Гимнастика. Строевые упражнения.

  • Лекции
  • docx
  • 05.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Все строевые упражнения подразделяются на 4 подгруппы: 1. строевые приемы. К ним относятся такие действия учащихся, как вы-полнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «От-ставить!», «Разойдись!», повороты на месте и расчет. 2. построения и перестроения. Они характеризуются умением учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также пе-рестраиваться в них. 3. передвижения. К этой группе относятся упражнения, связанные с пе-редвижениями различного характера и способами их выполнения, останов-ками, поворотами. 4. размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьше-ния интервала и дистанции строя. Для успешного проведения строевых упражнений учителю необходимо: - знать методику обучения; - знать команды и уметь правильно их подавать (точность команды, ин-тонация и громкость голоса, умение держаться перед классом); - правильно выбирать свое место перед строем (на месте в движении); - следить за осанкой и точностью исполнения строевых упражнений (про-являть требовательность); - уметь осуществлять подсчет и проводить строевые упражнения с музы-кальным сопровождением.Размыкание на поднятые в стороны руки. Размыкания вначале лучше изучать в небольших шеренгах или рядах. По-сле объяснения упражнения учитель дает распоряжение «Разомкнитесь влево на поднятые в стороны руки», по которому все учащиеся, кроме стоящего справа, отходят влево, одновременно поднимая руки в стороны, до тех пор, пока концами пальцев поднятых в стороны рук не будут ка-саться пальцев рук соседей справа и слева. Размыкания и смыкания приставными шагами.
Иконка файла материала Гимнастика.docx
Гимнастика. Строевые упражнения. Все строевые упражнения подразделяются на 4 подгруппы: 1. строевые приемы. К ним относятся такие действия учащихся, как выполнение команд  «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», повороты  на месте и расчет. 2. построения и перестроения. Они характеризуются умением учащихся строиться в  различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них. 3. передвижения. К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями  различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. 4. размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и  дистанции строя. Для успешного проведения строевых упражнений учителю необходимо: ­ знать методику обучения; ­ знать команды и уметь правильно их подавать (точность команды, интонация и громкость голоса, умение держаться перед классом); ­ правильно выбирать свое место перед строем (на месте в движении); ­ следить за осанкой и точностью исполнения строевых упражнений (проявлять  требовательность); ­ уметь осуществлять подсчет и проводить строевые упражнения с музыкальным  сопровождением. При обучении строевым упражнениям пользуются методами показа, объяснения и  практического выполнения. Как правило, показ сочетается с объяснением, а затем следует практическое действие. При непосредственном практическом освоении используется  целостный метод и метод расчлененного разучивания. Целостным методом в основном  обучают выполнению строевых приемов. При использовании расчлененного метода упражнения выполняются по счету. Строевая стойка. В положении строевой стойки (основной) нужно стоять подтянуто, ровно, но без лишнего  напряжения: пятки поставить вместе, носки развернуть на ширину стопы, колени  выпрямить; голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и свободно опустить; руки  выпрямить вдоль туловища, пальцы полусогнуть, большой палец на середине бедра.  Строевая стойка принимается по команде «Становись!» и «Смирно!». Строевые приемы по командам «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».  Команда «Равняйсь!» обычно подается после построения в шеренгу. По этой команде  учащиеся должны повернуть голову в сторону правофлангового (направляющего). Если  необходимо равнение в другую сторону, то подается  «Налево РАВНЯЙСЬ!», «На середину  РАВНЯЙСЬ!». По команде «Смирно!» учащиеся принимают строевую стойку. Команда «Вольно!» в зависимости от конкретных условий выполняется по­разному. В сомкнутом строю по  команде «Вольно!» расслабляется одна нога, и, не сходя с места, ученик принимает более свободное положение. В разомкнутом строю по команде «Вольно!» правая нога отставляется на полшага в сторону, масса тела равномерно распределяется на обе ноги, руки свободно  складываются скрестно на пояснице. Расчет по порядку.  