Гигиена дыхании. Первая помощь при остановке дыхания. Регуляция дыхания Цели урока: Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению; познакомить с первой помощью при остановке дыхания Развивающие: развить умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания); формирование навыков оказания первой помощи при травматизме дыхательных путей. Воспитательные: воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом. Ход урока
Дыхание – синоним жизни. Что же такое дыхание? Какие органы входят в состав дыхательной системы? А теперь задание «Закончите предложения»
Нельзя человека закупорить в ящик, Ответы учащихся. = Сегодня мы выясним причины нарушения дыхания (частично о них мы уже говорили, изучая органы дыхательной системы и меры их предупреждения.) Записывают в тетрадях число, тему урока. |
|||||||
- Органы дыхания имеют прямую связь с внешним миром, они первыми принимают удары различных вредных факторов внешней среды. Учитель: назовите пожалуйста эти факторы Учащиеся : пыль, бактерии, экологическая обстановка, курение и т.д. Учитель: Человек вдыхает и выдыхает
в одну минуту – 5 литров воздуха, в один час – 300 литров воздуха, за одни
сутки 7200 литров воздуха. Допустим, что в одном литре воздуха находится пять
частиц пыли. Сколько частиц ученик вдохнет за урок? Считают и записывают полученное число –
1125 частиц |
Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Она портит жилище, одежду, продукты. Но, главное, пыль в воздухе вредна для здоровья человека.
Еще М.В.Ломоносов писал о вредности “каменной и земляной пыли”. И только спустя 100 лет было исследовано влияние пыли на организм.
Каторжные условия труда шахтеров описал Эмиль Золя в романе “Жерминаль”, где он рассказал о рабочих, которые, откашливаясь, выплевывают угольную черную мокроту.
Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии. Они оседают на пылинки и, как на парашютах, долго находятся во взвешенном состоянии. Там, где много пыли в воздухе, много и микробов. В чистом жилом помещении в 1 м воздуха их 15-20, на улице – до 5 тысяч.
Учитель: итальянская поговорка гласит: “Куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач
- Но, к сожалению, человек сам усугубляет состояние дыхательной системы – не правильно дышит, и в частности курением. О вреде курения на органы сердечно-сосудистой системы мы уже знаем, а вот что происходит с легкими от этой вредной привычки.
Жесткому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик. При анализе табачного дыма химики установили 91 органическое вещество,9000и 1200 твердых и газообразных соединений.
Никотин вызывает отравление организма.
Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком легких, туберкулезом и астмой. Некурящий человек, сберегает не только собственное здоровье ,но и здоровье окружающих людей.
Выявлено, что через 8 ч после последней из крови улетучивается угарный газ, через 9 месяцев восстанавливается функция легких, через 5лет вероятность инсульта уравнивается с таковой для некурящих, через10 лет падает вероятность заболеть раком и через 15 лет снижается вероятность инфаркта.
Пассивное курение.
Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и др. вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачный дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов. 75% никотина и 70% углерода попадает в атмосферу при курении табака.
Я призываю – любите себя,
Свой мозг, свою печень и сердце, друзья.
Сделайте вывод сами немедля –
Курить человеку опасно и вредно!
- Что нужно делать, чтобы улучшить состояние своих дыхательных путей? Ответы учащихся: - Все, что вы назвали сейчас - это будет вашим заданием на всю жизнь. Заболевания легче предупредить, чем вылечить, для этого необходимо укреплять дыхательную систему, защищая себя тем самым от вредных факторов окружающей среды. Проведем дыхательную гимнастику. Показ гигиенических упражнений на профилактику дыхания “Пахнет гарью, “Свечка”” - Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на
ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом.
Заставьте ноздри соединяться в момент вдоха. Тренируйте по 2 – 4 вдоха
подряд. Внимание на вдох. Чем глубже вдох, тем незаметнее выдох. Упражнение «Насос». Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 8 серий по 8 раз. |
Учитель: Среди болезней, поражающих органы дыхания, есть инфекционные, аллергические, воспалительные
Наиболее распространены вирусные инфекции- грипп и острые респираторные(дыхательные )заболевания, ангина, туберкулез.
Различают капельные и капельно-пылевые инфекции. Капельные передаются при кашле, чихании, разговоре: с выдыхаемым воздухом вылетают частицы с болезнетворными микроорганизмами.
Капельно-пылевые передаются при контакте с предметами, которыми пользовался больной.
