"Герой нашего времени"
Оценка 4.8

"Герой нашего времени"

Оценка 4.8
docx
11.02.2021
"Герой нашего времени"
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.docx

Урок литературы в 9 классе

                  МКОУ «Мичуринская СОШ»

 

Тема: «Психологизм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»».

 

Домашнее задание к уроку:

Найдите в романе, перечитайте и проанализируйте следующие фрагменты текста:

а) внутренний монолог Печорина, начинающийся со слов: «Я часто себя спрашиваю…» (повесть «Княжна Мери», 3-го июня);

б) описание Печориным дороги к месту дуэли с Грушницким (повесть «Княжна Мери»);

в) портрет Печорина в повести «Максим Максимыч».

Цель:

- назвать общественную проблему, которая привела к возникновению психологического романа;

- определить понятие «психологизм» в литературном произведении;

- проанализировать приёмы изображения психологии Печорина;

- сформулировать и высказать самостоятельное суждение о психологизме как принципе изображения других героев романа.

I. Мотивация.

Вы прочитали  роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Что вы можете сказать о жанровой особенности романа?

Критики определяют этот роман как социально-психологический.

Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

Что вы можете сказать о жанрово-видовой принадлежности романа?

О новаторстве Лермонтова в этой области?

 

Вывод: Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» – это первый в русской литературе психологический роман.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Исследование новой информации.

(Рабочий лист №1.)

Вопросы перед прочтением:

1).Какая общественная проблема привела к  возникновению нового жанра в литературе 30-х годов XIX века?

2).Почему, на ваш взгляд, Лермонтов берется за создание психологического романа?

IV. Интерактивные упражнения.

Работа в группах.

(Рабочий лист №2, фрагменты текста романа.)

Вопросы:

1).Дайте определение понятия «психологизм» в литературе.

2).Как связана композиция романа и смена рассказчиков с показом внутреннего мира героя?

3).Каково внутреннее состояние Печорина, мотивы его действий и намерений?

4).Как вы считаете, является ли данный пейзаж чисто описательным, или он может рассматриваться как психологический?

5).Как строится портретная характеристика героя?

V. Новый продукт.

Самостоятельные суждения учащихся в ответе на вопрос «Как М.Ю.Лермонтов рисует внутренний мир Печорина?» («Изнутри»,  «извне» или только называя чувства?).

VI. Рефлексия.

Что вы можете сказать об эффективности использования психологизма в обрисовке образов литературных героев?

Домашнее задание:

Письменный ответ на вопрос

«Распространяется ли психологизм как принцип изображения и на второстепенные персонажи романа?» ( Рассмотрите под этим углом зрения письмо Веры из повести «Княжна Мери».

 

Рабочий лист №1

Задание.

 Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1).Какая общественная проблема привела к  возникновению нового жанра в литературе 30-х годов XIX века?

2).Почему, на ваш взгляд, Лермонтов берется за создание психологического романа?

  «Герой нашего времени» - первый  в русской прозе «личный» (по терминологии, принятой во французской литературе) или «аналитический» роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь, рассмотренная изнутри как процесс. Этот художественный «психологизм», характерный для русской и французской литературы 30-х годов XIX века, был результатом глубоких общественно-исторических потрясений.

  В 1829г., когда Лермонтову было 15 лет, а Пушкину – 30, надежды на конституцию, республику, освобождение народа рухнули. Николай-I запомнил уроки 1825г. и не только отправил декабристов на виселицу, но и принял меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Деятельность для людей этой эпохи сводилась к повиновению. Атмосфера мысли, споров, надежд сменилась атмосферой страха и безнадежности.

 Этот дух скептицизма нашел своё отражение в образе главного героя романа.

Б.И.Турьянская

Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века – временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов даёт в стихотворении «Дума».          Поэтому «герой нашего времени» - это герой 30-х годов.

  Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.

Н.В.Беляева

 

 

 

 

 

 

 Рабочий лист №2

Задание.

Внимательно прочитайте фрагменты критических статей и, опираясь на текст романа, дайте аргументированный ответ на вопросы:

 

1).Что понимается под  «психологизмом» в литературе?

 

2).Как связана композиция романа и смена рассказчиков с показом внутреннего мира героя?

3).Каково внутреннее состояние Печорина, мотивы его действий и намерений?

4).Как вы считаете, является ли данный пейзаж чисто описательным, или он может рассматриваться как психологический?

5).Как строится портретная характеристика героя?

 

 Роман «Герой нашего времени» является первым психологическим романом в русской литературе.

 

   Под психологизмом понимается художественное изображение внутреннего мира персонажей, т. е. их мыслей, переживаний, желаний, чувств. Автор может сообщить читателю о мыслях и чувствах персонажей, во-первых, при помощи изображения характеров «изнутри», т.е. выявляя внутренний мир героя через его внутреннюю речь, через образы, возникающие в памяти и воображении, во-вторых, «извне» - через внешние проявления состояния героя (речь, мимику, жесты и поступки) и, в-третьих, через называние чувств, которые не показаны.

   Однако Лермонтов использует чаще всего первую, прямую форму – непосредственное изображение внутренней жизни человека, прежде всего Печорина, и передаёт эти процессы в виде внутреннего монолога и диалога, психологического самоанализа.

И.А. Подругина

Для Лермонтова важно обнаружить скрытые мотивы поведения, причины душевного состояния, что обусловило т особую структуру повествования и, в частности, смену рассказчиков…

А.Б. Есин

Временная дистанция между переживанием и рассказом о нем позволяет рационально осмыслить и проанализировать психологическое состояние, разобраться в нем, взглянуть на него со стороны, поискать причин и объяснений. Иными словами, картина внутреннего мира предстает перед нами уже «обработанной», опосредованной последующими размышлениями Печорина над ней.

А.Б. Есин

Лермонтов часто изображает внутренний мир персонажа и с помощью пейзажа, который в этом случае, кроме описания места действия, обстановки, выполняет и психологическую функцию.

 И.А. Подругина

 

Пейзажи окрашиваются в соответствующие тона и краски не по тому, как они рисуются самому автору, а как воспринимаются героем, находящимся в совершенно определённом настроении и видящим именно то, что он чувствует в данный момент. Это как раз и приводит к тому, что природа активно включается в сферу психологической деятельности и реакций Печорина, становится неотделимой от его чувств, самых интимных движений души, независимо от того, оформилось это чувство в мысли и слове (т.е.в раздумье и речи) или не оформилось. Именно потому Лермонтов часто мысли и слова Печорина как бы заменяет картинами природы, вкладывая в их лирику тончайшие нюансы настроения героя. «…» А смена мысли, поворот настроения Печорина тотчас же скажутся не ярким словом или нарочитой деталью, а игрой света и теней, тонов и оттенков. Природа, как и человек, то затуманится, то просияет.

Е. Соллертинский

 

 

Портрет героя в романе не является изображением только его внешности. Лермонтов даёт при этом и индивидуально-психологическую характеристику. Портрет строится по определённой схеме: вначале даются внешние признаки, затеи – признаки, характеризующие внутреннюю сущность персонажа. Далее – небольшой характерный эпизод и после этого персонаж включается в сюжетную канву повести.

И.А. Подругина

 

 

 

ПРОВЕЛ: Габибуллаев Х.А.


 

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Вывод: Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» – это первый в русской литературе психологический роман

Вывод: Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» – это первый в русской литературе психологический роман

Рабочий лист №1 Задание.

Рабочий лист №1 Задание.

Рабочий лист №2 Задание.

Рабочий лист №2 Задание.

Печорина над ней. А.Б. Есин

Печорина над ней. А.Б. Есин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2021