отклонений в своем поведении.

Задачи, которые ставит перед собой педагог-психолог при реализации
данной программы:

  создать положительный эмоциональный настрой в группе;

  способствовать созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;

  развивать воображение, умение «вчувствоваться» в себя;

  развивать чувство внутреннего контроля;

  способствовать творческому самовыражению;

  снижать негативные эмоциональные состояния, связанные с обучением;

  выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности.

Арттерапевтические занятия проводятся на протяжении 3-х лет обучения «Волшебная палитра». Общее количество часов - 48, продолжительность одного занятия - 45 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план 1-го года обучения

 

 

 

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение в систему арттерапевтических занятий

1

1

-

2

«Кто я?»

3

1

2

3

«Я и моя семья»

3

1

2

4

Рисуем круги

2

1

1

5

Раскрашиваем эмоции и чувства

3

1

2

6

Рисуем символами и абстракциями

2

1

1

7

Заключительное занятие

1

1 I

-

 

итого

15

7

8

 

 

 

 

 

 

 

ание

 

 

1. Введение в систему арттерапевтических занятий - 1 час

Теория. Знакомство, беседа о том, что такое арттерапия. Цели и задачи. Организация арттерапевтического пространства (1 час).

2. «Кто я?» - 3 часа

Теория. Понятие «образа Я», самоидентификация, самоисследование. Кем и какими учащиеся видят себя в настоящем, прошлом, будущем 1 час

Практика. Тест М. Куна в сочетании со спонтанным рисунком на тему «Кто я?» Методика «Автопортрет». Методика «Глазами группы». Методика «Caмокритика» (2 часа).

3.      «Я     и моя семья» - 3 часа

Теория. Беседа о значимости в жизни любого человека семейных взаимотношений. Проблемы и трудности, умение с ними справиться (1 час).

Практика: Методика «Рисунок моей семьи». Тренинг взаимодействия родителей с детьми (2 часа).

 

4.  Рисуем круги - 2 часа

Теория. Круг как мифологический символ гармонии (1 час).

Практика. Свободный рисунок в круге. Тематический рисунок в круге. Рисунок вдвоем в пространстве круга. Рисунок в круге как диагностическая методика. Создание мандолы (1 час).

5.  Раскрашиваем эмоции и чувства - 3 часа

Теория. Образ и пластика настроения (1 час).

Практика. Цвет моего настроения. Раскрашиваем чувства. Рисование -
парах. Методика «Заполни контуры человека эмоциями». Изображаем

представления о счастье, любви, одиночестве, свободе, красоте (2 часа).

6.  Рисуем символами и абстракциями - 2 часа

Теория. Рисунок как метафора взаимоотношений автора с окружающим
миром (1 час).

Практика. Рассказываем о своем чувстве вины с помощью языка символов. Методика «Могу позволить себе играть как ребенок...», «Путешествие прошлое». Методика «Метаморфозы рисунка». Методика «Прозрачные картины (1 час).

7. Заключительное занятие - 1 час

Теория. Подведение итогов работы. Проводим сравнительную характеристику.

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения

 

Темы

Количество часов

 

Всего

Теория

Практика

1

«Я леплю из пластилина»

3

1

2

2

Куклотерапия

3

1

2

3

Рисуем маски

3

1

2

4

Рисуем агрессию

2

-

2

5

Истории в картинках

3

1

2

6

Заключительное занятие

1

1

-

 

итого

15

5

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы 2-го года обучения

1. «Я леплю из пластилина» - 3 часа

Теория. Пластилин и глина как средства творческой экспрессии и как психотерапевтические «инструменты» самотерапии (1 час).

Практика. Придаем бесформенному куску глины какой-либо образ. Найдите образ другого участника, созвучный вашему. Создание «телесных» букв. Индивидуальная работа. Работа в ларах. Коллективная работа из глины на свободную тему (2 часа).