Грипп – вирусное заболевание, относящееся к воздушно-капельной инфекции. Быстро распространяется, т.к. вирус устойчив в окружающей среде, и заражение производиться за счет капелек слизи больных, попавших в воздух при кашле и чихании. Грипп опасен возможными осложнениями. Больные и здоровые люди при общении должны закрывать нос и рот марлевыми повязками, большое значение в профилактике гриппа имеет соблюдение чистоты помещений и воздуха.
Вирус гриппа поражает людей всех возрастов. Это самая распространенная болезнь из всех ныне существующих. Вирус гриппа под воздействием лекарств меняет свою форму. Эпидемиологи все время обновляют сыворотку в соответствии с изменениями вируса, чтобы не происходило возникновение массовой эпидемии гриппа врачи рекомендуют вам сделать прививку от гриппа заблаговременно.
Проявление болезни: легочная ткань распадается и преращается в рыхлую массу. Яд , выделяемый микробами, отравляет весь организм.
Выявление болезни на ранней стадии: сделать флюорографию- рентгеновский снимок грудной клетки.
Первый флюорографический кабинет появился в 1924 году в Рио-де-Жанейро.
Учитель: отравление парами аммиака, хлора и другими химическими веществами рефлекторно прекращает дыхание. Дыхание останавливается у утопленников, после поражения электрическим током, при серьезных травмах. Вскоре останавливается сердце.
Однако смерть наступает не сразу: пока жив мозг, можно восстановить угасающие функции тела. Обратимую фазу наступающей смерти называют клинической смертью. Она длится всего 5-7 минут, за которые еще можно вернуть человека к жизни. Приемы возвращения к жизни называют реанимацией. Биологическая смерть наступает вследствие необратимой утраты функций мозга и остановки сердца.
При потере сознания и выключения самостоятельного дыхания применяют искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
«Оказание первой помощи при остановке дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания» работа по учебнику стр. 209-210
«Искусственное дыхание “рот в рот”»
Когда пострадавший лежит на спине, прежде всего, удалите изо рта все, что попало туда и может мешать дыханию. Откройте дыхательные пути, запрокинув голову назад и подняв подбородок, сожмите нос указательным и большим пальцами, глубоко вдохните и плотно прижмите свои губы к губам пострадавшего.
Сильно вдохните в рот пострадавшего пока не увидите, как поднялась клетка. Уберите свои губы и пусть грудная клетка опустится,
«Искусственное дыхание “рот в нос”»
Если вы спасли человека на воде и невозможно открыть рот пострадавшего, можно провести искусственное дыхание «рот в нос». Вдуть воздух в нос легко, но трудно сделать так чтобы воздух попал куда нужно. Мягкие ткани носа могут закрыть проход воздуху.
«Непрямой массаж сердца»
Если пульс отсутствует, значит сердце остановилось. Вам придется делать непрямой массаж сердца.
Пострадавший лежит на спине на твердой поверхности. Склонитесь над ним и нащупайте пальцами нижние ребра. Положите ладонь другой руки на ребро и опускайте ее ниже до вашего указательного пальца. Это место, где вы будете надавливать на грудь. Положите одну руку на другую .Надавите на грудь на 4-5 см. Потом ослабьте давление, не убирая рук. Повторите надавливания примерно 80 раз в минуту
Вопрос № 1.
Вы стали свидетели трагедии – на реке тонет человек! К счастью, его удалось вытащить на берег. Но что делать дальше? Помните, промедление смерти подобно!
Вопрос № 2.
Человека, пораженного электрическим током, люди пытались закопать в землю (в качестве первой помощи). Приехала “скорая помощь” и спасла его от неминуемой гибели. Объясните, почему без врачебной помощи человек мог бы погибнуть и какая первая помощь врача его спасла?
Вопрос № 3.
Произошла остановка сердца с задержкой дыхания. В вашем распоряжении 5 минут. Действуйте!
«Общие выводы урока»
- Дыхание должно быть правильным.
- Необходимым условием для нормального газообмена является чистый воздух.
- Курение вредно для органов дыхания.
- К инфекционным заболеваниям относят грипп,орви,дифтерию, туберкулез.
- К профилактическим мерам борьбы с заболеваниями дыхательной системы относятся:
Рефлексия.
Алгоритм рефлексии.
Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, доволен ли собой.
Мы – насколько комфортно мне работалось в малой группе; я помогал товарищам, они помогали мне – что было больше; у меня были затруднения с группой.
Дело – я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учебы (практики, просто интересен); в чем затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.
1. Нервная регуляция дыхания.
