МБОУ «Лологонитлинская СОШ
Учитель начальных классов: Чинчарова Ашура Шарапудиновна
Класс: 2
Дата: 18.01.2024год
Тема: "Гласные после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"
Цель урока: совершенствовать навыки написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Задачи урока:
Образовательная: Актуализация знаний учащихся об орфограммах.
Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.
Закрепление навыков работы с предложением, различения правил на слух, умение писать по памяти.
Коррекционно-развивающая: Развитие фонематического слуха при дифференциации слов. Формирование осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, предложений с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитательная: Развитие у учащихся личностных качеств самоконтроля и самооценки.
Оборудование:: компьютер, презентация, индивидуальные
карточки, магнитная доска, тетради для чистописания, тетради по русскому
языку, карточки: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Ход урока:
1.Организационный момент
-Представьте, что вы выглянули в окошко, а солнышко очень ярко светит, вы сощурились. Солнышко за тучку спряталось, лицо у вас спокойное. Опять солнышко выглянуло, поднесите руку ко лбу посмотрите на солнышко из-под руки, улыбнитесь солнышку, а потом друг другу.
4. Минутка чистописания.
Игра «Угадай»
-Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук.(слайд:Жж)
- Буква ж
(запись буквы Ж, ж на доске)
-Дайте характеристику звуку ж
-Согласный, звонкий, всегда твёрдый, шипящий.
-Послушайте чистоговорку.
5. Чистоговорка.
Жи – жи – жи – в лесу живут ежи.
Ши – ши – ши - в коробке есть карандаши. (дети повторяют вместе с учителем)
- Какой согласный звук повторяется в первой строчке? [ж] (хором произнесём).
-Какой согласный звук повторяется во второй строчке?(ш)(хором произнесём)
-Красиво напишем в тетради строчные буквы ж-ш ,
-Какую гласную букву и гласный звук мы произнесли после буквы ж и после буквы ш?
-Гласную букву, гласный звук и
-Напишем в тетради слоги жи-ши
2.Здоровьесберегающий аспект на уроке.
- Перед началом работы в тетради , разомнём наши пальчики и выполним гимнастику для пальчиков:
Упражнения для разминки пальцев.
Игра-упражнение «Согреваем ладони»
-Ручку кладём между двумя ладонями: трём- трём,
ручку держим двумя пальцами трём - трём, ручкой крутим - поиграем
3. Работа в тетради.
-Пишите в тетради сегодняшнее число и классная работа
6.Словарная работа.
-А сейчас мы вспомним изученные словарные слова.
(На доске заранее написанные слова с пропущенными буквами. Дети по очереди выходят к доске и ставят пропущенные буквы. Правильное написание слов проверяется по слайду всем классом. Запись слов на доске с пропущенными буквами)
М …рковь , маш…на, уч…ник, д…рога, к…ртина, м…роз, М…сква, р…бята, т…варищ, в…тер, …тец, с…рока, в…рона.
Найди ошибки. (карточки) слайд
Летом я со своей сабакой жил на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речьку. Над водой кружились чяйки. Я поймал щюку и два леща.
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
(Подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
(Подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим
(Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки
(Прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнём
И домой пешком пойдём
(Ходьба на месте)
-Ребята, какую букву мы сегодня писали?
-Букву ж и букву ш
-Какие они согласные? (шипящие)
-Ребята, какие ещё есть в русском алфавите шипящие буквы и звуки
-Ч, щ
(На слайде: шипящие звуки и буквы: ж,ш,ч,щ)
-Какую гласную букву написали
-Букву и
-Кто догадался, какая сегодня тема урока? (на слайде тема урока: гласные после шипящих)
-Гласные после шипящих
-Сегодня на уроке мы изучим правила написания гласных после шипящих.
-Прочитаем эти правила.(слайд5)
-Жи и Ши -
Ты не спеши,
С буквой И всегда пиши.
Ча и Ща,
Встречай, прощай—
С буквой А не забывай
Чу и Щу,
Лечу, кричу,
Словно ветер, заверчу.
8. Гимнастика для глаз.
-А теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазкам .
Крепко зажмурьтесь на счет-1,2,3,4,5, затем откройте глаза на 5 секунд. Повторите 6 раз Моргайте в быстром темпе на протяжении 10- 15 секунд, после чего делайте паузу на 7-10 секунд. Повторите3-4 раза.
Молодцы! Продолжаем урок.
Работа по учебнику.
Стр.13, упр. 19
Прочитайте. Подберите к каждому слову подходящее по смыслу слово из слов для справок. Запишите.
Кислый …, лесная …, колючий …, берёзовая …, фарфоровый …, пушистые …, дождевая … .
Слова для справок: шиповник, чаща, щавель, чайник, туча, снежинки, роща.
Стр.13, упр. 20
Прочитайте шутки. Какие слоги пропущены в словах?
В поле травы хоро…,
А на речке камы… .
Возле поля, мимо ржи,
Шли колючие е… .
Я руки в воду опу…
И их в воде прополо… .
Или я зажгу све…,
Или лампочку вклю… .
Запишите любое предложение. Подчеркните в словах изучаемые орфограммы.
10. Физкультминутка.
Я на скрипочке играю,
Тили – тили – тили
(Показать, как играют на скрипочке)
Скачут зайки на лужайке,
Тили – тили – тили
(Прыжки на месте)
А теперь на барабане,
Бум – бум – бум,
(Хлопки в ладоши)
Трам – трам – трам!
(Топать ногами)
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам
(Присесть)
11.Закрепление темы урока
- Давайте еще раз посмотрим, над усвоением какого правила мы работали на уроке.
Повторение правил по слайду:
Жи и ши пиши с буквой « и»
Миша, Миша: не спеши,
Внимательней пиши!
Потише нажимай,
Карандаш свой не сломай!
ЧА и ЩА пиши с буквой «А».
Пища, чаща, роща, куча,
Саранча, кочан и туча,
Дача, чайка, каланча –
Все слова на ЧА и ЩА.
ЧУ и ЩУ пиши с буквой «У».
Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулок, и чудо, и чугун,
Чудак, и щука, и ворчун,
Чумазый, чучело, чурбан,
Чудесный, чувство и чулан,
Кричу, ворчу, ищу, тащу
- Чему мы старались научиться?
- Довольны ли вы своей работой?
- У кого возникали трудности?
12.Подведение итога урока, рефлексия.
Понравился вам сегодняшний урок? Именно что понравился? С каким настроением вы сегодня работали покажите на рисунке( дети раскрашивают с каким эмоциональным состоянием они работали)рисунки у каждого ученика: радостный, сердитый, удивлённый),дети демонстрируют картинки и выражают мимикой различные эмоциональные состояние)
13.Оценивание учащихся: выставление оценок.
Домашнее задание: стр. 14, упр.21
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквосочетания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.