ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЭКО-ТОПИКИ»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 29.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа экологического кружка «ЭКО-ТОПИКИ» естественнонаучной направленности ознакомительного уровня направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению природного окружения и участия в природоохранной деятельности микрорайонов, где находится школа и проживания, а также поддержанию, агитации здорового образа жизни..
Иконка файла материала ЭКО-ТОПИКИ Программа ДО.docx

 

 

Герб Москвы официальныйДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ  

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа Новокосино» имени Героя Советского Союза, адмирала А.П. Михайловского

(ГБОУ «Школа Новокосино»)

                                               ОГРН 1037739276684, ИНН/КПП 7720258623/772001001

111673, г. Москва,                                                                                 тел.    8 (495) 701-05-00

ул. Суздальская, д.24Б                                                    e-mail: schNovokosino@edu.mos.ru

 

«Принята»

на заседании педагогического совета

 

от «___» ___________202___ г.

 

Протокол № _____

 

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Школа Новокосино»

 

__________________Дьячков В.М.

 

«____»_____________202___ г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЭКО-ТОПИКИ»

Направленность: естественнонаучная

 

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 15-16 лет (9 класс)

Срок реализации программы: 1 год

 

Автор - составитель программы,

Дмитриева Ольга Владимировна, методист

 

 

Г. Москва

2022 год

 

I.         Пояснительная записка.

 

Программа экологического кружка «ЭКО-ТОПИКИ» естественнонаучной направленности ознакомительного уровня  направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению  природного окружения и участия в  природоохранной деятельности микрорайонов, где находится школа и проживания, а также поддержанию, агитации здорового образа жизни..

Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.

 

Актуальность программы

В современном мире повышается значимость проблем экологического образования и воспитания в целях сохранения и поддержания баланса экосистемы. Актуальность повышения уровня экологической грамотности обусловлена ухудшающимися экологическими условиями и необходимостью избежать экологический коллапс. Мерой, которая поможет изменить отношения человека и природы и сформировать активную позицию человека по защите окружающего мира является экологическое образование. Сейчас оно имеет особый социальный смысл, поскольку возникло понимание: без преодоления только потребительского отношения к природе не решить экологических проблем. Эта мысль прослеживается в  «Федеральной научно-технической программе в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021 - 2030 годы».

Методологическая основа экологического образования опирается на  естественнонаучный подход, который строится на недостатке у людей знаний о природе, природных взаимосвязях и последствиях влияния человека на окружающую среду; решение проблемы видится в обучении как можно большего числа людей экологическим знаниям через различные естественно-научные дисциплины: биологию, физику, химию, географию и т.д.

В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе. Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников.

 

Новизна программы

Одной из важных условий развития познавательной активности является организация проектной деятельности. Метод проектов позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников.

Используя уже хорошо зарекомендовавшие себя методы экологического образования, необходимо активно разрабаты-
вать  входящие в практику методы и формы работы, связанные с вовлечением обучающихся в экологически ориентированную социальную деятельность.

К их числу можно отнести:
· тематические предпрофессиональные смены в загородном (городском) лагере экологической направленности;
· участие обучающихся в экотуризме;
· организацию научно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся с экологическим содержанием на базе НОЦ;
· участие обучающихся в социальных экологических проектах и движениях.

 

Цель: формирование экологической культуры, экологических знаний у обучающихся; воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле; изучение природы родного края.

 

Задачи:

Образовательные:

·        изменение представления и улучшения знания  об окружающей среде;

·        формирование у подрастающих поколений модели экологически ответственного поведения;

·        привлечение детей к проектной деятельности;

·        воспитание чувства личной ответственности каждого за состояние окружающей среды;

·         развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся;

·         участие в природоохранной деятельности своего края.

 

Развивающие:

 

·        продолжить развитие познавательного отношения к природе;

 

·        способствовать развитию умений проводить наблюдения за экосистемами и организмами, анализировать, обобщать и делать выводы;

·        способствовать формированию культуры исследовательской деятельности.

 

Воспитательные:

 

·        способствовать формированию активной жизненной позиции;

·        способствовать воспитанию бережного отношения к природе, собственному здоровью, ценности жизни;

·        способствовать формированию экологического имперетива (имперетив-требование, приказ, закон) в сознании.

