ГЕРОИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАРОДА – НАШЕ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДСТВО

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Иконка файла материала Героические традиции народа.docx
ГЕРОИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАРОДА – НАШЕ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДСТВО Основные  раскрываемые  понятия:  герой,   героизм,   сила   духа,   традиции, героические традиции. ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Традиции всегда играли в жизни людей огромную роль. Героические традиции – это концентрация трудового, военного опыта народа. В них выражены наиболее устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести передаются из поколения в поколение. Героические традиции как живой сгусток прошлого военного опыта, который мы получили в наследство; используются нами в самых различных формах. Они позволяют   бережно   относиться   к   героической   истории,   сохранять   наиболее рациональные формы поведения и действия, с помощью определенных ритуалов воздавать должное героям – творцам подвигов. Героические традиции как бы зовут новые поколения продолжать и развивать благородные обычаи. К таким традициям можно отнести: –   традиции   верности   героической   истории,   неизменной   приверженности человека общему делу, истинным идеалам и ценностям, его нерасторжимости с героикой прошлого; – традиции верного служения Родине; – традиции уважения к старшему поколению, которое трудовыми и ратными свершениями укрепляло могущество Отечества; – традиции равнения на жизнь и деяния достойных сынов и дочерей народа нашего, олицетворенных в обликах героев; – традиции памяти о тех, кто отдал свои жизни за свой народ, за свою Родину; –   традиции   сооружения   мемориальных   комплексов,   памятников,   огонь Вечной славы и уход за ними   как дань великим свершениям наших предков, дедов и отцов, как мудрое напоминание живущим поколениям: быть верными героическим традициям; –   традиции   уважения   и   почестей   государственным,   воинским   и   трудовым символам Родины; – традиция оставлять хронику своего времени для потомков; –   традиции   передачи   бесценного   трудового   и   боевого   опыта   юным поколениям;– традиции праздников и выдающихся юбилеев. Будем   помнить:   героические   традиции   для   нас   –   вечное   напоминание   о прошлом.  Напоминание о том, что связь времен осуществляют люди и самая глубокая «загадка»   силы   традиции   –   в   ее   преемственности.   Каждый   из   нас,   усваивая заветы,   опыт,   нравы,   обычаи,   правила   наших   предшественников,   делает   эту великую связь времен неразрывной, прочной, динамичной.  Воспитательные цели: – формирование потребности сохранять и продолжать героические традиции народа,   следовать   им   в   своей   жизни,   участвуя   в   общественно   значимой деятельности,  труде   на   благо   и   процветание   Родины,  в   подготовке   к   защите Отечества; –   формирование   у   юношей   морально­психологической   и   физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины. СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ О б щ е н и е   (просвещение) 1. Цикл бесед, разговоров «О нашем духовном наследстве». 2. Кинолекторий «Героические традиции россиян в киноискусстве». 3. «Героические традиции народа в литературных произведениях». 4. «Героические традиции россиян в живописи и скульптуре». 5. «Героические традиции в семье». 6.   «Героические   традиции   в   системе   жизнедеятельности   школьного коллектива». 7. «Боевые традиции – в строю!» (на базе воинских частей и подразделений). Д е я т е л ь н о с т ь 1. Забота  об  увековечивании  памяти  павших  при  защите  Отечества. Предметом особого внимания для ветеранских организаций, воинских частей и учебных заведений является сохранение (и умножение) традиций заботы об увековечивании   памяти   павших   при   защите   Отечества.   Эта   забота   может выражаться: – в поиске материалов о героях; – присвоении имен героев населенным пунктам, улицам, воинским частям и подразделениям, ОУ, детским и юношеским объединениям; – написании Книг Памяти;–   занесении   героев   в   списки   личного   состава   воинских   частей   и подразделений, органов МВД, Книг Почета ОУ; –   открытии   мемориальных   комплексов,   памятных   досок,   стел   (достойным примером тому может служить МОУ СОШ № 34 г. Самары); – сохранение, участие в ремонте и реконструкции имеющихся и открытие новых памятных досок, мемориальных комплексов, памятников, обелисков; – проведение спортивных соревнований, турниров в память о героях ВОВ и локальных войн и конфликтов. 