ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«Я солнце пил, как люди воду…»
Когда мы шли в далекие края,
«Куда?» не задавал вопросов я
Я спрашивал: «Когда назад вернемся?» –
Там осталась родина моя…
«Поэзия без родной земли, без родной почвы – это птица без гнезда», – говорил Расул Гамзатов. Свежесть восприятия жизни, умение сердечно и выразительно рисовать людей и природу родного края всегда отличают поэзию Гамзатова. Творчество Расула Гамзатова колоритно украсило мужественный образ Дагестана ореолом высокой духовности и культурной самобытности. Вместе с тем оно значительно расширило жанровую палитру национальной литературы. С Гамзатовым литература Дагестана прошла огромный путь и заняла достойное место в мировой культуре.
Поэт всегда был большим гуманистом. Его творчество переполнено любовью к жизни, людям, земле, миру, он был беспощадным борцом против злого, низкого, ничтожного на земле. Расул Гамзатов обрел звонкую лиру поэта, наследуя богатые самобытные поэтические традиции и родного аварского и всех братских народов Дагестана.
Творчество поэта завидно самобытное, подлинно национальное по своему облику и складу. Его корни уходят вглубь духовного бытия горцев - прежнего и современного. Поэт с жадностью и азартом открывает свой народ для себя, познавая его самозабвенно, любуется им.
Его герой страстно любит свою Родину, с безграничной любовью относится к своей матери, беспамятно влюблен в прекрасных женщин, встречающихся на его пути. Но первая его страсть, первое чувство, первая любовь – Дагестан. В этом понятии сосредоточиваются самые сокровенные мысли, и чаяния поэтической души Расула Гамзатова.
Ненависть к тому, что препятствует его любви, восстает против нее, только усиливает это беспредельное чувство. И горе тому, кто посягнет на эту великую страсть:
Мне все народы очень нравятся.
И трижды будет проклят тот,
Кто вздумает, кто попытается
Чернить какой-нибудь народ…
Верным любимому Дагестану остался поэт до конца своего творческого пути. Его поэзия всегда останется гимном Страны гор.
Дагестан не просто географическое понятие.
У него… есть общая история, общая судьба, общие горести и радости.
Р.Гамзатов «Мой Дагестан»
«МЫ ДРУЖБОЙ НАРОДОВ СИЛЬНЫ»
СОДЕРЖАНИЕ:
I.Вступление.
II.Исторические сведения об межэтнических взаимоотношениях народов Дагестана.
III.Единство дагестанских народов во время иноземных нашествий.
IV.Значение дагестанской литературы в объединении народов.
V.Единство народов Дагестана перед угрозой международного терроризма.
I. На протяжении многих веков на территории Дагестана компактно проживало около ста национальностей и народностей, которые, наряду с общедагестанскими культурно-бытовыми ценностями, располагали богатыми национальными культурами и традициями. С древних времен дагестанская земля и являлась частью Кавказкой Албании, и пережила нашествия многих кочевых племен, и страдала под ударами монголов, и была обескровлена нашествием Тимура, и боролась за сохранение собственной культуры даже с прародителями нашей исламской веры-арабами. Но даже в свете новой истории, оказавшись в составе Российского государства, после полувековой борьбы за независимость, Дагестан сохранил свои многовековые культурные традиции, обогатил свою сокровищницу высокими достижениями в искусстве, литературе, спорте и во многих других областях жизнедеятельности. Народы Дагестана-это миролюбивые труженики, славные своим гостеприимством. Современный Дагестан-это многонациональная светская республика в составе Российской Федерации.
II.За всю многовековую историю Дагестана не было случаев межэтнической розни между многочисленными народами, населяющими нашу республику. Но следует отметить, что имели место столкновения и уничтожения целых тейпов и родов, из-за ныне изжившего себя обычая кровной мести. Такие исторические свидетельства не следует относить к общенародным или же сверять их с проблемами межэтнического масштаба, так как кровная месть-это обычай личностного характера и имела место в истории многих народов, населяющих нашу планету. В целом, история Дагестана-это история народа, единого и в горе, и в радости.
Проживая на сравнительно небольшой территории, народы Дагестана с давних времен тесно связаны между собой. В результате этого почти все народы имеют общие праздники, похожие и даже перенятые традиции культурно-бытового и трудового характера. Даже столь разнообразные и многочисленные языки Дагестана имеют в своем составе слова взятые из общедагестанского языка. Это означает, что все мы когда-то говорили на одном языке, которая в свою очередь берет истоки из древнеалбанского языка. Но горный ландшафт, тяжелые для переходов дороги в горах, особенно в зимнее время, оседлый образ жизни горцев привели к своеобразной языковой изоляции. И на протяжении многих веков сложились языки, разделившие нас на множество народностей. Все эти народности составляют сегодня наш общедагестанский народ.
Дагестанский народ поддерживал тесные контакты с ближайшими странами Закавказья, а также с народами Ближнего Востока. Исторические источники свидетельствуют, что «Дагестан был тесно связан со странами Кавказа, мусульманского Востока, Поволжья, Средней Азии, с Древней Русью. Торговые, культурные, политические, контакты способствовали развитию всех этих стран.».1 Народы Дагестана в разные исторические эпохи оказывали помощь своим ближним соседям грузинам в борьбе с персами и турками-сельджуками. Кавказский хребет не был непреодолимой преградой, и через многочисленные перевальные пути дагестанцы и грузины поддерживали связи между собой. Тесными были и связи с Азербайджаном. С древних времен велся обмен опытом по ремеслу, часто строители с Азербайджана приглашались в Дагестан для строительства различных сооружений. Так в 1369 году была реставрирована Джума-мечеть города Дербента мастером Таджуддином из Баку. Таким образом, можно сказать, что дагестанцы имеют богатый опыт сотрудничества с дружественными народами Кавказа.
_________________________________________________________________________________________ 1 М.С.ГАДЖИЕВ «История Дагестана с древнейших времен до XVI века».М.2009г.с.121
III. Находясь на перепутье Великого шелкового пути, на протяжении веков Дагестан оказывался объектом влияния сильных государств, враждебно настроенных кочевников. Все эти обстоятельства укрепляли внутреннюю сплоченность дагестанских народов. Многие завоеватели натыкались на ожесточенное сопротивление объединенных сил горцев.
История хранит немало свидетельств единства народов Дагестана, которому не помешали внутренние размолвки, иноземные завоеватели, пытавшиеся натравить одни дагестанские народы на другие. Крепкими были и экономические связи - население горных районов поставляло скотоводческие товары, равнинные районы Дагестана служили своего рода житницей.
Теснее дагестанские горцы сплачивались в периоды иноземных нашествий. Перед смертельной опасностью ранее враждовавшие общества, отбросив свои распри, вместе выступали против врага. Согласно данным историографа Надир-шаха Мухаммед Казима, «во время сражения в Табасаране на помощь местным жителям пришли аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы.»1 Сопротивление дагестанских народностей вылилось в настоящую народную войну, завершившуюся разгромом полчищ Надир-Шаха.
Недалеко от нашего села, возле селения Бургимак, есть холм, где завоеватели учинили страшную казнь. Женщин, детей, стариков бросали под копыта коней. Видя такое, горцы забывали о свих старых обидах, которые чаще всего возникали из-за пользования пастбищ и земельных угодий и объединившись били врагов.
Так было и в славную эпоху национально-освободительных войн против царизма. В стане имама Шамиля сражались представители многих дагестанских народов, а также чеченцы, имеющие тесные дружественные связи с аварцами и объединенные общей верой.
Вся история Дагестана-это бесконечная борьба за существование, за сохранение своей национальной культуры за свободу горного края.
1 Е.НИКОЛАЙЧУК статья «День единства народов Дагестана» 2012 г. http://www.vestikavkaza.ru
IV. Важное и многозначительное место в истории Дагестана занимает дагестанская литература. Говорят, литература-зеркало жизни. Литература является естественным отражением всевозможных жизненных проявлений: социально-экономических, политических, национальных связей и отношений. Она выражает общегуманистические устремления, достижения нравственного сознания, эстетики и интеллекта, которые играют важную роль в духовной интеграции народа.
«Отражение всего того, что связано с ценностным потенциалом каждого народа, каждой национальной литературы есть не что иное, как художественное обретение интеллектуальной, нравственной, эстетической сокровищницы ценностей национальной культуры и литературы. Все это и лежит в основе сближения и взаимообогащения различных литератур и народов, - в данном случае, народов Дагестана.»1
Богатые традициями литературы дагестанских народов слились воедино и создали общедагестанскую литературу, известную читателю далеко за пределами Дагестана и России.
Во многих странах теперь знают имя Р.Гамзатова, ставшего символом Страны гор. Многие люди планеты теперь знают о его «белых журавлях». А книга «Мой Дагестан» по праву является энциклопедией дагестанского жизни, дагестанского образа мышления.
«Мой Дагестан» напоминает яркий многокрасочный ковер и, как пишет в конце первой книги сам Гамзатов, «ковер этот закончен и разостлан, чтобы увидели его впервые все сразу.
Эта книга стала достоянием нашего народа, настольной книгой для потомков, которые могут гордиться своим народом, своей историей и богатыми традициями объединяющими всех нас. Мы-народ с великим прошлым. А наше будущее в сохранении всего святого за что умирали наши предки.
1 Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. - М, 1986.С.З-4.
V. Указом президента Дагестана от 6 июля 2011 года М.Магомедова 15 сентября объявлен Днем единства народов Дагестана.
Дагестанский
народ с заслуженной гордостью отмечает этот праздник как свидетельство
многовекового единства в общей борьбе.
Дело не в том, что единства у нас
в Дагестане не было и оно может появиться лишь после учреждения такого
праздника. Единство у нас было, начиная со времен вольных обществ и нашествия
полчищ Надир-шаха, разбитого объединенными силами народов Дагестана, и кончая
вторжением международных бандформирований в 1999 году, также разбитых общими
усилиями воинов Российской армии и дагестанцев.
Частые в современном обществе проявления терроризма коснулись и нашей республики, и мы даже оказались сегодня в эпицентре противоборства радикальных исламистов и силовиков.
Мне тяжело делать какие-то выводы в сложившейся ситуации, но с полной уверенностью могу сказать, что никакая религия в мире не проповедует насилие. Многие события, связанные с действиями террористов показали, что зло порождает зло. Страдает мирное население, гибнут дети. Многие из нас верны своей вере, почитают законы ислама, но убивать ни в чем не повинных людей не соответствует канонам ни одной веры в мире.
Я думаю дагестанский народ сделал свой выбор и в этой тяжелой для всей страны ситуации. Мы едины и выступаем против террора и насилия. Мирное сосуществование в огромной семье российского народа-это единственно верный выход для трудолюбивого дагестанского народа. Дружба и единство всегда спасали наши народы в тяжелые времена, и именно единство спасет наш народ от тяжелых последствий и сегодня.
В заключении хочу сказать, что мечта каждого человека достойно прожить жизнь. Чтоб наши мечты воплотились в жизнь, мы должны совершенствовать себя, впитать в себя все лучшие качества своего народа, знать и любить свою историю. Нужно всегда помнить, наше счастье-в счастье родного народа. И только дружба и единство помогут нам достичь новых высот в жизни. А дружба всегда будет залогом мира на земле, залогом мирного труда во имя новых достижений.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.