 

Категория  обучающихся. Формы и режим занятий.

 

Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время экскурсий,  при выполнении практических и проектных работ. В разделы добавлены изучение особенностей природы родного края.

 

Возраст обучающихся – 15-16 лет (9 класс)

Сроки реализации программы – 9 месяцев (с 01.09 по 31.05)

 Режим занятий – 1 часа в неделю (36 часов в год)

Форма занятий - групповая

 

Планируемые результаты:

 

1.      Получить первоначальные знания по предмету;

2.      Уметь применять на практике полученные знания и умения (при проведении мониторинга);

3.      Появление потребности в саморазвитии и самостоятельности в обучении;

4.      Участие в школьных тематических мероприятиях по биологии, географии, экологии, в мероприятиях и конкурсах экологической направленности;

5.      Выступления на уроках с дополнительным материалом.

6.      Выпуск  «Экологического прожектора» на основе проведенных наблюдения и мониторинга по избранной тематике.

II.        

III.     Формы аттестации и оценочные материалы.

 

В программе предполагаются следующие формы работы:

- теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии;

- групповые практические занятия, практические занятия на местности;

- индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательских проектов);

общешкольные мероприятия экологической направленности (экологические праздники, классные часы, выступления, кружки, игры и др.);

участие в природоохранных акциях;

экскурсии.

Формы подведения итогов реализации программы:

 

  • Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;
  • Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах разного уровня;
  • Практическая включенность детей в экологическую деятельность;
  • Результаты мониторинга и анкетирования детей;
  • Защита проектов.

 

Варианты оценивания:

·     Рейтинговая оценка на основе объективного оценивания работ на конкурсах, олимпиадах, отзывов на размещенный материал в «Экологическом прожекторе».

 

IV.      Содержание программы

 

Учебный (тематический план)

раздела и темы

Название разделов и тем

Кол-во часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Прак-тика

Раздел 1. Введение- 1 час

1.1

Вводное занятие.  ТБ при работе в кабинете, на местности.

1

1

 

Вводная диагностика

Раздел 2. Экологический мониторинг- 7 часов

2.1

Экология. Предмет экологии, структура экологии.

1

1

 

Викторина

2.2

Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга

2

1

1

 

2.3

Загрязнение окружающей среды, виды загрязнений

3

1

2

Составление карты

2.4

Охрана окружающей среды Москвы и Подмосковья

1

 

1

Итоговый контроль Создание презентации «Страницы Красной книги»

Раздел 3. Основы исследовательской деятельности -14 часов

3.1

Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы.

1

1

 

 

3.2

Выбор темы и постановка проблемы.

1

 

1

 

3.3

Особенности и этапы исследования.

1

1

 

 

3.4

Анализ и обработка исследовательской работы. 

2

 

2

Исследование: результаты

3.5

 Работа с литературой. Выводы исследовательской работы.

2

1

1

 

3.6

Оформление исследовательской работы

1

 

1

Текущий контроль

3.7

Оценка экологического состояния микрорайона школы, района проживания

6

1

5

     Выпуск  «Экологического прожектора»

Раздел 4. Индикаторы живой природы – 13 часов

4.1

Экологические группы растений по отношению к свету, температуре, воде

1

1

 

 

4.2

Экологические группы животных

1

1

 

Что надо для создания игры (правила)

4.3

Изучение  экологических групп животных

1

1

 

 

4.4

Оценка экологического состояния микрорайона школы по асимметрии листьев

2

 

2

Мониторинг

4.5

Знакомство с растениями и животными-индикаторами и барометрами окружающей среды

1

 

1

Сообщения

4.6

Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека

2

1

1

Работа с шумомером, фильтрами

4.7

Оформление выставки поделок из природного материала и отходов «Вторая жизнь мусора»

2

 

2

Поделка(и)

4.8

Экскурсия на предприятие

3

 

3

Мониторинг по итогам экскурсии. Итоговый контроль.

Раздел 5. Итоги – 1 час

5.1

Подведение итогов

1

 

 

Рейтинг, вручение грамот

 

Раздел 1. Введение-1 час

Тема 1.1 - Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов.

