Гигиенические основы режима дня и учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях
Главный специалист-эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по ЛО в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах
Зайцева И.Ю.
" Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить мои заботы и тревоги о детях в течении первых четырех лет обучения, то добрая половина их - о здоровье"
В.А. Сухомлинский
Суточный режим
- это длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности (познавательной, учебной, трудовой), отдыха и приемов пищи
Суточный режим, построенный на гигиенических принципах, создает у ребенка
ровное настроение,
интерес ко всем видам деятельности и играм,
предпосылки для нормальной работоспособности,
предупреждает развитие утомления,
обеспечивает нормальное физическое и умственное развитие,
повышает общую сопротивляемость организма.
Режим понимают как систему условно-рефлекторных реакций организма, действующих по типу динамического стереотипа.
(учение И.П.Павлова
о высшей нервной деятельности)
Динамический стереотип - это определенный порядок выполнения условных и безусловных рефлексов во времени и последовательности
Выработка динамического стереотипа требует времени для:
Упрочения положительных и тормозных условных рефлексов,
Углубления концентрации нервных процессов,
Преодоления инертности нервной системы.
Обязательные элементы режима дня детей и подростков
сон;
пребывание на открытом воздухе (прогулки);
учебная деятельность;
игровая деятельность и отдых по собственному выбору;
приемы пищи;
личная гигиена.
Для правильной организации режима дня необходимо учитывать следующие основные моменты:
биологические ритмы, свойственные организму ребенка;
рационально чередовать различные виды деятельности;
использовать механизмы повышения работоспособности клеток коры головного мозга через систему подкорковых образований.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ
это самоподдерживающийся автономный процесс колебаний интенсивности физиологических функций организма
являются важнейшим механизмом приспособления организма к окружающей среде и служат универсальным критерием функционального состояния растущего организма, его благополучия.
1. Утренний тип (жаворонки)
Лица с ранним эрготропным переключением, благодаря высокой активности гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы, рано просыпаются, быстро достигают высокого уровня бодрствования, обладают высоким жизненным тонусом в первой половине дня, но в вечернее время уровень их физиологических показателей быстро снижается.
Они максимально вовлечены в различные жизненные ситуации и реагируют более массированным возбуждением, концентрацией внимания.
При различных перегрузках у них чаще наступают стрессовые реакции с высоким уровнем тревоги, приводящие к развитию патологических состояний.
2. Вечерний тип (совы)
Лица с поздним эрготропным переключением, в связи с более низкой активностью гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы, поздно пробуждаются.
Функциональное состояние их организма постепенно повышается в течение дня и достигает высокой работоспособности во второй его половине, а у некоторых и в поздние вечерние часы.
Относительно более низкий уровень симпатического возбуждения позволяет им формировать более близкие к оптимальным реакции функционального состояния организма на различные виды нагрузок.
3. Недифференцированный тип или аритмики (голуби)
Лица, у которых нет четких и однотипных колебаний работоспособности в течение суток и те, кому свойственна кривая с двумя равновеликими подъемами функций на протяжении периода бодрствования.
Индивидуумы с аритмичным биоритмологическим профилем наиболее близки к лицам утреннего типа, однако они быстрее утомляются, стараются уменьшить действующую нагрузку и поэтому по числу негативных сдвигов занимают промежуточное место между утренним и вечерним типами.
Биоритмологический тип и состояние здоровья
У лиц утреннего типа к концу учебного дня количество неблагоприятных отклонений возрастает более чем в 12 раз и достоверно превышает число отрицательных сдвигов у представителей вечернего и аритмичного типа, экзаменационный стресс вызывает наибольшее число отрицательных гемодинамических реакций.
При длительном динамическом наблюдении гипертоническая болезнь была обнаружена у 48,6% утренних типов, 42,5% аритмичных и у 29,4% вечерних.
Среди представителей II и III групп здоровья утренних биоритмологических типов в 1,7 раза больше, чем среди отнесенных к I группе здоровья.