С первого и до последнего дня своей жизни человек дышит ритмично. Ритм дыхания у него никогда не нарушается, изменяется лишь его частота. Новорождённый ребёнок совершает ≈ 60 дыхательных движений в минуту, 5-летний – 25, в возрасте 16-17 лет дыхание становится 16-18 раз
в минуту и сохраняется таким до старости. В старости дыхание вновь немного учащается.
Чем же определяется ритм дыхания и от чего он зависит?
Нервная регуляция осуществляется благодаря особому дыхательному центру, расположенному в головном мозге. Этот центр был открыт русским физиологом Николаем Александровичем Миславским в 1919 году. Именно он установил, что продолговатом мозге есть группа клеток, разрушение которых приводит к остановке дыхания. Эта группа клеток сейчас называется дыхательным центром.
Дыхательный центр обладает автоматией: в нём (как и в сердце) ритмически возникают нервные импульсы, которые идут к дыхательным мышцам и ≈ каждые 4 секунды заставляют подниматься грудную клетку и опускать диафрагму – благодаря этому происходит вдох. Выдох в состоянии покоя происходит пассивно, рёбра опускаются под действием силы тяжести.
При вдохе лёгкие растягиваются. Механорецепторы в стенках лёгких возбуждаются, импульсы передаются в дыхательный центр продолговатого мозга и тормозят его деятельность. Дыхательные мышцы расслабляются и происходит выдох. (это непроизвольная регуляция, даже при потере сознания человек продолжает дышать).
-Можно ли повлиять на работу дыхательного центра? Как?
(если удар в солнечное сплетение, «под дых», или во время обливания холодной водой – остановка дыхания, «от радости в зобу дыханье спёрло…»)
На работу дыхательного центра оказывают влияние и высшие нервные центры, расположенные в коре больших полушарий головного мозга. Благодаря их деятельности изменяется ритм дыхания при разговоре и пении, а также можно сознательно изменять ритм дыхания, например, при физических нагрузках или занятиях спортом.
Интенсивность дыхания изменяется не только при физических нагрузках, но и в зависимости от эмоционального состояния человека. При волнении дыхание становится прерывистым, человеку бывает трудно говорить, при гневе оно шумное и частое. Приятные эмоции могут сопровождаться снижением интенсивности дыхания.
Влияние на дыхание
Стимуляция дыхания:
-Высшие дыхательные центры (гипервентиляция)
-Физическая нагрузка
- Эмоции (волнение)
Замедление дыхания:
-Высшие дыхательные центры (пение)
-Защитные рефлексы
-Эмоции (спокойствие)
Разговор о нервной регуляции дыхания будет незаконченным, если мы с вами не поговорим о таких важных защитных рефлексах, как чихание и кашель.
(ученик, которому было дано опережающее задание, рассказывает о чихании и кашле).
Кашель возникает при раздражении бронхов. При этом происходит глубокий вдох, за которым следует усиленный резкий выдох. Голосовая щель открывается, и происходит выброс воздуха, сопровождаемый звуком кашля.
Чихание возникает при раздражении слизистых оболочек носовой полости. Происходит резкий выдох как при кашле, но когда воздух толчком выбрасывается из лёгких, язык блокирует заднюю часть ротовой полости и для воздуха остаётся единственный путь наружу – через нос.
При чихании и кашле из дыхательных путей удаляются инородные частицы, слизь и т. п.
2.Гуморальная регуляция.
Кроме нервной, существует ещё и гуморальная регуляция дыхания. При мышечной работе усиливаются процессы окисления, а следовательно, образуется больше углекислого газа. Кровь с избытком углекислого газа доходит до дыхательного центра в продолговатом мозге и раздражает его. Возбудимость повышается, и человек начинает дышать глубже. Именно увеличение концентрации углекислого газа в крови новорождённого приводит к тому, что человек делает первый в своей жизни вдох. Если концентрация углекислого газа в крови понижается, то работа дыхательного центра снижается.
Работу дыхательного центра очень легко проверить опытным путём. Попробуйте ненадолго задержать дыхание. Воспользуйтесь часами, чтобы определить время, на которое вы можете это сделать. Вскоре вы почувствуете непреодолимое желание сделать вдох. Всё правильно! В этот момент концентрация углекислого газа у вас в крови увеличилась, кровь достигла дыхательного центра головного мозга, и он отправил сигналы к мышцам, заставляющим вас сделать вдох.
Благодаря нервной и гуморальной регуляции концентрация кислорода и углекислого газа в крови поддерживается на определённом уровне в любых условиях.
Домашнее задание: параграф 30-31
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.