Для расчета подается команда «Класс, по порядку – РАССЧИТАЙСЬ!». Учащиеся называют  свои порядковые номера: первый, второй, третий и т.д. Расчет начинается с правого  фланга и сопровождается поворотом головы налево. Объявление номеров должно  произносится громко и четко. Последний в шеренге называет свой номер, делает с левой  ноги шаг вперед, приставляет правую ногу к левой и говорит: «Расчет окончен», после  чего, опять с левой ноги, делает шаг назад. Повороты направо и налево на месте. Вначале осваиваются простейшими способами: переступанием и прыжком. Для этого учитель  знакомит с расположением правой и левой сторон (например, «Поднимите правую руку»,  «Повернитесь в сторону правой руки»). После прочного усвоения учениками правой и левой сторон им показывается поворот переступанием. Он выполняется на счет «раз­два» по  команде «Напра­ВО!», «Нале­ВО!». Ученики свободно, переступая с ноги на ногу,  поворачиваются в нужном направлении. Для выполнения поворота прыжком подается команда  «Прыжком напра­ВО (нале­ВО)!». Освоив эти повороты, приступают к обучению поворотам на пятке правой ноги и носке левой, а налево – наоборот. Поворот вначале выполняют по  разделениям на два счета, а затем целостно. При обучении поворотам на месте сразу  необходимо обращать внимание на положение рук, так как их расслабленное положение  является одной из типичных ошибок в этом упражнении. Поворот кругом на месте. Выполняется по команде: «Кру­ГОМ!» на 180 градусов в сторону левого плеча на пятке  левой и носке правой ноги. Методика обучения такая же, как и при обучении поворотамналево, направо на месте.  Повороты на 45 градусов. Выполняются как на право, так и налево по командам «Пол­оборота напра­ВО (Нале­ВО)!».  По технике выполнения соответствуют поворотам направо и налево на месте. Построение в шеренгу. Производится по команде «Класс, в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ!». Подав команду, учитель  принимает положение строевой стойки, класс выстраивается влево от него. С началом  построения учитель выходит из строя и следит за выстраиванием класса.  Построение в колонну по одному на месте. Выполняется по команде «Класс, в колонну по одному – СТАНОВИСЬ!», подав команду,  учитель принимает положение строевой стойки лицом в сторону движения, а класс  становится за ним. Дистанция между учащимися – расстояние одного шага или вытянутой  вперед руки. При обучении рекомендуется использовать разметки на полу. Одновременно с  обучением построениям в шеренгу и колонну по одному, используется команда  «Разойдись!». Обучая учащихся построению в колонну и шеренгу, учитель должен  объяснять, что понимается под словом «колонна» и «шеренга», «дистанция» и «интервал». Построение в круг.  Самым простым вариантом является построение в круг из шеренги взявшись за руки. Здесь  возможны два способа: а) учащиеся берутся за руки, а учитель, левой рукой захватывая  правую руку направляющего двигается по кругу и соединяет руки направляющего и  замыкающего; б) учитель, остановившись против ученика посередине шеренги на расстоянии нескольких шагов, дает распоряжение: «Держась за руки построиться в круг». По этому  распоряжению ученик в середине шеренги стоит на месте, а остальные двигаются, держась  за руки, влево и вправо от него, образуя круг вокруг учителя. Когда дети изучат эти  способы построения, можно строить в круг по команде «В круг ­ СТАНОВИСЬ!». Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. Применяется для выполнения ОРУ, проведения эстафет, некоторых подвижных игр. Для этого учитель вызывает из строя троих (четверых) учеников и ставит по одному на расстоянии,  удобном для занятий. потом вызывает следующих трех (четырех) учеников, которые встают  в затылок направляющим и т.д. когда дети будут знать свои места в колонне, построение  можно производить по команде «Класс, в колонну по 3 (4) – СТАНОВИСЬ!». Для выполнения  ОРУ при перестроении эффективно использовать заранее подготовленные разметки с учетом  определенных интервалов и дистанций. Перестроение из одной шеренги в две. После расчета на «первый­второй» подается команда «Класс, в две шеренги – СТРОЙСЯ!».  