Длительность биоритмологического оптимума работоспособности в разных возрастных группах (в часах)
Возраст, годы | Утренний тип | Вечерний тип |
10-17 | 2,3 - 2,8 | 3,4 - 3,7 |
18-25 | 3,4 - 3,6 | 4,0 - 4,5 |
26-45 | 3,7 - 4,1 | 4,5 - 4,8 |
Хронограмма продуктивности корректурной работы школьников в зависимости от тенденции к формированию у них различных биоритмологических профилей
ДЕСИНХРОНОЗ
- рассогласование циркадианных (суточных) ритмов функционирования организма с природными датчиками времени, нарушение естественных взаимоотношений суточных ритмов различных функций органов и систем
Причины десинхроноза
1) специфические - необычные или чрезмерные требования к циркадианной системе организма:
- смена временных поясов (трансмеридианные и широтные перелеты, переезды);
- работа в вечернюю и ночную смену;
- условия Арктики и Антарктики
- сдвиг сна на непривычные часы суток
Причины десинхроноза
2) неспецифические - воздействие различных стрессоров:
- патогенные микроорганизмы;
- болевые или физические раздражители;
- психическое или мышечное напряжение и недостаточный отдых;
- чрезмерные учебные, умственные нагрузки
Рациональное чередование деятельности
Предполагает смену одного вида деятельности другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм.
В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, снимающий утомление, вызванное предшествующей деятельностью.
в процессе активного отдыха в коре большого мозга возникает новый очаг возбуждения, локализующийся в центрах, не связанных с предыдущей деятельностью.
По закону отрицательной индукции новое возбуждение усиливает процесс торможения в нервных клетках, утомленных предыдущей работой, тем самым, стимулируя в них восстановительные процессы.
Положительный эффект проявляется только при работе средней интенсивности.
Нагрузки большой интенсивности не только не снимают утомление, но приводят к его нарастанию.
Нагрузки малой интенсивности не обеспечивают положительного воздействия.
Повышение возбудимости коры головного мозга через систему подкорковых образований
подкорка является источником энергии для всей высшей нервной деятельности.
Возбуждение подкорки, тонизируя кору, создает условия для быстрого замыкания условнорефлекторных связей.
В свою очередь тонус подкорковых образований поддерживается импульсами, идущими с периферии от рецепторов, заложенных в органах и тканях, а также импульсами, поступающими из коры головного мозга, которая осуществляет регуляцию деятельности всех вегетативных центров, локализующихся в подкорке.
Эмоция
субъективная оценка удовлетворения (положительная) или неудовлетворения (отрицательная) потребностей организма.
При этом в организме происходят сложные физиологические процессы, появляется та или иная потребность, определяется программа действий, цель, способы ее достижения и ожидаемый результат.
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного режима.
Решается эта задача всей постановкой учебно-воспитательного процесса.
Сон
Медленная фаза (75-80%)
Предсонное состояние с закрытыми глазами (переход от расслабленного бодрствования к дремоте)
Поверхностный сон, соответствующий началу сна
Сон средней глубины
Глубокий сон
Быстрая фаза (20-25%)
Медленная фаза сна
Снижается мышечный тонус
Урежается пульс
Выражена координация сердечно-сосудистой и дыхательной систем
Интенсивные анаболические процессы
Выделение гормона роста из гипоталамуса в кровь
Регуляция биоритмов отдельных органов и систем
Быстрая фаза сна
Глубокое расслабление мышц
Мышечные подергивания
Нерегулярность пульса, дыхания, АД
Увеличение экскреции гормонов коры надпочечников (антидиуретического, адренокортикотропного, глюкокортикоидов)
Регуляция биоритмов взаимоотношений органов и систем между собой
Уменьшение доли быстрой фазы в структуре ночного сна приводит к
нарушению в циркадианной системе организма
Снижению возможности памяти, умственного развития, способности к обучению детей и подростков
Рекомендуемая продолжительность сна (ч)
3-5 | 6-7 лет | 8-10 лет | 11-14 лет | 15-17 лет | |
ночной | 10-10,5 | 10 | 9 | 8-8,5 | |
дневной | 2 | 1-1,5 | - |
Прогулки
Наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий функциональное состояние организма и работоспособность
Действенное средство закаливания
Профилактика ультрафиолетовой недостаточности
Профилактика кипокинезии
Рекомендуемая продолжительность прогулок (ч)
3-5 лет | 6-7 лет | 8-10 лет | 11-13 лет | 14-17 лет |
4,5 | 4,0 | 3,5 | 3,0 | 2-2,5 |
Отдых по собственному выбору
Способствует формированию у детей положительных эмоций
Помогает выявлению и развитию индивидуальных способностей детей
Укрепляет уверенность в собственных силах
Облегчает процесс социальной адаптации
Учебные занятия – серьезный труд для детей Предъявляются высокие требования к организму ребенка: - активная деятельность ЦНС; - статическое напряжение; - нагрузка на орган зрения
Гигиеническая основа учебного процесса
Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма
Создание наиболее благоприятных условий окружающей (внутришкольной) среды
Утомление -
состояние организма, при котором отмечаются снижение функциональных возможностей коры головного мозга, нарушение взаимодействия корковых и подкорковых нервных центров и снижение функции основных систем организма
Стадии утомления
1. ослабление активного внутреннего торможения, повышение возбудимости (появление двигательного беспокойства)
2. ослабление возбуждения, усиление процессов торможения (проявляется снижением силы условных реакций, скорости и точности выполнения работы, удлинением латентного периода рефлекторных реакций)
Признаки утомления
снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций);
ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
ухудшение регуляции физиологических функций (нарушаются сердечный ритм и координация движений);
появление чувства усталости
Признаки переутомления
Начальными признаками переутомления считаются :
изменения в поведении школьника,
снижение успеваемости,
потеря аппетита,
наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.).
