Имя числительное как часть речи
Оценка 4.7

Имя числительное как часть речи

Оценка 4.7
docx
11.02.2021
Имя числительное как часть речи
Имя числит как часть речи.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мичуринская СОШ»

Дербентского  района   Республики Дагестан

 

 

Разработка  открытого урока

русского языка в 6 классе

« Имя числительное как часть речи »

 

 

Подготовил:

учитель русского языка и литературы

Габибуллаев Хасбулла Абдуллаевич

 

 

 

с. Мичурино

2017 г.

Тема урока: « Имя числительное как часть речи»

Цели урока:

-дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных;

-формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делая самостоятельные выводы, способствовать развитию культуры речи учащихся;

Тип урока:          комбинированный урок с  использованием ИКТ

 

Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация урока,

                                    карточки, учебник.

 

                              Ход урока

I.                  Организационный момент

II.               Проверка домашнего задания

1.     Проверка домашнего упражнения и замена тетрадей.

2.     Тридцатое января

Классная работа

3.     Слайд 1   Работа на доске. Морфологический разбор прилагательного и существительного.

4.     Работа по карточкам.

 

III.           Слайд 2      Словарная работа

количественный  – кьадарла , лугIи чебиахъуси

порядковый – гьабгIергъидешла

будни – обычные рабочие дни

 

IV.            Актуализация  ранее  изученных  знаний

- Мы уже изучили имя существительное и имя прилагательное . Вспомните, какой  раздел  русского  языка  изучает  части  речи?

(Части  речи  изучает раздел лингвистики - Морфология)

- На  какие  2 группы  делятся   все части  речи  русского языка?

(На самостоятельные и служебные)

- Назовите  самостоятельные части речи. (Имя  сущ, имя прил, глагол, наречие, местоим., причастие, деепричастие, имя числительное)

- А теперь назовите служебные. (предлог, союз, частица)

- Сегодня мы начнем изучение другой части речи.

 V.      Целеполагание

- Курбанатаева  Патимат прочитает загадку.  Новую тему урока определите сами, отгадав загадку:        

                       Быстро предметы оно считает,

                          Строгий порядок при счёте их знает.

                          На два вопроса ответит вам только,

                          Это вопросы «Который? и Сколько?»

                          Цифры частенько его заменяют,

                          Люди его в устной речи склоняют,

                          Часто при этом они ошибаются,

                          Как его звать, кто скорей догадается?

                                                            ( ответ - имя числительное)

 

Слайд 3

-Запишите тему: Имя числительное как часть речи

Слайд 4

- На этом слайде вы видите , чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке.

знать: основные признаки имени числительного

уметь:  классифицировать имена   числительные по грамматическому   значению и структурным особенностям

 

VI.    Формирование  новых знаний.

Слайд 5

Известный писатель К.Г. Паустовский сказал о русском слове так: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…» В русском языке есть слова , называющие числа .

Слайд 6

- Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка, с ними вы знакомились ещё в первом классе, узнавая цифру за цифрой.

-Перед вами числа разряда единиц, заменим их словами и запишем . Обратите внимание на написание безударных гласных в некоторых из них (подчёркивание на экране)

Слайд 7

Что нужно сделать, чтобы определить, какой частью речи  является  слово?

- На какие признаки следует обращать внимание?

     1.Значение слова

     2.Вопросы, на  которые отвечает слово

     3.Морфологические признаки слова

     4.Синтаксическая роль

- Слова первого десятка, с которыми мы работали, являются  количественными именами числительными.  Именно от этих чисел

Фактически и возникает всё многообразие числительных, позволяющих вести счёт.

- А хотите узнать, как появились числительные?  Послушайте сказку - быль Кто подсчитает?  Читает  Магомедова Разият.

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи?  Разговор в конце собрания частей речи.

- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. – Существительное, подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: «Много», и Существительное подхватило:

 - Много!

- Вы же не считали! Или вы не хотите считать?- возмущённо спросил Председатель.

- Уважаемый Председатель! – вступился Глагол. – Существительные не умеют считать по порядку, у него единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

- Но кто же подсчитает  нам голоса? – расстроился Председатель.

- Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

(В.Волина)

- А сейчас Магомедова  Марем  прочитает стихотворение об имени числительном.

- Прослушайте стихотворение. Запишите имена числительные, которые услышали.  Какие это числительные?   
Вместе с другом захотели 
Мы однажды подсчитать: 
Сколько дней у нас в неделе – 
Три, четыре или пять? 
Мы до вечера пыхтели, 
Но найти ответ сумели, 
И ответа нет верней: 
Ровно семь в неделе дней. 
               (ответы детей: три, четыре, пять, семь - количественные)

- Это количественные числительные, которые обозначают количество предметов при счете и отвечают на вопрос: сколько?

Слайд 8

-Иногда  нам необходимо назвать не количество предметов, а их порядок при счёте. Они так и называются – порядковые. На какой вопрос отвечают? (какой?)

-У какой части речи есть похожий вопрос? ( у прилагательного)

-А как различать их? ( У этих частей речи разные значения, прилагательные обозначают признак предмета, а числительные порядок при счёте, вопрос следует задавать  Который по счёту?)

- Обратите внимание, как образовались порядковые  числительные от количественных.  Кроме «первый , второй» образовываются от соответствующих    числительных.

- Вспомните морфологические признаки имени прилагательного. Назовите их.(  род, число , падеж) Проверим наличие этих признаков у числительного. Начнём с падежа и выясним изменяются ли числительные по падежам.

Слайд 9

- Возьмём числительное «шесть» и просклоняем его.

Слайд 10

- Внимательно  изучите  надписи  к рисункам  и  сделайте  вывод о других грамматических признаках. ( Порядковые  числ.  изм.  по  родам и числам, количественные не измен. по  родам и числам,  за исключением числит. «один» и «два». Числительное  «один» измен.   по родам и числам, а числит. «два» измен. только по родам,  причём  форма мужского рода  и  среднего совпадает.)

-Занесём эти данные в таблицу.

 

Слайд 11

- Поговорим о синтаксической роли имен числительных.

 

-Запишем в  таблицу  какими членами предложения  могут быть количественные числительные и порядковые.

 

Физминутка

Раз – подняться,  потянуться.
Два – согнуться,  разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою  три  кивка. 
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на стульчик тихо сесть.

 VII.    Закрепление

Прочитаем новую тему по учебнику.

Слайд 12 

- Посмотрите на таблицу и перечислите основные признаки имени числительного.

Слайд 13 

- Ещё раз проработаем схему группы числительных.  Приведите примеры.

Слайд 14 

- Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.

Меня зовут … . Мне … лет.  Я учусь в … классе.

В нашем классе … человек: … девочек и …

мальчиков. Сегодня по расписанию у нас …

уроков. Сейчас заканчивается … урок.

 

VIII.   Работа по электронному приложению

IX.     Итоги   урока

- С какой частью речи мы сегодня познакомились?

- На какие группы делятся все числительные?

- На какие вопросы отвечают?

X.    Слайд 15   Домашнее задание

     §  39 , упражнение 235.

 

XI.    Слайд 16   Решение ребусов


 

Имя числительное как часть речи

Имя числительное как часть речи

Тема урока: « Имя числительное как часть речи»

Тема урока: « Имя числительное как часть речи»

Назовите самостоятельные части речи

Назовите самостоятельные части речи

Перед вами числа разряда единиц, заменим их словами и запишем

Перед вами числа разряда единиц, заменим их словами и запишем

Но найти ответ сумели, И ответа нет верней:

Но найти ответ сумели, И ответа нет верней:

Поговорим о синтаксической роли имен числительных

Поговорим о синтаксической роли имен числительных

XI . Слайд 16 Решение ребусов

XI . Слайд 16 Решение ребусов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2021