 

2. Куклотерапия - 3 часа

Теория. Пальчиковая кукла - своеобразный портрет «художника» (1 час).

Практика: Изготовление пальчиковых кукол из лоскутков материи. Придумывание сюжета и постановка импровизированного спектакля. Рефлексивный анализ. Предполагаемые темы спектаклей «Молчание», «Добро», «Когда я стану взрослым...», «Однажды в школе...», «Мне приснился сон...» и др. (2 часа).

3. Рисуем маски - 3 часа

Теория. Арттерапевтическая работа с эмоцией страха (1 час).

Практика: Актуализация эмоции страха. Материализация страха. Рисуем на листе бумаги страх в виде маски. Спонтанный театр (2 часа).

4. Рисуем агрессию - 2 часа

Практика. Работа с агрессивными эмоциями, которые нередко лежат в основе безнравственных поступков и отклонений в поведении. Актуализация эмоции агрессии. Драматическая импровизация. Рефлексивный анализ.

5. Истории в картинках - 3 часа

Теория. Работа с проблемой в динамике, осознать и изменить свое отношение к происходившему и будущему (1 час).

Практика. История одной лжи. История одного случая. Рисуночный диалог. Вербализация материала. Рефлексивный анализ.(2 часа)

 

6. Заключительное занятие - 1 час

Теория. Подведение итогов работы за год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план 3-го года обучения

 

Темы

Количество часов

Всего      

Теория

Практика

1

Арттерапевтическая техника «Человек, который сры­вает яблоко с дерева»

1

-

1

2

Рисуем деревья

3

-

3

3

«В доме, который построил я»

3

2

1

4

Игры на листе бумаги

4

1

3

5

Психология искусства

2

1

1

6

Тайный мир рисунка

3

1

2

7

Подарки по кругу

1

-

1

8

Заключительное занятие

2

1

1

 

итого

19

6

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы 3-го года обучения

 

1. Арттерапевтическая техника «Человек, который срывает яблоко с дерева» (1 час)

Практика. Диагностическая методика, позволяющая выявить доминирую­щие способы достижения целей субъектом.

2.  Рисуем деревья - 3 часа

Практика. Создаем образы деревьев: одинокого, незащищенного и могучего, сильного дерева. Вербализация материала. Рисуем молодое, здоровое образ-дерево (замерзшее, грустное, больное) и др. Рисуем фон, окружающий пейзаж

3. «В доме, который построил я» - 3 часа

Теория. Символ дома в литературе и живописи (2 часа).

Практика. Методика «Дом, дерево, человек». Вербализация материала. Рефлексивный анализ (1 час).

4.  Игры на листе бумаги - 4 часа

Теория. Развитие в игре. Развиваем воображение, восприятие (1 час)

Практика. Рисуем как Микеланджело. Работаем и левой, и правой рукой. Психологические игры и упражнения: «Зеркало», «Рисование в пространстве», «Слепой и поводырь», «Путаница», «Прогулка по...», «Киносценарий, или распределение ролей», «Слушать, слышать, понимать» и др. (3 часа).

5. Психология искусства - 2 часа

Теория. Особенности восприятия художественных произведений, их влияние на личность. Навыки, умения и привычки в изобразительной деятельности. Воображение в художественной деятельности. Закономерности ощущения цвета и изобразительная деятельность (1 час).

Практика. Анализ художественных произведений (1 час).

6. Тайный мир рисунка - 3 часа

Теория. Интерпретация рисунков. Детали рисунка - важный диагностический индикатор (1 час).

Практика. Смысл цвета. Нетрадиционное применение цвета. Что выглядит странным? Движение, траектория. Искажение формы. Чего не хватает? «Я твой ученик, ты - мой учитель». Диагностическая проективная методика, позволяющая выявить отношения учащихся к педагогу (2 часа).

7. Подарки по кругу - 1 час

Практика. Участники рисуют картину-подарок, наделяя ее символически смыслом. Дарят друг другу свои композиции с самыми теплыми пожеланиями

8. Заключительное занятие - 2 часа

Теория. Подводим итоги (1 час).