Выраженными признаками переутомления являются:
резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;
нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность);
стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония);
снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
Динамика работоспособности учащихся
I — период врабатывания;
II — период высокой и устойчивой работоспособности;
III — период снижения работоспособности: а — зона неполной компенсации; б — зона конечного прорыва; в — зона прогрессивного падения.
Максимально допустимая недельная нагрузка учащихся
Для всех общеобразовательных учреждений, независимо от языка обучения, устанавливается следующее максимально допустимое количество часов в неделю с учетом ее продолжительности (табл. 1) (п.2.9.2. СанПиН 2.4.2.1178-02)
Максимально допустимая недельная нагрузка учащихся
КЛАССЫ | 6-дневной нед. | 5-дневной нед. |
1 | - | 20 |
2-4 | 25 | 22 |
5 | 31 | 28 |
6 | 32 | 29 |
7 | 34 | 31 |
8-9 | 35 | 32 |
10-11 | 36 | 33 |
Ранговая шкала трудности предметов для младших классов (Агарков В.И., 1986 г.)
Предмет | Балл |
Математика | 8 |
Русский (национальный) язык | 7 |
Природоведение | 6 |
Русская (национальная) литература | 5 |
История | 4 |
Рисование и музыка | 3 |
Труд | 2 |
Физическая культура | 1 |
Ранговая шкала трудности предметов (Сивков И.Г., 1975 г.)
Предмет | Балл |
Математика | 11 |
Иностранный язык | 10 |
Физика, Химия | 9 |
История | 8 |
Родной язык, Литература | 7 |
Естествознание, География | 6 |
Физическая культура | 5 |
Труд | 4 |
Черчение | 3 |
Рисование | 2 |
Музыка (пение) | 1 |
Урок – ведущий компонент
учебно-воспитательного процесса, в котором объединяются многообразные влияния различных факторов окружающей среды
За время обучения в школе каждый ученик участвует примерно в 10 000 уроков, и его психическое и физическое состояние в значительной мере зависит от характера конструирования урока как части процесса, обеспечивающего оптимальное обучение и всестороннее развитие ребенка, поэтому психогигиеническая оптимизация школьного урока может стать основой первичной профилактики утомления школьников.
Структура урока
Вводная часть - организационная часть, опрос учащихся
Основная часть – изложение нового материала, тренировочное воспроизводство
Заключительная часть - подведение итогов урока, задание на дом
Длительность активного внимания учащихся на уроке
1-2 классы - 12 – 15 мин
3-6 классы – 15 – 25 мин
7-8 классы – 20 – 25 мин
9 класс – 25 – 35 мин
10-11 классы – 35 – 40 мин
Критерии гигиенической оценки урока
Продолжительность – общая и отдельных структурно-функциональных частей;
Соответствие характера решаемых задач динамике работоспособности школьников;
Количество, продолжительность и чередование отдельных видов деятельности учащихся;
Рациональность применения ТСО;
Плотность урока, наличие, своевременность и качество проведения физкультминуток;
Психологический микроклимат урока;
Результаты хронометражных наблюдений за поведением детей в процессе занятия.
Критерии гигиенической рациональности организации урока
Факторы урока | Оценка |
Плотность урока, % | не менее 60 и не более 75-80 |
Количество видов УД | 4-7 |
Средняя продолжительность различных видов УД | Не более 10 |
Смена различных видов УД | Не позже чем через 7-10 мин |
Количество видов преподавания | Не менее 3-х |
Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10-15мин |
Наличие эмоциональных разрядок | 2-3 |
Чередование рабочей позы | в соотв. с видом работы, контроль со стороны учителя |
Наличие, место, содержание и продолжит. физкультминуток | На 20 и 35 мин урока по 1 мин из 3-х упр с 3-4 крат. повторением |
Психологический климат | Положительные эмоции преобладают |
Момент наступления утомления | Не ранее 40 мин |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.