Муниципальное казённое учреждения дополнительного образования
"Центр дополнительного образования для детей Савинского района"
Принята на заседании Утверждаю:
методического совета Директор МКУ ДО ЦДО
от «___ » ______________ 20 г. ______________________
Протокол № ___ «____» ___________20___
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
(Базовый
уровень)
«Возрождение»
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Грачев Николай Владимирович,
педагог дополнительного образования
п. Савино, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы ……………………….. 3
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………………………… 3
1.2.Цель и задачи программы …………………………………………………………… 4
1.3.Содержание программы …………………………………………………………….. 5
1.4.Содержание учебно-тематического плана ………………………………………… 6
1.5.Планируемы результаты ……………………………………………………………. 7
2. Комплекс организационно-педагогических условий …………………………. 8
2.1.Календарно-тематический план ……………………………………………………. 8
2.2.Условия реализации программы……………………………………………………. 11
2.3.Формы аттестации…………………………………………………………………… 11
2.4.Оценочные материалы………………………………………………………………. 11
2.5.Методическое обеспечение…………………………………………………………. 11
3. Список литературы ………………………………………………………………... 12
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы – Естественнонаучная.
Актуальность программы.
Природа и человек… Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля – наш общий дом. Их решение в первую очередь зависит от уровня сознания людей, поскольку именно человек несёт ответственность за всё живое на Земле.
Выживание и устойчивое развитие человечества на планете Земля становится возможным лишь при целенаправленном «конструировании» будущего, гармонизации социально-экономических и экологических условий жизни людей, учёте интересов и потребностей не только нынешних, но и последующих поколений.
Формирование у обучающихся основополагающих экологических понятий и ответственного отношения подрастающего поколения к окружающей среде является в наши дни важной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать обучающемуся определённые знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть её красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Помочь обучающемуся осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле нужно на протяжении всего процесса обучения, как в школе, так и в учреждения дополнительного образования.
Самое главное чтобы занятия в объединении не были однообразными и похожими на уроки в школе, не вызывали у воспитанников скуку, не притупляли внимания и как следствие потери интереса к занятиям в целом. Можно избежать этого, создав оптимальные условия в соответствии с возможностями обучения. Актуальность данной программы заключается в том, что она продолжает развитие экологической культуры обучающихся, полученных в дошкольных учреждениях и школах.
Основным направлением деятельности экологического объединения «Возрождение» является экологическое просвещение обучающихся и обучение их исследовательской деятельности.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является то, что при её реализации выбраны нетрадиционные формы обучения и воспитания. Это прежде всего экскурсии, походы, игровые мероприятия, исследовательская работа. Выбор данных форм обучения и воспитания обоснован тем, что на экскурсиях и в походах обучающиеся непосредственно сталкиваются с изучаемыми на занятиях явлениями, происходящими в окружающей среде, и узнают много нового. Собранные данные анализируются, обрабатываются и оформляются в виде исследовательских работ обучающихся.
Уровень реализации программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 10 до 15 лет, входящие в состав объединения «Возрождение».
Объем программы: общее количество учебных часов, необходимых для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Возрождение», составляет 144 часа.
Формы организации образовательного процесса.
Формы и виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают:
· Лекции;
· Дискуссии;
· Беседы;
· Игры;
· Исследовательские проекты;
· Экскурсии;
· Походы.
· Участие в экологических конкурсах и акциях муниципального, регионального и всероссийского уровней.
Срок освоения программы – 1 год определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе.
Режим занятий – Занятия проводятся два раза в неделю по два часа (за исключением экскурсий и походов, продолжительность которых может достигать 4 часов).
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: формирование у обучающихся системы знаний о живой природе родного края с использованием проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Личностные:
· воспитание активной жизненной позиции в сфере экологической ситуации в родном крае.
Метапредметные:
· развитие трудолюбия, целеустремлённости, аккуратности;
· развитие у обучающихся проектно-исследовательской компетентности;
· развитие эстетических, нравственных суждений по экологическим вопросам
Предметные:
· обогатить, конкретизировать и систематизировать экологические представления обучающихся о природе родного края;
· формирование знаний о животных и растениях Ивановской области;
· формирование знаний о Красной книге России и Ивановской Области;
· формирование навыков здорового образа жизни;
· формирование умений публичных выступлений.
