Программа дополнительного образования "Возрождение"
Оценка 4.7

Программа дополнительного образования "Возрождение"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 4
4 кл—11 кл
26.03.2024
Программа дополнительного образования "Возрождение"
Программа дополнительного образования "Возрождение" естественно-научной направленности
Возрождение.docx

Муниципальное казённое учреждения дополнительного образования

"Центр дополнительного образования для детей Савинского района"

 

 

 

Принята на заседании                                                                 Утверждаю:

методического  совета                                                                Директор МКУ ДО ЦДО

от «___ » ______________ 20    г.                                              ______________________

Протокол № ___                                                                         «____» ___________20___

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности

(Базовый уровень)
«Возрождение»

 

Возраст обучающихся: 10-15 лет

 Срок реализации: 1 год

  

Автор-составитель: Грачев Николай Владимирович,

                                                                  педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

п. Савино, 2024

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1.      Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы ………………………..     3

1.1.Пояснительная записка ………………………………………………………………    3

1.2.Цель и задачи программы ……………………………………………………………    4

1.3.Содержание программы ……………………………………………………………..     5

1.4.Содержание учебно-тематического плана …………………………………………     6

1.5.Планируемы результаты …………………………………………………………….     7

2.      Комплекс организационно-педагогических условий ………………………….     8

2.1.Календарно-тематический план …………………………………………………….     8

2.2.Условия реализации программы…………………………………………………….   11

2.3.Формы аттестации……………………………………………………………………   11

2.4.Оценочные материалы……………………………………………………………….   11

2.5.Методическое обеспечение………………………………………………………….   11

3.      Список литературы ………………………………………………………………...   12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                  Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

1.1.Пояснительная записка

Направленность программы – Естественнонаучная.

Актуальность программы.

Природа и человек… Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

            В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля – наш общий дом. Их решение в первую очередь зависит от уровня сознания людей, поскольку именно человек несёт ответственность за всё живое на Земле.

            Выживание и устойчивое развитие человечества на планете Земля становится возможным лишь при целенаправленном «конструировании» будущего, гармонизации социально-экономических и экологических условий жизни людей, учёте интересов и потребностей не только нынешних, но и последующих поколений.

            Формирование у обучающихся основополагающих экологических понятий и ответственного отношения подрастающего поколения к окружающей среде является в наши дни важной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать обучающемуся определённые знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть её красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Помочь обучающемуся осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле нужно на протяжении всего процесса обучения, как в школе, так и в учреждения дополнительного образования.

Самое главное чтобы занятия в объединении не были однообразными и похожими на уроки в школе, не вызывали у воспитанников скуку, не притупляли внимания и как следствие потери интереса к занятиям в целом. Можно избежать этого, создав оптимальные условия в соответствии с возможностями обучения. Актуальность данной программы заключается в том, что она продолжает развитие экологической культуры обучающихся, полученных в дошкольных учреждениях и школах.

Основным направлением деятельности экологического объединения «Возрождение» является экологическое просвещение обучающихся и обучение их исследовательской деятельности.

Отличительные особенности программы.

Отличительной особенностью  данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является то, что при её реализации выбраны нетрадиционные формы обучения и воспитания. Это прежде всего экскурсии, походы, игровые мероприятия, исследовательская работа. Выбор данных форм обучения и воспитания обоснован тем, что на экскурсиях и в походах обучающиеся непосредственно сталкиваются с изучаемыми на занятиях явлениями, происходящими в окружающей среде, и узнают много нового. Собранные данные анализируются, обрабатываются и оформляются в виде исследовательских работ обучающихся.

Уровень реализации программы: базовый.

Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 10 до 15 лет, входящие в состав объединения «Возрождение».

Объем программы: общее количество учебных часов, необходимых для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Возрождение», составляет 144 часа.

Формы организации образовательного процесса.

Формы и  виды занятий  по программе определяются содержанием программы и предусматривают:

·         Лекции;

·         Дискуссии;

·         Беседы;

·         Игры;

·         Исследовательские проекты;

·         Экскурсии;

·         Походы.

