Козлова Галина Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 6 им. А. С. Пушкина» г. Калуги
Орешек знаний тверд,
Но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Девиз: "Хочу все знать!"
Природа - наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, которая преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства. Встреча с природой - всегда праздник и новый шаг к познанию мира.
Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества, в том числе и учащихся начальной школы. Конечная цель экологического воспитания - формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется соответствующие природной среде равновесие или создаются возможности для его восстановления.
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природу, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.
Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.
Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках природоведения и чтения, в формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.
Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.
Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы.
Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается, главным образом, в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.
Система экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.
Целью обучения в дополнительном образовании является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Программа для творческого кружка "Юный натуралист" рассчитана на изучение общего материала и индивидуальные или групповые творческие работы отдаренных и увлеченных детей.
Цель кружка:
Познакомить кружковцев с основными проблемами экологии и охраны окружающей среды родного края.
Курс программы ставит перед собой следующие задачи:
1. Пробудить у кружковцев желание больше узнать об особенности природы своего края, сформировать понятие о связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания; выяснить зависимость жизни и состояния организма человека от внешней среды, от его собственной деятельности.
2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетическое чувство.
3. Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
4. Углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;
5. Формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
6. Воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.
Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (10-12 человек) и рассчитана нa начальное возрастное звено. (2-4 классы)
Всего на учебный год - 153 учебных часов. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий (урок феи Экологии, урок Гнома-эконома). На практических занятиях (уроки Гнома-эконома) ребята пробуют решить проблему вторичного использования сырья ("Дадим вторую жизнь вещам!").
Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.
На занятиях применяются различные формы деятельности: викторины, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы.
1 – 2 класс
№ |
|
Тема |
Теория |
Практика |
Всего часов |
1. |
|
Организационное занятие |
2 |
- |
2 |
2. |
|
Основы экологического воспитания |
2 |
- |
2 |
3. |
|
Природа - наш общий дом |
4 |
- |
4 |
4. |
|
Основные составляющие природы |
2 |
1 |
3 |
5. |
|
Пищевые связи |
2 |
- |
2 |
6. |
|
Мир полон хищников |
2 |
1 |
3 |
7. |
|
И на хищника управа есть |
2 |
1 |
3 |
8. |
|
Конкуренция и соперничество |
1 |
1 |
2 |
9. |
|
Дружба в природе |
2 |
- |
2 |
10. |
|
Тайны живой природы |
2 |
- |
2 |
11. |
|
Как построить экосистему |
1 |
- |
2 |
12. |
|
Воздух, значение его чистоты для живых организмов |
2 |
2 |
4 |
13. |
|
Царство почвы - уникальный мир природы |
1 |
1 |
2 |
14. |
|
Вода - чудо природы |
1 |
1 |
2 |
15. |
|
Вода и живые организмы |
2 |
- |
2 |
16. |
|
Не засоряйте берега водоема. |
2 |
- |
2 |
17. |
|
Пресные воды - наше богатство |
1 |
1 |
2 |
18 |
|
Основные источники загрязнения водоемов |
1 |
1 |
2 |
19. |
|
Жизнь водных пространств и экология |
2 |
- |
2 |
20. |
|
Экологический рассказ. Диспут. |
2 |
- |
2 |
21. |
|
Экология человека |
1 |
1 |
2 |
22 |
|
Экология в нашем доме. |
2 |
- |
2 |
23. |
|
Мир насекомых |
2 |
2 |
4 |
24. |
|
Мы тоже пахнем |
2 |
- |
2 |
25. |
|
Секреты леса |
2 |
2 |
4 |
26. |
|
Растения лечат людей |
2 |
2 |
4 |
27 |
|
Природа моего родного края. |
2 |
- |
2 |
28. |
|
Красная книга родного края. |
2 |
- |
2 |
29. |
|
Экологический марафон |
4 |
- |
4 |
30. |
|
Экология нашего города |
2 |
2 |
4 |
|
|
Итого: |
57 |
19 |
76 |
|
|
Всего: |
76 часов |
1. Организационное занятие
Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.
2. Основы экологического образования
Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.
3. Природа - наш общий дом
Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Подснежники".
4. Основные составляющие природы.
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".
5. Пищевые связи
Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в реках и озерах. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?
Давайте поиграем в пищевые цепочки.
6. Мир полон хищников
Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники.
Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:
1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.
2. Цикл питания.
3. Цепь питания с участием человека.
Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках"
7. И на хищника управа есть
Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.
Как на вашем огороде защищаются сорняки?
8. Конкуренция и соперничество
Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?
Самостоятельная работа:
1. Рассказ про злого волка и доброго.
2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?
3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?
Самостоятельная фантазия.
9. Дружба в природе
Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.
10. Тайны живой природы.
Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.
Урок феи Экологии. Работа с подобранной литературой.