1.3.Содержание программы
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
|
1. Вводное занятие Вводное занятие. Знакомство с экологией. |
2 2 |
2 2 |
0 0 |
|
|
2. Дни защиты леса День защиты леса. Изучение флоры леса Изучение фауны леса Экскурсия в парк |
16 4 4 4 4 |
10 2 4 4 0 |
6 2 0 0 4 |
Отзывы о проведенном мероприятие, тест |
|
3. Изучение флоры Савинского района Работа с определителями растений, просмотр видеофрагментов Изучение флоры Савинского района Экскурсия на пруд |
12
4 4 4 |
2
0 2 0 |
10
4 2 4 |
Тест |
|
4. Изучение фауны Савинского района Работа с определителями животных, птиц, насекомых, просмотр видеофрагментов Изучение фауны Савинского района Экскурсия на луг |
12
4 4 4 |
2
0 2 0 |
10
4 2 4 |
Тест |
|
5. Красная книга Ивановской области Знакомство с Красной книгой Ивановской области (Животные) Знакомство с Красной книгой Ивановской области (Птицы) Знакомство с Красной книгой Ивановской области (Насекомые) Знакомство с Красной книгой Ивановской области (Растения) |
16
4
4
4
4 |
8
2
2
2
2 |
8
2
2
2
2 |
Тест |
|
6. Проект "Наш парк" Ознакомление с теоретическими основами экологического исследования «Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов» Работа по составлению схемы парка Сбор материалов для проведения экологического исследования Обработка результатов |
24
2 6
10 6 |
4
2 2
0 0 |
20
0 4
10 6 |
Проект |
|
7. Проект "Экологическая тропа" Знакомство с растительным и животным миром рек, озер Ивановской области Изготовление информационных стендов (Луг) Изготовление информационных стендов (Река, пруд) Изготовление информационных стендов (Лес) Изготовление информационных стендов (Парк) |
20
4 4
4 4 4 |
4
4 0
0 0 0 |
16
0 4
4 4 4 |
Проект |
|
8. Проект "Наш сад" Ознакомление с теоретическими основами экологического исследования Экологическое исследование «Определение видового состава опылителей цветковых растений» Экскурсия в школьный сад Сбор растений для гербария Обработка материала Проведение творческих работ по озеленению пришкольных участков |
14
2 2 2 4
4 |
4
2 0 0 0
2 |
10
0 2 2 4
2 |
Проект |
|
9. Экологическая неделя Проведение мероприятий по классам: 5 класс: Беседа - «Чистая вода - основа жизни на Земле»; Викторина - «Угадай-ка». 6 класс: Беседа - «Ядовитые растения и грибы нашей области»; Викторина-«Самые, самые...(растения) 7 класс: Беседа - «Астрология, растения, люди»; Викторина - «Путешествие с культурными растениями» 8 класс: Беседа - «Насекомые - возбудители заболеваний»; Викторина - «Правда ли это?» 9 класс: Беседа - «Фигура, грация, осанка»; Викторина «Клуб эрудитов». |
10
2
2
2
2
2 |
0
0
0
0
0
0 |
10
2
2
2
2
2 |
Отзывы о проведенном мероприятие |
|
10. Резервное время на подготовку к муниципальным и региональным мероприятиям |
18 |
6 |
12 |
Участие в конкурсах |
ИТОГО |
144 |
42 |
102 |
|
1.4.Содержание учебно-тематического плана.
1. Вводное занятие
Вводное занятие. Знакомство с экологией.
Практическая часть: Работа со справочной литературой, просмотр журналов,
видеофрагментами.
2. Дни защиты леса
Подготовка и проведения мероприятия «День защиты леса». Изучение флоры леса. Изучение фауны леса.
Практическая часть: Работа со справочной литературой, определителями,
видеофрагментами. Экскурсия в парк.
3. Изучение флоры Савинского района.
Изучение растительного мира Савинского района.
Практическая часть: Работа со справочной литературой, определителями,
видеофрагментами. Экскурсии на пруд.
4. Изучение фауны Савинского района.
Изучение животного мира Савинского района.
Практическая часть: Работа со справочной литературой, определителями,
видеофрагментами. Экскурсии на луг.
5. Красная книга Ивановской области.
Знакомство с Красной книгой Ивановской области по разделам животные, птицы, насекомые, растения.
Практическая часть: Работа с Красной книгой Ивановской области.
6. Проект "Наш парк"
Ознакомление с теоретическими основами экологического исследования «Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов»
Практическая часть: Работа по составлению схемы парка. Сбор материалов для проведения экологического исследования. Обработка результатов.
7. Проект "Экологическая тропа"
Знакомство с растительным и животным миром рек, озер Ивановской области.