·         Участие в экологических конкурсах и акциях муниципального, регионального и всероссийского уровней.

Срок освоения программы – 1 год определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе.

Режим занятий – Занятия проводятся два раза в неделю по два часа (за исключением экскурсий и походов, продолжительность которых может достигать 4 часов).

 

1.2. Цель и задачи программы.

Цель: формирование у обучающихся системы знаний о живой природе родного края с использованием проектно-исследовательской деятельности.

Задачи: 

Личностные:

  • воспитание любви и бережного отношения к природе родного края;
  • воспитание эмоционально-положительного отношения и понимание красоты природы родного края;

·         воспитание активной жизненной позиции в сфере экологической ситуации в родном крае.

Метапредметные:

·         развитие трудолюбия, целеустремлённости, аккуратности;

·         развитие у обучающихся проектно-исследовательской компетентности;

·         развитие эстетических, нравственных суждений по экологическим вопросам

Предметные:

·         обогатить, конкретизировать и систематизировать экологические представления обучающихся о природе родного края;

·         формирование знаний о животных и растениях Ивановской области;

·         формирование знаний о Красной книге России и Ивановской Области;

·         формирование навыков здорового образа жизни;

·         формирование умений публичных выступлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Содержание программы

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

 

1.    Вводное занятие

Вводное занятие. Знакомство с экологией.

2

2

2

2

0

0

 

 

 

2.    Дни защиты леса

День защиты леса.

Изучение флоры леса

Изучение фауны леса

Экскурсия в парк

16

4

4

4

4

10

2

4

4

0

6

2

0

0

4

Отзывы о проведенном мероприятие, тест

 

3.     Изучение флоры Савинского района

Работа с определителями растений, просмотр видеофрагментов

Изучение флоры Савинского района

Экскурсия на пруд

12

 

4

4

4

2

 

0

2

0

10

 

4

2

4

Тест

 

4.    Изучение фауны Савинского района

Работа с определителями животных, птиц, насекомых, просмотр видеофрагментов

Изучение фауны Савинского района

Экскурсия на луг

12

 

4

4

4

2

 

0

2

0

10

 

4

2

4

Тест

 

5.    Красная книга Ивановской области

Знакомство с Красной книгой Ивановской области (Животные)

Знакомство с Красной книгой Ивановской области (Птицы)

Знакомство с Красной книгой Ивановской области (Насекомые)

Знакомство с Красной книгой Ивановской области (Растения)

16

 

4

 

4

 

4

 

4

8

 

2

 

2

 

2

 

2

8

 

2

 

2

 

2

 

2

Тест

 

6.    Проект "Наш парк"

Ознакомление с теоретическими основами экологического исследования «Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов»

Работа по составлению схемы парка

Сбор материалов для проведения экологического исследования

Обработка результатов

24

 

 

2

6

 

10

6

4

 

 

2

2

 

0

0

20

 

 

0

4

 

10

6

Проект

 

7.     Проект "Экологическая тропа"

Знакомство с растительным и животным миром рек, озер Ивановской области

Изготовление информационных стендов (Луг)

Изготовление информационных стендов (Река, пруд)

Изготовление информационных стендов (Лес)

Изготовление информационных стендов (Парк)

20

 

4

4

 

4

4

4

4

 

4

0

 

0

0

0

16

 

0

4

 

4

4

4

Проект

 

8.     Проект "Наш сад"

Ознакомление с теоретическими основами экологического исследования Экологическое исследование  «Определение видового состава опылителей цветковых растений»

Экскурсия в школьный сад

Сбор растений для гербария

Обработка материала

Проведение    творческих    работ    по    озеленению пришкольных участков

14

 

 

 

2

2

2

4

 

4

4

 

 

 

2

0

0

0

 

2

10

 

 

 

0

2

2

4

 

2

Проект

 

9.     Экологическая неделя

Проведение мероприятий по классам:

5 класс: Беседа - «Чистая вода - основа жизни на Земле»; Викторина - «Угадай-ка».