 

Раздел 2. Экологический мониторинг- 7 часов

Тема 2.1 – Наука экология, предпосылки её возникновения. Необходимость изучения предмета в современных условиях. Место экологии в ряду естественных наук. Связь экологии с биологией, географией, химией, физикой и другими дисциплинами. Особенности экологии как самостоятельной науки. Цели, задачи, и подходы науки о нашем общем доме Земле – экологии. Разделы экологической науки. Основные проблемы и задачи, перспективы экологической науки. Методы экологической науки. Влияние деятельности человека на природу.

Тема 2.2 – (теория)Экологическая безопасность. Экологический мониторинг. Виды и подсистемы экологического мониторинга.

 (практика) Методы экологического мониторинга. Как правильно поставить задачу.

Тема 2.3 Составление экологической карты города, составление карт местности с расположением несанкционированных свалок; лабораторные работы: «Подсчёт объёма мусора и поиск возможных путей решения проблемы бытовых отходов»; «Использование методов экспресс – оценки воздушной среды»; «Решения задач на оценку качества воздуха, воды и пищевых продуктов», «Изучение запылённости воздуха», «Определение качества воды». Работа в группах.

Тема 2.4. Работа в компьютерном классе. Требования к созданию презентации. Использование фотоматериалов.

 

Раздел 3.  Основы исследовательской деятельности -14 часов

Тема 3.1  Понятие «Исследовательская деятельность». Под научно-исследовательской работой понимают такую деятельность, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы, овладение технологией творчества, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой.

Тема 3.2 Выбор темы и постановка проблемы. Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”.

Тема 3.3  Особенности и этапы исследования. Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

Тема 3.4. Анализ и обработка исследовательской работы. Проведение и описание опытов исследования, наблюдения

Тема 3.5 Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление списка литературы.

Тема 3.6. Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Тема 3.7 Выбор формата «Экологического прожектора». Основные правила оформления информационного бюллетеня. Отбор материала для номера. Групповая работа.

 

Раздел 4. Индикаторы живой природы – 13 часов

Тема 4.1 Введение нового понятия «биологический мониторинг». Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников.

Тема 4.2  В мире животных (настольная игра) Разработка правил и инструкций к игре. Дизайн игры. Работа в группах.

Тема 4.3 Среда обитания живых организмов. Животное сообщество леса, парковой зоны города, придомовых территорий. Индивидуальная работа.

Тема 4.4 Оценка экологического состояния микрорайона школы по асимметрии листьев. Изучение экологического состояния микрорайона здания 1 ГБОУ «Школа Новокосино» (ул. Суздальская, д.24,26,28) по асимметрии листьев березы бородавчатой (Betula pendula Roth.). Полученные в ходе практического исследования результаты и выводы дают определенную характеристику состоянию среды микрорайона  и возможность для ее дальнейшего изучения. Работа в группах.

Тема 4.5. Знакомство с растениями и животными-индикаторами и барометрами окружающей среды. Разобрать понятие «биологические индикаторы». Дать характеристику организмам, которые реагируют на изменения окружающей среды своим присутствием или отсутствием, изменением внешнего вида, химического состава, поведения. При экологическом мониторинге загрязнения использование биологических индикаторов дает ценную информацию, так как они реагируют сразу на весь комплекс загрязнений.

Тема 4.6. Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека. Мониторинг. Работа  в группах. Экология школьного здания. Экологический паспорт школы. Чистота школьных помещений и их влияние на здоровье школьников

Тема 4.7 Работа с бросовым материалом помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, память, творческое мышление, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному, а также развивает тактильные и сенсорные чувства, разгружает нервную систему, помогает ребенку расслабиться, фантазировать.

Тема 4.8 Экскурсия на предприятия с целью изучения воздействия различных факторов на экологическую обстановку. Защита проектов.

 

Раздел 5. Итоги – 1 час

Тема 5.1 Выставка лучших работ. Экран рейтинга. Подведение итогов. Награждение членов объединения, дипломами, грамотами, вручение памятных подарков.

 

V.        Организационно-педагогические условия реализации программы

 

Условия реализации программы

 

1. Разработанность программы с учетом интереса и

возрастных особенностей обучающихся.