Практическая часть: Изготовление информационных стендов (Луг). Изготовление информационных стендов (Река, пруд). Изготовление информационных стендов (Лес). Изготовление информационных стендов (Парк).
8. Проект "Наш сад"
Ознакомление с теоретическими основами экологического исследования Экологическое исследование «Определение видового состава опылителей цветковых растений»
Практическая часть: Экскурсия в школьный сад. Сбор растений для гербария. Обработка материала. Проведение творческих работ по озеленению пришкольных участков.
9. Экологическая неделя
Проведение мероприятий по классам:
5 класс: Беседа - «Чистая вода - основа жизни на Земле»; Викторина - «Угадай-ка».
6 класс: Беседа - «Ядовитые растения и грибы нашей области»; Викторина-«Самые, самые...(растения)
7 класс: Беседа - «Астрология, растения, люди»; Викторина - «Путешествие с культурными растениями»
8 класс: Беседа - «Насекомые - возбудители заболеваний»; Викторина - «Правда ли это?»
9 класс: Беседа - «Фигура, грация, осанка»; Викторина «Клуб эрудитов».
10. Резервное время на подготовку к муниципальным и региональным мероприятиям.
1.5. Планируемы результаты.
После освоения данной программы обучающиеся должны знать:
1. Цели, задачи, теоретическое и практическое значение экологической деятельности;
2. Причины экологического кризиса;
3. Возможные пути оптимизации взаимодействия общества и природы;
4. Суть проблемы сохранения лесных массивов;
5. Основные виды деятельности по сохранению лесных массивов;
6. Видовое разнообразие растительного и животного мира родного края;
7. Видовой состав птиц Савинского района, их значение в природе;
8. Основные виды деятельности по сохранению видового и численного состава птиц;
9. Методики исследования природных объектов;
10. Правила поведения в природе.
После освоения данной программы, обучающиеся должны уметь:
1. Объяснять многоаспектное значение природы в жизни и деятельности людей;
2. Проводить учебные исследовательские работы;
3. Составлять проекты;
4. Оценивать состояние вод, почвы, воздуха своей местности;
5. Оценивать состояние лесных массивов родного края;
6. Определять виды помощи, выбранным для охраны природным объектам.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарно-тематический план
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
Сентябрь |
5 |
14:00-16:00 |
Лекция, беседа |
2 |
Вводное занятие. Знакомство с экологией. |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
|
|
|
7 |
14:00-16:00 |
Лекция, беседа |
2 |
День защиты леса. |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
|
|
|
12 |
13:00-15:00 |
Практическое занятие в игровой форме |
2 |
Мероприятие, посвященное Дню леса |
МКОУ Савинская ООШ |
Отзывы о проведенном мероприятие |
|
|
14 |
14:00-16:00 |
Лекция, беседа |
2 |
Изучение флоры леса |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
|
|
|
19 |
14:00-16:00 |
Лекция, беседа |
2 |
Изучение флоры леса |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
тест |
|
|
21 |
14:00-16:00 |
Лекция, беседа |
2 |
Изучение фауны леса |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
|
|
|
26 |
14:00-16:00 |
Лекция, беседа |
2 |
Изучение фауны леса |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
тест |
|
Апрель |
28 3 |
14:00-16:00 |
Экскурсия Экскурсия |
2 2 |
Экскурсия в парк (осень) Экскурсия в парк (весна) |
Городской парк п.Савино |
|
|
Октябрь |
3 5 |
14:00-16:00 14:00-16:00 |
Лекция, беседа |
2 2 |
Изучение флоры Савинского района Изучение флоры Савинского района |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
тест |
|
|
10
12 |
14:00-16:00
14:00-16:00 |
Лекция Практическая работа |
2
2 |
Работа с определителями растений, просмотр видеофрагментов Работа с определителями растений, просмотр видеофрагментов |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО Территория школы и поселка |
|
|
Апрель |
17 10 |
14:00-16:00 14:00-16:00 |
Экскурсия Экскурсия |
2 2 |
Экскурсия на пруд (осень) Экскурсия на пруд (весна) |
п.Савино |
|
|
|
19 |
14:00-16:00 |
Лекция
|
2 |
Ознакомление с теоретическими основами экологического исследования «Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов» |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО
|
|
|
|
21 |
10:00-14:00 |
Практическая работа в парке |
4 |
Работа по составлению схемы парка |
Городской парк п.Савино |
|
|
|
24 |
14:00-16:00 |
Практическая работа |
2 |
Работа по составлению схемы парка |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
|
|
|