Практика. У каждого учащегося сформировано портфолио с арттерапевическими работами (1 час).

Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение дополнительной образовательной программы студии «Волшебная палитра»

При реализации данной дополнительной образовательной программы используются разнообразные методы:

  словесные (лекции, беседы, викторины);

   наглядные (просмотр репродукций, слайдов, фото - и видеосюжетов
образцов изделий мастеров народного творчества);

  практические (изготовление наглядных пособий, образцов и макетов изделий).

Образовательный процесс включает проведение экскурсий в краеведче­ский музей, встреч с народными умельцами и мастерами декоративно-прикладного творчества, организацию выставок, конкурсов, праздников и других массо­вых мероприятий. Используются следующие типы занятий:

  изучение и усвоение нового материала (объяснение, демонстрация);

  закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (обобще­ние, упражнение и др.);

  самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятель­ные работы, выставки и др.);

  нетрадиционные типы занятий: интегрированное занятие, занятие- соревнование (конкурсы, турниры, викторины); занятие-фантазии (сказ­ка, сюрпризы).

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение уделя­ется коллективному анализу выполненных творческих работ. При этом отмеча­ются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению зада­ний, разбираются характерные ошибки. Итоги реализации дополнительной об­разовательной программы подводятся в форме: участия в выставках, конкур­сах, защиты творческих работ.

 

Оборудование

 

1.  Столы лекционные -10 шт.

2.  Стулья - 10 шт.              i

3.  Доска настенная -1 шт.

4.  Шкафы -1 шт.

5.  Стеллаж для хранения материалов и демонстрации выполненных работ - 1 шт.

6.  Стол для преподавателя -1 шт.

 

Инструменты и материалы

Ручки, линейки, ножницы, кисти, картон, тетрадь, бумага (цветная, аква­рельная, пастельная, писчая, ватман), лоскутки ткани, нитки, пластмассовые баночки, бутылки, поролон, мел, клей ПВА, солома, лак ПФ280, фломастеры, пастель, карандаши (цветные, простые, масляные, восковые), акварель, гуашь, масляные краски, акриловые краски.

Наглядные пособия

Стенды, фотографии, открытки, репродукции, работы учащихся из мето­дического фонда, методические альбомы, шаблоны, книги об искусстве.

Техническое оснащение

Телевизор, видеомагнитофон, слайдоскоп, фотоаппарат, аудиомагнитофон.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для педагога

 

§   Айзенбарт Б. Полный курс акварели. - М.: Внешсигма, 2001.

§   Александрова А.Г., Капустина Н.В. Изобразительное искусство и худо­жественный труд в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2004.

§   Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. - М.: Про­свещение, 1986.

§   Ветрова Г. Русское искусство. - М.: Белый город, 2002.

§   Голубева Н. Аппликация из природных материалов. - М.: Культура и традиции, 1997.

§  Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикланого искусства: Альбом / сост. Т.Я. Шпикалова, Е.А. Алексеенко. - М.: Просе;щение, 1993.

§   Изобразительное искусство / под ред. B.C. Кузина. - М.: Дрофа, 2001.

§   Калякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества;

§   Каменева Е.- М.: Владос, 2002.

§   Каменева Е. Твоя палитра. - М.: Детская лит-ра, 1967.

§   Каменева Е.О. Какого цвета радуга. - М.: Детская лит-ра, 1971.

§   Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М,, 1995.

§   Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение творчество. - М., 1990.

§   Курочкина НА. Знакомство с натюрмортом. - СПб.: Детство-пресс, 2003.

§   Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии. - М.: Речь, 2003.

§   Мосин И.Г. Рисование. - М.: У-Фактория, 1996,

§   Нагибина М.И. Плетенье для детворы из ниток, прутьев и коры. - Яр:
славль: Академия развития, 1997.

