Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ГЕРОИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАРОДА –
НАШЕ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДСТВО
Основные раскрываемые понятия: герой, героизм, сила духа, традиции,
героические традиции.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Традиции всегда играли в жизни людей огромную роль. Героические традиции
– это концентрация трудового, военного опыта народа. В них выражены наиболее
устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести
передаются из поколения в поколение.
Героические традиции как живой сгусток прошлого военного опыта, который
мы получили в наследство; используются нами в самых различных формах. Они
позволяют бережно относиться к героической истории, сохранять наиболее
рациональные формы поведения и действия, с помощью определенных ритуалов
воздавать должное героям – творцам подвигов. Героические традиции как бы
зовут новые поколения продолжать и развивать благородные обычаи.
К таким традициям можно отнести:
– традиции верности героической истории, неизменной приверженности
человека общему делу, истинным идеалам и ценностям, его нерасторжимости с
героикой прошлого;
– традиции верного служения Родине;
– традиции уважения к старшему поколению, которое трудовыми и ратными
свершениями укрепляло могущество Отечества;
– традиции равнения на жизнь и деяния достойных сынов и дочерей народа
нашего, олицетворенных в обликах героев;
– традиции памяти о тех, кто отдал свои жизни за свой народ, за свою Родину;
– традиции сооружения мемориальных комплексов, памятников, огонь
Вечной славы и уход за ними как дань великим свершениям наших предков,
дедов и отцов, как мудрое напоминание живущим поколениям: быть верными
героическим традициям;
– традиции уважения и почестей государственным, воинским и трудовым
символам Родины;
– традиция оставлять хронику своего времени для потомков;
– традиции передачи бесценного трудового и боевого опыта юным
поколениям;– традиции праздников и выдающихся юбилеев.
Будем помнить: героические традиции для нас – вечное напоминание о
прошлом.
Напоминание о том, что связь времен осуществляют люди и самая глубокая
«загадка» силы традиции – в ее преемственности. Каждый из нас, усваивая
заветы, опыт, нравы, обычаи, правила наших предшественников, делает эту
великую связь времен неразрывной, прочной, динамичной.
Воспитательные цели:
– формирование потребности сохранять и продолжать героические традиции
народа, следовать им в своей жизни, участвуя в общественно значимой
деятельности, труде на благо и процветание Родины, в подготовке к защите
Отечества;
– формирование у юношей моральнопсихологической и физической
готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины.
СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ
О б щ е н и е (просвещение)
1. Цикл бесед, разговоров «О нашем духовном наследстве».
2. Кинолекторий «Героические традиции россиян в киноискусстве».
3. «Героические традиции народа в литературных произведениях».
4. «Героические традиции россиян в живописи и скульптуре».
5. «Героические традиции в семье».
6. «Героические традиции в системе жизнедеятельности школьного
коллектива».
7. «Боевые традиции – в строю!» (на базе воинских частей и подразделений).
Д е я т е л ь н о с т ь
1. Забота об увековечивании памяти павших при защите Отечества.
Предметом особого внимания для ветеранских организаций, воинских частей
и учебных заведений является сохранение (и умножение) традиций заботы об
увековечивании памяти павших при защите Отечества. Эта забота может
выражаться:
– в поиске материалов о героях;
– присвоении имен героев населенным пунктам, улицам, воинским частям и
подразделениям, ОУ, детским и юношеским объединениям;
– написании Книг Памяти;– занесении героев в списки личного состава воинских частей и
подразделений, органов МВД, Книг Почета ОУ;
– открытии мемориальных комплексов, памятных досок, стел (достойным
примером тому может служить МОУ СОШ № 34 г. Самары);
– сохранение, участие в ремонте и реконструкции имеющихся и открытие
новых памятных досок, мемориальных комплексов, памятников, обелисков;
– проведение спортивных соревнований, турниров в память о героях ВОВ и
локальных войн и конфликтов.
2. Возрождение школьниками и членами детскоюношеских объединений
ритуалов, которые когдато были приняты во Всесоюзной пионерской
организации.