6 класс: Беседа - «Ядовитые растения и грибы нашей области»; Викторина-«Самые, самые...(растения)

7 класс: Беседа - «Астрология, растения, люди»; Викторина     -     «Путешествие     с     культурными растениями»

8   класс:   Беседа   -   «Насекомые   -   возбудители заболеваний»; Викторина - «Правда ли это?»

9 класс: Беседа - «Фигура, грация, осанка»; Викторина  «Клуб эрудитов».

10

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

2

 

2

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

0

 

0

10

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

2

 

2

Отзывы о проведенном мероприятие

 

10.    Резервное время на подготовку к муниципальным и региональным мероприятиям

18

6

12

Участие в конкурсах

ИТОГО

144

42

102

 

 

1.4.Содержание учебно-тематического плана.

 

1.      Вводное занятие

Вводное занятие. Знакомство с экологией.

Практическая часть: Работа со справочной литературой, просмотр журналов,

видеофрагментами.

2.      Дни защиты леса

Подготовка и проведения мероприятия «День защиты леса». Изучение флоры леса. Изучение фауны леса.

Практическая часть: Работа со справочной литературой, определителями,

видеофрагментами. Экскурсия в парк.

3.      Изучение флоры Савинского района.

Изучение растительного мира Савинского района.

Практическая часть: Работа со справочной литературой, определителями,

видеофрагментами. Экскурсии на пруд.

4.      Изучение фауны Савинского района.

Изучение животного мира Савинского района.

Практическая часть: Работа со справочной литературой, определителями,

видеофрагментами. Экскурсии на луг.

5.      Красная книга Ивановской области.

Знакомство с Красной книгой Ивановской области по разделам животные, птицы, насекомые, растения.

Практическая часть: Работа с Красной книгой Ивановской области.

6.      Проект "Наш парк"

Ознакомление с теоретическими основами экологического исследования «Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов»

Практическая часть: Работа по составлению схемы парка. Сбор материалов для проведения экологического исследования. Обработка результатов.

7.      Проект "Экологическая тропа"

Знакомство с растительным и животным миром рек, озер Ивановской области.

Практическая часть: Изготовление информационных стендов (Луг). Изготовление информационных стендов (Река, пруд). Изготовление информационных стендов (Лес). Изготовление информационных стендов (Парк).

8.      Проект "Наш сад"

Ознакомление с теоретическими основами экологического исследования Экологическое исследование  «Определение видового состава опылителей цветковых растений»

Практическая часть: Экскурсия в школьный сад. Сбор растений для гербария. Обработка материала. Проведение    творческих    работ    по    озеленению пришкольных участков.

9.       Экологическая неделя

Проведение мероприятий по классам:

5 класс: Беседа - «Чистая вода - основа жизни на Земле»; Викторина - «Угадай-ка».

6 класс: Беседа - «Ядовитые растения и грибы нашей области»; Викторина-«Самые, самые...(растения)

7 класс: Беседа - «Астрология, растения, люди»; Викторина     -     «Путешествие     с     культурными растениями»

8   класс:   Беседа   -   «Насекомые   -   возбудители заболеваний»; Викторина - «Правда ли это?»

9 класс: Беседа - «Фигура, грация, осанка»; Викторина  «Клуб эрудитов».

10.  Резервное время на подготовку к муниципальным и региональным мероприятиям.

 

1.5. Планируемы результаты.

После освоения данной программы обучающиеся должны знать:

1.      Цели, задачи, теоретическое и практическое значение экологической деятельности;

2.      Причины экологического кризиса;

3.      Возможные пути оптимизации взаимодействия общества и природы;

4.      Суть проблемы сохранения лесных массивов;

5.      Основные виды деятельности по сохранению лесных массивов;

6.      Видовое разнообразие растительного и животного мира родного края;

7.      Видовой состав птиц Савинского района, их значение в природе;

8.      Основные виды деятельности по сохранению видового и численного состава птиц;

9.      Методики исследования природных объектов;

10.  Правила поведения в природе.

После освоения данной программы,  обучающиеся должны уметь:

1.      Объяснять многоаспектное значение природы в жизни и деятельности людей;

2.      Проводить учебные исследовательские работы;

3.      Составлять проекты;

4.      Оценивать состояние вод, почвы, воздуха своей местности;

5.      Оценивать состояние лесных массивов родного края;

6.      Определять   виды   помощи,   выбранным   для   охраны   природным объектам.


