ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
Каплина Л.П. – зам.директора по УВР
МБОУ Новомеловатская СОШ им.Ф.П.Зацепилова
Уроки с использованием здоровьесберегающих технологий повышают интерес детей к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально используя индивидуальные особенности и способности школьников, для повышения результативности их обучения.
Проблемы здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов – педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, каждый профессионально подготовленный педагог не может бесстрастно относиться к неблагополучному и ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников.
В связи с этим на сегодняшний день стали необходимы и востребованы здоровьесберегающие образовательные технологии. Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача сохранения здоровья учащихся. Здоровье каждого человека определяется воздействием внешних и внутренних факторов на организм и возможностями к сопротивлению этим воздействиям самого организма.
К внешним факторам можно отнести низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья, воздействие неблагоприятных для здоровья экологических, антропогенных и техногенных факторов. Кроме названного, существует группа внутришкольных факторов, имеющих непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих технологий. Это гигиенические условия, учебно-организационные факторы, психолого-педагогические факторы, профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы в школе – это рациональная организация урока. По моему мнению, при использовании здоровьесберегающих технологий в разработке урока следует обратить внимание на ряд основных моментов:
Организация урока в условиях здоровьесберегающих технологий (обстановка и гигиенические условия в классе, продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности, количество видов преподавания, наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, место и длительность применения ТСО, поза учащихся, чередование позы, наличие на уроке эмоциональных разрядок (шутка, улыбка и т.п.).
Оздоровительные технологии на уроке (оздоровительные физкультминутки, коррегирующая гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровой массаж, пальчиковый игротренинг и др.)
Оздоровительные физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Учитывая специфику предмета, физкультминутки я провожу зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, отдых позвоночника, упражнения для ног, мимики лица и др. Оздоровительные минутки включают в себя не только физические упражнения, но и этюды для души.
Коррегирующая гимнастика для глаз - это несложные упражнения, которые помогают укрепить глазные мышцы, улучшить кровообращение в глазных капиллярах.
Дыхательная гимнастика – физические упражнения, способствующие углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена в легких. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении или открытой форточке.
Игровой массаж – это система приемов механического воздействия на тело ребенка при помощи рук. Влияние массажа на мышцы обусловлено повышением их работоспособности при воздействии на утомленные мышцы. Основные приемы игрового массажа: поглаживание, растирание, разминание.
Пальчиковый игротренинг – это упражнения, создающие благоприятные условия для мышечной деятельности, улучшает координацию и мелкую моторику руки. Это игры и упражнения, в которых активно задействуются пальчики и ладони ребенка, что способствует развитию мелкой моторики. Дети, у которых хорошо развита мелкая моторика, лучше говорят и развиваются. Из опыта работы по данной теме можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий на уроке способствует не только более прочному усвоению материала, но и влияет на качество знаний в целом. Уроки с использованием здоровьесберегающих технологий повышают интерес детей к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально используя индивидуальные особенности и способности школьников, для повышения результативности их обучения.
Литература
1. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома. - М., 2015.
2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. - М.,2014.
3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М., 2021.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.