11. Как построить экосистему.
Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема, созданная руками человека.
12. Воздух, значение его чистоты для живых организмов
Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Спор". Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?"
13. Царство почвы - уникальный мир природы
Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?
Урок феи Экологии. Экологический рассказ "О чудесной кладовой"
Составь рассказ по экологическому рисунку.
14. Вода - чудо природы
Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?
Урок феи Экологии. Капля воды. Путешествие капельки. Загадки, пословицы, поговорки.
15. Вода и живые организмы
Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Мудрый Сагуаро".
16. "Не засоряйте берега водоема"
Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.
Урок феи Экологии. Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.
17. Пресные воды - наше богатство.
Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.
Урок феи Экологии. Составление рассказа по экологическому рисунку.
18. Основные источники загрязнения водоемов
Вода и производство. Проблемы, возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.
Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Гибель ежей".
Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)".
19. Жизнь водных пространств и экология
Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов.
Урок феи Экологии. Экологические рассказы: "Нефть в море", "Отчего погибли киты".
Экологическая игра: "В гости к фее Экологии"
20. Экологическии рассказ. Диспут
Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами.
21. Экология человека.
Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?
Урок феи Экологии. "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты наших опытов).
22. Экология в нашем доме
Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.
23. Мир насекомых
Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках"."Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?
Урок феи Экологии. Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию"
24. А мы тоже пахнем
Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть? Мир запахов у животных.
25. Секреты леса
В гостях у нас сказочные герои, и у них есть вопросы к ребятам.
26. Растения лечат людей
История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.
Урок феи Экологии. Письма от больных сказочных героев. Помоги им!
27. Природа моего родного края.
Разнообразие природы. Равнины.. Бескрайняя тайга.
Урок феи Экологии. Работа с литературой по теме.
28. Красная книга родного края.
Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.
29. Экологический марафон
Обобщающие занятия в конце учебного года. Вопросы и ответы.
30. Экология нашего города
Состояние окружающей среды города Нижневартовска. Ее связь с состоянием окружающей среды края. Атмосферный воздух, земля. Растительный и животный мир. Чем каждый из нас может помочь родному городу?
№ |
|
Тема |
Теория |
Практ. |
Всего часов |
|
1. |
|
Организационное занятие |
2 |
- |
2 |
|
2. |
|
"Бомба замедленного действия" - вода. Её гибель - наша гибель. |
4 |
- |
4 |
|
3. |
|
"Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование. |
4 |
- |
4 |
|
4. |
|
"Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе. |
4 |
- |
4 |
|
5. |
|
"Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться. |
2 |
- |
2 |
|
6. |
|
"Бомба замедленного действия" – химикаты."Яд - "приданое" цивилизации". |
2 |
- |
2 |
|
7. |
|
Изучаем способы охраны природы. |
4 |
- |
4 |
|
8. |
|
Обсуждаем экологические катастрофы. |
2 |
- |
2 |
|
9. |
|
Окружающая среда и здоровье человека. |
4 |
- |
4 |
|
10. |
|
Экологические взаимоотношения организмов. |
4 |
- |
4 |
|
11. |
|
Вопросы задает природа. |
1 |
2 |
3 |
|
12. |
|
Лес - зеленое море |
2 |
- |
2 |
|
13. |
|
Лес и его обитатели |
2 |
- |
2 |
|
14. |
|
Растения – наш доктор Айболит. |
2 |
2 |
4 |
|
15. |
|
Можно ли питаться сорняками? |
2 |
2 |
4 |
|
16. |
|
По страницам лесного журнала мод. |
2 |
- |
2 |
|
17. |
|
Доступ к информации. |
2 |
- |
2 |
|
18. |
|
Средства передвижения у животных. |
2 |
- |
2 |
|
19. |
|
Растения-потребители отходов. |
2 |
- |
2 |
|
20. |
|
Растения-химики. |
2 |
- |
2 |
|
21. |
|
Растения- архитекторы, строители, механики. |
2 |
- |
2 |
|
22. |
|
Растения-математики. |
2 |
- |
2 |
|
23. |
|
Растения-путешественники. |
2 |
- |
2 |
|
24. |
|
Растения-физики. |
2 |
- |
2 |
|
25 |
|
Как растение передают информацию. |
2 |
- |
2 |
|
26. |
|
Растения-биологические часы. |
2 |
- |
2 |
|
27. |
|
Совершенство приспособления у растений. |
2 |
- |
2 |
|
28 |
|
Бионика – наука о подражании живым организмам |
2 |
- |
2 |
|
29. |
|
На что еще способны растения. |
2 |
- |
2 |
|
30. |
|
Все о национальных парках, заповедниках и заказниках. |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
71 |
6 |
77 |
|
|
|
Всего: 77 часов |
||||
Содержание программы
3 – 4 класс
1. Организационное занятие
Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.