§   Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т.С. Комаровой. М., 1997.

§   Национально-региональный компонент в системе дополнительного образования школьников // Доп. образование. - 2003. - № 3.

§   Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М.: Карапуз, 2000.

§   Пантелеева Л.В., Сеновская И.Б. Художественные музеи Москвы - детям // Дошк. воспитание. - 1997. - № 10.

§   Перевезенцев С. России великая судьба. - М.: Белый город, 2005.

§   Дмитриева Н А., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира. - М.: Детская лит-ра, 1986.

§   Поваляев Д.С. Ефремов на старых открытках и фотографиях конца 19 начала 20 веков. Краеведческие очерки. - Тула, 1997.

§   Программа для общеобразовательных школ. Изобразительное искусство / сост. Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 2005.

§   Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, - IV Дрофа, 2001.

§   Сокольникова Н.М. Художники, книги и дети - М.: Мегатрон, 1997.

§   Трофимова М.В., Тарабарина Г.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство, - Ярославль: Академия развития, 1997.

§   Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. - СПб.: Детство-пресс 2002.

§   Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Мозаика Синтез, 1996.

§   Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М.: Просвещение, 1979.

Список литературы для учащихся

 

·          Аверьянова А.П. Батик. - М.: Карапуз, 2000.

·          Аранчев Ю. Веселое лето. - М.: Малыш, 1987.

·          Каменева Е. Твоя палитра. - М.: Детская лит-ра, 1967.

·          Бельтюкова Н., Петров С., Кард В. Учимся лепить. - М.: Эскмо, 2003.

·          Ветрова Г. Русское искусство. - М.: Белый город, 2002.

·          Вохринцева С. Гжель. Учимся рисовать. - М.: Страна фантазии, 2003.

·          Вохринцева С. Дымковская игрушка. - М : Страна фантазии, 2003.

·          Грушина Л.В. Рождественский веник. - М.: Карапуз, 2000.

·          Дорожин Ю. Филимоновская свистулька. - М.: Мозаика-синтез, 1999.

·         Крупин В. Дымка. - М.: Малыш, 1987.

·         Яхнин Л. Веселое слово хохлома. - М.: Малыш, 1987.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план 1-го года обучения

Тема года: Палитра собственного Я

 

 

 

№ п/п

Количество часов

Темы

Количество часов

Теория

Практика

1

1

Вводное занятие

1

 

2-3

2

Пейзаж как жанр живописи

1

1

4-5

2

Искусство натюрморта

1

1

6-7

2

Анималистический жанр

1

1

8-9

2

Материалы и инструменты

1

1

 

9

Итого

5

4

 

 

Я в стране красок

10-11

2

6.1. Знакомство с акварельными техниками

 

1

1

12-13

2

6.2. Техника рисования гуашью

1

1

14-15

2

6.3. Рисование графическими материалами

1

1

16-17

2

6.4. Встречи с местными художниками в Краеведче­ском музее. Посещение выставок живописи и графи­ки

1

1

18-19

2

6.5. Арттерапия

1

1

 

10

Итого

5

5

 

 

Я и моя семья

20-21

2

7.1. Основы рисования портрета

1

1

22-23

2

7.2. Рисование фигуры человека

1

1

24-25

2

7.3. Знакомство с портретным жанром. Музейные диалоги

1

1

26-27

2

7.4. Арттерапия

1

1

 

8

Итого

4

4

 

 

Я и мои увлечения

28-29

2

8.1. Декоративная композиция

1

1

30-31

2

8.2. Композиция на темы: «На рыбалке», «В гостях у бабушки», «Мое окно»

1

1

32-33

2

8.3. Путешествие в Третьяковскую галерею (заочное)

1

1

34-35

2

8.4. Арттерапия

1

1

 

8

Итого

4

4

 

35

Итого

18

17

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения

 

                 Тема года: Палитра Прошлого

 

 

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

-

 

Волшебный мир игрушки

 

 

 

 