Ритуалы, объединенные общим названием «Салют павшим героям!»,
несомненно, создадут эмоциональную общность в любом коллективе детей и
взрослых, вызовут чувство сопереживания, дадут возможность осмыслить более
глубоко подвиги старших поколений. Эти ритуалы имеют глубокое содержание,
отличаются эмоциональностью, яркостью. Их хорошо помнят бывшие
пионерские вожатые, пионерызнаменосцы, горнисты и барабанщики. Именно эти
люди смогут оказать помощь в возрождении данных ритуалов. Вспомним эти
ритуалы.
Ритуал «Поверка героев» – это перекличка и краткий рассказ о подвиге
героя; возложение цветов или гирлянды Славы к портретам, памятникам,
обелискам, мемориалам; ритуал «Минута молчания» и склонение знамен,
флагов; салют в честь памяти погибших. На поверке чтят память героев, хорошо
известных всем участникам торжественного акта: родных и близких учителей и
воспитанников школы, односельчан и горожан, погибших в пламени войны;
имена героев, о которых современные школьники собирают материалы; имена
героев, увековеченных в Музеях боевой славы, в названиях улиц, проспектов.
Ритуал «Поверка героев» может проводиться как отдельное торжественное
мероприятие в День защитника Отечества, в День Победы, в День начала
Великой Отечественной войны, в День Военноморского флота и т. д., так и как
элемент торжественного вечера, встречи с ветеранами, слета красных
следопытов, митинга, торжественной линейки.
Ритуал «Возложение гирлянды Славы». Гирлянда Славы – символ
бессмертия боевых подвигов прадедов, дедов и отцов; символ верности боевым
традициям нашего народа. Изготовленные из живых цветов, ветвей дума, ели,сосны и обвитые гвардейской или просто красной лентой, гирлянды Славы
возлагаются в дни гибели героев, в дни памятных торжеств к памятникам,
обелискам, мемориалам, братским могилам, Вечному огню. В эти дни в школах
могут пройти торжественные построения, линейки памяти, на которых выступят
ветераны войны, учителя, воспитанники и их родители, гости из воинских частей.
Директор школы или Музея боевой славы зачитывает решение совета школы или
совета музея о том, кому доверено право возложить гирлянду Славы к
памятному месту. После торжественного построения или линейки их участники
во главе с ритуальной группой направляются к месту, где будет возложена
гирлянда. Если школа находится далеко от какихлибо памятных мест, то группа
отправляется на машине или автобусе вместе с представителями от учителей,
воспитанников, ветеранов, родителей и др. участников торжественного акта.
Ритуал почетного караула может быть установлен по решению совета
школы или совета Музея боевой славы в День защитника Отечества и День
Победы у портретов героев, мемориальных досок, памятников и обелисков,
мемориалов и братских захоронений, у Вечного огня. В зависимости от
продолжительности несения караула формируется количество смен. В каждой
смене – два или четыре человека. Смена производится через каждые 10–15
минут. Выход на пост может сопровождаться звуками горна, барабанной дробью
(на старых пластинках с сигналами пионерского горна и барабана можно найти
специальную мелодию «Поверка героев»). Участникам почетного караула
выдаются памятные удостоверения. Группы почетного караула должны быть
одеты в парадную или специально сшитую форму.
3. Передача традиций от старших поколений к младшим.
Кто не знает, не помнит героического прошлого, тот не может быть духовно
богатым. Вот почему так важно сделать традицией передачу героических
традиций прошлого каждому новому поколению. В систему данного вида
деятельности может входить:
– сбор материалов и создание книг, посвященных продолжению трудовых и
воинских традиций в семьях воспитанников, педагогов, жителей микрорайона –
«Продолжение ратных и трудовых традиций в нашей семье»;
– встречи с представителями трудовых и военных династий
соотечественников;
– разработка и реализация ритуалов передачи традиций от победителей –
наследникам Победы: «Подвиг наш детям и внукам в наследство», «Трудовую
славу детям и внукам в наследство»;– встреча старшего поколения с поколением юным – «Оставляем вам в
наследство»;
– проведение акций «Священной памяти верны!»;
– проведение парадов победителей и их наследников – «Салют, Победа!»;
– установление памятников, обелисков, памятных знаков и шефство над
ними;
– шефство над памятниками, обелисками, братскими захоронениями,
мемориалами;
– проведение эстафеты добрых дел наследников трудовых и ратных подвигов
прадедов, дедов, отцов.
Сохранению и умножению героических традиций старших поколений
способствует следующее:
– возрождение шефских связей воинских частей и подразделений с
образовательными учреждениями;
– проведение дней открытых дверей в воинских частях;
– возрождение боевых искусств народов России и систем воспитания
мальчиков, юношей, мужчин (например, «Русская здрава»), организация клубов
для подростков и юношей;
– работа военноисторических и военнопатриотических клубов;
– работа профильных объединений: «Юные защитники Отечества», «Друзья
Российской армии», «Юные друзья пограничников» (ЮДП), «Юные спасатели»,
«Юные моряки», отряды юной морской пехоты, «Юный десантник» и др.;
– проведение военноспортивных соревнований, военизированных походов,
эстафет: «Будем ловки и сильны, как защитники страны», «Пароль: "Верность!
Отвага! Честь!"»;
– проведение слетов юнармейцев и «орлят» разных поколений;
– организация работы «Школ юнармейцев» и «Юнармейских гарнизонов»;
– организация военноспортивных игр «Зарничка» (для учащихся начальной
школы), «Зарница» и «Орленок»;
– проведение летних сборов, летних лагерей для военнопатриотических
клубов, профильных объединений, юнармейцев и др.;
– проведение слетов, эстафет поколений: «Подвиг прадедов, дедов, отцов –
сыновьям и внукам в наследство», «Священной памяти верны!»;
– проведение слетов, встреч настоящих мужчин: «Всегда отличали героев
Отчизны верность, отвага и честь!»;
– проведение учебных сборов с призывной молодежью;– проведение спартакиад по военноприкладным видам спорта;
– проведение месячников и декад оборонномассовой работы, молодежных
турниров «Равнение на Победу!»;
– проведение смотров строя и песни, смотровпарадов среди военно
патриотических клубов, кадетских образовательных учреждений;
– маршброски по маршрутам, связанным с героической историей малой
родины, родного края;
– организация системной переписки учащихся ОУ с выпускниками,
служащими в рядах Вооруженных сил РФ, в миротворческом контингенте войск
(акции «Письмо солдату», «Наши поздравления нашим защитникам!», «Подарок
защитнику Отечества»);
– организация экскурсионных поездок по местам героических событий;
– проведение Вахты памяти.
З а д а н и е :
Домой с войны шагал солдат,
А в ранце нес он целый сад.
Мечтал он, как домой придет
И пот войны с лица сотрет.
Потом лопату он возьмет,
И день и ночь готов подряд
Лелеять землю, ладить сад.
У нас есть прекрасная возможность реализовать на деле мечту солдата.
Посадим в канун Великого Дня Победы в своих школьных дворах, в
микрорайонах школы, в селах, деревнях, городах и городках деревья, озеленим
аллеи, скверы и парки. В честь воиновпобедителей – дубки, символизирующие
крепость духа, мужество и доблесть; в честь женщин военной поры – березки, в
честь погибших – плакучие ивы, а в честь наследников Победы – клены и
тополя. А на своих собственных дачах посадим деревья в честь родных и
близких – участников той далекой Великой войны. Будем ухаживать за ними,
чтобы каждое деревце выжило и всегда напоминало нам о великих героических
событиях в истории нашего Отечества.
О т н о ш е н и я
В результате формируются уважительные отношения к традициям народа,
желание их возрождать и следовать им в своей жизни.ПРИЛОЖЕНИЕ
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУДРОСТИ
В. А. Сухомлинский:
«От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу
своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к
общественным интересам, к труду на благо Родины...
Сила духа как нравственная доблесть начинается с веры в нравственные
святыни нашего Отечества, народа. Ни во что не верящий человек не может быть
ни духовно сильным, ни нравственно чистым, ни мужественным. Вера в эти
святыни дает маленькому человеку исключительно ценные духовные качества:
видение и чувствование большого мира общественной жизни, стремление жить в
этом мире».
СПРАВОЧНОЕ БЮРО
Традиции – это некий обобщенный опыт трудовой и социальной
деятельности коллектива, группы. Этот опыт передается из поколения в
поколение.
Героические традиции народа – часть духовного наследия народа,
концентрация трудового, военного опыта народа. В них выражены наиболее
устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести
передаются из поколения в поколение.