2.                  Комплекс организационно-педагогических условий.

 

2.1. Календарно-тематический план

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

Сентябрь

5

14:00-16:00

Лекция, беседа

2

Вводное занятие. Знакомство с экологией.

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

 

 

7

14:00-16:00

Лекция, беседа

2

День защиты леса.

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

 

 

12

13:00-15:00

Практическое занятие в игровой форме

2

Мероприятие, посвященное Дню леса

МКОУ Савинская ООШ

Отзывы о проведенном мероприятие

 

 

14

14:00-16:00

Лекция, беседа

2

Изучение флоры леса

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

 

 

19

14:00-16:00

Лекция, беседа

2

Изучение флоры леса

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

тест

 

 

21

14:00-16:00

Лекция, беседа

2

Изучение фауны леса

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

 

 

26

14:00-16:00

Лекция, беседа

2

Изучение фауны леса

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

тест

 

 

Апрель

28

3

14:00-16:00

Экскурсия

Экскурсия

2

2

Экскурсия в парк (осень)

Экскурсия в парк (весна)

Городской парк п.Савино

 

 

Октябрь

3

5

14:00-16:00

14:00-16:00

Лекция, беседа

2

2

Изучение флоры Савинского района

 Изучение флоры Савинского района

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

тест

 

 

 

10

 

12

 

14:00-16:00

 

14:00-16:00

 

Лекция

Практическая работа

 

2

 

2

Работа с определителями растений, просмотр видеофрагментов

Работа с определителями растений, просмотр видеофрагментов

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

Территория школы и поселка

 

 

 

Апрель

17

10

14:00-16:00

14:00-16:00

Экскурсия

Экскурсия

2

2

Экскурсия на пруд (осень)

Экскурсия на пруд (весна)

п.Савино

 

 

 

19

14:00-16:00

Лекция

 

2

Ознакомление с теоретическими основами экологического исследования «Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов»

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

 

 

 

21

10:00-14:00

Практическая работа в парке

4

Работа по составлению схемы парка

Городской парк п.Савино

 

 

 

24

14:00-16:00

Практическая работа

2

Работа по составлению схемы парка

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

 

 

26

28

31

14:00-16:00

10:00-16:00

14:00-16:00

Исследовательская работа

2

6

2

Сбор материалов для проведения экологического исследования

Городской парк п.Савино

 

 

Ноябрь

2

7

9

14:00-16:00

14:00-16:00

14:00-16:00

Практическая работа

2

2

2

Обработка результатов

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

 

Проект

 

 

14

 

16

14:00-16:00

 

14:00-16:00

Лекция, беседа

2

 

2

Изучение фауны Савинского района

 

Изучение фауны Савинского района

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

Территория школы и поселка

 

 

Тест

 

 

18

10:00-14:00

Экскурсия

4

Экскурсия на луг

 Окраина п.Савино

 

 

 

21

23

14:00-16:00

14:00-16:00

Практическая работа

2

2

Работа с определителями животных, птиц, насекомых, просмотр видеофрагментов

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

 

 

28

30

14:00-16:00

14:00-16:00

Лекция

Практическая работа

2

2

Знакомство с Красной книгой Ивановской области (Животные)

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

Тест

 

Декабрь

5

7

14:00-16:00

14:00-16:00

Лекция

Практическая работа

2

2

Знакомство с Красной книгой Ивановской области (Птицы)

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

Тест

 

 

12

14

14:00-16:00

14:00-16:00

Лекция

Практическая работа

2

2

Знакомство с Красной книгой Ивановской области (Насекомые)

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

Тест

 

 

19

21

14:00-16:00

14:00-16:00

Лекция

Практическая работа

2

2

Знакомство с Красной книгой Ивановской области (Растения)

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

Тест

 

 

26

28

14:00-16:00

14:00-16:00

Лекция, беседа

2

2

Знакомство с растительным и животным миром рек, озер Ивановской области

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

 