26 28 31 |
14:00-16:00 10:00-16:00 14:00-16:00 |
Исследовательская работа |
2 6 2 |
Сбор материалов для проведения экологического исследования |
Городской парк п.Савино |
|
|
Ноябрь |
2 7 9 |
14:00-16:00 14:00-16:00 14:00-16:00 |
Практическая работа |
2 2 2 |
Обработка результатов |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
Проект |
|
|
14
16 |
14:00-16:00
14:00-16:00 |
Лекция, беседа |
2
2 |
Изучение фауны Савинского района
Изучение фауны Савинского района |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО Территория школы и поселка |
Тест |
|
|
18 |
10:00-14:00 |
Экскурсия |
4 |
Экскурсия на луг |
Окраина п.Савино |
|
|
|
21 23 |
14:00-16:00 14:00-16:00 |
Практическая работа |
2 2 |
Работа с определителями животных, птиц, насекомых, просмотр видеофрагментов |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
|
|
|
28 30 |
14:00-16:00 14:00-16:00 |
Лекция Практическая работа |
2 2 |
Знакомство с Красной книгой Ивановской области (Животные) |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
Тест |
|
Декабрь |
5 7 |
14:00-16:00 14:00-16:00 |
Лекция Практическая работа |
2 2 |
Знакомство с Красной книгой Ивановской области (Птицы) |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
Тест |
|
|
12 14 |
14:00-16:00 14:00-16:00 |
Лекция Практическая работа |
2 2 |
Знакомство с Красной книгой Ивановской области (Насекомые) |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
Тест |
|
|
19 21 |
14:00-16:00 14:00-16:00 |
Лекция Практическая работа |
2 2 |
Знакомство с Красной книгой Ивановской области (Растения) |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
Тест |
|
|
26 28 |
14:00-16:00 14:00-16:00 |
Лекция, беседа |
2 2 |
Знакомство с растительным и животным миром рек, озер Ивановской области |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
|
|
Январь |
9 11 |
14:00-16:00 14:00-16:00 |
Практическая работа |
2 2 |
Изготовление информационных стендов (Луг) |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
|
|
|
16 18 |
14:00-16:00 14:00-16:00 |
Практическая работа |
2 2 |
Изготовление информационных стендов (Река, пруд) |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
|
|
|
23 25 |
14:00-16:00 14:00-16:00 |
Практическая работа |
2 2 |
Изготовление информационных стендов (Лес) |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
|
|
Февраль |
30 1 |
14:00-16:00 14:00-16:00 |
Практическая работа |
2 2 |
Изготовление информационных стендов (Парк) |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
|
|
|
6
8 |
14:00-15:00
14:00-15:00 |
Беседа
Игровое занятие |
1
1 |
5 класс: Беседа - «Чистая вода - основа жизни на Земле»; Викторина - «Угадай-ка». |
МКОУ Савинская ООШ |
Отзывы о проведенном мероприятие |
|
|
13
15 |
14:00-15:00
14:00-15:00 |
Беседа
Игровое занятие |
1
1 |
6 класс: Беседа - «Ядовитые растения и грибы нашей области»; Викторина-«Самые, самые...(растения) |
МКОУ Савинская ООШ |
Отзывы о проведенном мероприятие |
|
Март |
27 1 |
14:00-15:00 14:00-15:00 |
Беседа Игровое занятие |
1 1 |
7 класс: Беседа - «Астрология, растения, люди»; Викторина - «Путешествие с культурными растениями» |
МКОУ Савинская ООШ |
Отзывы о проведенном мероприятие |
|
|
13
15
|
14:00-15:00
14:00-15:00 |
Беседа
Игровое занятие |
1
1 |
8 класс: Беседа - «Насекомые - возбудители заболеваний»; Викторина - «Правда ли это?» |
МКОУ Савинская ООШ |
Отзывы о проведенном мероприятие |
|
|
20 22 |
14:00-15:00 14:00-15:00 |
Беседа Игровое занятие |
1 1 |
9 класс: Беседа - «Фигура, грация, осанка»; Викторина «Клуб эрудитов». |
МКОУ Савинская ООШ |
Отзывы о проведенном мероприятие |
|
Апрель |
24 |
14:00-16:00
|
Лекция
|
2 |
Ознакомление с теоретическими основами экологического исследования Экологическое исследование «Определение видового состава опылителей цветковых растений» |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
|
|
Май |
8 |
14:00-16:00 |
Экскурсия |
2 |
Экскурсия в школьный сад |
МКОУ Савинская ООШ |
|
|
|
10 |
14:00-16:00 |
Практическая работа |
2 |
Сбор растений для гербария |
Школьный сад |
|
|
|
15 17 |
14:00-16:00 14:00-16:00 |
Практическая работа Практическая работа |
2 2 |
Обработка материала |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО |
Проект |
|
|
22
24 |
14:00-16:00
14:00-16:00 |
Практическая работа
Практическая работа |
2
2 |
Проведение творческих работ по озеленению пришкольных участков |
Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО Пришкольная территория |
Проект |
2.2. Условия реализации программы.