2. "Бомба замедленного действия!" - вода. Ее гибель - это наша гибель.
Когда от глотка воды можно заболеть? Без воды нет жизни. Первые законы человечества - законы о воде. Воде необходима жизнь. Реке делают искусственное дыхание. Как очищают грязную воду? Океаны крупнейшая "сточная канава" Земли. Как нефть попадает в море?
3. "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование.
Черная смерть. Мусор на улицах наших городов. Молоко загрязнено мусором. Куда деть мусор? Сырье и энергия из мусора. Санитарная очистка городов и вторичное использование отходов. Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Ромашковая поляна".
4. "Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе
Человек и природа загрязняют воду. Кислород для жизни. Воздух отравляется ежедневно. Загрязненный воздух вреден для здоровья Самые опасные яды. Свинцовое отравление. Там, где свинец падает с неба. Миллиарды за чистый воздух.
5. "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться
Шум вредит здоровью. Немного о шуме. Наш слух - чудо природы. Как шум действует на человека. Протесты против шума самолетов.
6. "Бомба замедленного действия" - химикаты. Яд - "приданое цивилизации"
Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека, природы. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и аварии. Заколдованный круг нарушений окружающей среды и развитие инфекционных болезней.
7. Изучаем способы охраны природы
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады, и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. Памятники природы, история и современность. Что мы должны охранять в нашем родном городе.
8. Обсуждаем примеры экологических катастроф
Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья.
Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС).
9. Окружающая среда и здоровье человека
Химические загрязнения среды и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Погода и самочувствие человека. Питание и здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
Урок феи Экологии. "Лесная столовая", "Восточный лекарь", "Я - доктор".
10. Экологические взаимоотношения организмов
Типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия. Хищничество. Урок феи Экологии. "Осторожно! Они ядовиты". Ядовитые растения местности: вороний глаз, борщевик, волчье лыко, болиголов, вех, дурман.
11. Bопросы задает природа
Загадки на маршруте. Вопросы и ответы
12. Лес - зеленое море
Разнообразие лесов. Богатство и бедность. Экологическая катастрофа -листопад. Зеленое море тайги. Сезонники. О Всероссийском конкурсе "Подрост".
13. Лес и его обитатели
Раздолье для вегетарианцев. Сластены. Подготовительный цех. Заглянем в закрома животных.
14. Растения - наш доктор Айболит
Из истории применения лекарственных растений. Секреты заготовки растений. Формы применения лекарственных растений. Любое растение лечит?
15. Можно ли питаться сорняками
Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. Что можно из них приготовить? Сорняки наших огородов – дополнительный резерв продуктов питания.
16. По страницам лесного журнала мод
Мир красок у природы. Маскировочные халаты. Камуфляж. Сонное царство. Яркая окраска или лучше - не приставай. Костюмерная природы.
17. Доступ к информации
Голоса леса. Зачем им усы? Мир ароматов.
Урок феи Экологии. Работа по теме.
18. Средства передвижения животных.
Возможности и ограничения. Альпинисты. Акробаты. Планеристы. Зачем нужны хвосты?
19. Растения - потребители отходов
Устранение отходов - проблема № 1. Водные растения-санитары.
20. Растения-химики
Все началось со скороспелых яблок. В поисках пищи.
21. Растения-архитекторы, строители, механики
Как был создан Хрустальный дворец. Гофрированный лист. Вьющиеся и лазящие канаты. Свайные постройки в природе.
22. Растения-математики
С точностью до одной тысячной. Золотое сечение, математически точно, геометрически правильно.
23. Растения-путешественники.
Через реки, озёра, моря. Мирные стрелки. Ветряные мельницы, парашюты и планеры. Исключительная способность пыльцы. Пассажиры с билетом и "зайцы". Растения-эмигранты.
24. Растения-физики
Приспособление к сохранению тепла. Спасающиеся от жары в собственной тени. Зимняя спячка растений.
25. Как растения передают информацию
Сигнальные флажки, светофоры, запахи и тепло. Совершенные компьютеры.
26. Paстения - биологические часы
Цветочные часы. Полуночные свидания бурых водорослей. Цветы-предсказатели погоды.
27. Совершенство приспособления у растений
Объединение интересов - симбиоз. Маскировка - основа процветание. Горящие кактусы. Пионеры безжизненных пространств.
28. Бионика - наука о подражании живым существам
Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?
29. На что еще способны растения
Слышно и видно, как растет трава. Растения гиганты. Мнимая смерть, длящаяся 250 лет. Растения, переваривающие кости и сыр. Свет в полном мраке.
30. Все о национальных парках, заповедниках и заказниках.
Первые национальные парки России. Статус национальных парков. Парки отдыха. Достопримечательные памятники природа. Заповедники. Заказники. Отдых на любой вкус. По водным дорогам. Следопыты природы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.