Январь

9

11

14:00-16:00

14:00-16:00

Практическая работа

2

2

Изготовление информационных стендов (Луг)

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

 

 

16

18

14:00-16:00

14:00-16:00

Практическая работа

2

2

Изготовление информационных стендов (Река, пруд)

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

 

 

23

25

14:00-16:00

14:00-16:00

Практическая работа

2

2

Изготовление информационных стендов (Лес)

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

 

 

Февраль

30

1

14:00-16:00

14:00-16:00

Практическая работа

2

2

Изготовление информационных стендов (Парк)

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

 

 

6

 

8

14:00-15:00

 

14:00-15:00

Беседа

 

Игровое занятие

1

 

1

5 класс: Беседа - «Чистая вода - основа жизни на Земле»;

Викторина - «Угадай-ка».

МКОУ Савинская ООШ

Отзывы о проведенном мероприятие

 

 

13

 

15

14:00-15:00

 

14:00-15:00

Беседа

 

Игровое занятие

1

 

1

6 класс: Беседа - «Ядовитые растения и грибы нашей области»;

Викторина-«Самые, самые...(растения)

МКОУ Савинская ООШ

Отзывы о проведенном мероприятие

 

 

Март

27

1

14:00-15:00

14:00-15:00

Беседа

Игровое занятие

1

1

7 класс: Беседа - «Астрология, растения, люди»; Викторина     -     «Путешествие     с     культурными растениями»

МКОУ Савинская ООШ

Отзывы о проведенном мероприятие

 

 

13

 

15

 

14:00-15:00

 

14:00-15:00

Беседа

 

Игровое занятие

1

 

1

8   класс:   Беседа   -   «Насекомые   -   возбудители заболеваний»;

Викторина - «Правда ли это?»

МКОУ Савинская ООШ

Отзывы о проведенном мероприятие

 

 

20

22

14:00-15:00

14:00-15:00

Беседа

Игровое занятие

1

1

9 класс: Беседа - «Фигура, грация, осанка»; Викторина  «Клуб эрудитов».

МКОУ Савинская ООШ

Отзывы о проведенном мероприятие

 

Апрель

24

14:00-16:00

 

Лекция

 

2

Ознакомление с теоретическими основами экологического исследования Экологическое исследование  «Определение видового состава опылителей цветковых растений»

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

 

Май

8

14:00-16:00

Экскурсия

2

Экскурсия в школьный сад

МКОУ Савинская ООШ

 

 

 

10

14:00-16:00

Практическая работа

2

Сбор растений для гербария

Школьный сад

 

 

 

15

17

14:00-16:00

14:00-16:00

Практическая работа

Практическая работа

2

2

Обработка материала

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

 

Проект

 

 

22

 

24

14:00-16:00

 

14:00-16:00

Практическая работа

 

Практическая работа

2

 

2

Проведение    творческих    работ    по    озеленению пришкольных участков

Учебный кабинет МКУ ДО ЦДО

Пришкольная территория

 

 

Проект

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Условия реализации программы.

Занятия проводятся в учебном кабинете МКУ ДО ЦДО. Для успешной реализации программы потребуются следующие учебно-методические материалы:

1)       Атлас Ивановской области для школьников;

2)       географические карты Ивановской области;

3)       изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи;

4)       гербарии растений Савинского района;

5)       видеофильмы по охране природы;

6)       презентации по экологии;

7)       компьютер;

8)       мультимедийный проектор;

9)       фотоаппарат.

 

2.3.            Формы аттестации.

Текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

Промежуточный контроль проводится в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний

Итоговый контроль, проводится в конце каждого учебного года в форме изготовления и защиты исследовательского проекта.

 

2.4.            Оценочные материалы.

Для контроля за деятельностью обучающихся, педагогом заполняется карта наблюдения за результатами прохождения воспитанниками объединения тем программы по 5–й системе, а затем выводится среднеарифметическая оценка за год и карта достижений учащихся.