2. Возрождение школьниками и членами детско­юношеских объединений ритуалов,   которые   когда­то   были   приняты   во   Всесоюзной   пионерской организации. Ритуалы,    объединенные     общим     названием    «Салют павшим героям!», несомненно,   создадут   эмоциональную   общность   в   любом   коллективе   детей   и взрослых, вызовут чувство сопереживания, дадут возможность осмыслить более глубоко подвиги старших поколений. Эти ритуалы имеют глубокое содержание, отличаются   эмоциональностью,   яркостью.   Их   хорошо   помнят   бывшие пионерские вожатые, пионеры­знаменосцы, горнисты и барабанщики. Именно эти люди смогут оказать помощь в возрождении данных ритуалов. Вспомним эти ритуалы.  Ритуал «Поверка героев»  – это перекличка и краткий рассказ о подвиге героя;   возложение   цветов   или   гирлянды   Славы   к   портретам,   памятникам, обелискам,   мемориалам;   ритуал   «Минута   молчания»   и   склонение   знамен, флагов; салют в честь памяти погибших. На поверке чтят память героев, хорошо известных всем участникам торжественного акта: родных и близких учителей и воспитанников   школы,   односельчан   и   горожан,   погибших   в   пламени   войны; имена героев, о которых современные школьники собирают материалы; имена героев, увековеченных в Музеях боевой славы, в названиях улиц, проспектов. Ритуал   «Поверка   героев»   может   проводиться   как   отдельное   торжественное мероприятие   в   День   защитника   Отечества,   в   День   Победы,   в   День   начала Великой Отечественной войны, в День Военно­морского флота и т. д., так и как элемент   торжественного   вечера,   встречи   с   ветеранами,   слета   красных следопытов, митинга, торжественной линейки. Ритуал   «Возложение   гирлянды   Славы».  Гирлянда   Славы   –   символ бессмертия боевых подвигов прадедов, дедов и отцов; символ верности боевым традициям нашего народа. Изготовленные   из живых цветов, ветвей дума, ели,сосны   и   обвитые   гвардейской   или   просто   красной   лентой,   гирлянды   Славы возлагаются   в   дни   гибели   героев,   в   дни   памятных   торжеств   к   памятникам, обелискам, мемориалам, братским могилам, Вечному огню. В эти дни в школах могут пройти торжественные построения, линейки памяти, на которых выступят ветераны войны, учителя, воспитанники и их родители, гости из воинских частей. Директор школы или Музея боевой славы зачитывает решение совета школы или совета   музея   о   том,   кому   доверено   право   возложить   гирлянду   Славы   к памятному месту. После торжественного построения или линейки их участники во   главе   с   ритуальной   группой   направляются   к   месту,   где   будет   возложена гирлянда. Если школа находится далеко от каких­либо памятных мест, то группа отправляется на машине или автобусе вместе с представителями от учителей, воспитанников, ветеранов, родителей и др. участников торжественного акта. Ритуал   почетного   караула  может   быть   установлен   по   решению   совета школы   или   совета   Музея   боевой   славы   в   День   защитника   Отечества   и   День Победы   у   портретов   героев,   мемориальных   досок,   памятников   и   обелисков, мемориалов   и   братских   захоронений,   у   Вечного   огня.   В   зависимости   от продолжительности несения караула формируется количество смен. В каждой смене   –   два   или   четыре   человека.   Смена   производится   через   каждые   10–15 минут. Выход на пост может сопровождаться звуками горна, барабанной дробью (на старых пластинках  с сигналами пионерского горна и барабана можно найти специальную   мелодию   «Поверка   героев»).   Участникам   почетного   караула выдаются   памятные   удостоверения.   Группы   почетного   караула   должны   быть одеты в парадную или специально сшитую форму. 3. Передача традиций от старших поколений к младшим. Кто не знает, не помнит героического прошлого, тот не может быть духовно богатым.   Вот   почему   так   важно   сделать   традицией   передачу   героических традиций   прошлого   каждому   новому   поколению.   В   систему   данного   вида деятельности может входить:  – сбор материалов и создание книг, посвященных продолжению трудовых и воинских традиций в семьях воспитанников, педагогов, жителей микрорайона – «Продолжение ратных и трудовых традиций в нашей семье»; –   встречи   с   представителями   трудовых   и   военных   династий соотечественников; –  разработка   и   реализация   ритуалов   передачи   традиций   от   победителей  – наследникам Победы: «Подвиг наш детям и внукам в наследство», «Трудовую славу детям и внукам в наследство»;–   встреча   старшего   поколения   с   поколением   юным   –   «Оставляем   вам   в наследство»; – проведение акций «Священной памяти верны!»; – проведение  парадов  победителей  и  их  наследников – «Салют,  Победа!»; –   установление   памятников,   обелисков,   памятных   знаков   и   шефство   над ними; –   шефство  над   памятниками,   обелисками,   братскими   захоронениями, мемориалами; – проведение эстафеты добрых дел наследников трудовых и ратных подвигов прадедов, дедов, отцов. Сохранению   и   умножению   героических   традиций   старших   поколений способствует следующее: –   возрождение   шефских   связей   воинских   частей   и   подразделений   с образовательными учреждениями; – проведение дней открытых дверей в воинских частях; –   возрождение   боевых   искусств   народов   России   и   систем   воспитания мальчиков, юношей, мужчин (например, «Русская здрава»), организация клубов для подростков и юношей; – работа военно­исторических и  военно­патриотических клубов; – работа профильных объединений: «Юные защитники Отечества»,  «Друзья Российской  армии»,  «Юные друзья пограничников» (ЮДП), «Юные спасатели», «Юные моряки», отряды юной морской пехоты, «Юный десантник» и др.; –   проведение   военно­спортивных   соревнований,   военизированных   походов, эстафет: «Будем ловки и сильны, как защитники страны», «Пароль: "Верность! Отвага! Честь!"»;  – проведение слетов юнармейцев и «орлят» разных поколений; – организация работы «Школ юнармейцев» и «Юнармейских гарнизонов»; – организация военно­спортивных игр «Зарничка» (для учащихся начальной школы), «Зарница» и «Орленок»; –   проведение   летних   сборов,   летних   лагерей   для   военно­патриотических клубов, профильных объединений, юнармейцев и др.; – проведение слетов, эстафет поколений: «Подвиг прадедов, дедов, отцов – сыновьям и внукам в наследство», «Священной памяти верны!»; –  проведение   слетов,   встреч   настоящих   мужчин:  «Всегда   отличали   героев Отчизны верность, отвага и честь!»; – проведение учебных сборов с призывной молодежью;– проведение спартакиад по военно­прикладным видам спорта; – проведение месячников и декад оборонно­массовой работы, молодежных турниров «Равнение на Победу!»; –   проведение   смотров   строя   и   песни,   смотров­парадов   среди   военно­ патриотических клубов, кадетских образовательных учреждений;   –   марш­броски   по   маршрутам,   связанным   с   героической   историей   малой родины, родного края; –   организация   системной   переписки   учащихся   ОУ   с   выпускниками, служащими в рядах Вооруженных сил РФ, в миротворческом контингенте войск (акции «Письмо солдату», «Наши поздравления нашим защитникам!», «Подарок защитнику Отечества»); – организация экскурсионных поездок по местам героических событий; – проведение Вахты памяти. З а д а н и е : Домой с войны шагал солдат, А в ранце нес он целый сад. Мечтал он, как домой придет И пот войны с лица сотрет. Потом лопату он возьмет, И день и ночь готов подряд Лелеять землю, ладить сад. У   нас   есть   прекрасная   возможность   реализовать   на   деле   мечту   солдата. Посадим   в   канун   Великого   Дня   Победы   в   своих   школьных   дворах,   в микрорайонах школы, в селах, деревнях, городах и городках деревья, озеленим аллеи, скверы и парки. В честь воинов­победителей – дубки, символизирующие крепость духа, мужество и доблесть; в честь женщин военной поры – березки,  в честь     погибших   –   плакучие   ивы,   а   в   честь   наследников   Победы   –   клены   и тополя.   А   на   своих   собственных   дачах   посадим   деревья   в   честь   родных   и близких – участников той далекой Великой войны. Будем ухаживать за ними, чтобы каждое деревце выжило и всегда напоминало нам о великих героических событиях в истории нашего Отечества. О т н о ш е н и я В  результате   формируются   уважительные   отношения   к   традициям   народа, желание их возрождать и следовать им в своей жизни.ПРИЛОЖЕНИЕ ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУДРОСТИ В. А. Сухомлинский: «От   того,  как   относится   человек   в   годы   детства   к   героическому   подвигу своих   отцов   и   дедов,   зависит   его   нравственный   облик,   отношение   к общественным интересам, к труду на благо Родины... Сила   духа   как   нравственная   доблесть   начинается   с   веры   в   нравственные святыни нашего Отечества, народа. Ни во что не верящий человек не может быть ни   духовно   сильным,   ни   нравственно   чистым,   ни   мужественным.   Вера   в   эти святыни дает маленькому человеку исключительно ценные духовные качества: видение и чувствование большого мира общественной жизни, стремление жить в этом мире».  СПРАВОЧНОЕ БЮРО Традиции  –   это   некий   обобщенный   опыт   трудовой   и   социальной деятельности   коллектива,   группы.   Этот   опыт   передается   из   поколения   в поколение.  Героические   традиции   народа  –   часть   духовного   наследия   народа, концентрация   трудового,   военного   опыта   народа.   В   них   выражены   наиболее устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести передаются из поколения в поколение.