Урок литературы в 9 классе
МКОУ «Мичуринская СОШ»
Тема: «Психологизм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»».
Домашнее задание к уроку:
Найдите в романе, перечитайте и проанализируйте следующие фрагменты текста:
а) внутренний монолог Печорина, начинающийся со слов: «Я часто себя спрашиваю…» (повесть «Княжна Мери», 3-го июня);
б) описание Печориным дороги к месту дуэли с Грушницким (повесть «Княжна Мери»);
в) портрет Печорина в повести «Максим Максимыч».
Цель:
- назвать общественную проблему, которая привела к возникновению психологического романа;
- определить понятие «психологизм» в литературном произведении;
- проанализировать приёмы изображения психологии Печорина;
- сформулировать и высказать самостоятельное суждение о психологизме как принципе изображения других героев романа.
I. Мотивация.
Вы прочитали роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Что вы можете сказать о жанровой особенности романа?
Критики определяют этот роман как социально-психологический.
Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?
Что вы можете сказать о жанрово-видовой принадлежности романа?
О новаторстве Лермонтова в этой области?
Вывод: Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» – это первый в русской литературе психологический роман.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Исследование новой информации.
(Рабочий лист №1.)
Вопросы перед прочтением:
1).Какая общественная проблема привела к возникновению нового жанра в литературе 30-х годов XIX века?
2).Почему, на ваш взгляд, Лермонтов берется за создание психологического романа?
IV. Интерактивные упражнения.
Работа в группах.
(Рабочий лист №2, фрагменты текста романа.)
Вопросы:
1).Дайте определение понятия «психологизм» в литературе.
2).Как связана композиция романа и смена рассказчиков с показом внутреннего мира героя?
3).Каково внутреннее состояние Печорина, мотивы его действий и намерений?
4).Как вы считаете, является ли данный пейзаж чисто описательным, или он может рассматриваться как психологический?
5).Как строится портретная характеристика героя?
V. Новый продукт.
Самостоятельные суждения учащихся в ответе на вопрос «Как М.Ю.Лермонтов рисует внутренний мир Печорина?» («Изнутри», «извне» или только называя чувства?).
VI. Рефлексия.
Что вы можете сказать об эффективности использования психологизма в обрисовке образов литературных героев?
Домашнее задание:
Письменный ответ на вопрос
«Распространяется ли психологизм как принцип изображения и на второстепенные персонажи романа?» ( Рассмотрите под этим углом зрения письмо Веры из повести «Княжна Мери».
Рабочий лист №1
Задание.
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:
1).Какая общественная проблема привела к возникновению нового жанра в литературе 30-х годов XIX века?
2).Почему, на ваш взгляд, Лермонтов берется за создание психологического романа?
«Герой нашего времени» - первый в русской прозе «личный» (по терминологии, принятой во французской литературе) или «аналитический» роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь, рассмотренная изнутри как процесс. Этот художественный «психологизм», характерный для русской и французской литературы 30-х годов XIX века, был результатом глубоких общественно-исторических потрясений.
В 1829г., когда Лермонтову было 15 лет, а Пушкину – 30, надежды на конституцию, республику, освобождение народа рухнули. Николай-I запомнил уроки 1825г. и не только отправил декабристов на виселицу, но и принял меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Деятельность для людей этой эпохи сводилась к повиновению. Атмосфера мысли, споров, надежд сменилась атмосферой страха и безнадежности.
Этот дух скептицизма нашел своё отражение в образе главного героя романа.
Б.И.Турьянская
Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века – временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов даёт в стихотворении «Дума». Поэтому «герой нашего времени» - это герой 30-х годов.
Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.
Н.В.Беляева
Рабочий лист №2
Задание.
Внимательно прочитайте фрагменты критических статей и, опираясь на текст романа, дайте аргументированный ответ на вопросы:
1).Что понимается под «психологизмом» в литературе?
2).Как связана композиция романа и смена рассказчиков с показом внутреннего мира героя?
3).Каково внутреннее состояние Печорина, мотивы его действий и намерений?
4).Как вы считаете, является ли данный пейзаж чисто описательным, или он может рассматриваться как психологический?
5).Как строится портретная характеристика героя?
Роман «Герой нашего времени» является первым психологическим романом в русской литературе.
Под психологизмом понимается художественное изображение внутреннего мира персонажей, т. е. их мыслей, переживаний, желаний, чувств. Автор может сообщить читателю о мыслях и чувствах персонажей, во-первых, при помощи изображения характеров «изнутри», т.е. выявляя внутренний мир героя через его внутреннюю речь, через образы, возникающие в памяти и воображении, во-вторых, «извне» - через внешние проявления состояния героя (речь, мимику, жесты и поступки) и, в-третьих, через называние чувств, которые не показаны.
Однако Лермонтов использует чаще всего первую, прямую форму – непосредственное изображение внутренней жизни человека, прежде всего Печорина, и передаёт эти процессы в виде внутреннего монолога и диалога, психологического самоанализа.
И.А. Подругина
Для Лермонтова важно обнаружить скрытые мотивы поведения, причины душевного состояния, что обусловило т особую структуру повествования и, в частности, смену рассказчиков…
А.Б. Есин
Временная дистанция между переживанием и рассказом о нем позволяет рационально осмыслить и проанализировать психологическое состояние, разобраться в нем, взглянуть на него со стороны, поискать причин и объяснений. Иными словами, картина внутреннего мира предстает перед нами уже «обработанной», опосредованной последующими размышлениями Печорина над ней.
А.Б. Есин
Лермонтов часто изображает внутренний мир персонажа и с помощью пейзажа, который в этом случае, кроме описания места действия, обстановки, выполняет и психологическую функцию.
И.А. Подругина
Пейзажи окрашиваются в соответствующие тона и краски не по тому, как они рисуются самому автору, а как воспринимаются героем, находящимся в совершенно определённом настроении и видящим именно то, что он чувствует в данный момент. Это как раз и приводит к тому, что природа активно включается в сферу психологической деятельности и реакций Печорина, становится неотделимой от его чувств, самых интимных движений души, независимо от того, оформилось это чувство в мысли и слове (т.е.в раздумье и речи) или не оформилось. Именно потому Лермонтов часто мысли и слова Печорина как бы заменяет картинами природы, вкладывая в их лирику тончайшие нюансы настроения героя. «…» А смена мысли, поворот настроения Печорина тотчас же скажутся не ярким словом или нарочитой деталью, а игрой света и теней, тонов и оттенков. Природа, как и человек, то затуманится, то просияет.
Е. Соллертинский
Портрет героя в романе не является изображением только его внешности. Лермонтов даёт при этом и индивидуально-психологическую характеристику. Портрет строится по определённой схеме: вначале даются внешние признаки, затеи – признаки, характеризующие внутреннюю сущность персонажа. Далее – небольшой характерный эпизод и после этого персонаж включается в сюжетную канву повести.
И.А. Подругина
ПРОВЕЛ: Габибуллаев Х.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.