По исполнительной команде вторые номера на счет «раз» делают шаг левой назад; на счет  «два», не приставляя правой ноги, ­ шаг вправо, чтобы встать в затылок первым номерам; на счет «три» ­ приставляют левую ногу. Для обратного перестроения подается команда  «Класс, в одну шеренгу – СТРОЙСЯ!». По исполнительной команде вторые номера выходят на линию первых, делая на счет «раз» левой ногой шаг влево; на счет «два», не приставляя  правой ноги, шаг вперед; на «три» ­ приставляют левую ногу. Обучение вначале  проводится по расчлененному методу. Перестроение из одной колонны в колонну по два на месте. Так же как и при перестроении из одной шеренги в две, предварительно производится  расчет на «первый­второй», затем подается команда «Класс, в колонну по два –  СТРОЙСЯ!». По исполнительной части команды вторые на счет «раз» делают правой ногой  шаг вправо; на счет «два», не приставляя левую, ­ шаг вперед, чтобы выровняться с  первым номером; на счет «три» приставляют правую ногу. Обратное перестроение  выполняется по команде «Класс, в одну колонну – СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые  номера на счет «раз» делают шаг правой назад; на «два» ­ шаг правой, встать в затылок  первым, и на «три» приставляют правую. Вначале можно использовать упрощенный способ  перестроения приставными шагами вправо или влево. Перестроение из одной шеренги в три (четыре) уступами. В зависимости от того, на какое расстояние учитель желает построить шеренги, можно  использовать тот или иной вариант. Предварительный расчет по команде «На четыре, два,  на месте (девять, шесть, три, на месте) – РАССЧИТАЙСЬ!». После этого подается команда  «По расчету шагом – МАРШ!». По этой команде каждый ученик делает соответствующее  расчету количество шагов вперед и приставляет ногу. Для обратного перестроения по  команде «На свои места шагом – МАРШ!» вышедшие из строя поворачиваются кругом, идут на свои места и делают поворот кругом. Перестроение из колонны по одному в колонну по три (четыре) поворотом в движении.  При движении класса в обход налево, как правило, на верхней или нижней границах зала  подается команда «Налево в колонну по два (три, четыре и т.д.) – МАРШ!» (рис. 129).  Исполнительная команда подается под левую ногу, после этого учащиеся делают шаг правой вперед и выполняют поворот налево. После поворота первой двойки (тройки и т.д.)  следующие делают поворот на том же месте, что и первые (команду «МАРШ!» подает  замыкающий каждой двойки (тройки и т.д.)) Здесь же можно дать указания об интервале идистанции. Для обратного перестроения подаются команды «Направо!» и «В обход налево в  колонну по одному шагом – МАРШ!» (рис,130). По последней команде все начинаются  двигаться до границы зала, достигнув которую, поворачиваются и начинают двигаться в  обход налево. При обучении можно использовать ориентиры. Необходимо обращать внимание  на правильность выполнения поворотов в движении, их синхронность, соблюдение дистанции и интервала, равнение в двойках (тройках и т.д.). Перестроение дроблением и слиянием в движении. При движении класса в обход на одной из середине (верхней или нижней), подается  команда «Через центр – МАРШ!». По этой команде класс двигается в колонну по одному  через центр в сторону противоположной середины. При подходе направляющего к этой  середине подается команда «В обход направо и налево в колонну по одному – МАРШ!»  (рис.131)(дробление). Первый идет направо, второй налево в обход и т.д. К моменту  встречи двух колонн на противоположной середине подается команда «Через центр в  колонну по два – МАРШ!» (рис.132) (сведение). Каждая пара, встречаясь на середине,  поворачивается в сторону центра и двигается к  противоположной середине. Для построения в  колонну по четыре (восемь) дробление и  сведение повторяются с указанием в каждом  случае количества колонн в командах. Обратной  перестроение (разведение и слияние)  производится по командам (для разведения из  колонны по четыре) «В колонны по два в обход  направо и налево – МАРШ!», «В колонну по два  через центр _МАРШ!» (слияние). Для дальнейшего перестроения команды повторяются с указанием  количества колонн. Обучение необходимо вести  раздельно, останавливая колонны перед подачей  команд и называя выполняемое перестроение, вначале разучив перестроение в колонну по  два и обратно. Поворот кругом в движении. Подается команда «Кругом – МАРШ!». Исполнительная часть команды подается одновременно  с постановкой правой ноги. После чего надо сделать шаг левой вперед, полшага правой  вперед и несколько влево и резко повернуться кругом в сторону левой руки на носках  обеих ног. После поворота – продолжить движение с левой ноги в новом направлении.   