2. Создание ситуации успеха.

3. Удовлетворение потребности обучающихся в самоопределении.

Основные виды занятий тесно связаны между собой и дополняют

друг друга.

 

Принципы работы:

 

·         постепенность и последовательность (от простого к сложному);

·         использование образного, ассоциативного мышления в

·        различных формах работы с детьми;

·         принцип эмоционального положительного фона обучения;

·         коллективный способ развития личности в социуме, и

·        индивидуальный подход к каждому ребенку в работе над трудностями.

Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения определяет преподаватель в зависимости от уровня подготовки детей и времени, необходимого для решения профессиональных задач

 

*    Учебно-методические и информационное обеспечение программы

раздела и темы

Название разделов и тем

Перечень методических материалов

Очное обучение

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии

Раздел 1. Введение

1.1

Вводное занятие.  ТБ при работе в кабинете, на местности.

Презентация «ТБ при работе в кабинете и на местности». Инструктаж. Анкета.

 

Раздел 2. Экологический мониторинг

2.1

Экология. Предмет экологии, структура экологии.

Презентация «Экология – синтез наук». Викторина «Что я знаю об экологии»

 

2.2

Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга

Беседа о методах исследования, для чего нужен мониторинг. Статьи в периодической печати (выставка). Издания, публикующие данные экологических мониторингов

 

2.3

Загрязнение окружающей среды, виды загрязнений

Атласы с картами экологической обстановки (из-ва:  Омская картографическая фабрика, Дрофа)

 

2.4

Охрана окружающей среды Москвы и Подмосковья

Красная книга Москвы и Подмосковья.

«Требования к созданию презентации»- памятка. Работа на компьютере (подготовка 1 страницы презентации).

 

Раздел 3. Основы исследовательской деятельности

3.1

Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы.

Презентация «Исследовательская деятельность. Структура исследовательской  работы»

 

3.2

Выбор темы и постановка проблемы.

Дискуссия: выбираем тему работы

 

3.3

Особенности и этапы исследования.

Инструктаж «Как правильно провести исследование» Презентация

 

3.4

Анализ и обработка исследовательской работы. 

Представление результатов работ. Дискуссия: «Как правильно.проанализировать полученные данные».

 

3.5

 Работа с литературой. Выводы исследовательской работы.

Выставка литературы, необходимой для написания работы.  Беседа «Проблема и вывод- как совместить?»

 

3.6

Оформление исследовательской работы

Технологическая карта «Оценка оформления работы».

 

3.7

Оценка экологического состояния микрорайона школы, района проживания

Выборка результатов мониторинга из исследовательских работ и обсуждение для размещения в газете

 

Раздел 4. Индикаторы живой природы

4.1

Экологические группы растений по отношению к свету, температуре, воде

«Знакомые незнакомцы»- беседа с иллюстрацией гербариями

 

4.2

Экологические группы животных

Беседа. Создаем игру для учеников начальной школы. Тематика игры. Построение игры.

 

4.3

Изучение  экологических групп животных

Продолжение разработки игры. Создание макета

 

4.4

Оценка экологического состояния микрорайона школы по асимметрии листьев

Работа на пришкольном участке. Инструктаж по ТБ. Работа  со специальными инструментами и приборами

 

4.5

Знакомство с растениями и животными-индикаторами и барометрами окружающей среды

Раздаточный материал-карточки, фотографии животных и растений.

Беседа

Видеофильм

 

4.6

Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека

Работа с микроскопом: состав пыли.

Дискуссия: как пыль влияет на человека

 

4.7

Оформление выставки поделок из природного материала и отходов «Вторая жизнь мусора»

Изготовление поделок из бросового сырья (заготовки делают ученики самостоятельно)

Оформление выставки

 

4.8

Экскурсия на предприятие

Экскурсия на промышленное предприятие. С помощью шумометра замеряем уровень шума по ходу маршрута и с разрешения администрации на предприятии. Подводим итоги.

 

Раздел 5. Итоги

5.1

Подведение итогов

Таблица рейтинга. Грамоты, дипломы, благодарности. Выставка лучших работ.