ФИО учащегося

1 тема

2 тема

3 тема

4 тема

5 тема

6 тема

7 тема

8 тема

9 тема

Итоговый балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

ФИО учащегося

Уровень конкурса

Название конкурса

Результат

 

 

 

 

 

 

2.5.            Методическое обеспечение.

1.      А.С. Боголюбов Изучение видового состав и численности грибов;

2.      А.С. Боголюбов, Н.С. Лазарева Методика по составлению учебного гербария;

3.      А.С. Боголюбов, Н.С. Лазарева Зеленые растения под снегом;

4.      А.С. Боголюбов  Оценка жизненного состояния хвойного подроста;

5.      А.С. Боголюбов  Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев;

6.      А.С. Боголюбов  Оценка загрязнения воздуха методом лихеноиндикации.

7.      Определители растений и насекомых.

 

 

3.      Список литературы

Список литературы, рекомендуемый обучающимся

1. Брезгин Н.Н. Лекарственные растения центральной части России. -М.:Слог, 1993;

2. Зауэр Ф. Птицы - обитатели озер, болот и рек/пер с нем. С.Мещеряковой. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002;

3. Клейн Д. Т. Методы исследования растений. — М.: Колос, 1974;

4. Мамаев Б.М. Определитель насекомых Европейской части СССР. - М.; Л., 1950

5. Райт М. Птицы. Все, что вы хотели знать./ Перевод с англ. О.В. Ивановой. - М.: Мир книги, 2006;

6. Интернет ресурсы: http://www.ecosystema.ru

 

 

 

Список литературы для педагога

1. Брезгин Н.Н. Лекарственные растения центральной части России. -М.:Слог, 1993;

2. Емельянов А.Г. Теоретические основы комплексных физико-географических прогнозов. - Калинин: Изд-во Калинин.ун-та, 1982;

3. Зауэр Ф. Птицы - обитатели озер, болот и рек/пер с нем. С.Мещеряковой. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002;

4. Звонков Т.В. Географическое прогнозирование. - М.: Высшая школа, 1987;

5. Клейн Д. Т. Методы исследования растений. — М.: Колос, 1974;

6. Кочуров Б.И. География экологических ситуаций (экодиагностика территорий). - М.: Наука, 1997.

7. Лебедева Е.А. Весенний День птиц. - М.: Союз охраны птиц, 2001;

8. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.   М.:5 за знания, 2005.

9. Мамаев Б.М. Определитель насекомых Европейской части СССР. - М.; Л., 1950

10. Райт М. Птицы. Все, что вы хотели знать./ Перевод с англ. О.В. Ивановой. - М.: Мир книги, 2006;

11. Смит У.Х. Лес и атмосфера. — М.: Прогресс, 1985;

12. Смуров А.В. Биологические методы диагностики среды обитания / Экологическая диагностика: Энциклопедия. - М.: Машиностроение, 2000;

13. Суровегина И.Т. Экология для учителя. - М.: Издательский дом ЙОТА ВЕЫЕ, 1999;

14.Энциклопедический словарь юного натуралиста/ сост. А.Г. Рогожкин. - М.: Педагогика, 1981.


 

Муниципальное казённое учреждения дополнительного образования "Центр дополнительного образования для детей

Муниципальное казённое учреждения дополнительного образования "Центр дополнительного образования для детей

ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. 1.

ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. 1.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Формы организации образовательного процесса

Формы организации образовательного процесса

Содержание программы №

Содержание программы №

Проект "Наш сад" Ознакомление с теоретическими основами экологического исследования

Проект "Наш сад" Ознакомление с теоретическими основами экологического исследования

Проект "Наш парк" Ознакомление с теоретическими основами экологического исследования «Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов»

Проект "Наш парк" Ознакомление с теоретическими основами экологического исследования «Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов»

Комплекс организационно-педагогических условий

Комплекс организационно-педагогических условий

Исследовательская работа2 6 2

Исследовательская работа2 6 2

Март 27 1 14:00-15:00 14:00-15:00

Март 27 1 14:00-15:00 14:00-15:00

Условия реализации программы.

Условия реализации программы.

Список литературы Список литературы, рекомендуемый обучающимся 1

Список литературы Список литературы, рекомендуемый обучающимся 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2024