Движение в обход. Для выполнения этого движения подается команда «В обход налево (направо) шагом –  МАРШ!» (рис.А). Движение по диагонали. Выполняется по прямой из одного угла зала через центр к другому углу по команде «По  диагонали – МАРШ!». Исполнительную часть команды подают в тот момент, когда  направляющий дойдет до соответствующего угла.  Движение противоходом. Это движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении по команде  «Противоходом направо (налево) – МАРШ!» (рис.Б). Для  движения противоходом налево исполнительная команда  подается под шаг левой ноги, направо – под шаг  правой.  А)             Б)          В) Движение змейкой (рис.В). Это несколько противоходов выполняемых подряд. Поэтому первая команда будет  соответствовать движению противоходом «Противоходом направо (налево) – МАРШ!». Вторая  – «Змейкой – МАРШ!» подается в момент завершения первого противохода. Передвижения на указанные ориентиры, по кругу. Для этой цели могут использоваться в первую очередь точки зала. Например, «В правый  верхний угол зала – МАРШ!». Когда направляющий доходит до указанной точки, он должен  шагать на месте и ждать следующей команды. В целях повышения интереса и усиления  внимания учащихся можно менять направляющих после каждой команды. Для движения по  кругу на одной из середин подается команда «По кругу – МАРШ!». Определение размера  круга осуществляется указанием дистанции, например «Дистанция три шага!». Выход из  круга может быть выполнен по команде, связанной с движением в обход или к одной из  точек зала.  Размыкание на поднятые в стороны руки. Размыкания вначале лучше изучать в небольших шеренгах или рядах. После объяснения  упражнения учитель дает распоряжение «Разомкнитесь влево на поднятые в стороны руки»,  по которому все учащиеся, кроме стоящего справа, отходят влево, одновременно поднимая  руки в стороны, до тех пор, пока концами пальцев поднятых в стороны рук не будуткасаться пальцев рук соседей справа и слева. Размыкания и смыкания приставными шагами. Вначале изучается выполнение приставных шагов, когда дети находятся в колонне по  одному, затем отрабатывается размыкание в колонне по два, по три, по четыре. В  команде, которую подает учитель, должно быть указано, в каком направлении, на какое  расстояние и каким способом осуществляется размыкание. Например, «Влево на шага  приставными шагами разом ­ КНИСЬ!». Кроме этого, размыкание можно выполнить вправо и  от середины. Начинают размыкание крайние колонны, затем последовательно через каждые  два счета выступают остальные колонны. Для смыкания подается команда «Вправо (влево, к середине) приставными шагами сом – КНИСЬ!». Все колонны начинают смыкание  одновременно. Акробатические упражнения. Группировка. Это согнутое положение тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к  туловищу, а кисти захватывают середину голени (стопы и колени слегка разведены).  Группировка служит основным подводящим упражнением к перекатам, кувыркам и сальто в  группировке.  Группировка выполняется в приседе  (рис.а), сидя (рис.б), лежа на спине  (рис.в) Последовательность обучения: 1. Из о.с. руки вверх, быстро присесть и принять  положение в группировке в приседе, обращая внимание на умение округлять спину. 2. Из положения упора сидя сзади быстро согнуть ноги и сгруппироваться. 3. Лежа на спине руки вверх, быстро согнуть ноги и сгруппироваться. 4. Из положения лежа на спине, поднимая туловище, принять группировку сидя. Типичные ошибки: Откинутая назад голова; ноги вместе, не разведены; ноги разведены слишком широко;  неправильный захват руками голеней; неплотная группировка. Перекаты. .Это движение с последовательным касание пола  (опоры) отдельными частями тела без  переворачивания через голову. Перекаты  используют как подводящие упражнения во время  обучения кувыркам. Последовательность обучения: 1. Из положения  группировки сидя перекат вперед – назад на спине. 2.Из положения группировки сидя перекат назад и перекатом вперед вернуться в и.п. 3. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед сед в группировке. 4. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед и.п. 5. Перекаты вперед и назад прогнувшись в положении лежа на животе.  6. Из упора присев перекат в сторону и возвратиться в и.п. Кувырок вперед. Из упора присев (с опорой руками впереди  стоп на 30­40 см.), выпрямляя

Посмотрите также