 

 

*    Материально-технические условия реализации программы:

1.   Кабинет с интерактивной доской, компьютером и принтером.

2.   Ученические парты, стулья (комплект)

3.   Компьютерный класс (для проведения 2 занятий).

4.   Видеокамера

5.   Диктофон

6.   Учебное оборудование для мониторинга (шумомер, химическая посуда , инструменты для забора образцов и проведения анализов).

7.   Цифровая лаборатория «Архимед»  (если есть в наличии).

8.   Цифровая лаборатория Releon по экологии.

9.   Расходные материалы

10.               Ватман, гуашь, кисточки, маркеры, фломастеры, цветные карандаши

11.               Миллиметровая бумага.

 

*    Информационное обеспечение программы:

 

Нормативно-правовые основы реализации программы:

 

ü    Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 с изм. 01.07.2020)

ü    Федерального закона от 29 декабря 2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

ü    Национальный проект «Образование», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16)

ü    Перечень поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, 25.08.2021 г.

ü    Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей … до 2030 года»

ü    Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 №1701)

ü    Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (действует с 01.03.2023 по 01.02.2029)

ü    Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации (от 22.12.2022 г. № 4088-р)

ü    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

ü    Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»

ü    Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 №922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей»  (в редакции приказов… 24.10.2922 №868)

ü    Положение о блоке дополнительного образования ГБОУ «Школа Новокосино».

 

Список литературы

 

1.                Алексеев С.В. Экологическая модель современного образования как образования в интересах устойчивого развития общества. Проблемы современного педагогического образования. 2017. N 55-2. С. 20-35. (Статья в журнале перечня ВАК).

2.                Алексеев, С.В. К городу устойчивого развития через экологическое просвещение населения [Текст] / С.В. Алексеев // Окружающая среда Санкт-Петербурга. – 2018. – No

3.                2(8). – С. 53-61.

4.                Алексеев С.В., Гущина Э.В. Современные экологические проблемы глазами школьников: результаты социологического исследования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, No4, 2018, С.265 -279 ( ВАК).

5.                Богина И. Г. Проектно – исследовательская деятельность учащихся по экологическому краеведению как форма сотрудничества школы и ВУЗа / И. Г. Богина, Н. В. Суханкина // Методика преподавания химических и экологических дисциплин : сборник научных статей междун. науч.-метод. конф. 26-27 ноября 2015, Брест. – 2015. – С. 225-227. – [Электронный ресурс].

6.                Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников. Тамбов, 1999.

7.                Виноградова Н.Ф. «Дети, взрослые и мир вокруг». - М.: «Просвещение», 1993.

8.                Голованова Е.Н. Проектная деятельность как система становления экологической культуры школьников http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?cnt=89

9.                Копылова Л. В., Анудариева Д. Ц. Организация экологического воспитания подрастающего поколения в процессе реализации социального проекта по обращению с твёрдыми коммунальными отходами // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2020. No 4. С. 91–100.

10.         Соловьева Д. Ю. Диагностика экологической культуры учащихся: что планировать в Год экологии / Д. Ю. Соловьева // Справочник заместителя директора школы. План работы. Диагностика в год экологии. – 2017. - № 11. – С. 30-42.

 

Интернет-ресурсы:

 

1.                 Вся экология в одном месте

Всероссийский Экологический Портал

http://ecoportal.ru

 

2.                 Центр новостей ООН

Содействие устойчивому развитию

https://www.un.org/ru/our-work/support-sustainable-development-and-climate-action

 

3.                 Природа России

Национальный информационный портал

http://www.priroda.ru

 

4.                 Энциклопедия «Флора и фауна»

http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm

 

5.                 Редкие и исчезающие животные России и зарубежья

http://nature.air.ru/mlk_nas.htm

 

6.                 «Природа и животные на Rin.ru»

http://zoo.rin.ru

 

7.                 Экологический вестник России

Научно – практический журнал

http://www.ecovestnik.ru

 

8.                 Экология в школе (до и после)

https://www.akc.ru/rucont/itm/243338/

 

9.                 Юный натуралист

Уникальный старейший научно-популярный журнал для детей и юношества

http://unnaturalist.ru

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru