Экологическое краеведение

  • Образовательные программы
  • doc
  • 02.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Экологическое краеведение.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Южная средняя общеобразовтельная школа»

(МКОУ ЮСОШ)

 

 

 

Номинация: Дополнительные общеобразовательные программы

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Экологическое краеведение»

 

Срок реализации – 1 год

 

5-7 классы

 

 

 

 

 

Автор:

Баянова Ирина Анатольевна,                                 учитель биологии

МКОУ ЮСОШ

Городовиковский район

Республики Калмыкия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2025 г.

АННОТАЦИЯ

Программа курса «Экологическое краеведение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования.

Курс имеет интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории родного края, знакомит обучающихся с материалами естественных и социально-гуманитарных наук, необходимыми для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Реализация содержания курса направлена на формирование у ребёнка: уважительного отношения к городу (населенному пункту), региону, в котором проживает, к России, её природе и культуре, истории; понимания ценности, целостности и многообразия природы родного края, понимания своего места в ней; экологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия с природой родного края, доброжелательного отношения к миру природы.

Курс «Экологическое краеведение» занимает важное место в системе основого общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Курс способствует формированию у школьников основ экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка……………………………………………...........

4

Результаты освоения курса……………………………………………….

7

Содержание программы..…………………………………………………

11

Примерное тематическое планирование………………………………...

14

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение……...

16

Список литературы………………………………………………………..

18

Приложение 1. Проектная деятельность учащихся…………………….

19

Приложение 2. Работа с картой, атласом………………………………..

26

Приложение 3. Работа с учебной картиной..…………………………….

27

Приложение 4. Составление учебных модулей..…………………….....

28

Приложение 5. Эколого-краеведческие игры…………………………..

29

Приложение 6. Контрольные вопросы и задания………………………

34

Приложение 7. Информационные материалы…………………………..

39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время экологические проблемы представляют сферу интересов не только специалистов в сфере охраны окружающей среды, но и государства в целом, общественности и каждого человека в частности.

Современная экологическая ситуация зачастую характеризуется различными уровнями опасности. Проблемы, возникающие в этой области, связаны и с интенсивным развитием сельского хозяйства и производства, и с истощением природных ресурсов, и с разрушительным воздействием на природу человека в его повседневной жизни, и т д.

Очевидно, что стоящая перед человечеством сегодня проблема взаимоотношений природы и человека, связана с отсутствием элементарных знаний, низкой экологической культурой населения, в том числе и подрастающего поколения. Однако, в системе общественных ценностей одно из первых мест занимает сохранение среды обитания и здоровья человека. Развить внутреннее чувство ответственности и долга по отношению к природе поможет экологическое образование.

Актуальность курса обусловлена рядом обстоятельств.

С одной стороны, современное образование в целом направлено на общекультурное, познавательное и личностное развитие ребенка. Достижение этого невозможно без успешной реализации эколого-краеведческого направления.

В то же время курс экологического краеведения создает условия для вовлечение школьников в исследовательскую деятельность, обеспечивающую освоение универсальных учебных действий, которые ФГОС ООО рассматриваются как базовые компетенции.

Наряду с этим, использование в качестве основы содержания исследовательской деятельности по экологии краеведческой направленности обеспечивает личностную значимость исследований, способствует формированию экологической культуры, воспитанию патриотических чувств.

 

      Новизна курса: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей и истории республики. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.

Специфика экологического краеведения состоит в том, что в рамках изучения курса учащиеся знакомятся с различными проявлениями и взаимосвязями жизни человека и природы родного края, природа, население и хозяйственная деятельность человека в регионе рассматриваются разносторонне.

Краеведение и экология существуют в тесной взаимосвязи, поскольку изучение родного края неразрывно связано с изучением его природы, деятельности человека.

Целью курса «Экологическое краеведение» является формирование экологической культуры школьников на основе краеведческого материала в процессе личностного развития.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: - способствовать формированию бережного отношения к природе;

- содействовать воспитанию потребности в общении с природой;                                  - развитию познавательного интереса к природе родного края;                                      - создавать условия для развития личностных качеств учащихся через вовлечение в активную исследовательскую деятельность;

- формировать знания о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края, формировать основы экологической грамотности.

Программа «Экологическое краеведение» создана на основе культуросообразного подхода с опорой на объединение естественно-научных знаний и опыт гуманитарных наук. Содержание курса обеспечивает объяснение причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающей среды с точки зрения единства мира природы и мира культуры. С этой позиции человек рассматривается как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое. Отбор содержания курса строился на основе принципов преемственности, научности, целостности, реализации межпредметных связей, развития содержания от простого к сложному, от общего к частному.

Таким образом, у детей создается целостная картина мира, формируется общая экологическая культура, определяющая адекватное поведение человека в окружающей среде, осваиваются эколого-краеведческие знания и умения, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.

На изучение курса «Экологическое краеведение» отводится 1 ч в неделю в 5-7 классах. Программа рассчитана на 34 ч (34 учебные недели).

Курс может использоваться для организации внеурочной деятельности, дополнительного образования учащихся, преподавания интегрированного предмета "Краеведение"/"Экологическое краеведение" или для преподавания экологических/краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, свой родной край, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и народов.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к природе.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

7. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, экологических, и др.).

8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Уважительное отношение к России, родному краю, природе нашей страны, родного края; потребность в рациональном природопользовании и сохранении собственного здоровья на основе изучения процессов видоизменения природной среды человеческой деятельностью, естественных процессов видоизменения рельефа, эколого-географической характеристики населенного пункта, региона, хозяйственной деятельности населения, сезонности работ, зависимости здоровья человека от природной среды и особенностей хозяйственной жизни.

2. Осознание целостности окружающего мира, взаимосвязи и взаимозависимости человека и природной среды, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде.

3. Освоение доступных способов изучения природы и человека, воздействия человека на природу (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

4. Осознание взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимодействия отдельных элементов природы в ландшафте, освоение

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.

 

Планируемый результат освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

- первый уровень результатов: повышение качества знаний о природе родного края, взаимосвязях в природе; проявление учащимися интереса к окружающей среде, её элементам, попытка дать оценку их состоянию (хорошее-плохое); стремление выполнять правила поведения в природе во время экскурсий, прогулок, попытки контролировать свое поведение, чтобы не причинить вреда окружающей среде; проявление готовности помочь растениям, животным людям, природным объектам; умение выполнять простейшие опыты.

- второй уровень результатов: умение анализировать элементы окружающей среды, природные объекты родного края; участие в делах, направленных на охрану природы; умение общаться с представителями природного сообщества родного края, проявление заботы; осознание важности охраны природы;

- третий уровень результатов: владение знаниями, практическими приемами, навыками природосбережения, охраны природы; выработана привычка вести себя в природе в соответствии с природоохранными правилами; умение выполнять простейшие опыты и эксперименты, проводить исследования; умение выбирать природный объект для эколого-краеведческого изучения, представлять результаты своей учебной и природоохранной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Раздел 1. «Экологическое краеведение: изучение и защита природы родного края»

Введение. Экология - наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой. Краеведение как направление изучения истории, культуры и природы родного края. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве. Организм и окружающая среда. Понятия «природная среда», «окружающая среда», «социальная среда». Значение естественнонаучных знаний в жизни человека. Значение знаний истории, культуры и природы родного края.

Раздел 2. «Республика Калмыкия – субъект Российской Федерации»

Общая характеристика территории республики Калмыкия. Первые поселения на территории Калмыкии. История образования республики Калмыкия. Калмыкия  на карте. Наши соседи.

Раздел 3. «Поверхность Республики Калмыкия»

Рельеф и его особенности. Почвенные ресурсы. Формы поверхности земли и хозяйственная деятельность. Карьеры, овраги, свалки – порожденные человеком «раны» земли. Природоохранная деятельность в различных направлениях воздействия человека на почвенные покровы. Почвы как фактор «здоровья» природных сообществ и людей.

Раздел 4. «Климат и погода»

Климат и погода. Атмосферные явления, характерные для Калмыкии. Влияние климата на рельеф, водоемы, растительный и животный мир. История наблюдений за погодой в республике Калмыкия. Как делается прогноз. Погода и здоровье. Климат и глобальное потепление.

Раздел 5. «Водные ресурсы»

Сеть водных ресурсов. Родники. Естественные водоемы и искусственные водохранилища. Истощение и высыхание рек: причины и последствия.

Раздел 6. «Растения и животные республики Калмыкия. Их разнообразие»

Представители степной растительности. Типичные растения Калмыкии. Формирование растительных сообществ на территории республики. Народные приметы и хозяйственная деятельность населения. Природные сообщества. Леса, дубравы, рощи. История лесоразведения. Разнообразие животного мира республики Калмыкия. Приспособления животных к жизни. Примеры природного равновесия в лесу и причины его нарушения. Растения и животные, нуждающиеся в охране. Растительный и животный мир степи. Признаки степных растений. Животные степи. Природное равновесие в степном сообществе и причины его нарушения. Растения и животные водоемов родного края. Приспособления растений к жизни в воде. Роль растений в жизни водоема. Околоводные обитатели (стрекозы, цапля, аист, утки и т.д.). Нарушение природного равновесия в водоеме. Живые «фильтры» и «санитары» водоемов. Редкие обитатели водоемов (лотос, сальвиния, пеликан, цапля, лебедь и др.).

Раздел 7. «Охрана природы»

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу республики Калмыкия. Охраняемые территории. Памятники природы. Редкие и охраняемые виды. Заповедник «Черные Земли». Красная книга республики Калмыкия. Правила поведения в природе. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Растения и животные в легендах и преданиях.

Калмыкия в произведениях Калмыцких писателей:

 - Константин Эрендженов «Береги огонь»;

- Морхаджи Нармаев «Черноголовый журавль»;

- Алексей Бадмаев «Зултурган – трава степная» , «Реки начинаются с истоков»;

- Алексей  Балакаев «В степи орлиной»;

- Давид Кугультинов - стихи «Как ты прекрасна степь моя в апреле», «Смерть сайгака, или Расстрелянное утро» ;                                                            - Санджи Каляев -стихи «Моё счастье»,  «О степь!»;                                                              - Бося Сангаджиева - стихи «Чабан», «Степь моя», «Одинокое дерево у брода»;

- Анатолий Кукаев - стихи «Весна», «Моей степи».

 

Примерная тематика практических работ.

Выявление климатических особенностей Республики Калмыкия. Определение видового состава растений, произрастающих в ближайшем окружении. Оценка состояния окружающей среды с помощью растений. Оценка состояния природного водоема. Исследование почвенного покрова территории школы. Калмыцкий фольклор. Описание природы Калмыкии в произведениях калмыцких писателей .

Примерная тематика учебных проектов.

Мини-проект по ресурсосбережению «Капля за каплей». Мини-проект «Птичья столовая». Учебный проект «Водоемы Калмыкии». Учебный проект «Красная книга республики Калмыкия». Учебный проект «Эко-продукт». Учебный проект «Заповедник «Черные Земли»».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Формы занятий

Что изучает краеведение? Что такое экология? Зачем изучать экологическое краеведение?

1

лекция-беседа

Общая характеристика территории Республики Калмыкия. Калмыкия на карте.

2

практическое занятие, работа в малых группах

Природа – свидетель истории

1

экскурсия в Городовиковский филиал Национального музея Республики Калмыкия                 им. Н. Н. Пальмова

Почвы республики Калмыкия

1

практикум

Рельеф Калмыкии

1

заочное путешествие

«Раны» земли

1

лекция-беседа с разбором конкретных ситуаций

По какой земле я хожу?

2

учебный проект

А за окном то дождь, то снег…

1

практическое занятие, беседа

Метеопрогноз

1

практическое занятие, работа в группах

Климат и глобальное потепление

1

просмотр и обсуждение видеороликов

Общая характеристика водных ресурсов Республики Калмыкия

1

практическое занятие, работа с учебным модулем

Водные ресурсы республики Калмыкия

2

учебный проект

Речная вода

1

практикум

Живи, родник…

1

лекция-беседа

Водоемы, созданные человеком

1

практическое занятие,

викторина

Береги воду

1

учебный проект

Калмыкия - зона степей, полупустынь и пустынь.

1

практическое занятие, беседа

Леса: прошлое и настоящее

1

практическое занятие, экологическая игра

Что это – степь?

1

практическое занятие

беседа

Степное разнообразие

1

практическое занятие,

работа в малых группах

Животные Республики Калмыкия

1

лекция-беседа, работа в малых группах

Охрана растений и животных республики Калмыкия

2

практическое занятие, беседа с обсуждением конкретных ситуаций

Красная книга республики Калмыкия

2

учебный проект

Биосферный заповедник «Черные Земли»

1

онлайн-экскурсия

Особоохраняемые природные территории республики Калмыкия. Памятник природы «Цоросовская роща»

2

лекция-беседа, работа в малых группах, экскурсия

Что рассказывают поэты и писатели о Калмыкии?

2

учебный проект

презентация работ уч-ся

Экологическая тропа

1

Квест

итого

34

 

 

Основные виды учебной деятельности: cлушание объяснений учителя, cлушание и анализ выступлений одноклассников, самостоятельная работа с учебником, научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала, решение практических задач, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала, наблюдение за демонстрациями, природными явлениями, объектами, анализ графиков, таблиц, схем, картин, текстов, видеоматериалов, объяснение наблюдаемых явлений, анализ проблемных ситуаций, работа со схемами, картами, учебными модулями, учебными картинами, работа с раздаточным материалом, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных, проведение учебного эксперимента.

Основные формы работы: экскурсии, целевые прогулки; экологические игры; практикумы; экологические викторины; заочное путешествие; лекция-беседа

Основные методы: наблюдения и практические работы, фиксирование результатов, дидактические игры, беседы, работа с источниками информации экологического и краеведческого содержания, учебное моделирование, прогнозирование.                                                                                                 Основные формы контроля: опрос, защита проектов, тестирование, викторина.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Оснащение учебного процесса в курсе «Экологическое краеведение» имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса в частности.

 Курс «Экологическое краеведение» содержит элементарные, доступные для восприятия обучающихся среднего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, природе. Курс направлен на формирование целостной картины природного и социального мира со всем его многообразием, взаимосвязи человека и природы, развитие эмоционально-ценностного отношения к природе родного края. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и человеческого общества. В связи с этим большое значение имеет применение учебных наглядных пособий: натуральные живые пособия (например, комнатные растения); гербарии; коллекции насекомых; коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи и др.; карты и атласы; предметы, представляющие быт. Другим средством наглядности служит оборудование для демонстраций (компьютер, проектор, экран и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Сеть Интернет, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, электронные ресурсы позволяют обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса.

Наряду с принципом наглядности в изучении курса важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в средней школе при изучении экологического краеведения состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал. Раздаточный материал для практических работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, и т.д.

В ходе изучения курса школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками и т.д.

В средней школе у обучающихся формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, поэтому нельзя переоценить значение деятельностного, практико-ориентированного характера содержания курса «Экологическое краеведение», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится, прежде всего, набор энциклопедий для школьников, атласов и карт, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям. Для проведения экскурсий хорошо использовать иллюстрированные определители объектов природы (растений, животных и т.п.).

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.        Басхаев А.Н., Р.Б. Дякиева «Ойрат-калмыки:XII-XIX вв.» Элиста 2007 год

2.     Батмаев М.М. «Социально-политический строй и хозяйство калмыков в 17-18 вв.» Элиста 2002

3.      Батмаев М.М. «Калмыки в 17-18вв.» Элиста 1993

4.     Борисенко И.В, Убушиев С.И. «Очерки исторической географии Калмыкии» Элиста 2000

5.      Константин Эрендженов «Золотой родник» (О калмыцком народном творчестве, ремеслах и быте), Элиста, 1985

6.     С. З.Ользеева «Калмыцкие обычаи и традиции, Элиста, 2003г.

7.      О родном крае. В. Г.Емельяненко, Ц. Н.Аюшова, Элиста, 2000г.

8.     Сокровища культуры Калмыкии, Наследие народов РФ, 2009г.

9.      Калмыцкое народное искусство, В. (наглядное пособие)

10.  С. Г.Батырева «Старокалмыцкое искусство»,Элиста,1991г.

11.  Растительный мир Калмыкии, Элиста, 1977г.

12.  Животный мир Калмыкии, В. А.Киреев. Элиста, 1983г.

13. Материалы журналов «Байр», «Байрта», «Теегин герл».

14. Материалы газет «Хальмг унн», «Калмыкия сегодня», «Элистинская панорама».

 

Интернет ресурсы:

 

1. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=

2. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext

3. https://kalmnlib.ru/images/2017/zapovedn/41.docx

4 https://kalmnlib.ru/images/2017/zapovedn/42.docx

5. https://kalmnlib.ru/images/2017/zapovedn/43.docx

 

Приложение 1

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Реализация проектной деятельности позволяет учащимся:

                    формировать деятельный интерес к объектам окружающего мира, активно участвовать в практической экологически ориентированной деятельности;

                    соотносить свои действия с последствиями для окружающей среды, развивать самоконтроль;

                    анализировать наблюдения за состоянием окружающей среды и вносить посильный вклад в ее улучшение;

                    формировать выраженную потребность в заботе о представителях животного или растительного мира.

Однако, следует учитывать, что школьники в силу своего возраста, еще не могут вести весь проект самостоятельно. Учитель должен очень серьезно продумать алгоритм всех действий учащихся и контролировать каждый этап. Здесь важно научить детей работать в группе, где для каждого определена своя роль, но все вместе движутся к единой цели.

Целесообразным является включение  в проект игровых элементов. Например, при  выполнении проекта «Красная книга Республики Калмыкия» имеет смысл, наряду с обычными рубриками: описание животного (растения), его места обитания, статус редкости, причины редкости и принимаемые меры по восстановлению численности, предложить учащимся также подыскать стихи, загадки об этом животном (растении), составить ребус или др. головоломку. Введение в проект рубрики «Игровой полигон» всегда вызывает большой энтузиазм со стороны школьников и во время работы над ним и во время презентации.

Также хотелось бы обратить внимание на дизайн выполняемого проекта. Это может быть стендовая презентация, журнальный вариант, набор открыток, модель и т.д. В любом случае, следует акцентировать внимание учащихся, что проект должен соответствовать общепринятым критериям: зрелищность, оригинальность, нестандартность решения. Учитывается аккуратность выполнения работы.

Обязательным этапом  является рефлексия, во время которой обсуждается каждый проект. Нельзя забывать, что школьники в силу психолого-возрастных особенностей, еще не обладают достаточно сформированным критическим мышлением, они обидчивы, но справедливы. Поэтому учитель дает высказаться всем, но в корректной форме, ограничивая по времени, желательно по стандартному алгоритму.

Конспект урока.

Тема: Подведение итогов учебного проекта «Водные ресурсы республики Калмыкия».

Цель: Изучение водных ресурсов республики Калмыкия

Задачи:

показать значение водных ресурсов в жизни людей, воспитывать любовь к родному краю, выявлять причины загрязнения водных ресурсов и способы защиты от загрязнения;

учить детей самостоятельно проводить исследования, пользоваться различными источниками информации об окружающем мире: энциклопедии, справочники, (в том числе на электронных носителях), телевидение, интернет и др.

Результат проекта: презентации, буклеты, плакаты, альбомы, выступление перед аудиторией.

Ход занятия.

1.Оргмомент.Эмоциональный настрой.

 -Поприветствуйте друг друга доброй улыбкой. Улыбку подарите нашим гостям. Она располагает нас к приятному общению.

-Сегодня мы с вами подведем итог учебного проекта, над которым мы работали 3 недели. Вы самостоятельно искали информацию, работали в группах, оформляли результаты, делали презентации. Основополагающая тема  нашего учебного проекта: Водные ресурсы республики Калмыкия. Для её раскрытия  мы решали проблемные вопросы:  каждая группа работала над отдельной учебной проблемой в рамках исследуемой темы.1 группа- изучала водные ресурсы республики Калмыкия,  2 группа- работала над вопросом значения водных ресурсов, 3 группа - решала проблему защиты водных ресурсов.

2.Отчеты групп

1 ученик. Территория Республики Калмыкия, расположенная в Северо-Западной части Прикаспия, относится к числу маловодных регионов ввиду очень слабой гидрографической сети.                                                                               Основным источников питания малых рек являются талые воды, дождевое питание их незначительно. Вода рек и озер республики сильно минерализована.                                                                                                                               На территории Республики Калмыкия имеются 325 водных объектов, из них 135 ед. – водохранилища, 121 ед. – пруды, 15 ед. – озера, 43 ед. – малые реки, 11 ед. – противопаводковые сооружения.                                                                                     На северо-востоке республика имеет выход к реке Волга на участке 10 км., а на юго-востоке – участок побережья Каспийского моря протяженностью около 200 км. в бессточном районе, между Волгой и Кумой (Прикаспийская низменность), поверхностные водоисточники представлены цепочкой Сарпинских и Состинских озер.                                                                                                Основные водные объекты республики: озеро Сарпа, озеро Маныч-Гудило, река Элиста. Значительные водные ресурсы в республике сосредоточены в озерах Ханата, Сарпа, Канурка, Деед Хулсун, Бузга и в Состинских озерах. 

2 ученик. Я особенно заинтересовалась  самой известной рекой-  Волгой. Тема Волги в русской поэзии уже давно заняла особое место. Связи Волги с русским народом, его историей и культурой отражены в творчестве многих писателей, для некоторых из них эта тема автобиографична. Так калмыцкий народный писатель Тимофей Бембеев восторженно восхвалял свой родной Прикаспий, так как с детства впитал весь колорит земли родной.

                                       В низовьях Волги, у Моря-синя

Колышет ветер полынь-траву.

Вокруг просторы лежат степные,

И это Родиной я зову.

 Тимофей Бембеев родился 27 ноября 1930 году в хотоне Зурмта в Прикаспии.  Зурмута, о котором не раз с любовью он писал, входил в состав Бергутинского сельсовета Лаганского улуса Мои предки были рыбаками.

    

Предки мои были рыбаками

И люблю я с детства посмотреть

Собственными,так сказать ,глазами:

Что в конце-концов попало в сеть?

Сетью стих тяну,как рыбу предки.

Пусть уходит мелкая плотва.

Пусть сазаном золотистым в сетке

Затрепещут крупные слова

3 ученик. Подготовила презентацию о водных ресурсах Калмыкии.

Слово для выступления имеет творческая группа,  которая исследовала  Значение  водных ресурсов в жизни людей. (результат- буклеты о значении отдельных рек, озер).

   Среди всех природных ресурсов особое место занимает вода, широко используемая почти во всех сферах человеческой деятельности, играющая важную роль во всех природных процессах. Поэтому проблема защиты природных вод приобретает с каждым годом все большую остроту и определяет необходимость проведения организационных и технических мероприятий.
Рациональное использование водных ресурсов - это прежде всего охрана водных пространств от загрязнения, а так как промышленные стоки занимают первое место по объёму и ущербу, который они наносят, то именно в первую очередь необходимо решать проблему сброса их в реки. В частности ограничение сбросов в водоёмы, а также усовершенствование технологий производства, очистки и утилизации. Также важным является взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ и перечисление взимаемых средств на разработку новых безотходных технологий и сооружений по очистке. Необходимо снижать размер платы за загрязнения окружающей среды
предприятиям с минимальными выбросами и сбросами, что в дальнейшем будет служить приоритетом для поддержания минимума сброса или его уменьшения.
    Значительно сокращено удельное водопотребление в орошаемом земледелии достигнуто за счет переустройства и реконструкции существующих оросительных систем, применения районированных научно — обоснованных норм водопотребления и рациональных режимов орошения на базе широкого применения прогрессивной поливной техники. Резервом экономии оросительной воды служит снижение водопотребления, под которым в орошаемом земледелии имеются в виду возвратные воды, отводимые за пределы оросительных систем.
  Важна задача охраны от загрязнения подземных вод. Один из наиболее опасных источников их загрязнения — заброшенные скважины, через которые в подземные водоносные горизонты могут проникать поверхностные воды. Поэтому следует своевременно проводить тампонирование бездействующих скважин.
   Очень сложна проблема предотвращения загрязнения водоемов различного рода ядохимикатами, применяемыми против болезней, сорняков и вредителей сельскохозяйственных культур.
Озера, речки, родники
Ты чистым это сохрани
Не сори, не загрязняй
В речку мусор не бросай!
Дождик, дождик поливай
Степь моя, ты расцветай!

Эту проблему исследовала 3 творческая группа. (презентация, плакат)

3.Викторина. По итогам викторины наиболее успешно выступила …группа.

4. Самооценка.

Вы получили листы самооценки. Сейчас мы проведем мониторинг понимания изученной темы. Вам предложены высказывания:

Я могу рассказать о водных ресурсах Калмыкии.

Я могу нарисовать одну из водных ресурсов Калмыкии.

Я могу назвать реки Калмыкии.

Я  знаю, для чего нужны водные ресурсы.

Я могу объяснить, для чего нужны водные ресурсы.

Я могу рассказать, как защитить водные ресурсы.

Я задаю вопросы, когда мне что-то неясно.

Я собираю информацию.

Я рисую, чтобы показать то, что я знаю.

Я пишу о том, что сам узнал.

Я умею сортировать информацию.

Я использую компьютер в работе.

Напротив каждого  высказывания поставьте цифру: 4 – если вы можете объяснить или помочь другим, 3 – если вы можете сделать самостоятельно, 2 – если вы можете сделать с небольшой помощью от других, 1 – если вы нуждаетесь в помощи учителя.

Заполнение листов самооценки.

Подведение итога самооценки: поднимите руки те, у кого в ответах больше всего  цифр 4, цифр 3, цифр 2, цифр 1.

Итак, мы видим, что большинство умеют работать самостоятельно, объяснять и помогать другим. Но есть и те ребята, которые нуждаются в помощи товарищей или учителя. Проведенная работа помогла многим из вас стать более смелыми в решении учебной задачи, самостоятельными

5. Вывод: Подводя итог работы над учебным проектом «Водные ресурсы республики Калмыкия», на основании анализа ваших выступлений, результатов викторины, и мониторинга познания, могу сказать, что основополагающая цель проекта достигнута. На проблемные вопросы мы получили ответы. Значит, участие в осуществлении проекта позволило вам углубить и закрепить знания о водных ресурсах Калмыкии. В ходе работы над проектом вы развивали  навыки работы с печатными источниками, компьютером, формировали навыки работы в сети Интернет, а также навыки общения в группе. В целом работа по проекту прошла успешно, в ней приняли участие все учащиеся нашего класса. Все ребята работали творчески, использовали разнообразные источники информации. Хочу отметить высокое качество оформления результатов. Каждый был вовлечен в мыслительную деятельность по данной проблематике, приобрел новые знания путем самостоятельной работы. Я вижу хороший потенциал для продолжения работы над учебными проектами эколого-краеведческой направленности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

РАБОТА С КАРТОЙ

Работа с картой очень важна, так развивает абстрактное мышление учащихся, воображение, внимательность, память, способность к синтезу и анализу.

 

Тема урока

 

Работа с картой, атласом

 

Республика Калмыкия на карте

Найди на атласе физическую карту России. Рассмотри ее.

Найди Прикаспийскую низменность и Кумо-Маныческая впадину, а на них  примерное расположение республики Калмыкия.

Что можно рассказать о природе Республики. Калмыкия по карте?

Охрана растений и животных в Республики Калмыкия

На Атласе Республики Калмыкия найди месторасположения Биосферного заповедника «Черные Земли» - в каких районах он находится.

Найди реки, озера заповедника.

Какие геолого-географические условия находятся на территории заповедника.

Калмыкия - зона степей, полупустынь и пустынь.

Рассмотри Атлас Республики Калмыкия (карты рельефа, погоды, сезонов года, фенологическую, почвенную и др.).

Леса: прошлое и настоящее

Метеопрогноз

Климат и погода

Степное разнообразие

 

 

 

Приложение 3

РАБОТА С УЧЕБНОЙ КАРТИНОЙ

Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины. Стараюсь использовать как полотна великих мастеров (Шишкин И.В., Саврасов А.К., Левитан И.И.), так и картины  калмыцких художников ( Ольдаев Ким Менгенович, Гаррри Рокчинский ).

Это помогает создать на уроке определенный эмоциональный настрой, эффективно и образно представить природу родного края, увидеть ее глазами художника, сравнить с личными впечатлениями и фотографиями, найти черты сходства и испытать от этого гордость. Важно выработать у детей понимание, что картина – это не только иллюстрация, но и дополнительный источник знаний, а значит средство воспитания творческой активности и самостоятельности мышления.

В работе с учебной картиной я использую следующие приемы:

ü   придумай свое название, сравни его с названием автора, как ты думаешь, почему оно совпало (не совпало);

ü   опиши всю картину или ее отдельный фрагмент;

ü   передай свое отношение к изображенному пейзажу;

ü   подготовь сообщение о конкретных растениях и животных данного художественного полотна;

ü   какие еще животные и растения могут встречаться в данном месте;

ü   как животные и растения изображенного участка взаимодействуют друг с другом.

Применение изобразительной наглядности (учебных картин) в сочетании со словом учителя обогащает представления учащихся, делает изучаемый материал доступнее, интереснее. Кроме этого у детей в сознании образы родной природы начинают ассоциировать с именами великих художников. А приобщение к мировой художественной культуре способствует духовному росту и гармоничному развитию личности.

 

Приложение 4

СОСТАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ

К наглядным средствам обучения школьников относится также составление учебных модулей из предложенных элементов.

Так, при изучении растений и животных республики Калмыкия учащиеся работают с такими понятиями, как пищевая сеть и пищевая пирамида. Для лучшего усвоения материала, а также для наглядности происходящих в природе явлений, школьникам предлагается не просто разместить данные объекты в логической последовательности, но также связать их между собой стрелками и объяснить цепь собственных рассуждений. Это задание следует дифференцировать по степени сложности (количество элементов) и разнообразить разными вариантами объектов. Тогда при фронтальной проверке, становится возможным сравнить полученные результаты и на их основе подвести учащихся к общему выводу.

Учебные модули могут быть также частью проектной деятельности учащихся во время их стендовой презентации. Например, при изучении темы «Охрана растений и животных в республике Калмыкия» я предлагаю учащимся собрать на доске общий модуль «Памятники природы республики Калмыкия». Заранее раздаю темы сообщений, которые по мере формирования модуля обсуждаются всем классом. Одновременно к строящемуся модулю присоединяются рисунки и фотографии, которые становятся иллюстрациями к докладам  и делают всю картинку яркой, зримой, наглядной. Таким образом, в коллективном проекте задействованы все без исключения учащиеся, и общий результат зависит от участия каждого. Считаю главным научить детей не столько правильно выполнять какое-либо действие, но гораздо важнее, научить их, понимая проблему в целом, прогнозировать результат и объяснять целесообразность всех предпринятых шагов.

 

 

 

Приложение 5

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ИГРЫ

Работая со школьниками, нельзя не учитывать их психолого-возрастные особенности. Наряду с большой познавательной активностью детям также присущи высокие исследовательские, коммуникативные, эмоциональные  характеристики.

Взаимодействуя  друг с другом в условиях игры, обучающиеся успешнее социализируются, чувствуя себя свободнее – легко и с желанием принимают условия игры и настойчиво добиваются позитивного результата.

Таким образом, использование игр в рамках курса «Биология», позволяет учителю с наименьшими потерями и наибольшей результативностью добиваться поставленных результатов.

Игра «Картина мира»:

I этап:

На каждой парте,  в специальном конверте находятся 10 карточек с изображением разных предметов, объектов, живых существ. Учитель зачитывает список, а учащиеся откладывают в сторону карточки из данного списка, если они у них есть.

II этап:

Учитель обращает внимание класса на пособие «Картина мира», заранее подготовленное на классной доске – это расчерченный  на 10 секторов круг. Учащимся предлагается разместить в каждом секторе карточку с природным объектом из зачитанного списка.

Затем обсуждается правильность размещения карточек, при этом учитель обращает  особое внимание на задания: «Найти что-нибудь очень важное для природы» и «Найти что-нибудь совершенно бесполезное для природы».

Целью игры является подведение детей к выводу о том, что в природе ВСЕ важно, а бесполезного - нет.

Этому помогает стихотворение Б. Заходера:

Все-все, все на свете,

На свете нужны.

И Мошки не меньше нужны, чем Слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, -

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд!

Плохие дела

У Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки.

И, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки очень

Друг другу нужны!

И, если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все, все на свете,

На свете нужны,

И это все дети запомнить должны!

 

Урок-игра «Растительный и животный мир Калмыкии»

 

Слово учителя.

Загадки о растении и животном

Пасётся в стаде, воду пьёт,
Живёт в степи, траву жуёт,
Как хобот нос, короткий хвост,
Не больше метра его рост.

Но хоть на лбу его рога,
Он пулей мчится от врага,
Не любит ссор, жестоких драк,
Скотина мирная....(сайгак) 


Замечательный цветок,

 Словно яркий огонёк.

 Пышный, важный, словно пан,

 Нежный бархатный... (тюльпан)

- Ребята, о чем же сегодня мы будем говорить на нашем уроке? (дети пытаются сформулировать тему- Растения и животные Калмыкии)

-Как называется регион , в котором мы живем?(Республика Калмыкия)

Это наша Родина.

-Для каждого человека родной край является самым красивым местом на земле. Сегодня наша с вами задача: поближе познакомиться с природой родного края. Она ведь красивая, загадочная, щедрая, но в то же время хрупкая и ранимая.

-Вы, наверное, догадались о чем будет идти речь?(Определение темы урока)

Игра «Угадай слово» (составление кроссенса во время игры)

-Вы разделились  на 2 группы. Соберите элементы пазла в картинку и подумайте, как будут называться ваши команды. (Растения  и Животные)

 Сейчас мы поиграем в игру, в конце которой вы должны будете составить кроссенс. А элементы пазла  вы получите, если правильно будете отвечать на мои вопросы. Полученную подсказку вы должны будете приклеивать к ватману. (на доске)

1. Какой цветок изображен на флаге Калмыкии? ( лотос) (ответы учащихся)

2.Это животное называют «степной антилопой». (сайгак).Что вы можете о нем сказать?

3 Многие поэты посвятили этому удивительному цветку свои вдохновенные строки. Калмыцкий народный ансамбль даже носит имя этого цветка.(тюльпан) Что вы о нем знаете?

4.Животное, символизирующее приход весны или Цаган Сар. (суслик) Кто может о нем рассказать?

5.Настой из этого цветка очень полезен для здоровья. Весной мы любуемся обилием этих цветов в наших дворах и в степи. (ромашка) 

6. Из всех 4-х видов животных, которых разводили калмыки в течении многих веков, самым крупным , спокойным и безобидным является…(верблюд) (рассказывают о верблюде)

7.Эта птица- гордость нашей степи. Царь птиц. Гнезда устраивает на земле, небольших кустах , стогах, реже на деревьях и опорах линии электропередач. На территории России находится на грани исчезновения… (орел) (рассказы учащихся)

8. Это растение-природный объект в обычаях калмыцкого народа. Территория, где растет оно очень хороша для пастбищ. Это травянистое растение, относящееся к многолетнему роду. Как представитель семейства злаков оно включает почти 300 видов. Среди наиболее известных разновидностей могут быть названы: волосатик, перистый, красивейший ( ковыль)

 10.Эта птица занесена в общий список Красной Книги как России, так и Калмыкии. Ей посвящен один из красивейших танцев ансамбля «Тюльпан». (журавль-красавка)

Журавль- красавка- самый маленький из всех видов журавлей мировой фауны. Голос у красавки- звонкое курлыканье, ассоциируется у жителей Калмыкии с приходом весны. Как правило, обитает недалеко от воды.

-Итак, ребята, что у нас получилось?(ответы учащихся) Каков же будет центральный элемент ваших кроссенсов? (Растения и Животные )

 Что объединяет эти два кроссенса? (Красная книга Калмыкии)

 Почему они занесены в Красную книгу?(ответы)

В Красную Книгу занесены 147 видов животных и 286 видов растений и грибов.

-Внимание ,ребята! А теперь я хочу Вас познакомить со сказкой «Про зайца». 

«Жил в калмыцкой степи добрый зайчик. Каждый день он резвился, играл со своими братьями и сестрами по широкой и бесконечно родной степи. А самым любимым временем года у него была весна. В это чудесное время года степь пробуждалась, расцветала и покрывалась разнообразно яркими красками, словно, ковром из цветов, вокруг весело щебетали птицы. Зайчик безмерно радовался этому великолепию, вдыхал аромат любимых цветов.

Но , однажды, в весеннюю пору в его родные места прикочевал хотон.

И зайчик со слезами на глазах наблюдал, как дети из хотона срывали охапками его любимые цветы. И в следующую весну зайчик не увидел ярких цветов в родной степи.»

-Ребята, о каких цветах шла речь в сказке? (о тюльпанах)

-Почему зайчик прослезился, когда увидел , что дети срывают цветы?

ответы детей)

-Как вы думаете какой можно сделать вывод из этой сказки? ( Нужно беречь природу)

-А что мы можем сделать, чтобы помочь природе нашего края?(выполнять правила поведения на природе и т.д.)

ӀӀӀ Вывод: Сегодня мы познакомились с растительным и животным миром нашей родного края . Наш край – частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае - это значит забота о Родине. Пусть в наших степях пышно растут тюльпаны, звонко поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна!

Все это- наше с вами богатство. Любить свою природу – это, значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с ней!

ӀV Рефлексия.

А сейчас я вам раздам листочки, а вы определите, какое главное слово должно получиться.(«СОХРАНИМ!) (Выстраиваются в ряд с буквами в руках)

V Звучит песня «Мини hазр» -Моя родная земля» (сл.В.Шуграевой, муз.А.Манджиева )

 

 

Приложение 6

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Особенностью проверочных  заданий для школьников является присутствие в них конкретных, наглядных, игровых компонентов. Ученику в 10 – 12 лет должно быть, прежде всего, интересно выполнять предложенную работу. Мотивация  также повышается,  если он работает с объектами ему хорошо знакомыми, но открывающимися для него с неожиданных, незнакомых сторон. Здесь краеведческий материал приобретает дополнительную ценность.

1. Рассмотри внимательно рисунок.

                     Подпиши названия зверей.

                     Выпиши отдельно номера хищных зверей.

                     Все ли  животные обитают в републике Калмыкия (укажи их номера).

                     Почему данный зверь исчез из территории Калмыкии.

                     Какое животное тебе больше всех нравится, подготовь о нем небольшое сообщение.

2.                 Рассмотри внимательно рисунок.

         Подпиши названия животных.

         Выпиши отдельно номера домашних животных.

         Для чего использует этих животных человек.

         Какие породы тебе известны.

         Расскажи об истории коневодства, скотоводства в Калмыкии.

3.                 Рассмотри внимательно предложенный пейзаж.

                     Назови указанных животных.

                     Какие из этих животных могли бы обитать в данной местности – выпиши их номера.

                     Подумай, в каких взаимоотношениях они  друг с другом.

                     Узнай, для какого животного в республике Калмыкия организованы заказники.

                     Какое животное  и почему представляет опасность для человека?

4.                 Рассмотри внимательно рисунок

                     Развитие какого цветка изображено.

                     К какой группе растений он относится.

                     Что позволяет ему цвести рано весной.

                     Какие,  родственные ему растения ты знаешь.

                     Перечисли, в каких местах города расположены клумбы, где их сажают.

5.                 Прочитай стихотворение Евгения Евтушенко. Подумай, о каких связях в нем рассказывается. Составь пищевую цепочку. Предложи свой вариант, используя животных и растения, обитающие в Калмыкии.

Так в звездном космосе мала

Как слон усталый спит скала.

Жить и охотиться устав,

В скале, в пещере, спит удав.

В удаве тихо кролик спит

И потихонечку храпит.

Ворочаясь неловко.

Спит в кролике морковка.

Ну а в морковке на бочок

Улегся тоже червячок.

6.                 Ребята, сегодня мы с вами отправимся в поход вместе с отдыхающими школьниками. Нам надо найти ошибки в их поведении. Послушайте рассказ школьников о своем походе.

Наша учительница заболела, и мы решили отправиться в лес без нее. Мы благополучно добрались до леса на электричке. Гуляя по тропинке мы встречали много несъедобных грибов и сбивали их палками, чтобы кто-нибудь не отравился. В лесу было жарко. Мы развели костер и согрели чай. Как было приятно смотреть на огонь. Перекусив, мы отправились домой. Уходя, мы оглянулись на поляну, где делали привал, там лежали полиэтиленовые пакеты и консервные банки и костер весело подмигивал нам на прощание. По дороге на электричку мы нашли ежа и забрали его домой.

Итак, какие ошибки совершали ребята? А как надо было поступать в этих случаях? Для таких горе-туристов в лесу надо вешать запрещающие знаки, чтобы они всегда помнили как надо себя вести. Ребята, попробуйте дома нарисовать запрещающий знак, такой, чтобы сразу стало ясно, что в лесу делать нельзя

Тестовый контроль.

Для оперативной проверки уровня  усвоения  нового материала я использую методику тестового контроля. При составлении тестов, стараюсь выдержать общую логическую последовательность темы. Предлагаемые мной тесты несут также определенную информационную нагрузку, позволяя учащимся, делая правильный выбор, узнавать еще и что-то новое.

Так, например, я предлагаю выполнить тест по ГПБЗ «Черные Земли». Ему предшествует разбор материала с помощью мультимедийной презентации, сообщений учащихся, просмотр видеофильмов о заповеднике, экскурсия в заповедник,  а также выставки рисунков и плакатов «Редкие растения и животные заповедника «Черные Земли».

1. В республике Калмыкия  находится заповедник:

а. Черные Земли;

б. Меклетинский;

в. Харбинский

2. Он расположен в районах:

а.  Черноземельского, Яшкульского, Приютненского и Яшалтинского районов;

б.  Черноземельского, Яшкульского, Городовиковского и Яшалтинского районов;

в. Яшкульского, Приютненского и Яшалтинского районов.

3. Заповедник «Черные Земли» был основан в:

а. 1964 г.

б. 1990 г.

в. 2004 г.

4. Основная водная артерия заповедника – это:

а. Озеро Маныч-Гудило;

б. река Волга;

в. река Кума.

5. Общая площадь заповедника:

а. 121 900 г;

б. 122 900 г;

в. 129 100 г;

6. Среди растений, занесенных в Красную книгу республике Калмыкия в заповеднике растут:

а. Василёк Талиеваковыли красивейший и  Залесскоготюльпан Шренка;

б. валериана лекарственная и ландыш майский, колосняк, верблюжья колючка;

в. подорожник средний и рогоз обыкновенный, полыни песчаная и веничная.

7. В заповеднике обитают насекомые – краснокнижники:

а. бронзовка золотистая;

 б. богомол обыкновенный;

 в. махаон.

8. В заповеднике обитают земноводные и пресмыкающиеся – краснокнижники:

а. степная гадюка и краснобрюхая жерлянка;

б. уж обыкновенный и озерная лягушка;

в. прыткая ящерица и зеленая жаба.

9. Среди птиц, обитающих в заповеднике в Красную книгу России занесен:

а. серая куропатка;

б. орлан-белохвост;

в. большой пестрый дятел.

10. Главной достопримечательностью заповедника  среди зверей  является, занесенный в Международную Красную книгу:

а. сайгак;

б. кабан;

в. волк.

 

 

Целесообразно, наряду с заданиями по выбору одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов, в тестовый контроль включать и другие формы, например задания на соответствие.

Задание. Установи соответствие между природоохранными территориями:

         Территория, на которой охраняется только конкретный природные объект (животные или растения);

         территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность;

        участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс;

         Сарпинский, Меклетинский, Харбинский;

        Получил свое название одному природному явлению, которое присуще этой территории, а именно то, что в зимние месяцы здесь нет осадков в виде снега и земля остается черной.

а.  Заповедник

б.  Заказник

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1.  Заповедник «Черные земли» был основан 11 июня 1990 года. Под руководством советского ученого, академика РАН и доктора сельскохозяйственных наук Владимира Ивановича Петрова была проведены работы по борьбе с опустыниванием территории резервата. Сегодня его площадь составляет 121900 га. Территория состоит из двух не похожих друг на друга участков.

Первый участок располагается в Прикаспийской низменности, имеет площадь 94,3 тыс. га. Он состоит, преимущественно, из степного ландшафта, по которому проходит путь миграции калмыцкой популяции сайгаков. Сегодня проводятся мероприятия по охране и восстановлению их численности. Сайгак — это жвачное парнокопытное животное, обитающее в степных районах и находящееся под угрозой исчезновения.

Второй участок заповедника, площадью 26,7 тыс. гектаров, включает побережье озера Маныч-Гудило. Этот орнитологический участок — крупная остановка во время миграции многих редких видов водоплавающих и околоводных видов птиц. Второй участок был присоединен к угодьям заповедника в мае 1996 года.

3 декабря 1993 года решением Президиума Международного совета программы ЮНЕСКО «Черным землям» был официально присвоен статус природного биосферного заповедника мирового значения. Название «Черные земли» связано с тем, что в зимний период степные районы данной местности не покрываются снежным покровом, и земля остается черной. С давних времен территория применялась для зимнего выпаса скота.

Символ заповедника — сайгак — крайне редкий вид подсемейства настоящих антилоп. Популяция данного животного в 1980-е годы резко сократилась из-за браконьерства. Рога сайгаков отправлялись в КНР, где из них делали лекарства. Благодаря появлению данного заповедника и ряда других резерватов удалось сохранить и восстановить их численность, но сегодняшняя популяция несравнима с двумя миллионами особей, которые обитали тут в середине XX века. Работники заповедника занимаются размножением популяции сайгака, специально для этого на территории был создан питомник для этих животных. Для сайгаков установлены просторные и удобные вольеры, условия максимально приближены к естественным, был создан заменитель молока для вскармливания малышей. Особей, рожденных, вскормленных и подросших в питомнике, затем выпускают в дикую природу.

Географические особенности и климат заповедника «Черные земли»

Территория заповедника «Черные земли» является уникальной в Европе антропогенной пустыней — ландшафта, появившегося вследствие хозяйственной деятельности человека, чрезмерного и бесконтрольного выпаса скота. Большая часть заповедника находится в низменной равнине с небольшим уклоном на юго-восток, где встречаются небольшие холмы из песка. Почвы — мелкобугристые и бугристые пески. На западе заповедника встречаются черноземные почвы , на востоке — бурые и каштановые полупустынные почвы. Бугристо-грядовые пески возникли более 12 тысяч лет назад в ходе формирования рельефа, а также в результате антропогенной деятельности человека. Почвообразующие породы на территории заповедника — это древние морские отложения. В районе заповедника наблюдается резко континентальный климат. Зимы часто суровы, отсутствует снежный покров, дуют очень сильные ветра. Минимальная температура в этот период составляет -35 ºС. Летом устанавливается жаркая погода с температурой воздуха до +42°С, ее можно охарактеризовать как суховейно-засушливую. Заповедник состоит из двух участков. Первый — степной участок, находящийся в центре опустынивания и возникший из-за воздействия человека. Второй — орнитологический участок, в который входит акватория соленого озера Маныч-Гудило с прилегающими островами. Это большое соленое озеро, которое никогда не пересыхает. На территории водоема птицы гнездятся и отдыхают перед долгими перелетами в период миграции.

Флора и фауна заповедника «Черные земли»

Посетителям заповедника предстоит знакомство с редкими животными и птицами этого края. Некоторые представители местной флоры и фауны являются эндемичными, т.е. во всем мире не встречаются больше нигде. Сегодня данная местность привлекает ученых со всего мира. Главная особенность территории заключается в том, что она объединяет две такие разные среды обитания — степи и водно-болотный участок озера с прилегающими островами.

Флора «Черных земель» представлена эфемероидами — другими словами, растения данной местности можно увидеть только в начале весны. Также растительный мир представлен прострелом, ковылем, ромашником, ковылем-волосатиком и др. На территории можно встретит верблюжью колючку — растение, которое произрастает в африканских пустынях. Около водоемов растет прутняк, на дне озера, из-за большого количества соли, растительность отсутствует.

Краснокнижный тюльпан Шренка является красивым степным растением. Наиболее широко этот необычный цветок представлен на одном из островов озера Маныч-Гудило. Тюльпановый остров — одно из популярных туристических мест, попасть на него можно по предварительной договоренности, только на лодке и обязательно в сопровождении инспектора заповедника.

Фауна «Черных земель» представлена степными и полупустынными видами. Из млекопитающих обычны такие животные, как сайгак, тушканчики, корсак, луговая собачка, шакал, ушастый еж, сурок обыкновенный. Из пернатых встречаются: белоголовый сип, морской голубок, черный гриф, черный жаворонок, черноголовый хохотун. Можно наблюдать на кормежке стаи чаек, уток, куликов, широконосок, крачек. На территории заповедника обитает колония розовых пеликанов, которая является самой большой по численности в России.

 

Государственные природные заказники федерального значения

1. Меклетинский — государственный природный заказник федерального значения. Расположен в восточной части Прикаспийской низменности на территории Черноземельского района Республики Калмыкия.                           Рельеф заказника представляет слабоволнистую равнину, которая имеет слабый уклон на восток и приподнята над уровнем Каспийского моря примерно на 20 м. В замкнутых понижениях расположены обсыхающие соленые озера — «саги», из которых наиболее крупное — озеро Колтан-Нур. В северной и северо-восточной частях заказника расположены значительные массивы перевеваемых песков.                                                                                      Заказник служит местом рождения молодняка сайгаков, гнездования редких видов птиц — журавля-красавки, авдотки, степного орла, курганника. Через территорию проходят пути массового пролёта дрофы и стрепета. В летний период отмечены кочующие за стадами сайгаков редкие виды птиц — гриф, белоголовый сип, беркут.

2. Сарпинский- расположен на территории Кетченеровского, Юстинского и Яшкульского районов Республики Калмыкия, на обширной равнине, которая носит название Сарпинская низменность.                                                                Целями создания заказника являются: сохранение, восстановление и воспроизводство ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также среды их обитания, исчезающих и лекарственных растений, мест их произрастания.                                                                                                        К объектам охраны относятся: эндемик евроазиатских степей — сайгак, степной орел, журавль-красавка, стрепет дрофа, канюк-курганник, а также растительные полупустынные сообщесв.

3. Харбинский- расположен на Сарпинской низменности, на территории Яшкульского и Юстинского районов Республики Калмыкия. К основным объектам охраны относятся: сайгак, журавль-красавка, степной орел, курганник, орел-могильник, стрепет, дрофа.                                                                             Целями создания заказника являются: сохранение местообитаний ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, охрана и восстановление численности популяции сайгака.

Природные заказники Калмыкии

На территории нашей республики существуют 9 государственных природных заказников регионального значения. Это такие заказники как «Чограйский», «Каспийский», «Ханата», «Лесной», «Состинский», «Зунда», «Южный», «Татал–Барунский» и «Тингута». Государственное управление и охрану этих заказников осуществляет БУ РК «Дирекция ООПТ РК».

Общая земельная площадь региональных заказников составляет 579,6 тыс. гектаров на землях Ики-Бурульского, Юстинского, Кетченеровского, Лаганского, Городовиковского, Черноземельского, Малодербетовского и Сарпинского районов Республики Калмыкия. На территории всех природных заказников регионального значения находятся землепользователи разных форм собственности, ведущие сельскохозяйственное производство, проходят трассы грунтовых дорог и линий жизнеобеспечения местного населения, которые в значительной степени влияют на состояние естественных пастбищных угодий и животного мира, являются негативными факторами для флоры и фауны этих территорий.

Создание данных заказников не влечет изъятие земельных участков у землепользователей различных форм собственности. Сотрудники Дирекции ООПТ осуществляют охрану территорий, а также проводят комплекс мероприятий по сохранению биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов на территории заказников, а землепользователи должны вести свою хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Взаимовыгодное сотрудничество в деле сохранения и приумножения природных богатств наших степей и его обитателей позволит создавать необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Сегодня еще можно встретить волков, лис, зайцев, хорьков, тушканчиков, стрепета, куропатку, степного орла, курганника, журавля-красавку, различных водных и околоводных птиц на водоемах и других краснокнижных видов животных. К сожалению, такие встречи становятся все реже и реже по известным причинам - деградация среды обитания из-за производственной деятельности человека и природно-климатических условий.

Региональные государственные природные заказники были созданы в разное время, но с одной целью - сохранение разнообразия флоры и фауны наших уникальных степей. Данные территории являются местами обитания и гнездования многих краснокнижных видов птиц и зверей, этим и продиктовано решение государственных природоохранных органов Республики Калмыкия.

Государственные национальные парки

 

1. Природный парк Республики Калмыкия. Расположен напротив поселка Цаган-Аман и протянулся на 8 км вдоль левого берега реки Волги и вглубь — на 5-6 км. На территории Природного парка представлены уникальные для Калмыкии биотопы: ивовые и тополевые леса, озера и болота, пойменные луга, ерики и участки пойменных песков

2. Природный парк «Бамб цецг». Находится в Целинном районе. Профиль парка — ботанический, охраняются тюльпаны Шренка, Биберштейна, миндаль низкий и другие растения. 

Памятники природы Республики Калмыкия

В 70-х годах на территории Калмыцкой АССР было образовано 22 памятника природы регионального значения. Однако впоследствии статус большинства из них был пересмотрен и в настоящее время их осталось 9.

Ÿ  Городовиковская дубовая роща. Расположена в Городовиковском районе, к юго-западу от города. 

Ÿ  Цоросовская лесная роща. Находится в Городовиковском районе, к востоку от посёлка Южный. 

Ÿ  Дубовая роща. Расположена в Яшалтинском районе, село Эсто-Алтай. 

Ÿ  Дубовая роща. Расположена в г. Элиста.

Ÿ  Одинокий тополь с каскадом родников. Находится в Целинном районе, в 5 километрах к юго-востоку от посёлка Хар-Булук. 

Ÿ  Санаторная роща. Расположена в Целинном районе, близ посёлка Верхний Яшкуль.

Ÿ  Группа родников «Киитн булг». Находится в Кетченеровском районе, Кетченеровское сельское муниципальное образование.

Ÿ  Остров тюльпанов. Расположен в Ики-Бурульском районе, Бага-Бурульское сельское муниципальное образование.

Ÿ  Байрачный лес. Находится в Сарпинском районе, к западу от посёлка Годжур.

Красная книга республики Калмыкия

    Работа по созданию Красной книги Республики Калмыкия была начата в 2004 г. Нормативной базой для нее явились Закон РК «О Красной книге Республики Калмыкия» от 25.12.2002 г. № 257-11-3 и Постановление Правительства РК «Об утверждении Порядка ведения Красной книги Республики Калмыкия, Положения о Комиссии по ведению Красной книги Республики Калмыкия и состава Комиссии по ведению Красной книги Республики Калмыкия» от 01.12.2003 г. № 314. Учреждением-куратором по подготовке региональной Красной книги был определен Калмыцкий государственный университет.

 

Красная книга Республики Калмыкия — официальный документ, аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Республики Калмыкия. Перечни (списки) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Калмыкия утверждён Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 13 декабря 2010 г. № 387. В Красную книгу Калмыкии включено 147 видов (подвидов) животных и 286 видов (подвидов) растений и грибов.

Категории статуса редкости таксонов установлены в соответствии со шкалой оценки статуса животных Методических рекомендаций по ведению Красной книги субъекта Российской Федерации, разработанных ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы»

   Всего в региональную Красную книгу на сегодняшний день занесено 353 таксона животного и растительного мира, включая 196 видов растений, 11 видов грибов, 53 вида беспозвоночных и 93 вида позвоночных животных, из которых 98 таксонов, в т.ч. 28 видов растений, 2 вида грибов, 11 видов беспозвоночных и 57 видов и подвидов позвоночных животных находятся на страницах федеральных Красных книг. Красная книга Республики Калмыкия издается в двух томах. Первый из них посвящен животным, а второй – растениям и грибам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru