Исследовательская работа содержит все необходимые структурные элементы для подобных работ, а именно - введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения. Причем основная часть включает теоретический и научный аспект.
Содержание работы соответствует целям и задачам исследовательской работы. Основная часть состоит из:
1. История возникновения гидропоники
2. Гидропоника как метод выращивания растений
3. Условия необходимые для выращивания растения с помощью гидропоники
Данная работа имеет большую практическую значимость.Текстовый документ исследовательской работы на тему: Гидропоника как метод выращивания растений
Содержание:
Введение…………………………………………………..………………2
Основная часть:
1. История возникновения гидропоники…………………...………..3
2. Гидропоника как метод выращивания растений…………...…….4
3. Условия необходимые для выращивания растения с помощью
гидропоники…………............……………………………………………5
Экспериментальная часть……………..……………………………...…7
Заключение………………………………………………………….....…8
Библиографический список……………………..…………………...….9
Приложение………………………………………………………..….....11
Введение:
1Многие страны не обладают обширной территорией,
хорошо
приспособленной для выращивания различных культур. При этом, с каждым
годом растет численность населения. Народ нужно как – то кормить. Да,
прогресс зашел далеко, сейчас свежие продукты заменяет химия. Но кому не
хочется иметь на своем столе круглый год свежие, например, овощи и фрукты?
Именно этот вопрос привел человека к созданию гидропоники, которая смогла
доказать, что это вполне возможно.
Актуальность работы: Если представить себе такую картину, что почва
перестанет нести в себе все полезные свойства, то можно будет сразу понять,
что растениям будет угрожать засуха, а человечеству, соответственно, голод.
Каким же образом можно вырастить растения не используя почву как основной
субстрат?
Цель: Показать возможности метода гидропоники и применить его для
выращивания овощной культуры, а именно огурцов.
Задачи:
1. Изучить информационные ресурсы по теме исследования;
2. Изучить метод гидропоники;
3. Разработать раствор и приобрести необходимые компоненты для его
изготовления;
4. Провести наблюдения по выращиванию культуры в гидропонном растворе;
5. Выявить преимущества такого метода;
6. Обобщить результаты эксперимента.
Объектом исследования: метод выращивания растения без почвы.
Предметом исследования является процесс выращивания овощей в
специальном растворе.
Гипотеза: Приступая к исследованию мы предположили, что выращивание
растений методом гидропоники имеет большие преимущества над
традиционными методами.
Методы исследования: эксперимент, наблюдение, сравнение и анализ.
Основная часть
21. История возникновения гидропоники
Известно, что сады Семирамиды в Вавилоне одно из семи чудес света. Их
и считают прародителями данного метода выращивания растений без почвы. Это
чудо света, не что иное, как гидропонный сад.
В Индии растения выращиваются прямо в кокосовом волокне, где корни
растений погружены в воду. Если гидропоника – это новая технология, то она
новая уже тысячи лет.
Название беспочвенного метода возникло в 30х годах ХХ века, но
подобная культура выращивания растений была известна еще ацтекам, древним
египтянам, вавилонянам. Они считали подобную посадку обычным способом,
чтобы растение лучше приспособилось и выросло, даже не догадываясь, что
через несколько сотен лет этот метод получит название Гидропоники.1
Первым, кто пытался объяснить и описать процесс питания растений, был
Аристотель. Он и пришел к выводу, что, пища к растениям поступает уже в
готовом виде. Правда, после смерти ученого, изучение этого вопроса
затянулось, но в 17 в. им упорно занялся Иоганн Ван Гельмонт. Он проводил
множество научных экспериментов, чтобы выяснить, откуда все – таки растения
получают пищу и чем именно они питаются.
Затем в историю развития гидропоники поочередно внесли свои труды
Эдме Мариот, Марчелло Мальпиги, Стефан Хэйлс и Джон Вудворд, которые
говорили о том, что растения для строительства своих клеток используют уже
химически измененные вещества и в этом процессе главную роль играет
кислород.
В 19 веке немецкий агрохимик Юстус фон Либих, который также изучал
принцип питания растений, вывел такое утверждение: «Источник питания
растений – это неорганическая природа». Его труды и помогли ученым
продвинуться в понимании данного вопроса. Растению не нужно тратить
энергию на поиск «питания», в связи с этим корневая система развивается
быстрее, поглощая уже подготовленные элементы. Все сэкономленные усилия
идут на развитие и рост.
В 1856 году два немецких ботаника Ю. Закс и Ф. Кноп впервые вырастили
растения из семян на искусственном растворе, что позволило им предположить,
из каких химических элементов составлен «рацион» растений.
В 1929 г американский профессор фитофизиолог Уильям Герикке, после
удачно проведенных опытов, разработал целую теорию гидропоники и также
начал выращивать овощи в емкостях только теперь уже со своим питательным
раствором. Он первым вывел культуру методом гидропоники в собственной
лаборатории и поставил ее на промышленную основу.
Ввел термин
«гидропоника». Денис Р. Хогланд работал над питательными веществами. В
1933 году он обнародовал формулу своего раствора, известного как «раствор
Хогланда». Эта формула мало изменилась в последующие годы, она по
1[1, с. 36] Кириллова, Е. Гидропоника / Е. Кириллова. // Росмэн – Пресс. 2005. № 1. – С. 35 – 40.
3прежнему остается эталонной для многих исследовательских лабораторий по
растениеводству, которые часто применяют её в своих экспериментах.
Российские ученые Прянишников и Тимирязев занимались разработкой
метода выращивания растений в растворах неорганических соединений. И уже в
1938 1939 гг. в нашей стране впервые были выращены овощи без почвы. 2
Многие современные агрофирмы переходят на гидропонику, причем не
только отечественные, но и такие государства как Япония, Турция, Америка, а в
Чили даже начали освоение пустыни Атакама – одного из самых засушливых и
бесплодных регионов планеты. В Британской Колумбии 90% всей тепличной
индустрии теперь гидропонное.
Гидропоника – не новинка – она просто отличается от прочих методов
выращивания. Она более интересная, со своими особенностями и характерными
лишь для нее чертами.
2. Гидропоника как метод выращивания растений
Метод гидропоники существует уже не один десяток лет, но до сих пор не
всем известно, что же все – таки он из себя представляет.
Гидропоника – метод выращивания различных овощных, цветочных,
ягодных растений без почвы.
На гидропонике выращиваются следующие
культуры: огурцы, томаты, бобовые, зелень – салат, лук, укроп и пр. Таким
способом нельзя вырастить: морковь, свеклу, картофель, редис.
Для каждой культуры подбирают свой способ гидропоники. Существует:
1. Метод периодического затопления.
2. Фитильный. Применяется для выращивания декоративных растений.
3. Метод плавающей платформы. Применяется для небольших растений,
потребляющих большое количество воды.
4. Метод питательного слоя. Является самым дешевым и бесшумным.
5. Аэропоника, принцип которой заключается в том, что растения висят в
воздухе и питаются полезными веществами из водяного пара. Является
самым высокотехнологическим и быстрым методом.
6. Метод капельного полива. Является самым популярным на сегодняшний
день методом гидропоники.3
Гидропонику можно с гордостью назвать технологией будущего. Ведь она
дала возможность выращивать культуры различных растений без применения
почвы. Ведь главным ее достоинством является то, что этот метод относится
намного бережливее к земле и ее ресурсам. К примеру, с помощью нее мы
можем экономить от 70 до 90 процентов воды, в отличие от обычного
садоводства. Ведь, все эти химические элементы носит в себе и наша земля.
Иногда растению все же не хватает некоторых веществ, что в ней располагаются
2 [1, с. 68] Вахмистров, Д. Растения без почвы / Д. Вахмистров. – СПб.: Детская литература, 1965. – 114 с.
3 [1, с. 2] FB .ru – свободный каталог полезной информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http
i v ch m osobennosti свободный. Загл. с экрана.
gidroponik
:// fb . ru / article
/101505/
chto
takoe
4или они в почве отсутствуют вообще. Из – за этого культуры подхватывают
болезни, привлекают к себе паразитов или даже гибнут. Поэтому и используют
растворы с нужными им веществами. Поначалу в гидропонике использовали
только метод водной культуры, но при таком методе корни растения не
получали достаточной дозы кислорода и быстро отмирали. На смену метода
водной культуры пришли другие: агрегатопоника, при которой корни помещают
в такие субстраты как гравий, щебень, песок, керамзит; хемопоника – здесь
субстратом для корней служат верховой торф, мох, опилки и другие материалы;
ионитопоника, где в качестве субстрата выступают ионообменные материалы;
аэропоника, при котором корни обходятся вообще без субстрата, т.к они висят в
темной камере, в воздухе и периодически поливаются нужным раствором.
Основная функция этого субстрата – поддерживать корневую систему и
создавать растению опору.
Появляется возможность управлять ростом растений, изменяя состав
раствора питательных веществ и концентрации кислорода в нем. Человек уже
может управлять ростом растений, а это в несколько раз увеличивает их
урожайность.
Гидропонику легко использовать как на улице под солнцем, так и в
помещениях. Преимущество в закрытых помещениях лишь заключается в том,
что человек, контролируете и управляете сезонами, и он длится все 12 месяцев в
году.
Растения, такие как салат, клубника, при использовании системы
гидропоники могут быть легко подняты на любой удобный для сбора урожая и
ухода уровень – таким образом сбор происходит быстрее и качественнее. Плоды
и ягоды меньше загнивают. Некоторые виды растений лучше плодоносят именно
при использовании системы гидропоники. Появление сорняков сводится к
минимуму, а при правильном подходе и вовсе является нулевым.
3. Условия необходимые для выращивания растения с помощью
гидропоники
Гидропоника подразумевает лишь создание условий, которые благоприятны
для развития корней. Для этого обеспечивается постоянное и правильное
питание корней, их непрерывный контакт с воздухом, создается совокупность
всех оптимальных факторов, таких как влажность и температура. Само растение
размещается на специальной сетке в слое субстрата. Сетка находится на
емкости, наполненной питательным раствором. Именно в этой емкости
размещаются корни. Для корней нужен гравий, песок, мох или другой твердый
субстрат, в котором они укрепляются.
5Затем в этот субстрат подается вода с растворенными в ней веществами.
Далее все это погружается в питательный раствор или, находясь в воздушной
среде, этим раствором периодически опрыскиваются. 4(Приложение 1.)
Наиболее подходящим для выращивания, например, огурцов на
гидропонике является метод периодического затопления. Он подразумевает
собой закрепление корней растения в пористом материале (здесь очень удобно
взять керамзит с щебнем. Керамзит прекрасно впитывает влагу и в случае
необходимости может отдать ее растению), в который периодически добавляют
минеральный раствор.
В системе гидропоник применяют синтетические волокна, которые не
позволяют растворам, что находятся в них, слишком быстро испаряться.
Пористая структура пропускает оптимальное количество кислорода к корням.
Таким образом, субстрат по отношению к растениям становится полностью
инертен.
Главным условием использования гидропоники является питательный
раствор, состоящий из макрои микроэлементов. Кальций, калий, магний,
железо, фосфор, сера и азот. При отсутствии калия, например, останавливается
рост растений. Если исключить кальций, не будет развиваться корневая система.
Без железа и магния не будет хлорофилла, а сера и фосфор помогают в
образовании белков, что не мало важно.
Итак, корни снабжают наземную часть всеми необходимыми питательными
веществами. Полезные минералы могут усваиваться только в растворённом или
разбавленном виде. Если использовать для полива только обычную воду –
растения будут погибать.
Таким образом, гидропоника – это сложная система, которая позволяет
растением получать все необходимые питательные вещества. Благодаря ей
растения получают достаточно питания для их правильного полноценного
развития, что позволяет добиваться стабильности урожая.
4 [1, с. 23] Чесноков, В. А. Выращивание растений без почвы / В. А. Чесноков, Е. Н. Базырина, Т. М. Бушуева, Н.
Л. Ильинская. – СПб.: Издательство Ленинградского университета, 1960. – 169 с.
6Экспериментальная часть
Для изучения метода гидропоники мы попытались вырастить растение.
Известно, для выращивания огурцов на гидропонике используют метод
периодического затопления. Он подразумевает собой закрепление корней
растения в пористом материале. Для создания гидропоники мы использовали
пористый материалпоролон, керамзит. Керамзит прекрасно впитывает влагу и в
случае необходимости может отдать ее растению, в который периодически
добавляют минеральный раствор.
Раствор для гидропоники приготовили из готового удобрения Fertirka
ЛЮКС с добавлением кальциевой селитры, так как для нормального роста и
развития необходимы макро и микроэлементы в соотношении К, Р, N это
основные элементы в соотношении 3:2:2, что соответствовало разведению
используемых комплексных удобрений: азот 1,6%, фосфор 2,0%, калий 2,7%,
железо 0,01 %, бор 0,002, медь 0,001%, марганец 0,01, молибден 0,002,цинк
0,001%. (Приложение 2)
Обязательное условие обеспечение раствора постоянной аэрацией,
насыщение кислородом раствора. И затенение самого поддона, так как
солнечные лучи могут испортить питательный раствор.
Первоначально мы посадили семена огурцов в торфяную таблетку, после
появления всхода через 5 дней перенесли растение в подготовленную емкость
для гидропоники. Для сравнения оставили всходы и в торфяной таблетке.
(Приложение 3.)
Период проведения эксперимента с 10.02. по 10.03. 2017 г.
Сравнивая растения можно заметить, в гидропонике растение значительно
быстрее идет в рост, количество листьев увеличилось до 4, по сравнению с
растением, находящимся в торфяной таблетке. Корневая система в растворе
содержит больше боковых корней, чем растения, находящегося в почве.
Но заметно то, что растение в гидропонике вытянулось, это
свидетельствует о том, что недостаточно света. (Приложение 4.)
7Заключение
Гидропоника достаточно интересный метод выращивания растений, во
первых, можно увидеть быстрый темп роста, значит растения быстрее созревают
и расцветают, чистоту при возделывании культуры, вовторых, регулировать
внесение химических веществ, так как непосредственно участвуешь в
приготовлении питательного раствора.
Растение само берет ровно столько полезных микроэлементов из раствора,
сколько ему нужно, чтобы вырасти крепким и здоровым. Не требуется полив–
вода уходит очень медленно.
Гидропоникой может заниматься абсолютно любой человек у себя дома –
она не занимает много места, не требует специального оборудования, сложных
навыков и умений.
8Библиографический список:
Книги:
1. Чесноков, В. А. Выращивание растений без почвы / В. А. Чесноков, Е. Н.
Базырина, Т. М. Бушуева, Н. Л. Ильинская. – СПб.: Издательство
Ленинградского университета, 1960. – 169 с.
2. Вахмистров, Д. Растения без почвы / Д. Вахмистров. – СПб.: Детская
литература, 1965. – 114 с.
3. Траннуа, П. Копилка садовода / П. Траннуа. – СПб.: ЭКСМО, 2011. – 176 с.
4. Егоров, И. Большая энциклопедия фермера / И. Егоров. – СПб.: ЭКСМО,
2011. – 512 с.
Статьи из журналов:
1. Кириллова, Е. Гидропоника / Е. Кириллова. // Росмэн – Пресс. 2005. № 1. –
С. 35 – 40.
2. Щербаненко, Н. Наша усадьба / Н. Щербаненко. // ИДР – Формат. – 2012. №
10. – С. 1 – 2.
3. Баландин, С. В мире растений / С. Баландин. // ООО АБФ. – 2012. – № 2. – С.
57.
4. Нуянзина, М. Любимая дача / М. Нуянзина. // Эдипресс – конлига. – 2012. №
7. – С. 140.
5. Калинкин, Е. Приусадебное хозяйство / Е. Калинкин. // Сельская новь. – 2016.
– № 1. – С. 35.
6. Чкаников, М. Приусадебное хозяйство / М. Чкаников. // Сельская новь. –
2014. – № 3. – С. 33.
7. Попова, Ю. Садовник / Ю. Попова. // Гастроном. – 2016. № 4. – С. 25.
8. Голованова, Е. Садовник / Е. Голованова. // Гастроном. – 2017. № 1. – С. 16 –
17.
9. Никитина, Е. Дачный совет / Е. Никитина. // Вкусный мир. – 2017. № 2. – С.
10 – 12.
9Интернет – ресурсы:
1. FB .ru – свободный каталог полезной информации [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http
osobennosti свободный. Загл. с экрана.
/101505/
chto
:// fb . ru / article
takoe
gidroponik
i v ch m
2. BiznesProst .ru – свободный справочник [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://biznesprost.ru/biznesnagidroponike.html свободный.
Загл. с экрана.
3. vSelhoz .ru – свободный источник информации [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http
cultivation
. html свободный. Загл. с экрана.
:// vselhoz
. ru / rastenievodstvo
/ cucumbers
4. Grassia .ru свободный источник информации [Электронный ресурс]. – Режим
. html свободный. Загл. с
gidroponiky
. ru / rassada
:// grassia
na
доступа: http
экрана.
5. Dzagi .ru – свободный справочник [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
. html свободный. Загл. с
. ru / hydroponic
gidroponici
/ istoriya
:// dzagi
http
экрана.
6. Vyrastisad .ru – свободный источник информации [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://
vyrastisad
ogurcy
. ru / kak
. html свободный. Загл. с экрана.
vyrashhivat
balkonnye
7. Pomogiogorodu .ru – свободный источник информации [Электронный ресурс].
. html свободный.
. ru / gidroponika
– Режим доступа: http://
pomogiogorodu
Загл. с экрана.
8. Agrodom .ru свободный справочник [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
. html
_ gidroponiki
_ podgotovit
_ sybstrat
_ dlya
/ kak
http://
agrodom
свободный. Загл. с экрана.
. ru / article
10Приложение 1.1
1 Yandex. ru – картинки – Режим доступа: psychology56. ru свободный.
11Приложение 2.
Посадка в торфяные таблетки
Приложение 3.
Перенос в гидропонику 1 неделя
12Приложение 4.
13Растение в гидропонике 4 неделя
14