Занятия проводятся в учебном кабинете МКУ ДО ЦДО. Для успешной реализации программы потребуются следующие учебно-методические материалы:
1) Атлас Ивановской области для школьников;
2) географические карты Ивановской области;
3) изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи;
4) гербарии растений Савинского района;
5) видеофильмы по охране природы;
6) презентации по экологии;
7) компьютер;
8) мультимедийный проектор;
9) фотоаппарат.
2.3. Формы аттестации.
Текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
Промежуточный контроль проводится в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний
Итоговый контроль, проводится в конце каждого учебного года в форме изготовления и защиты исследовательского проекта.
2.4. Оценочные материалы.
Для контроля за деятельностью обучающихся, педагогом заполняется карта наблюдения за результатами прохождения воспитанниками объединения тем программы по 5–й системе, а затем выводится среднеарифметическая оценка за год и карта достижений учащихся.
ФИО учащегося |
1 тема |
2 тема |
3 тема |
4 тема |
5 тема |
6 тема |
7 тема |
8 тема |
9 тема |
Итоговый балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п |
ФИО учащегося |
Уровень конкурса |
Название конкурса |
Результат |
|
|
|
|
|
2.5. Методическое обеспечение.
1. А.С. Боголюбов Изучение видового состав и численности грибов;
2. А.С. Боголюбов, Н.С. Лазарева Методика по составлению учебного гербария;
3. А.С. Боголюбов, Н.С. Лазарева Зеленые растения под снегом;
4. А.С. Боголюбов Оценка жизненного состояния хвойного подроста;
5. А.С. Боголюбов Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев;
6. А.С. Боголюбов Оценка загрязнения воздуха методом лихеноиндикации.
7. Определители растений и насекомых.
3. Список литературы
Список литературы, рекомендуемый обучающимся
1. Брезгин Н.Н. Лекарственные растения центральной части России. -М.:Слог, 1993;
2. Зауэр Ф. Птицы - обитатели озер, болот и рек/пер с нем. С.Мещеряковой. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002;
3. Клейн Д. Т. Методы исследования растений. — М.: Колос, 1974;
4. Мамаев Б.М. Определитель насекомых Европейской части СССР. - М.; Л., 1950
5. Райт М. Птицы. Все, что вы хотели знать./ Перевод с англ. О.В. Ивановой. - М.: Мир книги, 2006;
6. Интернет ресурсы: http://www.ecosystema.ru
Список литературы для педагога
1. Брезгин Н.Н. Лекарственные растения центральной части России. -М.:Слог, 1993;
2. Емельянов А.Г. Теоретические основы комплексных физико-географических прогнозов. - Калинин: Изд-во Калинин.ун-та, 1982;
3. Зауэр Ф. Птицы - обитатели озер, болот и рек/пер с нем. С.Мещеряковой. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002;
4. Звонков Т.В. Географическое прогнозирование. - М.: Высшая школа, 1987;
5. Клейн Д. Т. Методы исследования растений. — М.: Колос, 1974;
6. Кочуров Б.И. География экологических ситуаций (экодиагностика территорий). - М.: Наука, 1997.
7. Лебедева Е.А. Весенний День птиц. - М.: Союз охраны птиц, 2001;
8. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. М.:5 за знания, 2005.
9. Мамаев Б.М. Определитель насекомых Европейской части СССР. - М.; Л., 1950
10. Райт М. Птицы. Все, что вы хотели знать./ Перевод с англ. О.В. Ивановой. - М.: Мир книги, 2006;
11. Смит У.Х. Лес и атмосфера. — М.: Прогресс, 1985;
12. Смуров А.В. Биологические методы диагностики среды обитания / Экологическая диагностика: Энциклопедия. - М.: Машиностроение, 2000;
13. Суровегина И.Т. Экология для учителя. - М.: Издательский дом ЙОТА ВЕЫЕ, 1999;
14.Энциклопедический словарь юного натуралиста/ сост. А.Г. Рогожкин. - М.: Педагогика, 1981.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.