2.1. Матрешки. Матрешка из Загорска, Семенова, Полхов-Майдана

9

2

7

 

2.2. Тряпичная обрядовая кукла

12

2

10

2

2.3. Филимоновская игрушка

9

2

7

 

2.4. Куклы из природного материала

9

2

7

 

2.5. Традиционные русские народные игрушки. Му­зейные диалоги

4

4

 

 

2.6. Арттерапия

3

 

3

 

Итого

46

12

34

 

О том, что прячется в старинном сундучке

 

3.1. Традиционный русский костюм Ефремовского уезда Тульской губернии

14

3

11

3

3.2. Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель. Жостово. Городец. Декоративная роспись предметов быта

20

5

15

 

3.3. Изучение традиционного русского костюма род­ного края. Знакомство с местными мастерами худо­жественной росписи

6

-

6

 

3.4. Арттерапия

3

 

3

 

Итого

43

14

29

 

Традиционные обряды и праздники Тульского края

 

4.1. Народный календарь и космология в русском на­родном искусстве. Праздники Рождества, Маслени­цы, Пасхи

21

4

17

4

4.2. Человек и круг его жизни в народной культуре и искусстве. Свадебный обряд невесты

20

3

17

 

4.3. Реконструкция праздников Масленицы и Пасхи совместно с краеведческим музеем

3

-

3

 

4.4. Арттерапия

3

-

3

 

Итого

47

7

40

 

Каменных и златных дел мастера

 

5.1. Русский дом

26

9

17

 

5.2. Древнерусская живопись

9

3

6

5

5.3. Ювелирное искусство

12

2

10

 

5.4. Экскурсия на выставку «Каменная сказка»

3

 

3

 

5.5. Арттерапия

6

-

6

 

Итого

56

14

42

6

Путешествие по Красивой Мече

6.1. Пленэр в с. Вязово - «Русская Швейцария»

15

        -

15

7

Итоговое занятие

6 |

        -

6

 

ИТОГО

216

44

172

 

 

 

Учебно-тематический план 3-го года обучения

 

Тема года: Путешествие с палитрой

 

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

  1

Вводное занятие

3

3

        -

 

Путешествие в лето

 

2.1. Этюды природы

12

3

9

 

2.2. Композиция на заданную тему

12

3

9

1

2.3. Оформление работ с летнего пленэра

5

 

5

 

2.4. Посещение выставки «Пейзажи родного края»

2

-

2

 

2.5. Арттерапия

6

-

6

 

Итого

37

6

31

 

Дом, где рождалась сказка

 

3.1. Иллюстрация русской народной сказки

24

3

21

3

3.2. Богатыри земли русской

24

3

21

 

3.3. Путешествие в Дом-музей Васнецова (заочное)

3

 

3

 

3.4. Арттерапия

        3

 

3

 

Итого

57

6

51

 

Голубая кудесница

 

4.1. Лепка из глины объемных сувенирных фигурок животных

7

1

6

4

4.2. Рельефные композиции на сюжеты из жизни

12

2

10

 

4.3. Посещение выставки скульптуры малых форм

3

-

3

 

4.4. Арттерапия

3

-

3

 

Итого

25

3

22

 

Старинные традиции народных гуляний

 

5.1. Русская ярмарка

20

3

17

 

5.2. Праздничные народные гуляния

21

3

18

5

5.3. Реконструкция ефремовского ярмарочного гуля­ния XIX века

3

-

3

 

5.4. Арттерапия

3

-

3

 

Итого

47

6

41

 

Музей моего мастерства

 

6.1. Выполнение авторских творческих работ по ито­гам обучения в студии

29

-

29

6

6.2. Организация музейной экспозиции творческих работ учащихся. Оформление портфолио учащихся

9

      -

9

 

6.3. Арттерапия

3

       -

3

 

Итого

41

        -

41

7

Итоговое занятие. Выпускной вечер

6

       -

6

 

ИТОГО

216

 

24

192

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru