Обращение и знаки препинания при нем
Оценка 4.7

Обращение и знаки препинания при нем

Оценка 4.7
docx
11.02.2021
Обращение и знаки препинания при нем
Обращение и знаки препинания при нем.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мичуринская СОШ»

Дербентского  района   Республики Дагестан

Методическая разработка открытого урока русского языка в 8 классе

«Обращение и знаки препинания при нём»


Составил:
Габибуллаев Х.А.
учитель русского языка и литературы МКОУ «Мичуринская СОШ»
2018 год

Конспект урока   русского языка в 8 классе

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование с использованием активных форм работы.

Цели урока:

Познавательные: знакомство со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания). Умение находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

Развивающие: развитие устной речи обучающихся, развитие умения выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

Воспитательные: воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда, воспитание уважительного отношения к русскому языку

Средства обучения: ПК, интерактивная доска, презентация. Рабочие листы.

Методическое назначение средств ИКТ- источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.

Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский. 

Планируемые образовательные результаты.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.

Учебник: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.  Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2016

Дата проведения урока: 16 марта 2018 г.

 

Ход урока

 

I. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия учебного материала.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята!

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

-Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

 

Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Вместо тетради сегодня мы воспользуемся рабочими листами, подпишите ихВ рабочих листах вы будете делать необходимые записи, выполнять задания. В конце урока сами выставите себе оценки.

 

На доске проецируется отрывок из произведения. Назовите автора этого произведения и его название.

 

- Батюшка! Петр Андреевич! – кричал дядька. – Не покинь меня на старости лет среди этих мошен…»

- А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. – Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.

- Спасибо, государь, спасибо, отец родной! – говорил Савельич усаживаясь.

 

Беседа с классом:

 

- Из какого произведения этот отрывок, кто автор? (А. Пушкин «Капитанская дочка»)

- Назовите слова, с которыми герои обращаются друг к другу (Батюшка, Петр Андреевич, старый хрыч, государь, отец родной)

- Как называются эти слова? Как называются слова, с которыми мы обращаемся к кому-нибудь с речью?

- Что такое обращение?

II. Определение темы и целей урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока и какие вопросы нам необходимо рассмотреть, чтобы понять, что это за синтаксическая единица – обращение. Сформулируйте тему и цели урока. (Учащиеся определяют тему и основные вопросы).

(Вспомнить, что такое обращение, мы должны научиться находить его в тексте, правильно ставить знаки препинания.)

- Запишите тему сегодняшнего урока в свои рабочие листы. «Обращение и знаки препинания при нём». 

 

III. Актуализация ранее изученных знаний.

-Что мы с вами уже знаем об обращении?

Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера (работа в группах, консультации друг с другом)

 

      

 

IV. Изучение нового материала.

Дополним наши сведения, прочитав теоретический материал учебника.

Работа над теоретическим материалом. (§ 57)

 

Практическая работа по теме урока.

1. Запишите предложения под диктовку в свои рабочие листы. Определите, чем является слово «красавица» в обоих предложениях.

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной ... (А. Пушкин)

Пройдет любовь, настанет скука,

Красавица полюбит вновь. («Кавказский пленник» А.Пушкин)

Вывод.

- В каком предложении слово «красавица» играет синтаксическую роль?

- А в каком слово синтаксически не связано с другими членами предложения?

- Чем еще они отличаются друг от друга? Разной интонацией. В первом предложении  -  интонация звательная.

Обращение   грамматически и интонационно обособлено. Какова основная функция обращения? Называние того, к кому обращаемся с речью.

 

2. Расставьте знаки препинания в предложениях, найдите обращения.

1) Барин не прикажешь ли воротиться?

2) Свет ты мой послушай меня старика.

3) Что это сударь с тобой сделалось?

4)  А ты мой батюшка не печалься.

5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.

6) Звезды вы ясны, как счастье моё!

 

3. Работа с аудиофайлами.

Прослушайте отрывки из художественных произведений в аудиозаписи, назовите автора и произведение. Выпишите обращения.

Чехов «Хамелеон» (Окаянная, ребята). «Толстый и тонкий» (Порфирий, Голубчик мой, Миша, Друг детства).

- Какова роль обращений в тексте Чехова? (отношение друг к другу)

Итак, обращения в тексте помогают создать образ героя, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, а также их отношение друг к другу.

 

V. Давайте вместе вспомним «волшебное» правило. (физминутка)

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

 

 4. Распространите обращения прилагательными (см. Слова для справок) и запишите предложения.

(: ) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.

(: ) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.

(: ) мама, я очень скучаю.

Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.

- Почему к каждому из обращений вы подобрали именно то или иное определение?

 

5. Работа в парах.

Придумайте и запишите предложения с обращениями, чтобы в качестве обращений выступали:

- имя, отчество

- наименование по месту жительства;

- родственным или иным отношениям;

- кличка животного

 

6. Упражнение 348.

Списать предложения, выделяя знаками препинания обращения.

 

VI. Рефлексия.

- Ребята, оцените свою работу сегодня на уроке. В рабочих листах продолжите одно из предложенных предложений…. Поставьте себе оценку за работу на уроке. И сдайте свои листы.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

 

VII. Домашнее задание: § 57, написать письмо другу, используя разные обращения. (7-10 предложений)

Спасибо за урок! До свидания, друзья!

Рабочая карта урока русского языка

Ф И:    _______________________________________________________ класс ____ 

Дата:    ________________________________________________________________

Тема:   _________________________________________________________________

  1. Заполните кластер. Запишите известные вам уже сведения об обращении.

 

  1. Запишите предложения под диктовку. Определите, чем является слово «красавица» в обоих предложениях.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Расставьте знаки препинания в предложениях, найдите обращения.

1) Барин не прикажешь ли воротиться ?

2) Свет ты мой послушай меня  старика.

3) Что это сударь с тобой сделалось ?

4) А ты мой батюшка не печалься.

5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.

6) Звезды вы ясны, как счастье моё !

4.    Прослушайте отрывки с обращениями из рассказов Чехова.   Выпишите обращения, которые использует Чехов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Распространите обращения прилагательными (см. слова для справок) и запишите предложения.

(________________) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете.

(________________) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.

(________________) мама, я очень скучаю.

Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.

 

  1. Работа в парах.

Придумайте и запишите предложения с обращениями, чтобы в качестве обращений выступали:

- имя, отчество

- наименование по месту жительства;

- родственным или иным отношениям;

- кличка животного.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Упражнение 348

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рефлексия

сегодня я узнал…______________________________________________________________

было интересно…______________________________________________________________

было трудно…_________________________________________________________________

я выполнял задания…___________________________________________________________

я понял, что…_________________________________________________________________

теперь я могу…________________________________________________________________

я почувствовал, что…___________________________________________________________

я научился…__________________________________________________________________

 

  1. Оценка за работу на уроке

                                                 Оценивает ученик: ____________

                                                 Оценивает учитель: ____________


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мичуринская

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мичуринская

Конспект урока русского языка в 8 классе

Конспект урока русского языка в 8 классе

Ход урока I . Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия учебного материала

Ход урока I . Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия учебного материала

II . Определение темы и целей урока

II . Определение темы и целей урока

Вывод. - В каком предложении слово «красавица» играет синтаксическую роль? -

Вывод. - В каком предложении слово «красавица» играет синтаксическую роль? -

Распространите обращения прилагательными (см

Распространите обращения прилагательными (см

Рабочая карта урока русского языка

Рабочая карта урока русского языка

Распространите обращения прилагательными (см

Распространите обращения прилагательными (см
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2021